Консультация для воспитателей на тему"Влияние народной семейной педагогики на развитие личности ребенка"
консультация на тему
Консультация для воспитателей на тему" Влияние народной семейной педагогики на развитие личности ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32
Консультация для воспитателей: «Влияние народной семейной педагогики на развитие личности ребенка»
Подготовила воспитатель
МБДОУ детский сад №32
Еременко Светлана Викторовна
ст. Каневская
Испокон веков семья – основа любого общества. Среди ценностей, созданных человечеством за тысячелетия, семья является одной из непреходящих. Ни одна нация, ни один народ в своем развитии не сумел обойтись без семьи. С давних времен дети воспринимаются как основа семьи, как великий дар судьбы. Иметь много детей всегда было заветной мечтой каждого народа. Семья, будучи исторически обусловлена, не является раз и навсегда данным, неизменным образованием. Она существенно изменяется в процессе общественного развития. В семье, как в зеркале, отражаются изменения социально-экономического характера, происходящие сегодня в обществе. Во многих семьях затруднена возможность попросту обеспечить самовыживание ребенка. Это предопределяет новые взаимоотношения в семье между супругами, родителями и детьми, и способствует формированию опасных тенденций: самоустранения родителей от проблем нравственного и личностного развития ребенка. И совершенно очевидно, что это повлечет за собой дальнейшее разрушение нравственных устоев в обществе, деградацию личности (что уже сегодня мы можем наблюдать в нашем обществе).
Перестала функционировать и народная система воспитания, поскольку определяющим компонентом в народной педагогике является непосредственная передача определенных традиций в процессе взаимодействия поколений. Семейное воспитание должно помочь ребенку изначально усвоить нормы поведения в обществе, в коллективе, во взаимоотношениях с людьми, то есть воспитание детей не только сугубо семейное дело, но и как социальная обязанность родителей перед обществом. В семье происходит не только рождение человека, но и формирование его как гражданина. Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. И как анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. /4/.
Сегодня современная семья утратила многие их добрых традиций, выполняющих воспитательные функции. Отсутствие такого фактора, как постоянное общение друг с другом, со взрослыми, с родителями, с бабушками и дедушками, не позволяет ребенку в должной степени адаптироваться к социуму, накопить опыт социальных ролей, уважительного отношения к старшим, поэтому нередко растет отчуждение между родными и близкими, детьми и родителями. Достаточно типичной ситуацией является недостаточное внимание родителей к детям6 например – забирая малыша из детского сада, для того, чтобы он не мешался под ногами, мы его усаживаем возле телевизора или компьютера; тем временем подросток, пришедший из школы, в лучшем случае – болтается бездумно по улице, в худшем случае благодаря старшим товарищам берется за сигарету или еще хуже за бутылку горячительного напитка, наркотики (а ведь мы понимаем, что это – только начало); или еще пример: перед сном ребенок просит почитать ему книгу, а в ответ мы найдем тысячу причин отказать ему. А ведь мы совсем забыли, что еще не так давно сами были детьми, сами нуждались во внимании со стороны взрослых, и наши родители читали или рассказывали нам на ночь сказки, бабушки пели колыбельные, папы и дедушки мастерили вместе с нами, не говоря о том, что нас учили играть в хорошие, добрые, русские игры. Такое недостаточное внимание со стороны родителей дает свои результаты: эгоизм, черствость, искаженная система ценностей. В итоге – дети и родители становятся фактически чужими.
Делая выводы из всего выше сказанного, сегодня очень актуально обратиться к семейной педагогике, обращение к семейным народным истокам воспитания, вечным духовным истинам, которое накопило человечество, - это не только обращение к опыту народа, но и обращение к истории своей семьи, своей фамилии.
В каждой семье есть свое прошлое, познав которое, ребенку легче осознавать себя продолжателем и хранителем лучших традиций своей семьи, своего народа. Знание своих предков в нескольких поколениях, знание дел приносящих добро людям, рождает у ребенка желание быть таким, как его предки; сохранять традиции своего народа, а позже своей Родины.
В традициях семейной народной педагогики – ни одного человека не оставлять без внимания, всех объединять общественными делами, так как коллективное начало в организации жизни человека делало его коллективистом по духу. Но не только отдых и труд несут в себе коллективистское содержание, и в беде человек не был одинок, и в трудную минуту его поддерживало общество. У каждого народа есть немало пословиц, поговорок, содержащих призыв к человеку жить в мире и ладу с другими людьми. Они проповедуют идею общности с народом, учат единению с ним, опоре на него. Различны способы утверждения коллективистских начал, заложенные в национальных традициях, обычаях и обрядах./4/. Опыт народной семейной педагогики в формировании первоосновы личности человека был взят на вооружение такими выдающимися педагогами, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, которые считали, что историческая память традиции семьи является важнейшим фактором воспитания, так как в ней выражается семейный опыт и его нравственные ценности, а так же опыт и ценности рода. Народ-воспитатель пользовался в первую очередь ненавязчивыми методами воспитания. Пластичность и богатство приемов и методов народной педагогики создают непринужденность, естественную атмосферу, где основными отправными моментами воспитания служат не приказание и принуждение (ты должен), а собственный интерес, соревновательность, взаимопомощь (осознанность). /1/. Народ-педагог все вокруг, так или иначе, использовал для педагогических целей. Чувство прекрасного развивалось в песнях, хороводах, фольклоре, в вышивках и поделках. Сказки, которые каждый день слушали в детстве, - это своеобразный прием, так как в них «проигрывались» различные жизненные ситуации, в которые попадали сказочные герои. Чувство патриотизма воспитывалось через любовь к природе. А о массовых праздниках, ритуалах и обрядах, можно вообще говорить как о целых воспитательных системах. Коллективная, всеобщая форма народных педагогических традиций, поиск, выявление и применение на практике педагогических элементов в каждой детали быта и жизни, неосознанное, неотчетливо прослеживаемое стремление максимально педагогизировать всю окружающую среду, общественный контроль за осуществлением традиций в его различных национальных формах, социальная память, как способ передачи опыта – таковы основные социальные элементы в народных педагогических традициях. /2/.
Таким образом, объединив усилия семьи, учреждений образования и семейной народной педагогики, мы сможем получить положительный результат – наши дети не будут «Иванами – не знающими своего родства», а вырастут людьми, уважающими свой народ, свою культуру, заботящиеся о своих близких, о своем доме, о своей Родине, а значит они сохранят наш народ - как единое целое, и сохранят нашу национальную культуру.
Работая с педагогами дополнительного образования, воспитывающими детей дошкольного возраста мы обратили внимание на то, что ставшие для нас традиционными формы и методы проведения родительских собраний и школ не приносят особых результатов: говоря о целях воспитания и обучения, об успехах и неудачах детей и т.д., - мы не приближаем к себе родителей, а только удаляемся друг от друга. Тогда мы решили обратиться к семейной народной педагогике, к ее заповедям. И отметили для себя некую ступенчатость: общество воспитывает взрослых людей, те в своих семьях воспитывают своих детей, и вместе они подчиняются правилам общества. И пришли к выводу о том, почему бы нам не выступить частью нашего общества, которое имеет богатый педагогический опыт и которая поможет родителям вернуть в их семьи покой, понимание и счастье от общения друг с другом. Мы выстроили свои родительские встречи так, что их участниками стали не только мамы и дети, мы подключили к ним пап, бабушек и дедушек. И все участники таких встреч, так или иначе, задействованы в проведении таких мероприятий.
К примеру: первая встреча была посвящена «Народной мудрости в пословицах» - здесь дружные семьи делятся с детьми той мудростью, теми советами, которые скрывают в себе народные пословицы и поговорки; вторая встреча «Мир колыбельных песен» - где мамы и бабушки не только напевают передающиеся им из поколения в поколение колыбельные песни, но и обыгрывают их, что приводит в восторг не только девочек, но и мальчиков; третья встреча «Наши любимые игры» - в ходе которой папы и дедушки обучают детей народным играм (играм своего детства), которые представляют не только большой интерес со стороны детей, но и представляют огромную ценность для всех участников встречи; четвертая встреча посвящена «великим праздникам на Руси» - где все участники делятся своими воспоминаниями о проведении таких праздников в их семьях, обучают детей календарным песням; пятая встреча «Старинные баллады и былины» - на такой встрече в старых традициях бабушки рассаживают детей вокруг себя и рассказывают им о чудесах давно минувших дней; шестая встреча посвящается «Царству слов» - где общими усилиями родителей и педагогов, на доступном для дошкольников языке, детям объясняют те или иные выражения не знакомые для них («баклуши бить», «лясы точат», «на воре шапка горит», «чур меня»), но эти слова и выражения часто встречаются в народных произведениях и сказаниях и их значение необходимо понимать./6/. Большое внимание на таких встречах уделяется проведению сезонных праздников в традициях русского народа – с использованием народных игр, песен, пестушек и потешек, скороговорок и считалок; особое внимание уделяется правилам и нормам поведения, хорошим манерам, через познание этикета. В ходе таких встреч семьи делятся своим опытом воспитания, своими совместными делами, где раскрывают формы поощрения детей, так как наши дети очень нуждаются в оценке со стороны взрослых, а позже со стороны сверстников, нуждаются в признании и успехе.
Поощряя добро, мы умножаем его в ребенке, в коллективе, формируя тем самым определенный микроклимат мира и согласия, творческого развития и должного отношения к старшим, к результатам их труда. Но надо помнить о том, что проводя работу с семьей, мы не можем ограничиваться только совместными мероприятиями, мы должны проводить повседневную работу с детьми и их родителями. И постоянно уповать на то, что именно в семье ребенок получает первые жизненные ориентиры, первые убеждения и первые мировоззренческие взгляды, которые зависят от господствующей в ней духовной и культурной атмосферы. А потом их дальнейшее развитие происходит под чутким руководством наших педагогов. Мы, как и их родители являемся образцами поведения для наших детей, а также наши поступки и взаимоотношения, мы проявляем истинную любовь к своим воспитанникам, относимся к ним с уважением и постоянно одобряем их поступки. Приобщая их к истокам и традициям мы видим, как дети как бы примеряют свое поведение к положительно оцениваемым образцам, понимая, что сходство с ними дает им основания гордиться собой; дети начинают стыдиться проявлений трусости, грубости, жадности, невежливости и т.д./5/.
Построив работу с семьей, таким образом, мы добиваемся понимания и признания со стороны детей и взрослых, доброго и чуткого отношения к окружающим, любви и признания традиций нашего народа и , наконец, видим стремление к сплочению поколений и постоянной готовности помочь друг другу, и главное стремление сохранить ценности не только своей семьи, но и своего народа, и своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему : «Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста».
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребе...
Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка
Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенкаЦель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; занкомство родителей со стилями воспита...
Консультация для родителей на тему: «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка»
Консультация для родителей на тему: «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка»...
Консультация для родителей на тему: «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка»
Данная консультация для родителей поможет полно разъяснить о важности подвижных игр способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения...
Консультация для родителей на тему: «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка»
Консультация для родителей на тему: «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка» Описание материала: Данная консультация для родителей поможет полно разъяснить о важности подв...
Консультация для воспитателей на тему: «Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка»
Формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей способствует обучение детей математике в дошкольном возрасте: логически мыслить, рассуждать и действовать, гибкость мыслительного процесс...
Консультация для воспитателей на тему: «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника»
Важное значение в возникновении у детей игры особого рода театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в св...