Акватерапия в коррекционной работе учителя -логопеда.
консультация по логопедии (старшая группа)

Дуброва Анна Константиновна

Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода. Игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения. 
Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, задержку психомоторного развития, неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, нарушения органов слуха и зрения.  

Цель акватерапии: повышение эффективности логопедической работы, развитие мотивации к речи, преодоление  трудности актуализации речевых навыков посредством интерактивного взаимодействия с игровым сенсорным материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКВАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода. Игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения. 
Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, задержку психомоторного развития, неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, нарушения органов слуха и зрения.  

Цель акватерапии: повышение эффективности логопедической работы, развитие мотивации к речи, преодоление  трудности актуализации речевых навыков посредством интерактивного взаимодействия с игровым сенсорным материалом. 


Задачи акваигр:

– способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию, развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук, регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний;
– способствовать развитию речи;
– снижать проявления гиперактивности ребенка; 
– формировать оздоровительные процессы в организме;
– стабилизировать психо-эмоциональное состояние ребенка.

При введении акватерапии учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, элементарные гигиенические правила и правила безопасности работы с водой.  

Дети с удовольствием играют с водой, т.к. это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.

Но прежде чем приступать к играм, нужно запомнить несколько простых правил работы с водой:
– нельзя намеренно выливать воду на пол;
– нельзя брызгаться водой;
– после игры вытереть руки насухо.

Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним.

 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ВОДОЙ ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Акваигры для формирования речевого дыхания:

 «Кораблик» (развиваем речевое дыхание) Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки) непромокаемые фартуки.

Ход игры: давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.

 «Футбол» (развиваем речевое дыхание)  Оборудование: ёмкость с водой, ворота футбольные, пластмассовый футбольный мячик, коктейльные трубочки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.

«Буря» (развиваем речевое дыхание) Оборудование: ёмкость с водой, кораблик, коктейльные трубочки, непромокаемые фартуки.

Ход игры:  Ребенок длительной воздушной струей, с помощью коктейльной трубочки, вызывает «бурю» на воде.

«Морская прогулка». Оборудование: ёмкость с водой, кораблик, коктейльные трубочки, непромокаемые фартуки.

С помощью коктейльной трубочки ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку или шарик по поверхности воды.

 

Артикуляционная гимнастика
«Лошадка». Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по воде»
«Индюк». Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в воде
«Качели». Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в воде двигать в том же направлении
«Часики». Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в воде двигать в том же направлении.
«Накажи непослушный язычок». Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по воде.
«Расчёска». Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать в воде

 

Акваигры для формирования звукопроизношения

«Заведи мотор»

Цель: развивать правильное звукопроизношение изолированного звука

Ход игры: Произносить длительно звук Р и при этом выполнять круговые движения руками в воде в одном направлении, в разных направлениях, вверх – вниз в одном направлении, в разных направлениях и т.п.

«Параход»

Цель: развивать правильное звукопроизношение изолированного звука

Ход игры: Произносить длительно звук Л и при этом выполнять круговые движения руками в воде в одном направлении, в разных направлениях, вверх – вниз в одном направлении, в разных направлениях и т.п.

«Змейка», «Шарик», «Жук»

Цель: развивать правильное звукопроизношение изолированного звука

Ход игры: Произносить длительно звук Ш (Ж) и при этом выполнять круговые движения руками в воде в одном направлении, в разных направлениях, вверх – вниз в одном направлении, в разных направлениях и т.п.

«Насос», «Комарик»

Цель: развивать правильное звукопроизношение изолированного звука

Ход игры: Произносить длительно звук С (З) и при этом выполнять круговые движения руками в воде в одном направлении, в разных направлениях, вверх – вниз в одном направлении, в разных направлениях и т.п.

«Достань игрушку»

Цель: развивать правильное звукопроизношение

Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки на определенный звук. Взрослый   просит ребенка достать и четко назвать игрушку, в названии которой есть заданный звук.

 «Узнай игрушку на ощупь» Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: После предварительного рассматривания - закрой глаза, опусти руки в воду, возьми любую игрушку и узнай ее, что это?

«Жемчужины»  Оборудование: ёмкость с водой, игрушки на изучаемые звуки, жемчужинки (камушки марблс), непромокаемые фартуки.

Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань предметы, в названии которых столько слогов, сколько жемчужин у меня (у товарища) в руке. Назови предметы, четко проговаривая звук …

Акваигры для формирования фонематического восприятия, анализа и синтеза, обучения грамоте

«Цветные жемчужины»

Цель: Закрепить понятия «гласный - согласный», «твердый - мягкий», и их цветовые обозначения. Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) «жемчужины» трех цветов, красного, синего, зеленого. Взрослый называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает «жемчужину» нужного цвета. Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же жемчужин нужного цвета.

«Собери жемчуг»

Цель: Формирование фонематического анализа.

Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) «жемчужины» трех цветов, красного, синего, зеленого. Логопед называет слово, и предлагает сделать звуковой анализ на дне аквариума из цветных жемчужин.

«Рыбка»

Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове.

Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) «Рыбка». Логопед называет звук местоположение которого необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и поднимает соответствующую карточку (голова, середина или хвост рыбки).

«Достань игрушку»

Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове.

Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки. Взрослый называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.

«Сколько слогов?»

Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове.

Ход игры: На дне емкости с водой ракушки (камешки, «жемчужины»). Логопед называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове и достать столько же ракушек (камешков, «жемчужин»)

«Вылови букву»

Цель: закрепление зрительного образа буквы.

Ход игры: В аквариум (любой емкости с водой) плавают пластмассовые буквы алфавита.

1. Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву.  

2. Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слог.  

3. Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слово.

«Угадай букву»

Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии.

Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) пластиковые буквы частично закопанные в грунт. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква названа правильно, ребенок может ее достать. (усложнение- составление и чтение слогов, слов)

«Составь букву, слово, слог»

Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии. На дне аквариума (любой емкости с водой) металлические счетные палочки.

Ход игры: Ребенку предлагается выложить и назвать букву, или выложить заданную букву (слог, слово). Переносите знакомые игры в воду, адаптируя пособия, и вы увидите, что обучение через игры с водой позволяет ребенку получить психоэмоциональную разгрузку, и усвоить необходимые знания умения и навыки.

«Найди заданный звук в слове» Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: говорим ребенку звук «А» и просим достать игрушку, название которой начинается на этот звук. Например: автобус, аист и т.д.

«Закреплять зрительный образ буквы» (профилактика дисграфии) Оборудование: ёмкость с водой, пластиковые буквы, непромокаемые фартуки.

Ход игры: бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них.

 «Узнай букву на ощупь» (обучение грамоте) Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые буквы, непромокаемые фартуки.

Ход игры: закрой глаза, опусти руки в воду, возьми любую букву и узнай ее, какая это буква?

«Собери бусы»  (развитие звукового анализа) Оборудование: ёмкость с водой, шнуровка, бусы красного, зеленого и синего цвета, непромокаемые фартуки.

Ход игры: выполни звуковой анализ слова и собери в воде бусы в порядке чередования звуков в слове.

«Выложи букву» Оборудование: ёмкость с водой, металлические палочки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: выложи на дне емкости буквы металлическими палочками.

«Выложи слово» Оборудование: ёмкость с водой, буквы пластмассовые.

Ход игры: выложи на дне емкости слово из букв, которые находятся на дне.

«Жемчужины» Оборудование: ёмкость с водой, жемчужинки (белые камушки марблс), непромокаемые фартуки.

Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.

«Рыбацкие  сети» Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.
Ход игры: Поймай в сеть столько рыбок, сколько слогов (звуков) в слове. Молодец. А давай теперь их посчитаем.

 

Акваигры для формирования лексико-грамматических категорий  речи:

 «Расширяем словарный запас» (формирование словаря прилагательных)
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.

«Расширяем словарный запас» Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).

«Рыбка» (ориентировка в пространстве) Оборудование: ёмкость с водой, стеклянные рыбки (марблс), заламинированный шаблон в клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве), непромокаемые фартуки.

Ход игры: просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию: две клетки вверх, 1 клетку влево и т.д.

 «Ракушки» (существительное с числительным) Оборудование: ёмкость с водой, ракушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: доставай по одной ракушке и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек.

 

Акваигры для развития мелкой моторики:

«Собери бусы»  (развитие мелкой моторики) Оборудование: ёмкость с водой, шнуровка, бусы, непромокаемые фартуки.

Ход игры: собери в воде бусы.

«Марблс» Оборудование: ёмкость с водой, марблс, непромокаемые фартуки.

Ход игры: выложи рисунок из камушков марблс.

 «Пальчиковые игры» Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки.

Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде.

«Губка» (развиваем тактильные ощущения) Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки

Ход игры: достань и выжми губку

 

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

Игры с водой очень естественны, это то, чем детям нравится заниматься, то, что не вызывает у них страха, дискомфорта. Все умения, навыки и знания, которым обучают детей, используя акваигры усваиваются ими гораздо быстрее и проще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...

Метод акватерапии в логопедической работе учителЯ-логопеда

Акватерапия — это метод коррекции различных нарушений в развитии детей, при котором применяется вода.Цель акватерапии: повышение эффективности логопедической работы, развитие мотивации к ре...

Методическая разработка: «Использование метода акватерапии в коррекционной работе учителя-логопеда»

В жизни современного человека речь имеет огромное значение. Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку к социализации. Формирование личности и психических процес...