Опыт работы "Сказкотерапия, как средство развития связной речи у детей 4-5 лет"
опыты и эксперименты (средняя группа)

Скурятина Анна Александровна

Что же такое сказкотерапия? Это - лечение сказками. Знания испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня, в конце тысячелетия к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx39.26 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы учителя-логопеда

«Сказкотерапия, как средство развития связной речи детей 4-5 лет»

Актуальность

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через сказки ребенок не только развивает свою речь, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности, время, когда в ребенке закладывается достаточный потенциал для дальнейшего роста и развития. В этот же период происходит формирование всех сторон речи. Формирование умений и навыков связной речи, а также обогащение словаря у дошкольников – одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний.

Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми, имеющих отклонения в речевом развитии, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого воздействия на речевую сферу ребенка.

Занятия с применением метода сказкотерапии помогают:

  • развивать речь детей (пересказывание сказок, группового рассказывания сказок, рассказывание сказок по кругу, сочинение сказок)
  • выявить и поддержать творческие способности;
  • снизить уровень тревожности и агрессивности;
  • развить способности к эмоциональной регуляции и коммуникации, а также навыки конструктивного выражения эмоций.

Формы работы

  • Чтение детям сказок;
  • Беседы по содержанию сказок;
  • Пальчиковые игры по сказам;
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам для правильного восприятия текста сказок;
  • Инсценировка сказок;
  • Дидактические игры;
  • Отгадывание загадок по сказкам;


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ 

МЕРОПРИЯТИЕ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Определить уровень развития речи детей – диагностирование. Выявление трудностей у детей.

СЕНТЯБРЬ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Анкета для родителей по развитию речи детей (Приложение 1)

Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души». (Приложение 2. )

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Создание презентации на тему «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»

РАБОТА С ДЕТЬМИ

  1. Рассказывание русской народной сказки «Репка»
  2. Слушание аудиозаписи сказки «Репка»
  3. Дидактическая игра «Выложи сказку «Репка»».

разложите карточки по порядку; кто первым пришел тянуть репку? Кто пришел раньше – бабушка или внучка? Кто пришел потом? Кто пришел тянуть репку последним? Расскажите по картинкам, что было сначала, что потом? (задание повторяется)

ОКТЯБРЬ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация для родителей «Положи свое сердце у чтения».

РАБОТА С ДЕТЬМИ

  1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба»
  2. Показ настольного театра «Курочка Ряба»
  3. Слушание аудиозаписи «Курочка Ряба»

НОЯБРЬ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

  1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок»
  2. Слушание аудиозаписи «Теремок»
  3. Показ настольного театра «Курочка Ряба»

ДЕКАБРЬ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация для родителей «Воспитание сказкой»

РАБОТА С ДЕТЬМИ

  1. Чтение русской народной сказки «Колобок»
  2. Рассказывание детьми сказки «Колобок» с помощью мнемотаблицы
  3. Прослушивание аудиосказки «Колобок»
  4. Дидактическая игра. Выложи сказку «Колобок»

ЯНВАРЬ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация для родителей: «Использование различных видов театра при ознакомлении детей со сказкой» (папка-ширма).

РАБОТА С ДЕТЬМИ

  1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь»
  2. Рассказывание детьми сказки «Маша и медведь» с помощью мнемотаблицы

ФЕВРАЛЬ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация для родителей «Как ускорить процесс понимания сказки» папка-передвижка.

РАБОТАС ДЕТЬМИ

  1. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята».
  2. Показ настольного театра «Волк и козлята»
  3. Пальчиковая гимнастика «Козочка»

Дай молока нам, Козочка, дети показывают, как доят козу.

Хоть капельку – на донышке.

Ждут тебя козлятки из пальчиков делают рожки.

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, загибают пальцы.

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем даѐт здоровье снова доят.

Молоко козье.

МАРТ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация для родителей: «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой»

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Презентация «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

РАБОТА С ДЕТЬМИ

  1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»
  2. Показ настольного театра «Заюшкина избушка»
  3. Пальчиковая гимнастика «Новый дом»

 Новый дом
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!                      Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.
Молоток бери, мой друг!   
Мы построим новый дом,                      Ставят рядом ладошки-«стены»,
Есть окошко в доме том.                       Складывают указательные пальцы полочкой,
Есть еще одно, повыше,                        остальные соединяют «крышей».
Есть труба вверху на крыше.                Мизинец отставляют в сторону - труба.
Дом готов, зовем гостей:
«Приходите поскорей!»                        Делают приглашающий жест рукой.

АПРЕЛЬ

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Консультация «Сказкотерапия» в образовательной деятельности при формировании речевой активности.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

  1. Чтение русской народной сказки «Три медведя»
  2. Показ настольного театра «Три медведя»
  3. Слушание аудиозаписи сказки «Три медведя»

МАЙ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Оформление выставки рисунков «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей)

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Выступление на итоговом педсовете.


Аннотация

Повышение качества образования детей с нарушениями в речевом развитии является одним из важных направлений модернизации дошкольного образования. Распространённость речевых дефектов у дошкольников и необходимость их коррекции требует от учителя – логопеда мастерства в применении современных образовательных технологий.

Метод сказкотерапии является здоровье сберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

В своей работе я  раскрыла и систематизировала все элементы сказкотерапии, которые возможно использовать в логопедической работе, определила формы работы со сказкой, поставила перед собой цели для каждого упражнения, а также запланировала ожидаемый результат:

  • Успешное овладение грамотной и связной речью,
  • Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок,
  • Использование образных выражений при пересказе сказок,
  • Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок,
  • Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка,
  • Совершенствование звуковой стороны речи,
  • Усиление интереса к занятиям,
  • Доброжелательное отношение к взрослым и к друг к другу.

Востребованность материала.

Материал может быть использован в условиях детских садов, логопункта, логопедических группах учителями-логопедами, воспитателями.

Цель: содействие развитию речи детей обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.

Задачи:

  1. Изучение методической литературы по данной теме;
  2. Выявить значение сказки в системе воспитания детей;
  3. Приобщить детей к сказкам, увлечь интересными сюжетами;
  4. Создать условия для развития связной речи детей посредством сказкотерапии.

Этапы работы:

  1. Изучение методической и научно-популярной литературы;
  2. Подбор дидактических игр и упражнений. Подбор русских народных сказок, соответствующих лексическим темам недели;
  3. Формирование опыта по теме, внедрение в практику;
  4. Представление опыта работы по теме.

Элементы сказкотерапии – медитации на сказку (статическое или психодинамическое погружение) психодинамические медитации

  • Перевоплощение
  • Изображение растений
  • Погружение в различные стихии
  • Упражнения с тканью
  • Танец
  • Упражнения с зеркалом
  • Пантомимические этюды

Перевоплощение в живое существо

Цель:  Снятие напряжения, активизация  воображения

Перевоплощение в неживое существо

Цель: Погружение в образ, чередование напряжения с расслаблением  

В логопедической работе использую два вида сказок, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией.

  1. Дидактические сказки
  2. Художественные сказки
  • народные →сказки о животных → бытовые сказки
  • авторские→ волшебные сказки

Художественная сказка

Предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию.

Используя сказки для расширения словаря детей, провожу следующие виды работы:

- вычленение слов из сказки с заданным звуком;

- рифмовка слов (удалец-молодец);

- придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);

- подбор эпитетов к сказочному герою;

- называние сказочного героя по эпитетам;

- называние слов-признаков, слов-действий из сказки;

- подбор к сказочному персонажу действий, признаков;

- подбор к действиям - сказочного персонажа;

- придумывание нового названия сказки;

- называние пропущенных слов в сказке и др.

В работе над предложением предусматриваю два направления:

I.   Работа по его развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению в соответствии с целью высказывания.

2. Работу по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.

Для формирования правильного грамматического строя я предлагаю следующие формы работы:

- Составление предложений по опорным картинкам из сказок;

- Составление    предложений    с    определенным     словом, несколькими словами;

- Распространение предложения;

- Составление    предложений    по    демонстрации    действий сказочных персонажей;

- Составление предложений с опорой на игрушку;

- Упражнение «закончи предложение» и т.д.

При включении сказок в занятия, решаются задачи  развития просодической стороны речи:

  • Развития речевого дыхания,
  • Плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы),
  • Развитие различной силы выдыхания,
  • Развитие голоса с постепенной сменой силы голоса,  
  • Развитие темпа, ритма и интонации голоса.

           


Выводы и рекомендации

Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.  

Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной, эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. И задача педагогов — так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи.

Актуальность темы заключается в том, что сказкотерапия-эффективный, развивающий метод для развития связной речи у детей с ОНР, который позволяет вовлечь ребенка в активную логопедическую работу.

Сегодня достоинство и роль  метода сказкотерапии   в работе с детьми с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают   строить диалоги,   влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с ОНР по развитию связной  речи  и чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

Таким образом, на основании выше приведенных материалов, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в логопедической работе дошкольного учреждения:

  1. У ребенка ликвидируются болезненные переживания связанные с дефектами речи.
  2. Укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.
  3. Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.  
  4. Улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй,  словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

Опыт работы на тему "Развитие связной речи у детей с ОНР средствами театрализованной деятельности"

К сожалению, в отечественной логопедии на сегодняшний день наиболее приоритетным и особенно полно разработанным является коррекционное направление, фокусирующееся на преодолении возникающих или уже им...

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Опыт работы по теме: Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 27 – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГОВИДА Г. ТУЛЫ  БАЗОВАЯ МОДЕЛЬОБОБЩЕННОГО ОПЫТА Валуевой Галины Петровны ВОСПИТАТЕЛЯ ...

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Актуальный педагогический опыт работы по теме "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"

Актуальный педагогический опыт работы по теме"Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством использования мнемотехники"...

ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

        Актуальность исследования. Введение ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений, к...