Звуки [М - М']. Буква М.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия по подготовке детей подготовительной группы к обучению грамоте: "Звуки [М - М']. Буква М".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_m_-_m._bukva_m.docx | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 56 «Ромашка»
управления по образованию администрации г. о. Химки
Конспект
занятия ООД по подготовке к обучению грамоте
детей подготовительной группы
с нарушениями речи комбинированной направленности
«Звуки [М – М']. Буква М»
Подготовила:
учитель-логопед
Данченко В. И.
г. Химки
20.11.2020 г.
Тема: «Звуки [М – М']. Буква М».
Цель: Продолжать формировать у детей фонематическое восприятие.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закреплять умение условно обозначать гласные и согласные звуки звуковыми символами.
- Упражнять в дифференциации согласных звуков по твёрдости – мягкости.
- Развивать умение синтезировать слова из слогов.
- Обогащать и активизировать словарный запас детей.
- Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Развивать просодическую сторону и интонационную выразительность речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Совершенствовать фонематическое восприятие, слуховую память и внимание
- Развивать ассоциативное мышление, выразительность речи, общую и тонкую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать самоконтроль за речью.
- Формировать познавательную активность, положительную учебную мотивацию, волевые качества, уверенность в своих силах, взаимопонимание, доброжелательность, эмоциональность.
Интеграция ООД: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Здоровье»
Тип деятельности:
- Познавательно-речевой.
- Социально-коммуникативный.
- Игровой.
Реализация здоровьесберегающих технологий:
- Дозировка времени проведения ООД.
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития детей.
- Смена видов деятельности.
- Позитивный психологический климат.
- Проведение эмоциональных разрядок, динамических пауз, самомассажа.
- Развитие общей и тонкой моторики.
- Облегчённая одежда детей.
Оборудование:
- Игрушки Маши и Миши из мультфильма.
- Магнитная доска.
- Изображения ежей.
- Бельевые прищепки красного, синего и зелёного цвета.
- Корзинки.
- Предметные картинки.
- Сердечко.
Ход занятия.
Деятельность учителя - логопеда | Деятельность детей |
I. Организационный момент. | |
Логопед: Сегодня у нас присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними. Психогимнастика: Хватит щёки надувать, Брови хмурить, поднимать, Губы в улыбочке держать. Спинку прямо, ножки ровно, Вы к занятию готовы? Логопед: Сейчас мы вместе вами снова отправимся в сказочную страну Звукознайку. Кто это сегодня прячется в стране Звукознайке? Да. Эти герои уже были на наших занятиях. | Дети приветствуют гостей. |
II. Основная часть. | |
1. Введение в тему. Логопед: Но, прежде чем отправиться в путешествие, напомните Маше и Мише какие бывают звуки? (Схема). Самомассаж ушных раковин. Логопед: Чтобы хорошо слышать звуки, нам нужно сделать массаж ушей. (Прямой счёт и массаж ушей вверх, затем обратный счёт и массаж ушей вниз). | Ответы детей с опорой на схему. (Гласные звуки, согласные твёрдые звуки, согласные мягкие звуки). |
2. Д/у «Прикрепи ежу иголку». Дифференциация гласных и согласных звуков на слух. Развитие мелкой моторики. Логопед: Маша и Миша тоже хотят научиться играть в игру «Прикрепи ежу иголку». Звуки [А, М, У, С’, Д, И, Ы, П’, Т’, Ц, К, Ж]. | Дети прикрепляют ежам прищепки. |
3. Д/и «Умная машина». Развитие фонематического восприятия и слуха. Логопед: Над какими звуками будем работать, вы узнаете, если услышите и, подняв руку, назовёте последний звук в следующих словах: дом, ком, сом, том, лом, гам, сам, альбом. Логопед: Определите, звук [М] – звонкий или глухой. Дайте характеристику звуку по схеме. Звук [М]: согласный твёрдый звонкий звук. Логопед: У твёрдого братика [М], есть мягкий братик. Петя, произнеси звук мягко - [М']. Мы с вами знаем секрет: если один братик звучит звонко, то и второй братик – тоже будет звучать звонко. | Ответы детей. Звук [М]. Ответы детей. 2 ребёнка дают характеристику звукам по схеме. Характеристика звука [М']: согласный мягкий звонкий звук. |
4. Д/у «Разложи картинки». Дифференциация звуков [М – М']. Логопед: Назовите первый звук в слове Маша? -Назовите первый звук в слове Миша? Вы знаете, что Маша очень торопливая, она так торопились к вам на занятие, что рассыпала свои и Мишины картинки из корзинок, которые они вам хотели показать. Давайте поможем им разложить картинки. Если в названии картинки вы услышите звук [М], то положите её в корзинку Маше, если услышите звук [М'] – то в корзинку Мише. | Дети раскладывают карточки в 2 корзинки. |
5. Д/у «Слоговички». Развитие фонематического анализа и синтеза. Логопед: Наши герои умеют придумывать слоговички, а вы можете? Ма-ма-ма, лыш-лыш-лыш, получается малыш. Ма-ма-ма, шина-шина-шина, получается … машина. Ми-ми-ми, нута-нута-нута, получается …минута. Мас-мас-мас, лёнка-лёнка, получается …маслёнка. Ме-ме-ме, тель-тель-тель, получается …метель. | Ответы детей хоровые. |
6. Д/у «Гимнастика ума». Активизация и обогащение словаря. Логопед: Маша и Миша передали мне для вас упражнение «Гимнастика ума» и напоминают вам, что все ваши ответы будут начинаться со звуков [М], [М']. Просьба: всем вместе не кричать, руку сначала поднимать, потом – отвечать. Если дети маленькие, их называют … (малыши). В детском саду есть девочки и … (мальчики). Назовите столицу нашей Родины … (Москва). Назовите месяцы … (март, май). Назовите фрукт … (мандарин, манго). Назовите овощ … (морковь). Назовите продукты … (молоко, макароны, мороженое, майонез, масло, маргарин). Как называется помещение, в котором продают продукты или вещи … (магазин). Назовите одним словом: стол, диван, кровать, шкаф … (мебель). Назовите подземный вид транспорта … (метро). Как называется самый маленький палец у людей … (мизинец). Как называется серое вещество в голове человека, которым он думает … (мозг). Назовите животных … (медведь, медведица, марал, морж). Назовите природное явление, когда дует сильный ветер со снегом … (метель). Назовите предмет, которым дворник подметает двор … (метла). Как называется математический знак в виде чёрточки … (минус). Назовите имена людей … (Маша, Миша, Марина, Максим, Макар, Маргарита, Матвей). Назовите самого родного человека на земле… (Мама). | Ответы детей. |
7. Динамическая пауза «Дружные ребята». Выполнение движений с речевым сопровождением. Встаньте дружно, потянитесь! Пошагайте, покрутитесь. Руки вправо, руки влево, А потом присядьте смело. Снова встаньте, потянитесь И друг другу улыбнитесь. | |
8. Знакомство с буквой М. Помочь запомнить зрительный образ буквы. Логопед: Помните сказку о Полянке, на которой любили собираться звуки? Когда звуки решили выбрать платьица, чтобы люди смогли их увидеть, наши братики [М и М'] выбрали вот такое платьице и стали похожи на букву М. Посмотрите на доску. Здесь напечатаны большая и маленькая буква М. Миша попросил показать вам доску, на которой Маша училась печатать букву М. (Показ доски). Логопед: Вот теперь мы с вами можем напечатать замечательное слово «мама». | Один ребёнок находит и показывает правильную букву. Дети печатают на доске по 1 букве. |
9. Д/ и «Буквы идут в гости». Чтение обратных и прямых слогов на доске. Логопед: изученные ранее буквы хотят подружиться с новой буквой и собрались по очереди сходить к ней в гости: ум, ам, эм, им, му, ма, мэ, ми. Логопед: Вот теперь мы с вами можем напечатать замечательное слово «мама». | Дети печатают на доске по 1 букве. |
10. Д/и «Скажи ласково». Словообразование с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Логопед: Я показываю вам вот это сердечко. Давайте научим наших гостей говорить ласковые слова. Дочка-доченька, сын-сыночек, папа-папочка, мама-мамочка. | Ответы детей. |
11. Д/у «Придумай предложение». Развитие просодической стороны речи. Логопед: Маша и Миша хотят научиться придумывать предложения. Составьте предложение со словом мамочка. Произносите предложение: «Я очень люблю свою мамочку»: обычным голосом, громко, тихо, радостно, грустно, вопросительно. | Ответы детей. |
III. Итог. | |
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие в сказочную страну Звукознайку. - Кто был сегодня на нашем занятии? - Какие игры вам понравились? - Что запомнилось? - Маша и Миша оставляют вам графические работы с буквой М, которые вы выполните дома. Попрощайтесь с нашими гостями. | Ответы детей. |
Психогимнастика:
Хватит щёки надувать,
Брови хмурить, поднимать,
Губы в улыбочке держать.
Спинку прямо, ножки ровно,
Вы к занятию готовы?
- Введение в тему. Схема на доске.
- САМОМАССАЖ ушей.
- Д/у «Прикрепи ежу иголку».
- Д/и «Умная машина»: ДОМ, КОМ, СОМ, ТОМ, ЛАМ, ГАМ, САМ
- Д/у «Разложи картинки».
- Д/у «Слоговички»: МАЛЫШ, МАШИНА, МАСЛЁНКА, МЕТЕЛЬ.
- Д/у «Гимнастика ума»:
Если дети маленькие, их называют … (малыши).
В детском саду есть девочки и … (мальчики).
Назовите столицу нашей Родины … (Москва).
Назовите месяцы … (март, май).
Назовите фрукт … (мандарин, манго).
Назовите овощ … (морковь).
Назовите продукты … (молоко, макароны, мороженое, майонез, масло, маргарин).
Как называется помещение, в котором продают продукты или вещи … (магазин).
Назовите одним словом: стол, диван, кровать, шкаф … (мебель).
Назовите подземный вид транспорта … (метро).
Как называется самый маленький палец у людей … (мизинец).
Как называется серое вещество в голове человека, которым он думает … (мозг).
Назовите животных … (медведь, медведица, марал, морж).
Назовите природное явление, когда дует сильный ветер со снегом … (метель).
Назовите предмет, которым дворник подметает двор … (метла).
Как называется математический знак в виде чёрточки … (минус).
Назовите имена людей … (Маша, Миша, Марина, Максим, Макар, Маргарита, Матвей).
Назовите самого родного человека на земле… (Мама).
- Динамическая пауза «Дружные ребята».
Выполнение движений с речевым сопровождением.
Встаньте дружно, потянитесь!
Пошагайте, покрутитесь.
Руки вправо, руки влево,
А потом присядьте смело.
Снова встаньте, потянитесь
И друг другу улыбнитесь.
- Знакомство с буквой. НА ДОСКЕ.
- Д/и «Буквы идут в гости».
- Д/и «Скажи ласково».
- Д/у «Придумай предложение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...
Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б
Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...