Проект "По дороге в сказку"
проект по логопедии (младшая группа)

Сомова Елена Анатольевна

Проект рекомендован детям младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_doroge_v_skazku.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей младшего дошкольного возраста

 по развитию речи "По дороге в сказку"

Введение

Тип проекта:

  • по виду - краткосрочный – 1 месяц (ноябрь, 2022г.);
  • по доминирующей в проекте деятельности – творческий, групповой;
  • по содержанию – познавательный;
  • по возрасту участников – 2-3 года.

Проблема: В современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.

Актуальность.

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды....

Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».

Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время высочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.

Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников считаю развитие речевой активности детей через сказки.

Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятии по ознакомлении с художественной литературой, по обучению грамоте, а также в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако главными являются специальные занятия по развитию речи. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро.

В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это работа над смысловой стороной слова. Только при правильном воспитании и обучении у ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к её саморазвитию, повышаются точность в речи, её выразительность. Дети начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении сказок, загадок, стихов).

В формировании связной речи выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Дети должны связно говорить, ясно представлять объект рассказа (объект, событие) уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями, строить простые предложения.


  • владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей;
  • умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать спрашивать, отвечать, возражать, объяснять);
  • знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
  • умение читать и писать (умение пользоваться грамотой и письмом).

Поэтому в младшей группе основное внимание уделяется речевому развитию: наполнение и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений окружающей ребенком жизни.

В младшей группе необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?» видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с игрушками - животными, с их состоянием с возможными действиями человека (что делает? и что с ним можно делать?)

Дети младшей группы должны постоянно слышать правильную речь взрослых, различать на слух громкость и скорость, темп речи, находить ошибки в речи окружающих.

При чтении потешек, стихов, сказок необходимо обращать внимание детей на выразительную сторону речи, дать образец интонации.

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.

Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Однако познать мудрость самостоятельно им не удается. А.Михайлова пишет: «На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка».

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Сказки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или развлекают малыша, но способны еще преподать ему множество уроков: воспитывать в ребенке все самое доброе и вечное.

Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Предложить ребенку разыграть сюжет, проговорить слова каждого действующего лица с разной интонацией. И если маленький сказочник захочет изменить характер своих героев или повернуть сюжетную линию совсем в другое русло, не стоит пресекать его творческие порывы. Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи.

Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя.

Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.

Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.

Цель проекта: развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через сказку.

Задачи:

  1. Развивать речевую активность у детей.
  2. Способствовать общему совершенствованию речи ребенка, активизировать словарь, воспитывать интерес к живому слову.
  3. Развивать у детей память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.
  4. Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.

Предполагаемый результат:

  • создание условий для обогащения знаний русских народных сказок.
  • воспитание у детей любовь к родному краю, красоте природы;
  • умение запоминать стихи и сказки.

Поэтапная реализация проекта:

Подготовительный этап

  • Подбор методического материала.
  • Подбор игрового материала.
  • Планирование работы.

Основной этап

Реализация проекта.

Продукты проекта:

  • Выставки детских работ;
  • Библиотека книг со сказками;

План проекта:

Мероприятия

Сроки

1

- Чтение сказки «Репка» с рассматриванием иллюстраций
- Беседа: «
Книги – лучшие друзья»

- Драматизация сказки «Репка» (игра с масками)

- Показ кукольного спектакля «Репка) (би-ба-бо)
- Д/и «
Кто за кем?»
- Раскрашивание раскрасок по сказке.
- Информация для родителей в папке-передвижке: «
Читаем  

   детям сказки»

1-я неделя ноября

2

- Чтение сказки «Теремок» с рассматриванием иллюстраций
- Театрализация сказки «
Теремок»

- Показ кукольного театра (пальчиковые куклы)
- Беседа о жизни лесных зверей
- Д/и «
Кто как кричит? »
- Просмотр мультфильма по сказке.

2-я неделя ноября

3

- Чтение сказки «Курочка ряба» с рассматриванием иллюстраций
- Д/и «
Сложи картинку»
- Пальчиковая игра «Курочка Ряба»
- П/и «
Вышла курочка гулять»

- Драматизация сказки «Курочка Ряба» (игра с масками)

- Показ плоскостного театра «Курочка Ряба»
- Лепка на тему: «
Яичко Курочки Рябы»

3-я неделя ноября

4

- Чтение сказки «Колобок» с рассматриванием иллюстраций
- Пальчиковая игра «
 Мы лепили колобок»

- Драматизация сказки «Колобок»

- Показ кукольного театра «Колобок» (куклы-рукавички)
- Рисование «
Дорожка для Колобка»
- П/и «
По ровненькой дорожке»

4-я неделя ноября

5

- Чтение сказки «Волк и семеро козлят» с рассматриванием презентации.
- Д/И «
Из какой сказки герой?»

- Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»

- Показ плоскостного театра «Волк и семеро козлят»
- Конструирование «
Домик для козлят»
- Консультация для родителей «
Какие сказки читать ребёнку на ночь»
- Акция «
Подари книгу со сказками в группу»

5-я неделя ноября

6

Подведение итогов проекта.

Выставка книг, детские работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поход в театр или Дорога в сказку"

Как выбрать детский театр? Репертуар?"-Введите в мир театра малыша,И он узнает, как сказка хороша,Проникнется и мудростью. и добротой,И с чувством сказочным пойдёт он жизненной тропой."...

Программа Творческая мастерская. По дороге в сказку

Программа Творческая мастерская. По дороге в сказку...

Литературная викторина для детей старшей,подготовительной группы «В дорогу за сказками»

Задачи:         Образовательные: Закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина,      Учить правильно и полостью отвечать на вопросы   ...

Дорога через сказку

Конспект занятия по ПДД "Дорога через сказку"...

Рабочая программа детского театрального кружка "ПО ДОРОГЕ К СКАЗКЕ"

Рабочая программа составлена и рекомендуема к работе с детьми среднего дошкольного возраста. В программе изложен комплексный подход в развитии театрализованной деятельности у дошкольного возраста с ог...

По дороге к сказке . Автоматизация звука "Ш"

Конспект  открытого  подгруппового занятия с детьми старшей группы, посещающие логопункт...

Проектная деятельность Тема: «По дороге в сказку», по мотивам сказки «Теремок » в старшей группе

Проектная деятельность является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей в детском саду....