Логопедическое ассорти.
консультация по логопедии

Игинова Ирина Леонидовна

Данный материал представляет собой консультацию для воспитателей, на которой их вниманию представлены некоторые приемы по отработке у детей правильного звукопроизношения. Приведенные упражнения не сложны и могут использоваться воспитателями в повседневной работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_logopedicheskoe_assorti.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ АССОРТИ»

подготовила:  учитель-логопед

МБДОУ детского сада № 143 «Зернышко»  г. Брянска

Игинова И.Л.

Формирование правильного звукопроизношения – одно из необходимых условий для становления уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития ребенка. Предлагаю вашему вниманию логопедическое ассорти. Сегодня вы познакомитесь с некоторыми приемами работы по речевому развитию детей . Эти  приемы можно включать в занятия с детьми или проводить их в свободной деятельности. Знание этих приемов повысит вашу педагогическую компетентность по проблемам речевого развития дошкольников.

  1. ВОПРОС: Как называется гимнастика для языка? (артикуляционная)

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является систематическая работа по постановке речевого дыхания, развитию фонематического слуха, а также проведение артикуляционной гимнастики. Предлагаю начать нашу работу с артикуляционной гимнастики, ведь именно она является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения. Она включает упражнения для тренировки подвижности артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков,так и каждого звука той или иной группы.

С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаю вам выполнить артикуляционную гимнастику: (выполнить несколько упражнений вместе с воспитателями)

  1. Познакомлю вас с  речевыми играми для активизации речи и мышления.

ИГРА «Похожие слова»

Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,

Есть кислое слово - лимон! ....

Задание:

Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.

Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)

Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)

Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)

Отлично, подобрали много разнообразных слов.

Название следующей игры подскажет загадка:

Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная 
(кошка).

Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.

Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):

бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.

Кошка бывает какая?

Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.

Хорошо!

  1. Еще один интересный прием - скороговорки.

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.

 «Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»

Задание: Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем, изображенным на карточке: (логопед показывает  карточки с изображением эмоций) 

  • На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно)
  • Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
  • Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,

Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно)

  • Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
    Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» 
    (спокойно)
  1. Подскажи словечко - упражнения на развитие фонематического слуха.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, которым человек способен слышать и различать звуки речи на слух и в собственной речи.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". Очень часто дети заменяют одни звуки другими: шапка – сапка, рыба – лыба; белка – беука. Нередко это обусловлено тем, что дети не просто не умеют произносить какие - либо звуки, а не слышат между ними разницы в достаточной степени.

Помогут такие упражнения:

  • Портфель я выронил из рук,
    Такой большой на ветке … 
    (жук)
  • Шел по лесу шустрый мишка,
    На него свалилась … (
    шишка)

  • Здесь в лесу есть злые звери,
    Запирайте на ночь … (
    двери)

  • Тише, Танечка, не плачь,
    Не утонет в речке 
    … (мяч)

  • Как-то вечером две мышки
    Унесли у Пети 
    … (книжки)

  • Не полезет Влад на ель
    У него в руках … (
    портфель)

  • «Я трудиться не привык!»
    Отвечает … 
    (грузовик)
  1. «Фонематическое восприятие»

Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Игра: «Отвечай - не торопясь»

Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?

(рот, ром, рог, ров, род, рок).

Спасибо, коллеги! Надеюсь наша сегодняшняя встреча была вам полезна и вы добавите в свою педагогическую копилку те приемы, с которыми мы сегодня познакомились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение "Логопедическое ассорти"

Сценарий проведения методического объединения учителей-логопедов в форме деловой игры....

Семинар-практикум для педагогов "Логопедическое ассорти"

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно - образовательный процесс необходимо строить на основе такой коррекционно-развивающей деятельности, которая включает в себя с...

Семинар - практикум для воспитателей "Логопедическое ассорти"

Данный семинар был проведен среди воспитателей физиологических групп, с целью ознакомления с коррекционными игрыми и приемами, направленными на развитие ребенка....

презентация "Логопедическое ассорти"

quot;Логопедическое ассорти" или комплексный подход к развитию речи детей в рамках ФГОС помогает ребенку и взрослому установить доверительные отношения, выстроить коммуникативную компетенцию. А ...

Семинар-практикум «Логопедическое ассорти». «Деловая игра для педагогов МБДОУ» (организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...

творческая игра для логопедов "Логопедическое ассорти"

Творческая игра помогает активизировать компетентные возможности педагогов, повышает творческую активность учителей-логопедов...