Семинар - практикум для воспитателей "Логопедическое ассорти"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Данный семинар был проведен среди воспитателей физиологических групп, с целью ознакомления с коррекционными игрыми и приемами, направленными на развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum.docx | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для воспитателей и специалистов ДОУ
«Логопедическое ассорти».
Вступление:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вашему вниманию семинар – практикум «Логопедическое ассорти», целью которого является – помочь воспитателям и специалистам в организации коррекционной работы на занятиях. Решение о проведении данного семинара было принято не случайно: многие из вас – воспитатели подготовительных групп, то есть вам необходимо подготовить детей к обучению в школе.
Задачи:
1. Вооружить участников семинара логопедическими знаниями в области логопедии;
2. Активизировать обмен информацией практическими знаниями;
3. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей и специалистов по проблеме;
4. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию фонематических процессов у дошкольников.
Организационная часть
Сегодня на нашем семинаре работают эксперты:
Старший воспитатель-методист
Руководитель структурного подразделения
Предлагаю разделиться на две команды:
Участники команды № 1:
Участники команды № 2:
- Уважаемые эксперты!
Ваша задача сегодня – наблюдать, оценивать, делать выводы. Вашей целью в данном задании является выявление общего уровня знаний аудитории.
Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой команды, за присвоенный высший балл участвующие получают солнышко, за средний – цветок.
Команда экспертов оценивает работу участников.
Вывод экспертов: оценка общего уровня знаний.
Девиз нашего семинара: Хорошее настроение сегодня – это залог нашего успеха!
Практическая часть
Итак, начнем наш семинар-практикум:
Как уже известно, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Конкурс № 1 «Артикуляционная гимнастика»
Я предлагаю всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки (с демонстрацией картинок и показом артикуляционных движений).
Жили были дедушка и бабушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы).
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом). И УШЛА.
Вот и закончился день пора спать. Завтра опять будем гулять.
Подведение итогов конкурса № 1
Комиссия оценивает четкость и правильность выполнения артикуляционной гимнастики
Конкурс № 2 «Знание артикуляционных упражнений»
Представитель каждой команды получает картинки к артикуляционным упражнениям.
Члены команд должны, показать, как они выполняются.
Подведение итогов конкурса № 2
Учитель-логопед: - А теперь, давайте поиграем в интерактивные речевые игры - активизируем нашу речь и мышление.
Конкурс № 3: игра «Словарный штурм»
Задание: подобрать существительные, глаголы, наречия, прилагательные (показ картинки «БАНАН»)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет…. банан.
Расскажи обо мне (о банане)
Вопрос команде 1: - Как я попал в дом? (купили, подарили, угостили, привезли, принесли).
Вопрос команде 2: - Какой я? (желтый, зеленый, длинный, мягкий, сладкий, ароматный, вкусный, спелый).
Вопрос команде 1: Что я могу делать? (расти, созревать, желтеть, падать, лежать, гнить).
Вопрос команде 2: Что со мной можно делать? (сорвать, купить, мыть, чистить, резать, сушить, есть, упаковывать, взвешивать, дарить).
Вопрос команде 1: Кто меня больше всего любит? (дети, взрослые, обезьяны, мухи, осы).
Вопрос команде 2: Что я больше всего люблю? (солнце, ветерок, дождик).
Вопрос команде 1: С какими предметами я дружу? (с водой, ножом, тарелкой, вазой, теркой, кастрюлей, соковыжималкой, йогуртом, мороженым, тортом, пирожным, конфетами, джемом, соком, мармеладом, напитком).
Вопрос команде 2: Как я выгляжу? (аппетитно, прекрасно, замечательно, волшебно).
Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой команды, за присвоенный высший балл команда получает солнышко, за средний – цветок.
Подведение итогов конкурса № 3
ФИЗМИНУТКА
- Определите место звука в слове.
Логопед: предлагаю выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук «Л» будет стоять в начале слова, поднимите руки вверх. В середине—руки на пояс, в конце—на колени». (Лапа, кулак, пол, лыжи, колба, полка, молоко, волосы, осел, лопата, футбол).
Конкурс № 4 «Фонематический слух».
Логопед: Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, это - способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.
Игра «Гонки слонов».
Описание игры: логопед предлагает участникам «превратить руки в слонов» (указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой палец и мизинец – задние ноги, вытянутый вперед средний палец – хобот; слон ходит, переставляя «ноги», касаться земли хоботом нельзя).
Логопед предлагает слонам погулять, но предупреждает участников, что они должны замереть, услышав слово «стоп».
Логопед произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп.
Подведение итогов конкурса № 4
Комиссия оценивает участников, чей слон был самым внимательным.
Конкурс № 5 «Фонематическое восприятие».
Логопед: Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»
Игра: «Отвечай – не торопясь».
Предлагаю несколько заданий на сообразительность, проверить, как участники умеют слышать и выделять определённые звуки в словах.
Команда № 1: Придумайте слово, которое начинается на последний звук слова «палас». (Придумывает каждый участник команды)
Команда № 2: Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог, ров, род, рок)
Команда № 1: Составьте такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
Команда № 2: Подберите слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха, мама, майка, Мурка)
Команда № 1: Логопед просит подобрать слово в рифму:
Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке … (жук)
Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась … (шишка)
Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь … (двери)
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке … (мяч)
Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети … (книжки)
Не ползет Влад на ель
У него в руках … (портфель)
«Я трудиться не привык!»
Отвечает … (грузовик)
Мы собирали васильки
На головах у нас … (венки)
Команда № 2: Логопед читает стихотворение. Участники находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
-Закричал охотник: «Ой,
Двери гонятся за мной!» (звери)
-Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке. (маки)
-Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук (жук)
С длинными ушами. (усами)
-Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (сом)
-Мы собрали васильки,
На голове у нас щенки. (венки)
Подведение итогов конкурса № 5
Конкурс № 6 «Почему хорошо, почему плохо».
Логопед: В любой жизненной ситуации можно найти как положительные стороны, так и отрицательные. Сейчас мы с вами поиграем.
Участникам предлагается высказывание. Одна команда находит положительные моменты (почему хорошо, а вторая – отрицательные (почему плохо).
Оценивается количество приведенных доводов, находчивость, оригинальность.
1) Старший воспитатель предложила провести семинар-практикум для воспитателей, который состоится завтра…
2) Заведующий сообщила, что на следующей неделе в ДОУ ожидается проверка документации воспитателей …
Подведение итогов конкурса № 6
Проведем последний конкурс № 7 «Блиц»
Конкурс «Блиц».
Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.
1 команда.
1. Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, боковые края, корень).
2. Сбор родителей для решения педагогических проблем? (Родительское собрание)
3. Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)
4. Повторите скороговорку: Три сороки — тараторки тараторили на горке.
5. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).
6. Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).
7. Перерыв на занятии для отдыха? (физкультминутка)
8. Человек, занимающийся исправлением речи? (логопед)
2 команда.
1. Какие звуки чаще всего нуждаются в исправлении? (Р, Л)
2. Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная)
3. Зачем логопеду спирт? (вытирать инструменты)
4. Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).
5. Повторите скороговорку: Тимошка крошит в окрошку крошки.
6. Что такое фонематическое восприятие? (умение услышать звук в потоке речи).
7. Каким цветом обозначаем согласные звуки (синий).
8. Чем отличается звук от буквы. (Буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим)
3. Заключительная часть
Подведение итогов работы
Логопед:
- Уважаемые коллеги, вот и закончился наш семинар, и я предлагаю вам с помощью набранных оценочных символов, составить картину и посмотреть, как вы работали сегодня.
Команды составляют «портрет» из набранных оценочных картинок – солнышек, цветов и по полученной картине сами оценивают свою работу.
Обратная связь.
Уважаемые коллеги, обведите свою ладонь на листе бумаги. Некоторые пальцы — это какая-то позиция, по которой необходимо ваше мнение.
На большом пальце руки - оставьте свои комментарии;
На указательном – нарисуйте цветок, если вам все очень понравилось.
«Наденьте» колечко на безымянный палец, если вы решили применять в своей работ предложенные игры.
Если ваше увиденное совпало с заявленным, на мизинце нарисуйте значок «ИНЬ – ЯНЬ».
Логопед: Я хочу поблагодарить Вас за активное участие в семинаре, надеюсь, что вам было интересно и вы узнали для себя что-то новое, и будете применять свои «логопедические знания» на занятиях с детьми.
• Эксперты подводят итоги работы команд, дают оценку знаниям, владению родным языком, проявлению творческого подхода, активности, оригинальности, быстроты реакции, оценивают смелые решения, нетрадиционные подходы.
• Эксперты дают оценку содержания семинара, методов проведения, работы логопеда.
Критерии оценки: полезность, разнообразие, практичность, инициативность, перспективы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов "Логопедическое ассорти"
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно - образовательный процесс необходимо строить на основе такой коррекционно-развивающей деятельности, которая включает в себя с...
Семинар-практикум «Логопедическое ассорти». «Деловая игра для педагогов МБДОУ» (организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...
Семинар-практикум с педагогами ДОУ "Логопедическое ассорти"
Цель мероприятия:повышение педагогической компетенции воспитателей по развитию устной речи детей дошкольного возраста....
Семинар-практикум для воспитателей "Логопедические ассорти."
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческог...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ в форме деловой игры «Логопедическое ассорти»
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...
Педсовет: Семинар-практикум для педагогов "Логопедическое ассорти"
Оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях....