Конспект фронтального логопедического занятия «Предлоги «На», «Под» в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Игинова Ирина Леонидовна

Представленный конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР будет интересен как  учителям-логопедам, работающим с такими детьми, так и воспитателям групп компенсирующей направленности. В занятия включен практический материали дан  пример самоанализа этого занятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_predlogi_na_pod.docx43.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

Учителя-логопеда МБДОУ № 143 «Зернышко»

Игиновой Ирины Леонидовны

Тема занятия «Предлоги «На», «Под»

(для старшей логопедической группы)

Цель:

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами «на», «под».

Задачи:

  • Упражнять в правильном употребление предлогов «на», «под» с существительными в разных падежах;
  • Закрепить умение детей составлять предложения по схеме и картинке;
  • Закрепить навык составление предложений с заданным словом-предлогом;
  • Развивать общую и мелкую моторику;
  • Развивать внимание, память, мышление.
  • Формировать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.

Оборудование: магнитная доска, корзина, кукла, сумочка, мяч, мягкая игрушка котенок, конверт, схемы предлогов 2 комплекта, картинки для составления словосочетаний, раскраска, игрушечная мебель: кровать, постельные принадлежности, коврик, сок, молоко, блюдце, стаканчик.

Ход занятия:

Организационный момент: припоминание дней недели. Дети стоят вокруг логопеда

Логопед: - Здравствуйте, ребята. Давайте поиграем! На свое место сядет тот, кто назовет мне какой сегодня день недели? А какой день недели будет следующий? И т.д.

Логопед: Хочу рассказать вам одну интересную историю.

Жила-была девочка. (достает куклу). И был у нее.… А давайте отгадаем кто у нее был?

Серый, Усатый, Весь полосатый. Кто это такой? Верно, котенок.

(показывает игрушку котенка)

Стала девочка котенка спать укладывать. –

Вот тебе под спинку

Мягкую перинку. (достает из коробки, раскладывает постельные принадлежности в нужном порядке)

Сверху на перинку

Чистую простынку.

Вот тебе под ушки

Белые подушки.

Одеяльце на пуху

И платочек наверху.

Уложила котенка, а сама пошла ужинать.

Приходит назад, – что такое? (логопед перекладывает котенка)

Хвостик – на подушке,

На простынке – ушки.

Разве так спят? Перевернула она котенка, уложила, как надо:

Под спинку – Перинку.

На перинку – Простынку.

Под ушки – Подушки.

Вопросы детям:

Куда положили перинку? …. Правильно - НА кровать.

Что положили под спинку? Верно: Под спинку- перинку.

Куда положили простынку? …. Правильно, НА перинку –простынку.

Что положили под ушки? Верно: Под ушки – подушку .

Логопед: Котенок маленький, подвижный. Стал он с предметами играть:

Мяч загнал под стул. Запрыгнул он на стол. Лежали карандаши на столе и попали котенку в лапы. Как помчался он вприпрыжку, карандаш поймал как мышку. И давай его катать - под стул, под кровать. Вот какой озорной котенок! ( На доску вывешиваются картинки по тексту).

Вопросы детям:

Куда котенок загнал мяч? Правильно – ПОД стул!

Подо что проказник закатил карандаши? Верно – ПОД стул; ПОД кровать.(это ответы детей, их повторять НЕЖЕЛАТЕЛЬНО)

Логопед: Как вы думаете, ребята - как можно успокоить котенка?

Ответы детей: Погладить, посадить на колени.

Логопед: Давайте угостим котенка молоком?!

Катя (Маша), иди –посади котенка НА коврик.(ребенок выполняет) Куда ты посадила котенка? Верно - НА коврик! Спросить другого ребенка: Аня, куда Катя посадила котенка? (Ответы детей желательно не повторять).Хорошо.

Кто хочет дать котенку молока? Иди, Коля (Петя) поставь мисочку НА пол. Куда ты поставил мисочку? .(ребенок выполняет и проговаривает) Правильно – НА пол!

Логопед: Котенка накормили ,давайте и девочку угостим! Иди, Вера, посади куклу НА стул и угости ее соком . Куда ты посадила куклу? Верно- НА стул! Спросить другого ребенка – Оля, повтори, куда мы посадили куклу? Правильно.

Логопед: Послушайте меня.

Мяч под кроватью. Карандаш под столом. Подушка под одеялом.

Какое маленькое слово вы услышали?

-ПОД-

Простынка на перинке. Девочка на стуле. Котенок на коврике. Какое маленькое слово вы услышали?

-НА-

-Теперь давайте расскажем девочке, что обозначает каждое маленькое слово. Иди, Оля(Миша), расскажи.

Ребенок берет карточки, на которых изображены схемы предлогов и вместе с логопедом поясняет, выкладывает на доску. Остальные дети работают с такими же карточками за столами.

Логопед: Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово……? «НА»

Логопед: Когда предмет находится внизу другого предмета, мы используем маленькое слово …..? «ПОД»

(Спросить 2-3-х детей с места.)

Физминутка.

Мы играем на гармошке

Громко хлопаем в ладошки

Головой слегка качаем

Руки к верху поднимаем.

( Повторяем 3 раза с постепенным ускорением).

Логопед: - Посмотрите внимательно на девочку. Что у нее в руках?

(У девочки сумочка.)

Сейчас посмотрим, что же в сумочке? – А в сумочке – картинки!

Давайте составим предложение по каждой картинке и поместим ее под нужную схему. Коля (Ира) будет работать у доски, а у вас такие же карточки и схемы есть на столах.

Работа за столами. Дети берут картинки, составляют предложения, выделяют предлог и выкладывают нужную картинку под карточку.

[Кот лежит на кровати. Кот лежит под кроватью.] и др.

Логопед: Справились? Давай проверим. Коля (Ира) у доски разместил(а) картинки верно. У всех так? Петя, у тебя так? А у тебя, Даня? (визуально проверяет правильность выполнения у остальных детей). Молодцы!

Упражнение «Послушай и покажи»

Логопед: Предлагаю поиграть с нашими маленькими словами! (раздает детям схемы предлогов) Я буду говорить предложение, а вы – внимательно слушайте и показывайте схему того маленького слова, которое я назову. За каждый правильный ответ – фишка, картинка и т.д.

Бабочка села на цветок.

Муравей спрятался под гриб.

Ваза стоит на столе.

Мальчик сидит на стуле.

Собака лежит под деревом.

Мяч закатился под кресло.

Девочка попала под дождь.

Кот залез на подоконник.

(По окончанию – поверить, у кого больше фишек, похвалить) Максим, Даша были самыми внимательными и получили больше всего фишек! Отлично!

Логопед: У девочки и котенка есть друзья. Послушайте о них историю. (по ходу рассказа логопед выставляет картинки).

На полянке гуляли зайчонок, мышонок и щенок. Вдруг на солнце набежала туча, и пошёл дождь. Зайчонок спрятался под ёлкой. Мышонок спрятался под грибок. А щенок залез на пенек и промок.

- Вспомните предложения со словом НА.

- Вспомните предложения со словом ПОД.

(спросить 3-4-х детей)

Логопед: Кто хочет рассказать весь рассказ? Попробуй, Катюша! А вы слушайте внимательно, вдруг Кате понадобится помощь. (ребенок рассказывает у доски, при необходимости помогают другие дети).

Замечательный рассказ получился!

Логопед: О чем мы говорили сегодня на занятии?

Что делали? Что вам понравилось? Что было сложно? (спросить 3-4-х детей)

Логопед: Девочке и ее котенку очень понравилось у вас в гостях! Она приготовила для вас подарки – вот такие раскраски. ( Распечатанная картинка девочка с котенком для каждого).

Дети благодарят девочку и прощаются.

Самоанализ

Данное занятие включено в перспективный план ООД старшей группы в первый период обучения.

Основная цель уточнить и дифференцировать пространственные значения предлогов была достигнута. Дети учились различать, какой предлог надо употребить в зависимости от пространственного расположения предмета. Занятие проходило согласно намеченного плана и в соответствии с сюжетной линией.

Для данного занятия был отобран предметный, картинный, речевой материал максимально соответствующий теме и насыщенный необходимыми грамматическими категориями. Предметный наглядный материал (сюжетная линия) настолько заинтересовал детей, что внимание сохранялось в течение всего занятия.

Все задания и упражнения, включенные в ООД соответствовали речевым и психологическим особенностям группы. Использовались задания на развитие памяти, мышления, фонематического слуха, моторики. Учитель-логопед давал четкие и понятные речевые инструкции воспитанникам группы.

Для занятия были использованы игровые упражнения «Поймай слово», «Послушай и покажи», соответствующие целям и задачам занятия.

Занятие прошло успешно. В ходе занятия были выявлены воспитанники, нуждающиеся в дополнительной индивидуальной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период)  "Признаки осени"...

Конспект фронтального интегрированного занятия по тема: «Одежда» в старшей группе. «Особенные гости»

Цель: Формирование представлений об одежде и её назначении;Задачи:1.      Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Одежда»;2.      Совер...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"

Цель:развитие словообразовательной функции языкаупражнять детей в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксамирасширение словаря по теме "Деревья"воспитывать самоко...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме Звуки[Т-Ть]

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать характеристику звуков Т и Ть;- учи...