Польза и актуальность применения музыкальных логоритмических игр и упражнений
статья по логопедии (младшая группа)

Коровина Ольга Егоровна

логоритмика - как важная составляющая часть в развитии речи младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_logoritmicheskih_igr_i_uprazhneniy.docx25.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию.

 Музыкальный руководитель: Коровина Ольга Егоровна..

Тема: Развитие речи и музыкальных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством музыкальных логоритмических упражнений и занятий.

Сроки реализации: Долгосрочная.  2 года.

Актуальность: 

Реалии современной жизни таковы, что вопросами воспитания и образования детей уделяется всё

больше внимания и в то же время ни для кого не секрет: наши дети становятся всё менее образованными и

воспитанными в общепринятых смыслах этих слов. Любой педагог, проработавший продолжительное время

в образовательном учреждении, подтвердит, что контингент воспитанников за последние годы значительно

изменился: дети стали менее усидчивы, менее внимательными, они хуже воспринимают и запоминают

материал, преподносимый в традиционной форме.

                                                     Пояснительная записка.

Логоритмика (логопедическая ритмика) предполагает применение различных форм движения,

двигательной активности и естественных моторных функций человека в качестве развивающего и/или

коррекционного фактора. Логопедическая ритмика – это обобщённое понятие, представляющее собой

своеобразный вид двигательной терапии. Даная терапия основывается на взаимосвязи музыки, движения,

слова, где организующим началом, порождающим положительные изменения в психо-моторной сфере,

выступает ритм (двигательный, музыкальный, речевой).

Основная цель

логоритмики – формирование чувства речевого ритма.

Ритм – это основа правильного формирования речи и её восприятия. Умение правильно

воспроизводить разнообразные ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка

слов, их слоговой структуры, позволяет планировать и реализовывать фразовую речь, ускоряет развитие

разнообразных лингвистических способностей.

Средства логоритмики в широком смысле – это музыка, движение и речь, которые представляют

собой систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-речевых

упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой

деятельности ребёнка.

Таким образом, сочетание двигательных, речевых и музыкальных аспектов логоритмики позволяют

говорить о ней как о синтетическом методе, включающем в себя не только и не столько музыкально-

речевые, сколь терапевтические, развивающие и воспитательные задачи.

Необходимость и актуальность логоритмических занятий обуславливается не

только выше указанными особенностями дошкольников, но и необходимостью интегрированного

разностороннего подхода в современных условиях к решению педагогических задач.

Так, например, существует психо-физиологический механизм взаимодействия движения и речи на

основе уровневой теории организации Н.А. Бернштейна. Теория построена на принципе связи общей

моторики и речи, который позволяет развивать необходимые качества движений органов артикуляционного

аппарата путем развития аналогичных свойств общей моторики.

У современных дошкольников выявляется неравномерность в развитии разных компонентов

двигательной сферы, при этом более других отстают в своем развитии мелкая моторика пальцев рук, общая

координация движений и артикуляционная моторика. Поэтому использование логоритмических упражнений

– «речь через движение» становится необходимым и единственно эффективным методом активизации речи

дошкольника.

Известно, что логоритмика обладает высоким развивающим и коррекционным потенциалом по

отношению к моторным, высшим психическим функциям, в том числе речевой.

Доказано (Шашкина Г.Р. 1995; Бабушкина Р.Л., 2011), что в результате проведения

логоритмических занятий с дошкольниками вырабатываются определённые двигательные навыки и

совершенствуется процесс развития и коррекции речи. А потенциальные возможности развития речи

выявляются при сопряжённом развитии речи и моторики.

Показано, что у детей в дошкольном возрасте при проведении логоритмических занятий, которые

учитывают особенности речи и моторики можно добиться более быстрой и эффективной коррекции

произносительной стороны речи, а также развития общей моторики в целом.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Взаимосвязь общей и

речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П.

Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, у него развивается координация

движений на всех уровнях моторики (крупная, мелкая, артикуляционная). Точное, динамичное выполнение

движений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляционных

органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Исследования взаимосвязи физических упражнений с овладением устной речью относятся ещё к

началу прошлого века (W. Paul, 1908; P. Schumann, 1905). Учёные считали, что в систему физического

воспитания необходимо вводить подвижные игры. Они организуют детей, повышают инициативность,

непринуждённость поведения. Но главное в подвижных играх то, что они способствуют ловкости движений.

Эта ловкость должна передаваться и артикуляционному аппарату, поскольку он также является

двигательным органом.

Таким образом, развитие движений у детей – первый и необходимый шаг к развитию речи.

Полученные в процессе занятий логоритмикой общие моторные умения у большинства детей

достаточно устойчивы и могут быть перенесены на речевую моторику. Вместе с тем, потенциальные

возможности формирования и совершенствования моторных навыков по-разному реализуются у разных

детей.

Большинство дошкольников осваивают предложенный им материал в процессе групповых

логоритмических занятий. При этом у каждого ребёнка выявляются свои трудности в овладении

различными видами движений, в том числе артикуляционными, как правило, они могут быть успешно

преодолены благодаря индивидуальному подходу на занятиях.

Применение средств и методов логоритмики в воспитании дошкольников обеспечивает

эффективное формирование двигательных качеств и психических процессов у занимающихся, в том числе у

детей с речевыми нарушениями. Это обеспечивает ярко выраженную интеграцию двигательной и

познавательной деятельности.

Напомним слова И.М. Сеченова: «Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой

деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».

При этом верно и обратное: организованная двигательно-речевая активность стимулирует

различные деятельность высших психических функций: ориентировке в пространстве, распознаванию

образов, символов, определению фигур посредством родового сходства и видового отличия, к выявлению

топологических и комбинаторных свойств предметной среды.

В этом случае усвоение дидактической информации и решение воспитательных задач могут

осуществляться не на фоне подавления двигательной активности детей, а наоборот, как её результат. В этом

случае средства и методы логоритмики могут быть использованы не только для развития двигательных,

речевых и ритмических способностей, но и для совершенствования познавательной и преобразующей

деятельности детей.

Таким образом, актуальность  выбранной мной темы обусловлена необходимостью

внедрения всестороннего подхода к решению важнейших проблем дошкольного образования через

использование здоровьесберегающих технологий на занятиях.

на активизацию речевой, познавательной, двигательной и

творческой деятельности дошкольников. Предполагается, что занятия логоритмикой не только будут

способствовать частичной компенсации речевого недоразвития воспитанников,

 но и

разовьют общую, речевую и мелкую моторику, окажут положительное влияние на становление чувства

ритма и творческой активности детей.

Цель: развитие речевых и моторных способностей детей в различных областях деятельности

(познавательной, коммуникативной, творческой), на передачу духовного и культурного опыта человечества

и воспитание творческой гармонично развитой личности.

Задачи

– профилактика речевых нарушений,

- развитие актуальных

речевых умений и навыков,

-коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка средствами

движения, музыки и слова.

Литература:

  1. Конспекты логоритмических занятий в детском саду для каждой возрастной группы. Автор: М. Ю. Картушина.
  2. Программа « Здравствуй, мир!» Автор:. М. А. Кишиневская.
  3. Игры на слухо- моторную координацию. Автор: Н. А. Холмогорова.
  4. Музыкальный материал для логоритмических занятий: Диск « Кукарекушки»

( практический материал). Автор: Л. Некрасова.

  1. Логоритмические песенки и игры. Автор: О. Воеводина. ( практический

материал).

Деятельность педагога

Сроки реализации

Практические выходы

(рефераты, буклеты, презентации, мастер-классы)

Подготовительный этап.

Ознакомление со специальной литературой, опытом работы педагогов в данном направлении,

Подготовка атрибутики и наглядных пособий для занятий.

Основной этап:

Проведение логоритмических занятий( один раз в неделю).

Применение логоритмических минуток на музыкальных занятиях.

Промежуточный этап:

Подведение итогов первого года

обучения.

Сентябрь.

Октябрь- апрель.

Май 2023 года.

 Проведение мастер-классов для педагогов. Тема:Логоритмические физминутки.

Детские музыкальные подвижные игры. Копилка игр для родителей.

Проведение занятий.

Польза логоритмических минуток для развития речи малышей.Копилка игр

для родителей.

Проведение мониторинга детей.

Опрос родителей.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.

  1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.

  1. Повышение уровня речевого развития.

  1. Снижение уровня заболеваемости ( в большей степени простудными заболеваниями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход к коррекции речевой и двигательной сферы посредством использования логоритмических игр и упражнений в музыкальной деятельности (из опыта работы с детьми с нарушениями речи).

Описан опыт работы по использованию логоритмических игр и упражнений с музыкальным сопровождением в коррекции речи детей дошкольного возраста....

Игры и упражнения для музыкально-логоритмических занятий с дошкольниками

1.Актуальность темы2. Методические рекомендации3. Игры и упражнения...

"Использование логоритмических игр и упражнений в музыкальном и речевом развитии детей дошкольного возраста "

Определение эффективности применения логоритмических игр и упражнений в музыкальном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью поставлены следующие задачи: И...

Статья. Применения музыкально-дидактических игр и упражнений.

Применения   музыкально-дидактических  игр  и упражнений....

Музыкально– логоритмическое занятие с применением здоровьесберегающих технологий по методике А.Н. Стрельниковой для детей младшего дошкольного возраста

Цель: сохранение и укрепление психофизического здоровья посредством здоровьесберегающих технологий на музыкально - логоритмических занятиях  с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома...

Консультация для родителей. Применения музыкально-дидактических игр и упражнений

Применения   музыкально-дидактических  игр  и упражнений....