Польза и актуальность применения музыкальных логоритмических игр и упражнений
статья по логопедии (младшая группа)
логоритмика - как важная составляющая часть в развитии речи младших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_logoritmicheskih_igr_i_uprazhneniy.docx | 25.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию.
Музыкальный руководитель: Коровина Ольга Егоровна..
Тема: Развитие речи и музыкальных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством музыкальных логоритмических упражнений и занятий.
Сроки реализации: Долгосрочная. 2 года.
Актуальность:
Реалии современной жизни таковы, что вопросами воспитания и образования детей уделяется всё
больше внимания и в то же время ни для кого не секрет: наши дети становятся всё менее образованными и
воспитанными в общепринятых смыслах этих слов. Любой педагог, проработавший продолжительное время
в образовательном учреждении, подтвердит, что контингент воспитанников за последние годы значительно
изменился: дети стали менее усидчивы, менее внимательными, они хуже воспринимают и запоминают
материал, преподносимый в традиционной форме.
Пояснительная записка.
Логоритмика (логопедическая ритмика) предполагает применение различных форм движения,
двигательной активности и естественных моторных функций человека в качестве развивающего и/или
коррекционного фактора. Логопедическая ритмика – это обобщённое понятие, представляющее собой
своеобразный вид двигательной терапии. Даная терапия основывается на взаимосвязи музыки, движения,
слова, где организующим началом, порождающим положительные изменения в психо-моторной сфере,
выступает ритм (двигательный, музыкальный, речевой).
Основная цель
логоритмики – формирование чувства речевого ритма.
Ритм – это основа правильного формирования речи и её восприятия. Умение правильно
воспроизводить разнообразные ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка
слов, их слоговой структуры, позволяет планировать и реализовывать фразовую речь, ускоряет развитие
разнообразных лингвистических способностей.
Средства логоритмики в широком смысле – это музыка, движение и речь, которые представляют
собой систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-речевых
упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой
деятельности ребёнка.
Таким образом, сочетание двигательных, речевых и музыкальных аспектов логоритмики позволяют
говорить о ней как о синтетическом методе, включающем в себя не только и не столько музыкально-
речевые, сколь терапевтические, развивающие и воспитательные задачи.
Необходимость и актуальность логоритмических занятий обуславливается не
только выше указанными особенностями дошкольников, но и необходимостью интегрированного
разностороннего подхода в современных условиях к решению педагогических задач.
Так, например, существует психо-физиологический механизм взаимодействия движения и речи на
основе уровневой теории организации Н.А. Бернштейна. Теория построена на принципе связи общей
моторики и речи, который позволяет развивать необходимые качества движений органов артикуляционного
аппарата путем развития аналогичных свойств общей моторики.
У современных дошкольников выявляется неравномерность в развитии разных компонентов
двигательной сферы, при этом более других отстают в своем развитии мелкая моторика пальцев рук, общая
координация движений и артикуляционная моторика. Поэтому использование логоритмических упражнений
– «речь через движение» становится необходимым и единственно эффективным методом активизации речи
дошкольника.
Известно, что логоритмика обладает высоким развивающим и коррекционным потенциалом по
отношению к моторным, высшим психическим функциям, в том числе речевой.
Доказано (Шашкина Г.Р. 1995; Бабушкина Р.Л., 2011), что в результате проведения
логоритмических занятий с дошкольниками вырабатываются определённые двигательные навыки и
совершенствуется процесс развития и коррекции речи. А потенциальные возможности развития речи
выявляются при сопряжённом развитии речи и моторики.
Показано, что у детей в дошкольном возрасте при проведении логоритмических занятий, которые
учитывают особенности речи и моторики можно добиться более быстрой и эффективной коррекции
произносительной стороны речи, а также развития общей моторики в целом.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Взаимосвязь общей и
речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П.
Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.
Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, у него развивается координация
движений на всех уровнях моторики (крупная, мелкая, артикуляционная). Точное, динамичное выполнение
движений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляционных
органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Исследования взаимосвязи физических упражнений с овладением устной речью относятся ещё к
началу прошлого века (W. Paul, 1908; P. Schumann, 1905). Учёные считали, что в систему физического
воспитания необходимо вводить подвижные игры. Они организуют детей, повышают инициативность,
непринуждённость поведения. Но главное в подвижных играх то, что они способствуют ловкости движений.
Эта ловкость должна передаваться и артикуляционному аппарату, поскольку он также является
двигательным органом.
Таким образом, развитие движений у детей – первый и необходимый шаг к развитию речи.
Полученные в процессе занятий логоритмикой общие моторные умения у большинства детей
достаточно устойчивы и могут быть перенесены на речевую моторику. Вместе с тем, потенциальные
возможности формирования и совершенствования моторных навыков по-разному реализуются у разных
детей.
Большинство дошкольников осваивают предложенный им материал в процессе групповых
логоритмических занятий. При этом у каждого ребёнка выявляются свои трудности в овладении
различными видами движений, в том числе артикуляционными, как правило, они могут быть успешно
преодолены благодаря индивидуальному подходу на занятиях.
Применение средств и методов логоритмики в воспитании дошкольников обеспечивает
эффективное формирование двигательных качеств и психических процессов у занимающихся, в том числе у
детей с речевыми нарушениями. Это обеспечивает ярко выраженную интеграцию двигательной и
познавательной деятельности.
Напомним слова И.М. Сеченова: «Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой
деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».
При этом верно и обратное: организованная двигательно-речевая активность стимулирует
различные деятельность высших психических функций: ориентировке в пространстве, распознаванию
образов, символов, определению фигур посредством родового сходства и видового отличия, к выявлению
топологических и комбинаторных свойств предметной среды.
В этом случае усвоение дидактической информации и решение воспитательных задач могут
осуществляться не на фоне подавления двигательной активности детей, а наоборот, как её результат. В этом
случае средства и методы логоритмики могут быть использованы не только для развития двигательных,
речевых и ритмических способностей, но и для совершенствования познавательной и преобразующей
деятельности детей.
Таким образом, актуальность выбранной мной темы обусловлена необходимостью
внедрения всестороннего подхода к решению важнейших проблем дошкольного образования через
использование здоровьесберегающих технологий на занятиях.
на активизацию речевой, познавательной, двигательной и
творческой деятельности дошкольников. Предполагается, что занятия логоритмикой не только будут
способствовать частичной компенсации речевого недоразвития воспитанников,
но и
разовьют общую, речевую и мелкую моторику, окажут положительное влияние на становление чувства
ритма и творческой активности детей.
Цель: развитие речевых и моторных способностей детей в различных областях деятельности
(познавательной, коммуникативной, творческой), на передачу духовного и культурного опыта человечества
и воспитание творческой гармонично развитой личности.
Задачи
– профилактика речевых нарушений,
- развитие актуальных
речевых умений и навыков,
-коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка средствами
движения, музыки и слова.
Литература:
- Конспекты логоритмических занятий в детском саду для каждой возрастной группы. Автор: М. Ю. Картушина.
- Программа « Здравствуй, мир!» Автор:. М. А. Кишиневская.
- Игры на слухо- моторную координацию. Автор: Н. А. Холмогорова.
- Музыкальный материал для логоритмических занятий: Диск « Кукарекушки»
( практический материал). Автор: Л. Некрасова.
- Логоритмические песенки и игры. Автор: О. Воеводина. ( практический
материал).
Деятельность педагога | Сроки реализации | Практические выходы (рефераты, буклеты, презентации, мастер-классы) |
Подготовительный этап. Ознакомление со специальной литературой, опытом работы педагогов в данном направлении, Подготовка атрибутики и наглядных пособий для занятий. Основной этап: Проведение логоритмических занятий( один раз в неделю). Применение логоритмических минуток на музыкальных занятиях. Промежуточный этап: Подведение итогов первого года обучения. | Сентябрь. Октябрь- апрель. Май 2023 года. | Проведение мастер-классов для педагогов. Тема:Логоритмические физминутки. Детские музыкальные подвижные игры. Копилка игр для родителей. Проведение занятий. Польза логоритмических минуток для развития речи малышей.Копилка игр для родителей. Проведение мониторинга детей. Опрос родителей. |
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
- Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.
- Повышение уровня речевого развития.
- Снижение уровня заболеваемости ( в большей степени простудными заболеваниями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход к коррекции речевой и двигательной сферы посредством использования логоритмических игр и упражнений в музыкальной деятельности (из опыта работы с детьми с нарушениями речи).
Описан опыт работы по использованию логоритмических игр и упражнений с музыкальным сопровождением в коррекции речи детей дошкольного возраста....
Игры и упражнения для музыкально-логоритмических занятий с дошкольниками
1.Актуальность темы2. Методические рекомендации3. Игры и упражнения...
Музыкально-логоритмическое занятие с применением здоровьесберегающих технологий по методике А.Н. Стрельниковой Старшая группа
Музыкальное занятие...
"Использование логоритмических игр и упражнений в музыкальном и речевом развитии детей дошкольного возраста "
Определение эффективности применения логоритмических игр и упражнений в музыкальном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью поставлены следующие задачи: И...
Статья. Применения музыкально-дидактических игр и упражнений.
Применения музыкально-дидактических игр и упражнений....
Музыкально– логоритмическое занятие с применением здоровьесберегающих технологий по методике А.Н. Стрельниковой для детей младшего дошкольного возраста
Цель: сохранение и укрепление психофизического здоровья посредством здоровьесберегающих технологий на музыкально - логоритмических занятиях с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома...
Консультация для родителей. Применения музыкально-дидактических игр и упражнений
Применения музыкально-дидактических игр и упражнений....