Дети с ОВЗ: опыт, проблемы, пути решения.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Буренкова Марина Александровна

Создание в детском саду условий для социальной адаптации и реабилитации детей с особенностями развития. Коррекционная работа  носит комплексный характер при тесном взаимодействии учителя-логопеда и воспитателей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_ovz_statya.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с ОВЗ: опыт, проблемы, пути решения.

В настоящее время особую тревогу вызывает рост количества детей с нарушениями в развитии. Причины, обуславливающее возникновение тех или иных дизонтогений, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой стороны – это неблагоприятные социальные условия, которые выступают как катализатор, ещё более усугубляющие состояние ребёнка.

Самым уязвимым звеном в онтогенезе человека является речь. Она имеет огромное значение в общем развитии ребенка, так как это самое важное приобретение в дошкольном возрасте.

К. Д. Ушинский отмечал, что родное слово - это основа любого умственного развития и сокровищница наших знаний. Чем быстрее ребёнок овладеет ею, тем будет легче приспосабливаться к жизни, быстрее достигнет успехов в учении.

Развитие речи – это долгий и кропотливый труд. Особенно, если твои воспитанники – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Взрослея,  дети выходят за  узкие рамки семейных отношений и включаются в общение со сверстниками, другими людьми. К сожалению, не всегда дети с особенностями развития полноценно овладевают средствами общения.

Исправление речевых и сопутствующих им нарушений является основной целью работы педагогов в группе компенсирующей направленности.

В группе для детей с ОВЗ нашего дошкольного учреждения работают разные специалисты: учитель-логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Каждому специалисту, работающему с детьми с ОВЗ, важно помнить: неполная коррекция недоразвития речи в дошкольном возрасте обязательно повлечёт за собой стойкие нарушения письма и чтения  при обучении детей в школе.

Трудность в работе с детьми с ТНР связана с тем, что у многих детей отмечается сложная структура дефекта. У большинства воспитанников проявляются психоневрологические и соматические расстройства, пониженная сопротивляемость к различным инфекциям, наблюдаются аллергические реакции. Поэтому большое значение в коррекционной работе с детьми имеют лечебные и профилактические мероприятия. Большинство воспитанников группы компенсирующей направленности находятся под медицинским наблюдением и на периодическом лечении у педиатра, отоларинголога, ортодонта, невролога, психотерапевта.

Успех корекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ определяется строго продуманной системой всего образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Единственный путь осуществления коррекционного процесса – это тесное взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Воспитатель группы компенсирующей направленности, помимо общеобразовательных, решает и ряд коррекционных задач во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.

Работа с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, кроме высокого профессионализма, требует от воспитателя огромной ответственности, добросовестности, эмоциональных, душевных и физических затрат, терпения, творчества, преданности своему делу. Кроме того, требуются и специальные знания в области логопедии, дошкольной психологии, физиологии, лингвистики.

Работа с детьми с ОВЗ дошкольного возраста заставляет постоянно думать над путями совершенствования содержания и методов обучения для повышения эффективности подготовки детей к обучению в школе. Для работы с воспитанниками ищу различные методы для исправления недостатков речи.

Информационно - коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

В настоящее время использование компьютеров в обучении детей с проблемами в развитии доказывает свою перспективность и эффективность. Компьютер в дошкольном учреждении является обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды.

Внедрение информационно-коммуникационной технологии в практику коррекционной работы с детьми с ОВЗ позволяет:

- вносить игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;

- многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;

- использовать различный стимульный материал: картинки, буквы, звучащую речь;

- работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможности ребёнка;

- осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти дошкольника.

Компьютерные программы позволяют скрыть педагогическую позицию и  более активно воздействуют на ребёнка, так как построены исключительно на основе игровых приёмов. Выполняя весёлое задание, дети не замечают, что усваивают сложные лингвистические понятия, расширяют словарный запас, работают над разными сторонами устной и письменной речи.

Доступная и привлекательная игровая ситуация, а также разнообразия методов выполнения одного и того же упражнения, делают процесс обучения полноценным, который окрашен положительными эмоциями, столь важными для «особенного» дошкольника.

Эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в условиях многоаспектного, комплексного подхода к его преодолению. Положительная динамика развития детей с ОВЗ во многом определяется эффективностью взаимодействия педагогов и родителей. В таком непростом деле они должны быть союзниками и партнёрами. Работа с родителями должна начинаться с эмоционального контакта и понимания. В целях оптимизации детско-родительских отношений в детском саду проводятся консультирования по запросам, круглые столы, семинары-практикумы. Проводятся совместные с родителями мероприятия. Формируя активную позицию родителей, ожидаем положительный результат в воспитательно-образовательном процессе.

Таким образом, в детском саду созданы все условия для социальной адаптации и реабилитации детей с особенностями развития в общество здоровых сверстников, их воспитания и обучения. Коррекционная работа в детском саду носит комплексный характер с  учётом взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Благодаря такому тесному сотрудничеству нам удаётся добиться самого главного - хороших результатов в развитии детей.

Учитель-логопед Буренкова М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Релизация образовательной области "Музыка": проблемы, пути решения.

Создание предметно - развивающей среды для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста.Музыкальный руководитель в дошкольном учреждении - активный участник в формировании художественно-тво...

Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения

педагогический совет №2 по проблемам речевого развития дошкольников...

Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждениии: проблема, пути решения, результат.

I  Международная научно-практическая конференция  "Педагогика и психология детства" посвященный Международному дню детей (дню защиты детей) 1юня 2014 г.  г.Бирск 2014 г....

Педсовет -деловая игра "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения"

Педсовет в виде деловой игры с педагогами по речевому развитию детей дошкольного возраста...

Педагогический совет – брифинг Тема: «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования: опыт, проблемы, пути решения»

Педагогический совет – брифинг  Тема: «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования: опыт, проблемы, пути решения»Цель:     Повыше...

«Система комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО: опыт, проблемы,пути решения»

- Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения ивоспитани...

Консультация для родителей: «ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ… ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Большая подвижность свойственна едва ли не всем детям дошкольного возраста. Но если неугомонность малыша регулярно переходит всякие границы и создает проблемы в общении со сверстниками, с родителями и...