Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения
методическая разработка на тему
педагогический совет №2 по проблемам речевого развития дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_razvitie_rechi.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет №2
Тема: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения»
Цель педагогического совета:
- Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей
- Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДОУ
- Проанализировать уровень организации работы по развитию речи в ДОУ
- Активизировать деятельность педагогов
Повестка дня
1. Сообщение зам.заведующего по теме педсовета.
2. Результаты тематического контроля.
3. «Творческая гостиная»
4. Принятие положения о конкурсе новогодняя игрушка
5. Задание на следующий педагогический совет «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников».
6. Обсуждение проекта решения педсовета.
Ход педагогического совета.
- Актуальность проблемы речевого развития
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Все знают, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый стандарт, который должен иметь ребенок при поступлении в школу.
В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.
Речь воспитателя, родителей, называющего то, что дети видят, является единственным источником обогащения их лексики, своеобразным стимулятором развития их речи, диалогической и монологической. Во время непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи детей становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительным источником остается речь самого воспитателя, комментирующего текст. Непосредственно образовательная деятельность имеет целью помочь детям «заметить» их собственную речь, отнестись к ней как к объективно существующему явлению и постепенно научиться оценивать качество речи. Во время непосредственно образовательной деятельности, носящей название «Обучение грамоте», даются начатки грамоты.
Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление ее превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.
Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:
-Оформление информационного стенда для родителей в холле ДОУ и в приёмных групп.
-Консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.
-Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями.
-Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии.
-Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
-Показ открытых занятий по развитию речи.
-Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда.
- Приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.
В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.
2. Результаты тематического контроля
В нашем ДОУ был проведён тематический контроль «Организация воспитательно–образовательного процесса в ДОУ по развитию речи». (Зачитывается справка по результатам контроля). Таким образом, мы видим, что и для нашего детского сада эта проблема является актуальной.
3. Часть нашего педсовета пройдет в форме «Творческой гостиной».
3.1. Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», записывают своё название на выставленных табличках. (1мин)
3.2. Разминка: Перед командами выложен цветок – ромашка. Каждая команда по очереди вытягивает лепесток, называет номер, записанный на нём. Ведущий зачитывает вопрос. Если команда верно ответила, забирает лепесток себе.
Вопросы:
1 – Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста. (обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи)
2 – Что мы понимаем под развитием речи ребёнка? (Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи).
3 – Каковы задачи словарной работы? (Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей).
4 – Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? (Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; лексикой: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.)
5 – Что такое диалог? (Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией).
6 - Что такое монолог? (Речь одного собеседника, обращённая к слушателям).
7 – Рассказ – описание – это …... (Текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему).
8 – Рассказ – повествование – это …… (Рассказ, сюжет которого развёртывается во времени) .
9 – Какие виды речи вам известны? (Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная)
3.3. Презентация пособий: каждая команда представляет заранее приготовленное пособие по развитию речи детей дошкольного возраста и рекламирует его. За выполненное задание команды получают лепестки от ромашки.
- Разработка рекомендаций для родителей: каждая команда получает листок и ручку. В течение двух минут члены команд общаются между собой и составляют памятку для родителей по формированию речи ребёнка. Затем составленные рекомендации зачитываются вслух, обсуждаются и за наиболее полную и правильную памятку команда получает лепесток от ромашки.
Подведение итога игры: Команды складывают цветок из собранных лепестков, подсчитывают их количество, награждаются сувенирами
По результатам педсовета принимаются следующие решения:
- Воспитателям:
1. Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки «Организация работы по развитию речи в детском саду».
2. Для развития речевой активности детей систематически использовать в работе разнообразные методы и приемы, как в организованной, так и в свободной деятельности воспитателя и детей (в течение года).
3. Продолжать вести индивидуальную работу с детьми по развитию речи (ежедневно).
- Заместителю заведующего
1. Подготовить консультацию для воспитателей «Речевой этикет педагога» (апрель 2015 год)
- Принять положение о конкурсе новогодней игрушке среди родителей воспитателей и детей ДОУ.
- К следующему педагогическому совету подготовить и презентовать проекты «Воспитание гражданской позиции у дошкольников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет -деловая игра "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения"
Педсовет в виде деловой игры с педагогами по речевому развитию детей дошкольного возраста...
Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения
Педагогический совет в ДОУ...
Деловая игра с педагогами «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения».
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком ...
Педагогический совет "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения"
Цели педагогического совета.1. Провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей.2. Определить пути совершенствования работы кол...
Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решений.
Речь – чудесный дар природы. Она не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правил...
Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения.
К этой категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохраненном интеллекте.Нарушения речи многообразны, они различаются по форме и степени...
Педагогический совет Тема: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения»
Повестка дня педагогического совета...