Педагогический совет – брифинг Тема: «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования: опыт, проблемы, пути решения»
методическая разработка на тему
Педагогический совет – брифинг
Тема: «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования: опыт, проблемы, пути решения»
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих их готовность к работе по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО).
Задачи:
1. Углубить и совершенствовать знания педагогов по внедрению ФГОС;
2. Активизировать деятельность воспитателей и специалистов в рамках внедрения ФГОС;
3. Способствовать развитию педагогического кругозора по данной тематике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
педагогический совет - брифинг | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Иркутска детский сад комбинированного вида № 172 «Радуга»
авторы: заведующая Валеева А.Ф., старшие воспитатели: Заборовская Л.В., Мавликаева Р.Г., Юрьева Н.Г.
Педагогический совет – брифинг
Тема: «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования: опыт, проблемы, пути решения».
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих их готовность к работе по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО).
Задачи:
- Углубить и совершенствовать знания педагогов по внедрению ФГОС;
- Активизировать деятельность воспитателей и специалистов в рамках внедрения ФГОС;
- Способствовать развитию педагогического кругозора по данной тематике.
Предварительная работа:
- Формирование пакета нормативно-правовых и организационных документов МБДОУ по реализации ФГОС.
- Оформление в методическом кабинете стенда «Изучаем федеральный государственный образовательный стандарт».
- Проведение консультации «Федеральный государственный образовательный стандарт ДО».
- Проведение индивидуальной методической помощи педагогам по данному вопросу.
- Оформление памяток для педагогов «Образовательные области по ФГОС».
Повестка педагогического совета:
- Вступительное слово заведующей ДОУ «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: опыт, проблемы, пути решения».
- Анализ выполненных мероприятий «Дорожной карты».
- Проведение брифинга
- Рефлексия «Все в твоих руках»;
- Обсуждение проекта решения педсовета.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, цветные карандаши, цветная бумага, жетоны, буклеты, диск с классической музыкой.
Ход педсовета:
1. Вступительное слово заведующей ДОУ «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: опыт, проблемы, пути решения»
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свое выступление начну словами из песни легендарной группы «Машина времени» – «Поворот».
(Слайд 1)
«Вот, новый поворот…, что он нам несет, пропасть или взлет, омут или брод…». Слова этой песни, как никогда актуальны сегодня, потому что в обществе идет становление новой системы образования.
(Слайд 2)
Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень непрерывного образования. Перемены… Наверно большинство из нас боится перемен. Конечно, многие не готовы менять что-то в своей жизни добровольно, предпочитают за благо устоявшиеся крепкие жизненные позиции.
Что изменилось в дошкольном учреждении при переходе на новый федеральный государственный стандарт дошкольного образования? И как их понимают те, кто должен будет претворять ФГОС в жизнь: работники ДОУ, педагоги и администрация? Давайте попробуем разобраться.
(Слайд 3)
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» п.6, ст. 2 дается определение: «Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Таким образом, ФГОС – это стандарт качества дошкольного образования. По словам Александра Асмолова, директора Федерального института развития образования, руководителя рабочей группы ведущих экспертов в сфере дошкольного образования, которая разрабатывала проект ФГОС ДО: «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства». И еще одна его цитата: «Стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».
(Слайд 4)
Так почему возникла необходимость разработки ФГОС для дошкольных учреждений?
(Слайд 5, 6, 7)
Во-первых, сейчас у нас «новый» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, в котором дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования. Это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами, так как все уровни образования стандартизируются. Стандарты разрабатываются, чтобы придать российскому образованию единство.
Во-вторых, ФГОС дошкольного образования дает право на получение качественного дошкольного образования.
В-третьих, ФГОС выравнивает дошкольное образование с другими образовательными системами непрерывного образования Российской Федерации. В недавнем времени российское дошкольное образование функционировало в системе непрерывного образования РФ по «остаточному принципу» обеспечения всеми группами ресурсов (кадрами, финансами, нормативными документами, программно-методическими комплектами и др.). Разработанный новый стандарт изменил сложившуюся ситуацию, так как определил требования к материально-техническим, финансовым и кадровым условиям.
Таким образом, ФГОС ДО представляет собой совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством следующих условий:
- расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста;
- обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребенка;
- приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям видам деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
- реализации вариативных образовательных программ;
- соблюдение прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.
(Слайд 8)
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. В стандартах говорится о том, что необходим отказ от учебной модели в детском саду, то есть от занятий. Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.
(Слайд 9)
Исходя из этого, в ФГОС ДО изменились требования и к результатам освоения программы. Авторы называют эти результаты «целевыми ориентирами» и определяют их как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры могут иметь 2 значения:
- целевые ориентиры образования в раннем возрасте (на начальном этапе дошкольного образования)
- целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры (ЦО) не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
ЦО выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие ЦО предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
ЦО не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
- аттестацию педагогических кадров;
- оценку качества образования;
- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
- оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
(Слайд 10)
Естественно, что разработка и внедрение ФГОС ДО – дело не одного дня, и даже не одного года. На данный момент пройдены такие этапы, как:
- формирование общих положений;
- разработка проекта (структура, условия реализации, требования к результатам освоения и пр.);
- разработка предложений в проект профессионального стандарта деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации ;
- разработка вариативных психолого-педагогических программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров системы ДО;
- разработка программ повышения квалификации педагогических кадров системы ДО;
- профессиональное и общественное обсуждение проекта ФГОС ДО с привлечением родительского сообщества;
- разработка научно-методического обеспечения введения ФГОС ДО;
- описание организационно-правовых форм предоставления ДО;
- разработка предложений по применению ФГОС ДО при получении ДО в различных формах;
- организация публикаций в СМИ по вопросам разработки проекта ФГОС ДО и системы оценки качества ДО.
(Слайд 11)
Сейчас остался один-единственный, но, пожалуй, самый ответственный этап – апробация и внедрение ФГОС ДО. В 2014-2015 гг. – осуществляется введение ФГОС ДО в пилотных регионах в каждом федеральном округе с последующим созданием на их базе стажировочных площадок по введению ФГОС ДО. С 2016 г. ФГОС ДО начинают работать повсеместно.
До 2016 г. предстоит решить еще немало проблем: финансово-экономических, административно-правовых, организационных и др., среди которых:
- создание условий для обеспечения дошкольного образования детям с 2 мес. до 7-8 лет (т.к. по новому закону об образовании именно такие возрастные рамки охватывают дошкольный возраст);
- обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников ДО;
- развитие часто-государственного партнерства в ДО;
- развитие инклюзивного ДО;
- отсутствие реестра примерных основных образовательных программ (ПООП);
- отсутствие методических комплектов, соответствующих требованиям ФГОС ОД;
- отсутствие методических рекомендаций по разным аспектам внедрения ФГОС ДО;
- отсутствие современной предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ, соответствующей требованиям ФГОС ДО;
- слабое развитие межведомственного и сетевого взаимодействия.
Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные: коммуникативные, профессиональные, информационные компетентности еще не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту может стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
2. Выступление старшего воспитателя по теме: «Анализ выполненных мероприятий «Дорожной карты»» (Приложение 2).
3. Проведение брифинга «Эрудиты ФГОС» (Приложение 3).
Организация брифинга: педагоги делятся на 2 команды (любые варианты). Оценивание происходит путём суммирования баллов за правильный ответ.
4. Проведение тренинга педагогом – психологом «Всё в твоих руках».
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность формировать личность:
- любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
- умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
- уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
- доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую свое и чужое мнение;
- готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
Рефлексия «Все в твоих руках»
Педагоги обводят свою ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение о содержании педагогического совета:
Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец – для меня было недостаточно.......
Педагогам предлагаются буклеты по ФГОС ДО (Приложение 4)
-В заключение хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов – о времени, начавшихся реформ в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».
Решение педагогического совета:
1. Одобрить работу по внедрению ФГОС ДО.
2. Продолжить работу семинаров по вопросам введения ФГОС ДО.
3. В течение 2014-2015 гг. педагогам пройти курсы повышения квалификации в соответствии с ФГОС ДО.
4. Сформировать базу Интернет-ресурсов по внедрению ФГОС ДО.
5. Осуществлять информационное обеспечение внедрения ФГОС ДО на сайте учреждения.
Список использованной литературы:
1. Сайт Министерства образования и науки РФ. http://mon-ru.livejournal.com/59277.html
2. Фадеева Е.М. О концептуальных подходах к разработке Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. http://komdetsad27.ucoz.ru/index/fgos/0-63
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это, прежде всего, переход ребенка на качественно - новую ступень своего р...
Семинар «ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»
laquo;ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»...
«Преемственность начального и дошкольного образования. Подготовка детей к школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...
Сценарий регионального научно – практического семинара «Реализация регионального краеведческого компонента в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Сценарий регионального семинара по краеведению...
Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) Коллектив авторов
методическое пособие, раскрывающее вопросы содержания и организации психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...