Литературная гостиная по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Михайлова Екактерина Павловна

Знакомство с творчеством А. С. Пушкина через театрализованную деятельность. Создать условия для активного использования литературного опыта детей в театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_gostinaya.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!»


ТемаЛитературная гостиная по сказкам А. С. Пушкина

«Что за прелесть, эти сказки

Цель: Знакомство с творчеством А. С. Пушкина через театрализованную деятельность. Создать условия для активного использования литературного опыта детей в театрализованной деятельности.

Образовательные задачи:

- способствовать формированию интереса к творчеству А. С. Пушкина;

- в игровой форме закрепить знания детей о сказках Пушкина.

Развивающие задачи:

-развивать умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, пантомимику, выразительность речи.

Воспитательные задачи:

- способствовать самореализации каждого ребенка;

- воспитывать способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.

Предварительная работа:

1. Чтение сказок А. С. Пушкина

2. Беседы по содержанию.

3. Заучивание стихотворения «У Лукоморья». Заучивание отрывков из произведений «Сказка о рыбаке и рыбке»«Сказка о царе Салтане»«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»«Сказка о попе и работнике его Балде».

4. Просмотр мультфильмов по сказкам А. С. Пушкина.

5. Выставки: книг, рисунков, аппликации по сюжетам сказок.

6. Дидактические игры«Назови сказку правильно»«Сказочный порядок»«Объясни слово»«Собери картинку».

7. Прослушивание музыки Римского-Корсакого «Три чуда»

8. Разучивание народной песенки «Во саду ли, в огороде», игра на металлофоне.

8. Театрализация отрывков из сказок А. С. Пушкина.

9. Пошив костюмов, оформление театрального уголка «Лукоморье».

Оборудование:

1. Сундучок с предметами: рыбка, орешек, зеркальце, восточные ткани.

2. Голубая ткань, игрушка-гапит Рыбка, игрушка би-ба-бо Петушок.

3. Костюмы ученого кота, Белочки, русские платки, кокошники

4. Мелаллофон.

5. Пальчиковый театр: Мудрец, петушок.

6. Диваны, столы, свечи.

7. Дид. игры «Сказочный порядок»«Разрезные картинки».

8. Яблоки, корзинки, страницы с иллюстрациями, книга А. С. Пушкина «Сказки».

9. Телевизор, флешка с презентацией, музыкальный центр.

Ход образовательной деятельности:

Вос-ль:

1. Вот и сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнёшь – и не найти.

Это присказка, не сказка,

Сказка будет впереди.

- Дети, может кто-нибудь знает, чей портрет сегодня в нашей литературной гостиной(ответы детей)

- Как вы догадались? (Стоит взглянуть на это лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды на щеках и понятно, что это Пушкин).

- Правильно, это А. С. Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Все его знают, его книги очень любят читать и взрослые, и дети.

(Дети рассаживаются на диваны)

Вос-ль: А теперь зажигайте свечи, устраивайтесь поудобнее. Дети, а что вы знаете о Пушкине? Расскажите.

Дети рассказывают интересные факты из жизни А. С. Пушкина.

С раннего детства Саша был окружен заботой и вниманием своих родителей.

Арину Родионовну Сашенька называл «мамушкой».

У Пушкина была большая семья: красавица жена Наталья Николаевна и четверо детей.

А. С. Пушкин очень любил своих детей, часто проводил с ними свое время (читал, играл, нежно называл «детушки»).

Пушкин знал много языков: французский, греческий, латинский, немецкий и др.

Маленький Саша начал рано сочинять стихи, но первую поэму постигла печальная учесть: один мальчик увидел тетрадку, в которой Саша записывал свои стихи и стал смеяться над ним. Тогда маленький автор обиделся и бросил свою тетрадь со стихами в печку.

Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей, поэтому у него было много врагов.

А. С. Пушкин не мог прощать и терпеть обиды, однажды он стрелялся на дуэли. Что бы защитить свою честь и своей жены. Во время этого поединка Пушкин был тяжело ранен и умер (21 дуэль).

Его имя не забыто: его именем названы города, площади, улицы, станции метро, установлены памятники. Его произведения читают не только в России, но и за границей.

Вос - ль: Когда А. С. Пушкин был маленький, его звали Сашенькой.

Включить презентацию «Викторина по сказкам А. С. Пушкина»

По вечерам этот кудрявый малыш в длинной до пят рубашке ложился в свою кроватку, сворачивался калачиком и замирал, с восторгом вслушиваясь в старческий голос, говорящий складные, напевные, таинственные слова своей любимой няни Арины Родионовны. Арина Родионовна была простая деревенская женщина (показать портрет). Она очень любила Сашеньку. Она спешила утешить его и приласкать. Она рассказывала ему сказки, познакомила с Кощеем и Змеем Горынычем, добрыми волшебниками и злыми колдунами – с прекрасным миром народного творчества. В праздничные дни на площадях показывали кукольные спектакли, Саше очень нравились эти сказки. И когда он вырос, он тоже стал сочинять сказки, да не простые, а в стихах. Давайте вспомним эти сказки.

2. Вос – ль: Отправляемся друзья

В чудо сказку, вы и я.

Там книга волшебная есть.

Сказок в ней не перечесть.

(включить видео волшебной книги).

Заходит учёный Кот.

Кот: Мяу! Сказки читаете? Молодцы! А у нас в Лукоморье беда. Злой Черномор украл волшебную книгу. Как я теперь сказки детям рассказывать буду?

Вос – ль: А где же этот Черномор?

(Включить видео Черномора: «Я здесь у-гу-гу, книгу вашу я забрал, все листочки разорвал, по Лукоморью раскидал. Никто теперь сказки Пушкина не прочитает, никто про них не узнает ха-ха-ха» – разлетаются страницы).

Вос – ль: Что же теперь делать?

Кот: Надо срочно найти детей, которые сказки Пушкина уже прочитали, из сказок писателя много узнали, чтобы героев не перепутали и всю книгу по страничкам собрали.

Вос – ль: Ребята, что же делать? Где нам найти таких детей?

Дети: Мы поможем. Мы знаем сказки Пушкина.

Кот (подозрительно): А я сейчас вас проверю.

Видео- презентация «Викторина по сказкам А. С. Пушкина».

Кот: Ну, молодцы, а теперь отправимся в Лукоморье, будем страницы всех сказок искатьСказку придётся оживить, а как это сделать?

Вос – ль: Наши дети настоящие артисты. Дети, какими средствами можно оживить задуманный образ?

Дети: Надеть костюм, мимикой, пантомимикой, выразительной речью.

Игра «Пантомима»

• Изобразите «настроение моря»: море слегка разыгралось, помутилося синее море, неспокойное синее море, почернело синее море, на море чёрная буря.

• «Взлёт петушка со спицы»: в миг тогда мой петушок приподымет гребешок, закричит и встрепенётся.

• «Ветер по морю гуляет».

• «Полёт шмеля»«полёт камора»«полёт мухи».

• «Движения лебедя и коршуна»: бьётся лебедь сквозь зыбей, коршун носиться над ней.

Кот: Вот какие молодцы, вот вы - то мне и нужны. «Вокруг себя ты обернись и в Лукоморье очутись» (Звук металлофона).

Кот: Вот мы и в Лукоморье. И первая страница вернётся, если вы знаете стихотворение о Лукоморье.

Дети: читают стихотворение «У Лукоморья» (Включить видео мультфильма).

(Воспитатель находит первую страницу.)

Кот: А теперь по сказкам пройдём, все страницы соберём. А поможет нам в этом волшебный сундучок. Где же он?

Дети: На дубе.

Кот (открывает сундучок, достаёт рыбку): Из какой сказки?

Дети«Сказка о рыбаке и рыбке».

Вос-ль: Ребята давайте оживим сказку, распределяйте роли. Кто будет дед, бабка, рыбка? С помощью какого вида театра мы это сделаем? (куклы на гапите).

3. Игра – драматизация «Сказка о рыбаке и рыбке».

Вос –ль: Уважаемый Кот, а хочешь тоже рыбку золотую поймать? Давайте попробуем поймать золотую рыбку.

Игра «Поймай рыбку».

(Все дети берут удочку- катушку, на конце которой прикреплена рыбка. По команде все начинают закручивать удочку. У одного ребёнка рыбка золотая, он загадывает желание).

Просим рыбку дать нам страничку из книги.

Кот: Вот, и вторая страничка в книги появилась! Ура! Мур-р-р!

Вос – ль: Давайте в другую сказку попадём.

(Кот достаёт из сундучка орешек).

Вос-ль: В какой сказке Пушкина встречается орешек?

Дети: В «Сказке о Царе Салтане».

Вос-ль: Дети, а кто знает полное название этой сказки?

Дети: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде».

Вос-ль: Эту сказку мы оживим игрой детей. А пока наши актёры будут готовиться, мы поиграем в игру «Где чьи вещи»

Игра «Где чьи вещи»

Воспитатель задаёт вопросы детям:

- Разбитое корыто (Старуха)

-Невод (Старик)

-Орешек (белка)

-Говорящее зеркало (злая Царица мачеха)

-Дубовый лук (Князь Гвидон)

-Прялка (девицы – «Сказка о царе Салтане» или старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»)

- Варёная полба (Балда)

Вос-ль: Наши актёры готовы (за ширмой актеры одевают элементы костюмов)

Выходят три девицы в кокошниках, садятся на лавочку.

Автор: Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1 дев: Кабы я была царица

Автор: Говорит одна девица.

1 дев: То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

2 дев: Кабы я была царица,

Автор: Молвила её сестрица.

2 дев: То на весь бы мир одна

Наткала я полотна!

3 дев: Кабы я была царица,

Автор: Третья молвила сестрица.

3 дев: То для батюшки царя

Родила б богатыря!

Автор: Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь-

Стороны той государь.

(Девицы встают, восхищаются, удивляются)

Царь: Здравствуй, красная девица,

Автор: Говорит он,

Царь: Будь царица!

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки – сестрицы

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой!

(Актеры встают в один ряд и кланяются)

Вос-ль: В этой сказке есть три чуда, назовите, какие.

Дети: - Белочка

- 33 богатыря

- Царевна Лебедь

Вос-ль: Давайте оживим оно из них.

Реб. 1: Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

Белка в нём живёт ручная,

Да затейница какая!

Реб. 2: Белка песенки поёт,

Да орешки всё грызёт.

Реб. 3: А орешки не простые,

У них скорлупки золотые.

Реб. 4: Ядра чистый изумруд,

Белку холят, берегут (гладит её)

Девочка играет на металлофоне «Во саду ли, в огороде».

Белочка с платочком танцует.

Вос-ль: Ребята, вы очень артистично оживили эту сказку.

Белочка: Ребята, ко мне попались страницы из разных сказок. Помогите их разложить по порядку.

Игра «Сказочный порядок»

(Иллюстрации из сказок разложить по порядку).

(Белочка отдает еще одну страницу)

Кот: в моем сундучке появилось золотое перышко. В какую сказку оно должно вернуться?

Дети«Сказка о золотом Петушке»

Вос-ль: Актеры готовятся, а мы пока поиграем.

Игра «Разрезные картинки»

(Части иллюстраций из разных сказок в разных конвертах. Разделить детей на подгруппы, собрать картинки)

Драматизация «Сказки о Золотом Петушке»

Автор: Вот царь с просьбой о подмоге

Обратился к мудрецу,

звездочету и скопцу.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

Мудрец: Посади ты эту птицу

Автор: Молвил он царю

Мудрец: На спицу.

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной.

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется.

Автор: Царь скопца благодарит,

Горы золота сулит.

Царь: За такое одолженье,-

Автор: Говорит он в восхищенье,-

Царь: Волю первую твою

Я исполню, как мою.

Автор: Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!»

И соседи присмирели,

Воевать уже не смели:

Таковой им царь Дадон

Дал отпор со всех сторон!

(Актеры кланяются, зрители аплодируют)

Мальчик Мудрец выносит из-за ширмы ещё одну страницу.

Кот: Вот четвертая страница-

Всем нам очень пригодится!

Вос-ль: Что в твоем сундучке осталось?

Кот (достает из сундучка зеркальце): Из какой сказки это зеркальце?

Дети«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Вос-ль: Давайте выберем себе роли с помощью карточек (дети выбирают себе роли и разыгрывают сцену из сказки)

Автор: Царь женился на другой

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела.

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

Царица: Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Автор: И ей зеркальце в ответ:

Зеркальце: Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее.

Автор: И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами.

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Вос-ль: А какой фрукт принес горе в этой сказке? Что случилось?

Конкурс «Наливное яблочко»

(Перенести все яблочки из корзины на стол. На дне находим страницу)

4. Кот: Мир Пушкина чудесных полон красок

Давайте же вернем станицы сказок.

Вос-ль: Вокруг себя ты повернись,

И в группу «Звездочка» вернись.

(Дети проходят на диваны)

Вос-ль: Люблю я Пушкина творенье,

И это вовсе не секрет

Его поэм, стихотворений,

Прекрасней не было, и нет!

Добро цветет в них, злоба чахнет.

В них русский дух,

В них Русью пахнет!

(Кот собирает все страницы в папку и кладет на стол, накрывает тканью).

Включить видео – презентацию – все страницы соединяются в книгу

Кот берет книгу «Сказки А. С. Пушкина»

Кот: Спасибо вам, ребята, за то, что вы так хорошо изучили творчество А. С. Пушкина. Я за это вам дарю эту книгу сказок Пушкина. А мне пора в Лукоморье возвращаться (уходит).

Вос-ль: Ветер по морю гуляет, дует в паруса.

Никогда не перестанем верить в чудеса!

Ну что ж, ребята, сегодня мы с вами вспомнили сказки А. С. Пушкина. Наша литературная гостиная закрывается. Затушим наши свечи. Давайте нашу новую книгу поместим в уголок книги.

«У Лукоморья». Заучивание отрывков из произведений «Сказка о рыбаке и рыбке»«Сказка о царе Салтане»«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»«Сказка о попе и работнике его Балде».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»

Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!» Сказки великого русского поэта А. С. Пушкина - это кладезь народной  мудрости и богатый материал в работе с деть...

Проект по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки"

Проектная деятельность по методу "Три вопроса". Цель проекта: развитие познавательного, воспитательного и эстетического значение для детей, расширение знания об окружающем мире через творчество А. С. ...

Конспект викторины в подготовительной группе по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Хочу поделиться конспектом викторины,которая была проведена с детьми подготовительной группы на день рождения А.С. Пушкина...

Проект по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки»

Современные дети очень много времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Следствием этого стало заметное снижение интереса к чтению у детей; резко сокращена доля чтения в структуре свободно...

КВН по сказкам А.С. ПУШКИНА «Что за прелесть, эти сказки»

Методическая разработка предназначена для педагогов по закреплению материалов по произведениям А. С. Пшкина для детей старшего дошкольного возраста....

Литературная игра - викторина по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть, эти сказки..."

 В последние годы наблюдаются серьезные трудности в формировании устной связной речи у детей, в силу снижения их общего речевого развития. У детей часто возникают сложности с последо...

Литературная игра – викторина по сказкам А. С.Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!»

Обобщить знания детей о творчестве А.С. Пушкина посредством игры – викторины: прививать интерес детей к творчеству русских поэтов, показать удивительный мир сказок А.С.Пушкина их мудрость и крас...