Конспект викторины в подготовительной группе по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Хочу поделиться конспектом викторины,которая была проведена с детьми подготовительной группы на день рождения А.С. Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 33.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина с детьми подготовительной группы по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!».
Цель: расширение кругозора и эрудиции детей.
Задачи: показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
познакомить детей с биографией и творчеством А.С. Пушкина.
вызвать интерес к творчеству поэта.
формировать связную речь, обогатить словарь.
развивать творческие способности, внимание, память.
воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и к поэзии в целом.
Категория участников: дети подготовительной группы.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина,
рисунки детей по сказкам А.С. Пушкина,
выставка книг,
иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина,
«Черный ящик» с предметами из сказок А.С. Пушкина:
яблоко, зеркало, рыба, петушок, карона.
надпись «Что за прелесть эти сказки».(А.С. Пушкин.)
Предварительная работа: чтение сказок А.С.Пушкина:
- «Сказка о рыбаке и рыбке».
- «Сказка о попе и о работнике его Балде».
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
- «Сказка о царе Солтане и о славном его сыне князе Гвидоне Солтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
- «Сказка о золотом петушке».
- Рисование иллюстраций к сказкам ,
- Заучивание наизусть некоторых отрывков из сказок.
Действующие лица: Сказительница, Кот ученый, Баба Яга.
Ход занятия:
(В зал входит Сказительница.)
Сказительница:
Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их не много, и не мало
Но все Пушкинское - это
Наше вечное начало!
-Здравствуйте, ребята. Вы любите сказки? Я вам сегодня расскажу много интересного о сказках. Вы знаете, ребята, все сказки можно разделить на 3 группы: сказки о животных (где главные герои-животные),волшебные сказки (главные герои-фантастические существа) и бытовые сказки (главные персонажи – люди). Сказки – это произведения искусства. Каждая сказка имеет начало и конец. Ребята, вспомните, как начинаются сказки.
«В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили – были».
- А как заканчиваются сказки?
«Вот и сказки конец, а кто слушал молодец…», «И я там был, мед пиво пил..»
Сказки знают все. Каждый из вас может вспомнить 2-3 сказки, которые вы очень любите. Ребята, а кто сочиняет сказки?
- Народ, писатели.
- Те сказки, которые сочинил народ, называются народными. Сказки, которые сочинил писатель, называются авторскими.
Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок великого русского поэта А.С. Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799года. В этом году мы отмечаем 216- летие великого поэта. Детство его прошло в Москве. У Александра Сергеевича были еще брат и сестра. С раннего детства маленький Саша был окружен вниманием и заботой. Но больше всех о нем заботилась его няня Арина Радионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала и сочиняла сама. Ее исполнение очаровала будущего великого поэта. Саша очень любил свою няню и ласково называл «мамушка». В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. Творчество А. С. Пушкина так полюбилось народу , что его произведения читают не только у нас в России, но и за рубежом. А насколько вы хорошо знаете сказки А.С. Пушкина, мы сейчас узнаем. Ребята, а какие вы знаете сказки А. С. Пушкина?
«Сказка о золотой рыбке».
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
«Сказка о попе и о работнике его Балде».
«Сказка о золотом петушке».
«Сказка о царе Салтане, о славном сыне его храбром князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».
Сказительница: - Итак, ребята, я сейчас предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам А. С. Пушкина.
(Дети делятся на 2 команды и придумывают названия своим командам. «Лукоморье» и «Синеморье».)
1. Конкурс «Угадай сказку».
- Какими словами начинается пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке»?
1. «Жили - были старик со старухой».
2. «Жили - были дед да баба».
3. «Жил старик со своею старухой».
4. « У моря, у синего моря».
- Как начинается «Сказка о царе Салтане»?
1. «Три подружки под зонтом, пели песенки тайком».
2. «Три девицы под окном, пряли поздно вечерком».
3. « Три бабули вечерком, тихо пряли под окном».
4. « Три царевны за столом, ели пряники с медком».
- С каких слов начинается «Сказка о попе и о работнике его Балде»?
1. «Жил-был дед, во сто шуб одет».
2. «Жил-был поп, весь в морщинках лоб».
3. «Жил-был поп, толоконный лоб».
4. «Жили - были поп с попадьей».
Сказительница: - Молодцы, ребята. За правильный ответ команда получает фишку.
2 . Конкурс « Найди то, не знаю что».
Условие конкурса: дети находят в зале атрибуты, которые встречаются в сказках А. С. Пушкина: зеркало, корыто, яблоко, месяц, петушок, невод, рыбка, месяц, цепь, бочка, орешки, прялка, белочка.) Дети кладут предметы в свои корзины и называют сказку, в которой они встречаются. Команда, которая нашла большее количество атрибутов, получает фишку.
(Вдруг слышится грохот за дверью и громкое мяуканье. В зал заходит Кот ученый).
Кот ученый: - Это кто тут орешки разбросал? Мяу-у-у! Хорошо, что я самый ловкий, самый ученый кот во всем Лукоморье. А то бы косточек своих не собрал. Вот что значит путешествовать по всему Лукоморью, собирать сказки. А куда это я попал? Здрасьте! Мур-р-р! (Кот ученый подходит к детям и здоровается с ними за руку) . Сказительница: - Здравствуйте, Кот ученый. Ты попал к детям в детский сад и у нас праздник, посвященный дню рождения А.С. Пушкина. Кот ученый: - Вот вы-то мне и нужны. Мяу-у-у! Завтра у нас в Лукоморье большой праздник. Я хотел бы вас пригласить в нашу сказочную страну. ( Опять слышится шум за дверью. Влетает Баба Яга). Баба Яга: - Что за беспорядок здесь. Фу! Везде скорлупки, изумруды. Ой, какие детки упитанные, краснощекие. Вкусненькие, наверно! (Потирает ладони). Не зря я сюда летела, столько преград преодолела. Ой, котик мой ученый , и ты здесь! Видно, рассказываешь детям свои лукоморские сказки. Кот ученый: - У нас в Лукоморье большой праздник – мы отмечаем день рождения А.С. Пушкина. А эти дети очень хорошо знают сказки Пушкина. Баба Яга:- У вас праздник, а меня не позвали! Я устрою вам праздник! Еще какой! Сказительница: - Бабушка Яга, не злись. От этого морщинки появляются на лице. Вместе с котом будете нашими гостями. Мы гостям рады. Правда, дети? ( Дети хором- Да!).
Баба Яга: - Хорошо! Только у меня тоже есть задания для ваших пухленьких, румяненьких детишек. ( Облизывается). Справятся с ними – останусь на вашем празднике, а если нет – заберу ваших вкусненьких детей в мой дремучий лес.
Сказительница:- Ну что, ребята, справимся с заданиями Бабы Яги?
Дети: - Справимся!
3. Конкурс «Чудесный мешочек».
Баба Яга: - Я сюда пришла не с пустыми руками, у меня есть… мешочек, только не простой, а с чудесами. Отгадайте, что там лежит. С помощью этого предмета злая мачеха отравила царевну.
(Дети отгадывают: яблоко.)
Баба Яга: - Ишь, какие умники! Это еще не все! Еще там лежит предмет, который в сказке Пушкина говорит человеческим голосом.
(Дети отгадывают : зеркало).
Баба Яга: - А следующий предмет не отгадаете ни за что! В сказке Пушкина он сидел на спице.
(Дети отгадывают: петушок).
Кот ученый: - Мур-р-р! Говорил я тебе, что эти дети знают все сказки А. С. Пушкина.
Баба Яга: - Ну, вижу, что умные. Но это легкое задание. Попробуйте отгадать следующее.
4. Конкурс «Угадай мелодию». Под какую песню танцевала белка в сказке Пушкина? Как называется эта сказка?
1. « Ой мороз, мороз».
2. «Во поле береза стояла».
3. «Во саду ли, в огороде». 4. «Ах вы сени, мои сени».
(Ответ: в «Сказке о царе Салтане» белка танцевала под русскую народную песню «Во саду ли, в огороде»). Сказительница: - Ну что, бабушка Яга, убедилась, что у нас умные детки? Ты не расстраивайся! Тебе с нами будет интересно. Ребята, давайте развеселим наших гостей и сами немного отдохнем.
Физминутка:
(Дети с Котом и Бабой Ягой под русскую народную песню « Во саду ли, в огороде» танцуют, ведут хоровод).
Сказительница: - Ну что, ребята, викторина наша продолжается. Теперь самый сложный, ответственный конкурс – конкурс капитанов.
5 .Конкурс капитанов « Там на неведомых дорожках».
Сказительница: - Я задаю вопрос по сказкам Пушкина, а кто ответит первым и правильно на вопрос, тот по следам продвигается вперед к дубу. Команда, чей капитан первым дошел до дуба, выигрывает.
- Где жили старик со старухой.
- С помощью чего Елисей оживил свою невесту?
- Что умело делать зеркало?
- Какое животное пело и грызло орешки в одной из сказок Пушкина?
- Сколько лет жили старик со старухой у синего моря?
- С кем Балда соревновался на море?
- Что самое первое потребовала старуха у золотой рыбки?
- Какое животное Балда пронес между ногами?
- Какую плату потребовал Балда от попа?
- Какое яблоко дала мачеха царевне?
(«Ответы: у моря, поцелуй, говорить, белка, 30 лет и 3 года, с чертом, новое корыто, лошадь, три щелчка, отравленное).
Баба Яга: - Батюшки, какие они умные!
Кот ученый: - Молодцы, капитаны. Сразу видно, что вам много читают.
Сказительница: - Викторина наша продолжается. Следующий конкурс для любителей живописи.
6. Конкурс « Знатоки живописи».
На доске выставлены 3 картины: «Царевна Лебедь» М. Врубеля, « Иван царевич на сером волке» В. Васнецова, «Аленушка» В. Васнецова. Вопрос: на какой картине изображен пушкинский персонаж ?Из какой сказки?
Ответ: на картине Михаила Врубеля «Царевна Лебедь» изображена царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане…».
Кот ученый : - Ой, мяу-у-у! Совсем я стал забывчивым, вроде и не старый, всего 300 лет. Тут у меня какие- то слова, только в толк не возьму, что это. Бабка, может ты знаешь?
Баба Яга: - Ну и дремучий же ты, Кот. Еще « ученый» называется! Это сказку надо отгадать по этим словам.
Сказительница:- Не ссорьтесь, друзья. Наши ребята и с этим заданием справятся.
7 Конкурс « Угадай-ка».
- Землянка, невод, откуп, дворянка, корыто. ( «Сказка о рыбаке и рыбке»).
- Базар, товар, работник, полба, заяц. («Сказка о попе и о работнике его Балде»).
- Царь, воевода, звездочет, шамаханская царица, петушок. ( « Сказка о золотом петушке»).
- Бочка, море, остров Буян, лебедь, коршун. («Сказка о царе Салтане»).
- Богатыри, зеркало, терем, ветер, яблоко. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).
Баба Яга: - Думала, заберу кого-нибудь в свой дремучий лес, будет у меня на посылках , да не вышло! Так с вами понравилось, что уходить не хочется.
Кот ученый: - Да хватить тебе, Баба Яга, причитать. С ребятами хорошо, но нам надо возвращаться к себе в сказочный мир.
Сказочница: - Друзья, мы вас будем ждать на следующие праздники. Но прежде нам нужно наградить команды.
(Награждаются победители ).
Сказительница: - Сегодня мы закончили разговор о чудесах. Чем похожи сказки А. С. Пушкина? ( в них встречаются красивые царевны, добро побеждает зло, храбрые богатыри, волшебные превращения).
Сказительница: - Пусть добро, прославляемое А. С. Пушкиным, остается в наших сердцах, а злу не будет там места.
Список литературы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект викторины в подготовительной группе - "Скоро в школу"
Наши ребята скоро идут в школу. И мы сейчас узнаем какими они стали взрослыми, дружными и умелыми....
Конспект викторины в подготовительной группе "Что за прелесть эти сказки..."
Дети деляться на 2 команды и выполняют задания:- В первом задании требуется по портеретам писателей определить книги, написанные ими.- Во втором задании - отгадывание загадок про сказочных героев.- В ...
Конспект занятия в подготовительной группе в образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»
Конспект занятия в подготовительной группе в образовательной области «Речевое развитие»Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»Разработала и провела:Новикова Татьяна Витальевна,воспитатель ...
Конспект викторины в подготовительной группе "В мире сказок"
Методическая разработка содержит сценарий викторины...
Конспект викторины в подготовительной группе на тему «Правила дорожного движения»
Ребята отправятся в увлекательное путешествие в страну знаков дорожного движения. Узнают правила дорожного движения, повторят дорожные знаки и поиграют....
Конспект викторины в подготовительной группе на тему «Правила дорожного движения»
Викторина Конспект викторины в подготовительной группе на тему «Правила дорожного движения»Подготовила: педагог-психолог Бадалян Диана Яковлевна1. Спозаранку за окошком стук, и звон, ...
Конспект ОД в подготовительной группе по развитию речи на тему: «Чтение и пересказ сказки «Кукушка»
Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде картинок, отображающих последовательность событий. Задачи:Образовательные: формировать у детей связно...