КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЗВУК И БУКВА Й»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №68» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЗВУК И БУКВА Й» Автор: Медведева А.М., учитель-логопед, высшая квалификационная категория г. Нижнекамск | |
Дата | 25апреля |
Тема | «Звук и буква Й» |
Программа | «От рождения до школы» , |
Возраст | 6-7 лет(подготовительная к школе группа) |
Основная образовательная область | Обучение грамоте |
Интегрированные образовательные области | Речевое развитие, УМК. |
Форма проведения | Совместная деятельность логопеда и детей, самостоятельная деятельность детей. |
Цель | Познакомить детей с буквой Й; дать понятие о механизме образования звука Й. Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении учебного года. |
Развивающие | Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, развивать дыхание и голос; развивать фонематический слух и восприятие. Расширять словарь. Автоматизировать у детей звук Й в слогах, словах и предложениях. |
Воспитательные | Воспитывать |
Образовательные | Систематизировать и закрепить знания детей об изученныхзвуках, закрепить навыки звукобуквенного анализа. Учить выявлять артикуляторные и акустические характеристики звука Й. |
Планируемый результат | Уметь давать акустическую характеристику изученным звукам, выполнять звуко-слоговой анализ слов, высказывать свою точку зрения, делать выводы, активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками. |
Методы и приемы | словесные(объяснение, беседа, художественное слово), наглядные (демонстрация), практические (работа карандашами на листочках) |
Наглядные средства обучения | Предметные картинки слов со звуком Й; схемы слов; буквы на магнитах; фишки для звукового анализа слов; маркеры для магнитной доски. |
Организация детей | ОООО ООО ООО ООО ООО ООО ООО Л |
Индивидуальная работа | С Яной, Ваней ,Камилем |
Словарная работа | Йог, йод |
Предварительная работа | Игры на развитие фонематического восприятия: “Назови первый звук в слове” , “ Где спрятался звук”, “Лишнее слово”, “Подбери слово на звук...” |
Структура ОД | 1. Организационный момент (дыхательная и артикуляционная гимнастики, самомассаж кистей рук и лица) 2. Упражнение «Лишнее слово (по первому и по последнему звуку в слове). Обсуждение с детьми темы занятия. 3. Обсуждение с детьми акустико-артикуляционного образа звука. Характеристика звука Й. 4. Упражнение «Определи место звука Й в слове». 5. Выполнение заданий на листочках. 6. Звуковой анализ слова КЛЕЙ 7. Физминутка 8. Связь звука с буквой. 9. Чтение слогов с буквой Й. 10. Штриховка и печатание буквы Й на листочках. 11. Итоги. |
Ход ОД 1. Организационный момент (дыхательная и артикуляционная гимнастики, самомассаж кистей рук и лица) 2. Упражнение «Лишнее слово» (по первому и по последнему звуку в слове). Обсуждение с детьми темы занятия. 3. Обсуждение с детьми акустико-артикуляционного образа звука. Характеристика звука Й. 4. Упражнение «Определи место звука Й в слове». 5. Выполнение заданий на листочках. 6. Звуковой анализ слова КЛЕЙ 7. Физминутка 8. Связь звука с буквой. 9. Чтение слогов с буквой Й. 10. Штриховка и печатание буквы Й на листочках. 11. Итоги. | - Ребята, поздоровайтесь по-русски и по-татарски, у нас сегодня гости. - Здравствуйте, исенмесез. - Встаньте в круг, не мешая друг другу. - Вдох носом, выдох ртом. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Вдох – выдох. - Вдох носом, выдох через «трубочку». Вдох – выдох. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Теперь несколько артикуляционных упражнений: - «Улыбочка – хоботок» - «Вкусное варенье» - «Лошадка» - «Кучер» Разотрем ладошки, каждый пальчик помассируем. И погладим себя по лицу: лоб, брови, переносицу, щеки, подбородок. Ну вот, мы готовы, заниматься. Проходите на свои места. Я произнесу четыре слова, а вы определите лишнее слово по первому звуку: ЙОД, ЙОГ, ЙОГУРТ, ЛИМОН. Денис как ты считаешь, какое слово лишнее? - Лимон - Почему? - Потому что в слове ЛИМОН первый звук ЛЬ, а в остальных словах – Й. - Кто не согласен с Денисом? Хорошо. Денис, молодец. Послушайте следующую четверку слов, только теперь обратите внимание на последний звук: МУРАВЕЙ, КОЩЕЙ, ТАРЕЛКА, ВОРОБЕЙ. Какое слово лишнее и почему? Камиль как думает? - ТАРЕЛКА лишнее слово, потому что последний звук А, а в остальных словах – Й. - Все согласны с Камилем? Хорошо, Камиль молодец. Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? Яна, ты как думаешь? - О звуке Й. - Совершенно верно, сегодня мы будем говорить о звуке Й. Произнесите звук Й и обратите внимание на то, в каком положении находятся органы артикуляционного аппарата при произнесении. (многократное повторение детьми звука Й) - Й,Й,Й Кирилл, в каком положении губы? - Губы улыбаются. - Верно. Настя, как расположен язычок? - Язычок поднял спинку вверх, а кончик внизу. - Совершенно верно, спинка языка касается неба, а кончик за нижними резцами. Спинка с небом образуют преграду для выхода воздуха, и при разрыве этой преграды образуется звук Й. Если есть преграда, то это какой звук, Вика? - Это согласный звук. - Молодец, да, это согласный звук. Дима, звук Й твердый или мягкий? - Звук Й мягкий. - Правильно, он мягкий. И, ребята, у него нет твердой пары, он непарный. Положите руку на горлышко и еще раз произнесите звук Й. Глухой или звонкий, Ваня? - Звонкий. - Верно, звук Й звонкий. И снова он непарный, у него нет глухой пары. Дети, посмотрите на доску. На доске висят три схемы, для определения места звука Й в слове. Я показываю вам картинку , вы определяете место звука Й, и мы вешаем картинку под нужную схему. ТРАМВАЙ, Искандер, где находится звук Й? - В конце слова. - молодец, значит, вешаем под третью схему. Посмотрите на картинку, кто это ? Это ЙОГ. Знаете кто это? Это человек , который занимается специальными упражнениями – йогой. Полин, где находится Й в слове ЙОГ? - в начале слова. - Правильно, вешаем под первую схему. МАЙКА, где находится звук Й, Марат? - В середине слова. - Правильно, значит, картинку повесим под вторую схему. (Аналогично работаем со словами МУРАВЕЙ, ТРОЛЛЕЙБУС, БЕЙСБОЛКА, ЙОГУРТ, ЙОД, ПОПУГАЙ) - СИНИЧКА, где находится звук Й? Амир? - В слове СИНИЧКА нет звука Й. - Умница, Амир. Действительно, в этом слове нет звука Й. У вас на столах лежат листочки, на них нарисованы картинки и под каждой схема слова из трех частей. Нужно определить место звука в каждом слове и отметить это карандашом в схеме. Приступайте. Все закончили? Переходим к следующему заданию. Ниже на листочках есть еще картинка – КЛЕЙ. Нужно нарисовать под картинкой звуковую схему слова. Яна, выходи к доске. Выложи на доске это слово фишками. Ваня, какой первый звук в слове? Дай характеристику. - Первый звук К, он согласный, глухой и твердый. Я нарисую синюю фишку без колокольчика. - Молодец. Следующий звук в слове КЛЕЙ, Ихсан? - Звук ЛЬ. Он согласный, мягкий, звонкий. - какую фишку нарисуем, Эмиль? - Зеленую с колокольчиком. - Правильно. Следующий звук, Данил? - Звук Э. Нарисую красную фишку, потому что он гласный. - Хорошо. Есть еще звуки, Ирек? - Да, звук Й. Он согласный, мягкий и звонкий. Нарисуем зеленую фишку с колокольчиком. - Молодец. Итак, сколько звуков в слове КЛЕЙ? Кирилл? - Всего 4 звука. - верно, а сколько слогов, Амир? - один слог. -как ты узнал? - в слове КЛЕЙ один гласный звук, значит и слогов только один. - все согласны с Амиром? - Да, в слове КЛЕЙ один гласный звук, а значит один слог. - Встаньте, дети, немножко отдохнем. Движения выполняем по тексту. Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой. (выполняется дважды) Вдох носом, выдох ртом. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Садитесь. Букву Й зовут «И кратким». Й как И в твоей тетрадке. Чтобы Й не путать с И, Сверху галочку пиши. Дети, обратите внимание звук Й, а буква называется «И краткая». Это стихотворение очень хорошо описывает букву Й. Посмотрите, как она похожа на букву И, отличается только галочкой. Дети, посмотрите, на доске написаны слоги с буквой Й. Все буквы вам знакомы. Ваня, прочитай первый слог. - АЙ -Хорошо, Яна, следующий. - ОЙ - Камиль, следующий слог прочти. - ЭЙ - Молодец. Ихсан, следующий слог читает. - ИЙ - Хорошо. Марат, следующий. - УЙ - И последний слог, Настя прочитает. - ЫЙ - Молодцы, все справились. Переверните листочки. Посмотрите, у вас нарисована большая буква Й, ее нужно заштриховать. А ниже строчка с пустыми клеточками, чтобы вы напечатали на ней карандашом букву Й. Возьмите в руку карандаш, давайте все вместе в воздухе нарисуем букву Й. Сверху вниз, по диагонали наверх, снова сверху в низ. И над буквой рисуем галочку. Приступайте. Кто закончил, положите карандаши. Что нового вы сегодня узнали на занятии? (опрос детей) (Звук Й согласный, звонкий, мягкий; у него нет твердой пары нет глухой пары; буква Й похожа на букву И; Йог – человек, который занимается йогой; Йод – лекарство для ран) Вам понравилось занятие? Вы сегодня все очень старались, хорошо работали на занятии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Наука вежливости».
Данное занятие позволяет углубить представление детей о вежливости как о черте характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Путешествие в страну мастеров»
Обогащение представлений детей о мезенской росписи...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Чудесное молоко»
Цель занятия: формирование у детей представлений о пользе молока через практическое познание....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Чтение сказки-загадки В. Даля «Старик - годовик»»
Конспект по речевому развитию в подготовительной группе...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «Вычислительная техника будущего».
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «Вычислительная техника будущего».Подготовила: воспитатель Нургалиева Анастасия Михайловна...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Обычаи и традиции русского народа»
Рассказ для детей о традициях и обычаях народов мира.Национальные праздники,блюда,необычные обряды....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Моя страна – моя Россия»
Формировать систему знаний о родной стране, ее символах, о родном крае....