КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЗВУК И БУКВА Й»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Фокеева (Медведева) Алена Михайловна

конспект оод

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itog.zanyatie_zvuk_i_bukva_y.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №68»

Нижнекамского муниципального района  Республики Татарстан

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЗВУК И БУКВА Й»

Автор:

Медведева А.М., учитель-логопед,

высшая квалификационная категория

г. Нижнекамск

Дата

25апреля

Тема

«Звук и буква Й»

Программа

«От рождения до школы» ,

Возраст

6-7 лет(подготовительная к школе группа)

Основная образовательная область

Обучение грамоте

Интегрированные образовательные области

Речевое развитие, УМК.

Форма проведения

Совместная деятельность логопеда и детей, самостоятельная деятельность детей.

Цель

Познакомить детей с буквой  Й; дать понятие о механизме образования звука Й. Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении учебного года.

Развивающие

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, развивать дыхание и голос; развивать фонематический слух и восприятие. Расширять словарь. Автоматизировать у детей звук Й в слогах, словах и предложениях.

Воспитательные

Воспитывать

Образовательные

Систематизировать и закрепить знания детей об изученныхзвуках, закрепить навыки звукобуквенного анализа. Учить выявлять артикуляторные и акустические характеристики звука Й.

Планируемый результат

Уметь давать акустическую характеристику изученным звукам, выполнять звуко-слоговой анализ слов,  высказывать свою точку зрения, делать выводы, активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками.

Методы и приемы

словесные(объяснение, беседа, художественное слово), наглядные (демонстрация), практические (работа карандашами на листочках)

Наглядные средства обучения

Предметные картинки слов со звуком Й; схемы слов; буквы на магнитах; фишки для звукового анализа слов; маркеры для магнитной доски.

Организация детей

ОООО

 ООО   ООО

 ООО      ООО

 ООО  ООО

Л

Индивидуальная работа

С Яной, Ваней ,Камилем

Словарная работа

Йог, йод

Предварительная работа

Игры на развитие фонематического восприятия:

“Назови первый звук в слове” , “ Где спрятался звук”, “Лишнее слово”, “Подбери слово на звук...”

Структура ОД

1. Организационный момент (дыхательная и артикуляционная гимнастики, самомассаж кистей рук и лица)

2. Упражнение «Лишнее слово (по первому и по последнему звуку в слове). Обсуждение с детьми темы занятия.

3. Обсуждение с детьми акустико-артикуляционного образа звука. Характеристика звука Й.

4. Упражнение «Определи место звука Й в слове».

5. Выполнение заданий на листочках.

6. Звуковой анализ слова КЛЕЙ

7. Физминутка

8. Связь звука с буквой.

9. Чтение слогов с буквой Й.

10. Штриховка и печатание буквы Й на листочках.

11. Итоги.

Ход ОД

1. Организационный момент (дыхательная и артикуляционная гимнастики, самомассаж кистей рук и лица)

2. Упражнение «Лишнее слово» (по первому и по последнему звуку в слове). Обсуждение с детьми темы занятия.

3. Обсуждение с детьми акустико-артикуляционного образа звука. Характеристика звука Й.

4. Упражнение «Определи место звука Й в слове».

5. Выполнение заданий на листочках.

6. Звуковой анализ слова КЛЕЙ

7. Физминутка

8. Связь звука с буквой.

9. Чтение слогов с буквой Й.

10. Штриховка и печатание буквы Й на листочках.

11. Итоги.

- Ребята, поздоровайтесь по-русски и по-татарски, у нас сегодня гости.

- Здравствуйте, исенмесез.

- Встаньте в круг, не мешая друг другу.

- Вдох носом, выдох ртом. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Вдох – выдох.

- Вдох носом, выдох через «трубочку». Вдох – выдох. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Вдох – выдох.

Теперь несколько артикуляционных упражнений:

- «Улыбочка – хоботок»

- «Вкусное варенье»

- «Лошадка»

- «Кучер»

Разотрем ладошки, каждый пальчик помассируем.

И погладим себя по лицу: лоб, брови, переносицу, щеки, подбородок.

Ну вот, мы готовы, заниматься. Проходите на свои места.

Я произнесу четыре слова, а вы определите лишнее слово по первому звуку: ЙОД, ЙОГ, ЙОГУРТ, ЛИМОН.

Денис как ты считаешь, какое слово лишнее?

- Лимон

- Почему?

- Потому что в слове ЛИМОН первый звук ЛЬ, а в остальных словах – Й.

- Кто не согласен с Денисом? Хорошо. Денис, молодец. Послушайте следующую четверку слов, только теперь обратите внимание на последний звук: МУРАВЕЙ, КОЩЕЙ, ТАРЕЛКА, ВОРОБЕЙ. Какое слово лишнее и почему? Камиль как думает?

- ТАРЕЛКА лишнее слово, потому что последний звук А, а в остальных словах – Й.

- Все согласны с Камилем? Хорошо, Камиль молодец.

Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? Яна, ты как думаешь?

- О звуке Й.

- Совершенно верно, сегодня мы будем говорить о звуке Й.

Произнесите звук Й и обратите внимание на то, в каком положении находятся органы артикуляционного аппарата при произнесении. (многократное повторение детьми звука Й)

- Й,Й,Й

Кирилл, в каком положении губы?

- Губы улыбаются.

- Верно. Настя, как расположен язычок?

- Язычок поднял спинку вверх, а кончик внизу.

- Совершенно верно, спинка языка касается неба, а кончик за нижними резцами. Спинка с небом образуют преграду для выхода воздуха, и при разрыве этой преграды образуется звук Й. Если есть преграда, то это какой звук, Вика?

- Это согласный звук.

- Молодец, да, это согласный звук. Дима, звук Й твердый или мягкий?

- Звук Й мягкий.

- Правильно, он мягкий. И, ребята, у него нет твердой пары, он непарный. Положите руку на горлышко и еще раз произнесите звук Й. Глухой или звонкий, Ваня?

- Звонкий.

- Верно, звук Й звонкий. И снова он непарный, у него нет глухой пары.

Дети, посмотрите на доску. На доске висят три схемы, для определения места звука Й в слове. Я показываю вам картинку , вы определяете место звука Й, и мы вешаем картинку под нужную схему. ТРАМВАЙ, Искандер, где находится звук Й?

- В конце слова.

- молодец, значит, вешаем под третью схему. Посмотрите на картинку, кто это ? Это ЙОГ. Знаете кто это? Это человек , который занимается специальными упражнениями – йогой. Полин, где находится Й в слове ЙОГ?

- в начале слова.

- Правильно, вешаем под первую схему. МАЙКА, где находится звук Й, Марат?

- В середине слова.

- Правильно, значит, картинку повесим под вторую схему.

(Аналогично  работаем со словами МУРАВЕЙ, ТРОЛЛЕЙБУС, БЕЙСБОЛКА, ЙОГУРТ, ЙОД, ПОПУГАЙ)

- СИНИЧКА, где находится звук Й? Амир?

- В слове СИНИЧКА нет звука Й.

- Умница, Амир. Действительно, в этом слове нет звука Й.

У вас на столах лежат листочки, на них нарисованы картинки и под каждой схема слова из трех частей. Нужно определить место звука в каждом слове и отметить это карандашом в схеме. Приступайте. Все закончили?

Переходим к следующему заданию. Ниже на листочках есть еще картинка – КЛЕЙ. Нужно нарисовать под картинкой звуковую схему слова. Яна, выходи к доске. Выложи на доске это слово фишками. Ваня, какой первый звук в слове? Дай характеристику.

- Первый звук К, он согласный, глухой и твердый. Я нарисую синюю фишку без колокольчика.

- Молодец. Следующий звук в слове КЛЕЙ, Ихсан?

- Звук ЛЬ. Он согласный, мягкий, звонкий.

- какую фишку нарисуем, Эмиль?

- Зеленую с колокольчиком.

- Правильно. Следующий звук, Данил?

- Звук Э. Нарисую красную фишку, потому что он гласный.

- Хорошо. Есть еще звуки, Ирек?

- Да, звук Й. Он согласный, мягкий и звонкий. Нарисуем зеленую фишку с колокольчиком.

- Молодец. Итак, сколько звуков в слове КЛЕЙ? Кирилл?

- Всего 4 звука.

- верно, а сколько слогов, Амир?

- один слог.

-как ты узнал?

- в слове КЛЕЙ один гласный звук, значит и слогов только один.

- все согласны с Амиром?

- Да, в слове КЛЕЙ один гласный звук, а значит один слог.

- Встаньте, дети, немножко отдохнем. Движения выполняем по тексту.

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой. (выполняется дважды)

Вдох носом, выдох ртом. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Вдох – выдох.

Садитесь.

Букву Й зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

Дети, обратите внимание звук Й, а буква называется «И краткая».

Это стихотворение очень хорошо описывает букву Й. Посмотрите, как она похожа на букву И, отличается только галочкой.

Дети, посмотрите, на доске написаны слоги с буквой Й. Все буквы вам знакомы.

Ваня, прочитай первый слог.

- АЙ

-Хорошо, Яна, следующий.

- ОЙ

- Камиль, следующий слог прочти.

- ЭЙ

- Молодец. Ихсан, следующий слог читает.

- ИЙ

- Хорошо. Марат, следующий.

- УЙ

- И последний слог, Настя прочитает.

- ЫЙ

- Молодцы, все справились.

Переверните листочки. Посмотрите, у вас нарисована большая буква Й, ее нужно заштриховать. А ниже строчка с пустыми клеточками, чтобы вы напечатали на ней карандашом букву Й. Возьмите в руку карандаш, давайте все вместе в воздухе нарисуем букву Й. Сверху вниз, по диагонали наверх, снова сверху в низ. И над буквой рисуем галочку. Приступайте. Кто закончил, положите карандаши.

Что нового вы сегодня узнали на занятии?

(опрос детей)

(Звук Й согласный, звонкий, мягкий; у него нет твердой пары нет глухой пары; буква Й похожа на букву И; Йог – человек, который занимается йогой; Йод – лекарство для ран)

Вам понравилось занятие?

Вы сегодня все очень старались, хорошо работали на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Наука вежливости».

Данное занятие позволяет углубить представление детей о вежливости как о черте характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Чудесное молоко»

Цель занятия: формирование у детей представлений о пользе молока через практическое познание....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «Вычислительная техника будущего».

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «Вычислительная техника будущего».Подготовила: воспитатель Нургалиева Анастасия Михайловна...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Обычаи и традиции русского народа»

Рассказ для детей о традициях и обычаях народов мира.Национальные праздники,блюда,необычные обряды....