Дифференциация С-Ш
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Проект подгруппового логопедического занятия
для ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Тема занятия | В СТРАНЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЙ С-Ш. (Дифференциация звуков С, Ш в слогах, словах и предложениях). | |
Цель | Дифференциация акустически сходных звуков С, Ш; создание оптимальных условий в ходе приключенческой игры-поиска, позволяющих детям реализовать свои речевые и творческие способности. | |
Задачи | Коррекционно-образовательные: - активизировать лексический запас детей; - совершенствовать грамматический строй речи; - формировать навыки контроля в самостоятельной речи; - повысить познавательно-речевую активность; Коррекционно-развивающие: - развивать связную речь, -слуховое и зрительное внимание, память, мышление, тонкую и общую моторики, тактильные ощущения; - фонематический анализ и синтез; - умения ориентироваться в пространстве; - совершенствовать грамматический строй речи; - умение контролировать поставленные звуки в свободной речи. Коррекционно - воспитательные: - воспитывать умение работать в команде, соблюдать правила игры. | |
Планируемый результат
| ||
| Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи; - распознавать звуки речи, выделять их из слова, давать им характеристику; - понимать вопросы и задания, инструкции; - определять наличие звука в слове; - использовать средства создания выразительности: окраску голоса, мимику.
| Познавательные: развивать умение находить и структурировать информацию; - на основе анализа объекта делать выводы; - обобщать, классифицировать по признакам; - находить ответы на вопросы. Регулятивные: развивать умение высказывать свое предположение; - учить принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; - использовать речь для регуляции своего действия и предоставления результатов работы. |
Формы работы | подгрупповая | |
Оборудование урока | Компьютер, мультимедийная презентация, корзинка, картинки С-Ш, телефон, кукла Маша, карта, картинки с буквами С,Ш, зеркало. |
Конспект занятия
Этап занятия | Действия учителя – логопеда | Действия воспитанников |
I. Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | Дети настраиваются на занятие. |
II.Актуализация знаний по теме. Самоопределение к деятельности
| - Ребята, представляете, какая случилась неприятность: я узнала из утренних новостей о загадочном исчезновении кукла Маша из ясельной группы. Как вы думаете, что может произойти, если неваляшка не найдется? - Поможем найти куклу Машу? - В новостях был дан номер телефона сыщика. Давайте ему позвоним и предложим помощь.(Телефонный звонок сыщику с предложением помощи). - Сыщик сказал, что куклу Машу похитил злой Звукомор, снял с куклы обувь и шапочку и спрятал каждую вещь на каждой остановке. Дорога туда предстоит дальняя и будет много преград, но если мы справимся с заданиями, то будем находить на каждойстанции предметы одежды и обуви куклы Маши. Сыщик нам передал волшебную карту, которая укажет дорогу. Но, чтобы получить карту, мы должны определить, с какими звуками мы будем работать при выполнении заданий. Для этого вы должны разгадать загадку и определить, какие звуки чаще всего встречаются в этой загадке. - Пушистый ушастик, ушастый пушок, по опушке скок-поскок. Кто это, ребята? - Какие звуки встречаются чаще всего в этой загадке? - Правильно. Именно с этими звуками мы и будем работать при выполнении всех заданий. Мы будем различать и произносить звуки [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях. - Девочки, сыщик попросил дать характеристику этих звуков. -Давайте определим, чем эти звуки похожи? - Дадим характеристику звука С. - А теперь давайте дадим характеристику звука [Ш]. Если ребенок затрудняется в самостоятельной характеристике звука, логопед задает вопросы, помогающие ребенку дать характеристику звуков. - Чтобы ваши языки были сильными и вы выполнили правильно все задания, нужно выполнить гимнастику для языка. (приложение 1) - Молодцы! Вот теперь я вижу, вы готовы к поиску пропавшей куклы Маши. А вот и карта! - На карте нарисованы станции. На первой станции нарисована картиночка со столами. Куда нам надо попасть? - Итак, идем за дальний стол кабинета учителя – логопеда. | Отвечают на вопросы логопеда, предполагают, что если кукла Маша не найдется, то малыши будут грустить, и не узнают, какая у нее красивая одежда.
Соглашаются помочь.
Слушают логопеда.
Разгадывают загадку
Определяют, что чаще встречаются звуки Ш,С Слушают логопеда.
Дают характеристику звуков, определяют чем похожи звуки (согласные, глухие, твердые), чем отличаются (при произношении С язык смотрит вниз, а при произношении Ш-вверх).
Выполняют артикуляционную гимнастику. Берут у логопеда карту.
Изучают карту, определяют, что первая станция – кабинет учителя - логопеда. |
III. Работа по теме занятия.
| - На какую станцию мы прибыли? Правильно! Прочитайте название станции. Мы с вами прибыли на станцию «Звуковая». - Девочки, смотрите, конверт. Скажите, какого цвета этот конверт?- Открываем его. Первое задание: игра «Ловишки». Будем «ловить» звуки Ш и С. Сейчас я буду произносить слова, а вы, Если вы услышите звук Ш, то хлопните в ладоши, если звук С – топните. (Называет слова со звуками С, Ш). - Перечислите все слова, которые я называла. - Следующее задание. Игра “Путаница” - В стихотворении перепутались звуки. Вы должны исправить ошибки. - Вместо обуви машины На колесах носят Сыны. - Дает концерт среди ветвей. Певец весенний – Шоловей. - Ртом большим поймала мушку.И заквакала лягуСка. - Кто протянет к нам в оконце.Теплый лучик? Это – Шолнце. - Четыре ушка и два брюшка.Имеет мягкая подуСка. - Следующее задание. Игра «Повторялки». Я произношу чистоговорки, а вы их повторяете за мной». - Молодцы! Справились с заданием! А теперь ищите предметы одежды. - Нашли! Молодцы! Смотрим на карту. Итак, куда мы должны двигаться дальше? - Какая картинка изображена на второй станции? Второй дольный стол в кабинете учителя – логопеда.: - Прочитайте, на какую станцию мы с вами прибыли? - Правильно! Мы прибыли на станцию «Подвижная».А вот и конверт с заданиями! Какого цвета этот конверт? - Сейчас будем играть с мячом. Игра называется «Скажи наоборот» - Я буду называть слог со звуком [С], а вы мне со звуком [Ш]. СА-ША АС-АШ СКА-ШКА СО-ШО ОС-ОШ СКО-ШКО СУ-ШУ УС-УШ СКУ-ШКУ СЫ-ШИ ЫС-ЫШ СКИ-ШКИ - А теперь меняем звук [С] на звук [Ш] в словах. МЫС – МЫШЬ КАСКА – КАШКА НАС – НАШ МИСКА – МИШКА УСЫ – УШИ СОК – ШОК МАСКА – МАШКА СУТКИ – ШУТКИ - Молодцы! Все задания выполнили! А сейчас ищите еще кусочек картины. - Итак, смотрим, куда нам нужно двигаться дальше? Что нарисовано на третьей станции? В какой кабинет мы должны сейчас пойти? - Итак, на какую станцию мы прибыли? А вот и конверт. Какого цвета этот конверт? - Правильно, это станция «Лесная». А в лесу листочки! Ваша задача – собрать листочки и сложить их в корзинки. Выполнить задание помогут буквы, написанные на корзинах. На листочкахнарисованы предметы. Ваша задача – если в названии картинки звук С, то кладем этот листочек в корзинку с буквой С. Если в названии картинки звук Ш, то кладем этот листочек в корзинку с буквой Ш. - Как одним словом назвать то, что лежит в корзинке с буквой «С»; «Ш»? -Молодцы! Справились с заданиями! А сейчас ищите еще одинувещь куклы Маши! -Молодцы! И еще одна вещь у нас! А сейчас изучаем карту. Что нарисовано на следующей станции? Куда мы должны отправиться дальше? - Но, прежде чем мы туда отправимся, мы немного отдохнем. Физминутка: Вот так шарик надуваем И до облака взлетаем. Шарик лопнул – выдыхаем Наши мышцы расслабляем. Дышится легко, ровно, глубоко. - Молодцы, идем дальше, к зеркалу в кабинете у логопеда! - А вот и конверт. Какого цвета этот конверт? - Первое задание. Скажите, на что походит буква С? На что походит буква Ш? - Молодцы, верно! - Следующее задание «Слоговое лото». Возьмите карточки и фишки. - Я буду называть слоги, а вы закрывайте их фишками.(приложение 2) - А сейчас вы прочитайте слоги с буквой С, буквой Ш. - Найдите у себя на карточках и прочитайте тот слог, который я показываю на доске. - Молодцы, ребята! Следующее задание «Загадочные ромашки». Посмотрите, какие у вас на столах необычные ромашки. - На лепестках ромашки написаны слова, в которых потерялись буквы «С» или «Ш». Вам нужно вписать недостающие буквы.(приложение3) А сейчас давайте соберем букет из ромашек. Посчитайте ваши ромашки для букета, называя их цвета - Молодцы! Вы прекрасно справились с этими заданиями! А сейчас ищите вещь куклы Маши. - Нашли! Молодцы! А сейчас изучаем карту. Какая станция следующая? -Верно, следующая станция «В стране дифференциаций С-Ш». Отправляемся туда. Сыщик страны. - Ребята, я рада, что вы дружно и правильно выполнили задания и дошли до последней станции, которая называется Дифференциация . Здесь последнее препятствие - собрать всю одежу и нарядить куклу Машу. Но еще одна вещь находится в этом городе у меня, его потерял Звукомор. - Ребята, вы победили Звукомора, спасли герб, и злой волшебник стал совсем не злой, а добрый. Давайте поиграем в игру «наоборот». Например, я говорю: «злой», а вы говорите: «добрый». Слова: Трусливый, плохой, грустный. - Спасибо вам, дети, за помощь, я хочу вас отблагодарить. - Ну, а нам с вами пора. Ребята, давайте попрощаемся с сыщиком. | Определяют цвет конверта. Выполняют задание на дифференциацию звуков С и Ш в словах и слогах.
Называют услышанные слова Выполняют задание, исправляют ошибки, правильно произнося слова. Правильно произносят чистоговорки.
Дети ищут вещи куклы в кабинете логопеда.
Дети изучают карту, определяют, что изображены мячи, значит, следующая станция –«Подвижная».
Перекидывают мяч, называя слова с замененным звуком. Если ребенок испытывает затруднение в самостоятельном подборе слогов или слов, то в этом случае он повторяет слова парами
Дети выполняют задание. Читают название станции, определяют цвет конверта. Собирают листочки, распределяя их по корзинкам в соответствии с буквами на корзинках
Определяют, что в корзинке с буквой С – продукты, с буквой Ш - одежда Ищут еще один кусочек картины в кабинете музыки. Изучают карту, определяют, что нарисовано зеркало, делают вывод, что они идут в кабинет логопеда. Слушают текст и выполняют движения.
Подходят к зеркалу в кабинете у логопеда Читают название станции «Буквенная» Называют цвет конверта Отвечают на вопрос логопеда, называют на что похожи буквы С, Ш Берут карточки и фишки Дети закрывают слоги фишками, затем дети читают слоги с заданной буквой и Дети читают слоги, на которые указывает логопед
Вписывают на лепестках ромашки недостающие буквы С или Ш, зачитывают полученные слова, проверяют себя по образцу на доске Дети считают ромашки «одна ромашка», «две ромашки» и т.д. Ищут одежду куклы, изучают карту, читают название станции Девочки встречает Сыщикастраны дифференциации С-Ш.
Собирают и наряжают куклу Машу.
Выполняют задание, подбирая слова - антонимы Получают наклейки Прощаются с сыщиком. |
IV.Закреплениематериала.
| -Вот мы и дома. Вам понравилось наше путешествие? -Давайте вспомним все слова со звуками [С] и [Ш], которые мы использовали на занятии. | Отвечают на вопросы, называют слова по памяти со звуками С, Ш. |
V.Рефлексия. | - Что интересного было на занятии? - Что вам больше всего понравилось? Что было неожиданным? Чему научились? - Как вы можете оценить свою работу на занятии? Отметьте на оценочной линейке. - Я тоже испытала радость от того, что вы успешно справились со всеми заданиями и спасли герб города Правильной речи. | Отвечают на вопросы.
Оценивают себя.
Отвечают на вопрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
Презентация "Дифференциация звуков К-Г"
В данной презентации показаны все этапы работы по дифферециации звуков "К"-"Г"....
дифференциация звуков Л-ЛЬ
презентация с материалом для дифференциации звуков Л-ЛЬ для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи III уровня...
"Полёт на звездолёте". Конспект занятия в подготовительной группе (ОНР) на дифференциацию звуков "с" - "з"
Цели занятия:1. Различение и правильное произнесение звуков "с" - "з". 2. Закрепление навыка чтения слов. 3. Повторение считалок, скороговорок. 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развитие памяти, в...
Дифференциация звуков "с"- "ш"
Данная презентация предназначена для учителей- логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Презентация представляет собой разработку занятия по дифференциации звуков "с"- "ш". Занят...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...