Дифференциация С-Ш
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Галина Мигалевна Плеска

Проект подгруппового логопедического занятия

для ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ 

Тема занятия

В СТРАНЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЙ С-Ш. (Дифференциация звуков С, Ш в слогах, словах и предложениях).

Цель

Дифференциация акустически сходных звуков С, Ш; создание оптимальных условий в ходе приключенческой игры-поиска, позволяющих детям реализовать свои речевые и творческие способности.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

активизировать лексический запас детей;

совершенствовать грамматический строй речи; 

формировать навыки контроля в самостоятельной речи;

- повысить познавательно-речевую активность; 

Коррекционно-развивающие: 

- развивать связную речь, 

-слуховое и зрительное внимание, память, мышление, тонкую и общую моторики, тактильные ощущения;

- фонематический анализ и синтез;

- умения ориентироваться в пространстве;

- совершенствовать грамматический строй речи;

умение контролировать поставленные звуки в свободной речи.

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать умение работать в команде, соблюдать правила игры.

Планируемый результат

 

 

 

 

 

Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- распознавать звуки речи, выделять их из слова, давать им характеристику;

- понимать вопросы и задания, инструкции;

- определять наличие звука в слове;

- использовать средства создания выразительности: окраску голоса, мимику.

 

 

Познавательныеразвивать умение находить и структурировать информацию;

- на основе анализа объекта делать выводы;

- обобщать, классифицировать по признакам;

- находить ответы на вопросы.

Регулятивные: развивать умение высказывать свое предположение;

- учить принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативныеразвивать умение слушать и понимать других;

- использовать речь для регуляции своего действия и предоставления результатов работы.

Формы работы

подгрупповая

Оборудование урока

Компьютер, мультимедийная презентация, корзинка, картинки С-Ш, телефон, кукла Маша, карта, картинки с буквами Сзеркало.

Конспект занятия

Этап занятия

Действия учителя – логопеда 

Действия воспитанников

I. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Дети настраиваются на занятие.

II.Актуализация знаний по теме. Самоопределение к деятельности

 

 

- Ребята, представляете, какая случилась неприятность: я узнала из утренних новостей о загадочном исчезновении кукла Маша из ясельной группы. Как вы думаете, что может произойти, если неваляшка не найдется?

- Поможем найти куклу Машу?

- В новостях был дан номер телефона сыщика. Давайте ему позвоним и предложим помощь.(Телефонный звонок сыщику с предложением помощи).

Сыщик сказал, что куклу Машу похитил злой Звукомор, снял с куклы обувь и шапочку и спрятал каждую вещь на каждой остановке. Дорога туда предстоит дальняя и будет много преград, но если мы справимся с заданиями, то будем находить на каждойстанции предметы одежды и обуви куклы Маши. Сыщик нам передал волшебную карту, которая укажет дорогу. Но, чтобы получить карту, мы должны определить, с какими звуками мы будем работать при выполнении заданий. Для этого вы должны разгадать загадку и определить, какие звуки чаще всего встречаются в этой загадке.

- Пушистый ушастик, ушастый пушок, по опушке скок-поскок. Кто это, ребята?

- Какие звуки встречаются чаще всего в этой загадке?

- Правильно. Именно с этими звуками мы и будем работать при выполнении всех заданий. Мы будем различать и произносить звуки [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.

- Девочки, сыщик попросил дать характеристику этих звуков.

-Давайте определим, чем эти звуки похожи?

- Дадим характеристику звука С.

- А теперь давайте дадим характеристику звука [Ш].

Если ребенок затрудняется в самостоятельной характеристике звука, логопед задает вопросы, помогающие ребенку дать характеристику звуков.

- Чтобы ваши языки были сильными и вы выполнили правильно все задания, нужно выполнить гимнастику для языка. (приложение 1)

- Молодцы! Вот теперь я вижу, вы готовы к поиску пропавшей куклы Маши. А вот и карта!

- На карте нарисованы станции. На первой станции нарисована картиночка со столами. Куда нам надо попасть?

- Итак, идем за дальний стол  кабинета учителя – логопеда.

Отвечают на вопросы логопеда, предполагают, что если кукла Маша не найдется, то малыши будут грустить, и не узнают, какая у нее красивая одежда.

 

Соглашаются помочь.

 

 

 

 

Слушают логопеда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разгадывают загадку

 

 

Определяют, что чаще встречаются звуки Ш

Слушают логопеда.

 

 

Дают характеристику звуков, определяют чем похожи звуки (согласные, глухие, твердые), чем отличаются (при произношении С язык смотрит вниз, а при произношении Ш-вверх).

 

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Берут у логопеда карту.

 

Изучают карту, определяют, что первая станция – кабинет учителя - логопеда.

III. Работа по теме занятия.

 

- На какую станцию мы прибыли?

Правильно! Прочитайте название станции. Мы с вами прибыли на станцию «Звуковая».

- Девочки, смотрите, конверт. Скажите, какого цвета этот конверт?- Открываем его.

Первое задание: игра «Ловишки».

Будем «ловить» звуки Ш и С. Сейчас я буду произносить слова, а вы, Если вы услышите звук Ш, то хлопните в ладоши, если звук С – топните. (Называет слова со звуками С, Ш).

- Перечислите все слова, которые я называла.
-Молодцы, ребята!

- Следующее задание. Игра “Путаница”

- В стихотворении перепутались звуки. Вы должны исправить ошибки.

- Вместо обуви машины

На колесах носят Сыны.

 - Дает концерт среди ветвейПевец весенний – Шоловей.

 - Ртом большим поймала мушку.И заквакала лягуСка.

 - Кто протянет к нам в оконце.Теплый лучик? Это – Шолнце.

 - Четыре ушка и два брюшка.Имеет мягкая подуСка.

Следующее задание. Игра «Повторялки».

Я произношу чистоговорки, а вы их повторяете за мной».

- Молодцы! Справились с заданием! А теперь ищите предметы одежды.

- Нашли! Молодцы! Смотрим на карту. Итак, куда мы должны двигаться дальше?

- Какая картинка изображена на второй станции?

Второй дольный стол в кабинете учителя – логопеда.:

- Прочитайте, на какую станцию мы с вами прибыли?

- Правильно! Мы прибыли на станцию «Подвижная».А вот и конверт с заданиями! Какого цвета этот конверт?

- Сейчас будем играть с мячом. Игра называется «Скажи наоборот»

- Я буду называть слог со звуком [С], а вы мне со звуком [Ш].

СА-ША АС-АШ СКА-ШКА

СО-ШО ОС-ОШ СКО-ШКО

СУ-ШУ УС-УШ СКУ-ШКУ

СЫ-ШИ ЫС-ЫШ СКИ-ШКИ

- А теперь меняем звук [С] на звук [Ш] в словах.

МЫС – МЫШЬ КАСКА – КАШКА

НАС – НАШ МИСКА – МИШКА

УСЫ – УШИ СОК – ШОК

МАСКА – МАШКА СУТКИ – ШУТКИ

- Молодцы! Все задания выполнили! А сейчас ищите еще кусочек картины.

- Итак, смотрим, куда нам нужно двигаться дальше? Что нарисовано на третьей станции? В какой кабинет мы должны сейчас пойти?

- Итак, на какую станцию мы прибыли? А вот и конверт. Какого цвета этот конверт?

- Правильно, это станция «Лесная».

А в лесу листочки! Ваша задача – собрать листочки и сложить их в корзинки. Выполнить задание помогут буквы, написанные на корзинах. На листочкахнарисованы предметы. Ваша задача – если в названии картинки звук С, то кладем этот листочек в корзинку с буквой С. Если в названии картинки звук Ш, то кладем этот листочек в корзинку с буквой Ш.

- Как одним словом назвать то, что лежит в корзинке с буквой «С»; «Ш»?

-Молодцы! Справились с заданиями! А сейчас ищите еще одинувещь куклы Маши!

-Молодцы! И еще одна вещь у нас! А сейчас изучаем карту. Что нарисовано на следующей станции? Куда мы должны отправиться дальше?

- Но, прежде чем мы туда отправимся, мы немного отдохнем.

Физминутка:

Вот так шарик надуваем

И до облака взлетаем.

Шарик лопнул – выдыхаем

Наши мышцы расслабляем. Дышится легко, ровно, глубоко.

- Молодцы, идем дальше, к зеркалу в кабинете у логопеда!

- А вот и конверт. Какого цвета этот конверт?

- Первое задание. Скажите, на что походит буква С? На что походит буква Ш?

- Молодцы, верно!

- Следующее задание «Слоговое лото». 

Возьмите карточки и фишки.

- Я буду называть слоги, а вы закрывайте их фишками.(приложение 2)

- А сейчас вы прочитайте слоги с буквой С, буквой Ш.

- Найдите у себя на карточках и прочитайте тот слог, который я показываю на доске.

- Молодцы, ребята! Следующее задание «Загадочные ромашки». Посмотрите, какие у вас на столах необычные ромашки.

- На лепестках ромашки написаны слова, в которых потерялись буквы «С» или «Ш». Вам нужно вписать недостающие буквы.(приложение3)

А сейчас давайте соберем букет из ромашек. Посчитайте ваши ромашки для букета, называя их цвета

- Молодцы! Вы прекрасно справились с этими заданиями! А сейчас ищите вещь куклы Маши.

- Нашли! Молодцы! А сейчас изучаем карту. Какая станция следующая?

-Верно, следующая станция «В стране дифференциаций С-Ш». Отправляемся туда.

Сыщик страны.

- Ребята, я рада, что вы дружно и правильно выполнили задания и дошли до последней станции, которая называется Дифференциация . Здесь последнее препятствие - собрать всю одежу и нарядить куклу МашуНо еще одна вещь находится в этом городе у меня, его потерял Звукомор.

- Ребята, вы победили Звукомора, спасли герб, и злой волшебник стал совсем не злой, а добрый.

Давайте поиграем в игру «наоборот». Например, я говорю: «злой», а вы говорите: «добрый».

Слова: Трусливый, плохой, грустный.

- Спасибо вам, дети, за помощь, я хочу вас отблагодарить.

- Ну, а нам с вами пора. Ребята, давайте попрощаемся с сыщиком.

Определяют цвет

конверта.

Выполняют задание на дифференциацию звуков С и Ш в словах и слогах.

 

Называют услышанные слова

Выполняют задание, исправляют ошибки, правильно произнося слова.

Правильно произносят чистоговорки.

 

Дети ищут вещи куклы в кабинете логопеда.

 

Дети изучают карту, определяют, что изображены мячи, значит, следующая станция «Подвижная».

 

Перекидывают мяч, называя слова с замененным звуком.

Если ребенок испытывает затруднение в самостоятельном подборе слогов или слов, то в этом случае он повторяет слова парами

 

Дети выполняют задание.

Читают название станции, определяют цвет конверта.

Собирают листочки, распределяя их по корзинкам в соответствии с буквами на корзинках

 

 

 

 

 

 

 

Определяют, что в корзинке с буквой С – продукты, с буквой Ш - одежда

Ищут еще один кусочек картины в кабинете музыки.

Изучают карту, определяют, что нарисовано зеркало, делают вывод, что они идут в кабинет логопеда.

Слушают текст и выполняют движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подходят к зеркалу в кабинете у логопеда

Читают название станции «Буквенная»

Называют цвет конверта

Отвечают на вопрос логопеда, называют на что похожи буквы С, Ш

Берут карточки и фишки

Дети закрывают слоги фишками,

затем дети читают слоги с заданной буквой и

Дети читают слоги, на которые указывает логопед

 

Вписывают на лепестках ромашки недостающие буквы С или Ш, зачитывают полученные слова, проверяют себя по образцу на доске

Дети считают ромашки «одна ромашка», «две ромашки» и т.д.

Ищут одежду куклы, изучают карту, читают название станции

Девочки встречает Сыщикастраны дифференциации С-Ш.

 

Собирают и наряжают куклу Машу.

 

Выполняют задание, подбирая слова - антонимы

Получают наклейки

Прощаются с сыщиком.

IV.Закреплениематериала.

 

-Вот мы и дома. Вам понравилось наше путешествие?

-Давайте вспомним все слова со звуками [С] и [Ш], которые мы использовали на занятии.

Отвечают на вопросы, называют слова по памяти со звуками С, Ш.

V.Рефлексия.

- Что интересного было на занятии?

- Что вам больше всего понравилось? Что было неожиданным? Чему научились?

- Как вы можете оценить свою работу на занятии? Отметьте на оценочной линейке.
- Каким было ваше настроение на занятии?

- Я тоже испытала радость от того, что вы успешно справились со всеми заданиями и спасли герб города Правильной речи.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Оценивают себя.

 

Отвечают на вопрос

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

Презентация "Дифференциация звуков К-Г"

В данной презентации показаны все этапы работы по дифферециации звуков "К"-"Г"....

дифференциация звуков Л-ЛЬ

презентация с материалом для дифференциации звуков Л-ЛЬ для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи III уровня...

"Полёт на звездолёте". Конспект занятия в подготовительной группе (ОНР) на дифференциацию звуков "с" - "з"

Цели занятия:1. Различение и правильное произнесение звуков "с" - "з". 2. Закрепление навыка чтения слов. 3. Повторение считалок, скороговорок. 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развитие памяти, в...

Дифференциация звуков "с"- "ш"

Данная презентация предназначена для учителей- логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Презентация представляет собой разработку занятия по дифференциации звуков "с"- "ш". Занят...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...