"Нейроигры и упражнения в коррекционной работе"
статья по логопедии (подготовительная группа)
Использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyroigry_i_uprazhneniya_v_korrektsionnoy_rabote.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
"Нейроигры и упражнения в коррекционной работе
Автор: Татарова Светлана Николаевна
Должность и организация: учитель-логопед, СП ДС "Солнышко" ГБОУ СОШ №9 г. Кинеля
У детей с ТНР, как правило, наблюдаются нарушения высших функций, эмоционально психически - волевой и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга, отмечаются нарушения межполушарного взаимодействия.
Все эти трудности у детей с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами логопедии, поэтому использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу.
Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.
В своей работе я использую нейроигры и упражнения с речевым материалом, когда ребёнок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с проговариванием отдельных звуков, слогов, чистоговорок, потешек, стихотворений. Нейроигры на координацию речи с движением, позволяют не только эффективно воздействовать на развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики, мыслительной деятельности, а также способствуют улучшению звукопроизношения, ритмичности речи, её интонационной выразительности, формированию правильного речевого дыхания.
Данные игры я применяю на логопедических занятиях на всех этапах: от постановки звуков до их автоматизации в речи.
Развитие артикуляционной моторики
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Её цель – способствование формированию артикуляционного уклада для нормативного произношения звуков речи, закрепление яркого, акустико-артикуляционного образа корригируемого звука.
Условия для проведения нейроартикуляционной гимнастики.
- Гимнастика проводится с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. для выполнения произвольных движений необходим определённый уровень развития самоконтроля.
- Артикуляционные упражнения, включённые в специальную гимнастику, должны быть знакомы и доступны ребёнку.
- Сначала упражнение проводится только с использованием ведущей руки, затем второй и только потом,- двумя руками вместе.
- Все движения должны быть осознанными, чёткими и последовательными.
- Необходимо добиваться того, чтобы движения руки и языка не «отставали» друг от друга и были скоординированными.
- Для занятий используются мячи диаметром 5-6 сантиметров. Ребёнку должно быть удобно сделать захват, но не смыкать полностью пальцы.
Мячи могут быть:
рельефными, (с «колючками», «вмятинами», шероховатыми) способствующие дополнительной проработки биологически активных точек кистей рук;
гладкими, обладающими «пружинящими» свойствами для использования в упражнениях, требующих контроля мышечного тонуса.
Нейроартикуляционная гимнастика с мячом может быть использована как отдельное занятие, так и её элементы могут быть включены в логопедическое занятие. Реализация возможна индивидуально, в паре, в группе.
Развитие артикуляционной моторики всегда нужно начинать с укрепления мышц артикуляционного аппарата (губы, язык). Упражнения делятся на статические и динамические.
- Статические направленны на удержание в одной позе артикуляцию (например, вытянутые губы). Важно именно удержание позы, а не ее повторение. Статические упражнения помогают нам укрепить мышцы губ, щек и языка.
- Динамические – направленны на переключение движений.
Так же, в развитии артикуляционной моторики важны упражнения на речевой выдох, именно благодаря ему происходит голосообразование.
Для проведения упражнений используется логопедическая кукла. Мы предлагаем детям сыграть в театр, где режиссером будет наша кукла. Актеры внимательно смотрят и повторяют движения за куклой. Благодаря использованию логопедической куклы, дети внимательно следят за правильностью выполнения заданий, а так же не отвлекаются на посторонние вещи и полностью поглощены процессом. После упражнений дети самостоятельно показывают место положения языка на кукле.
- Упражнение «Смайлик».
Цель: укрепить мышцы губ. Губы вытягиваем вперед, как будто хотим поцеловать маму. Затем растягиваем в улыбке, не показывая зубы. Повторяем упражнение 5–6 раз.
- Упражнение «Поцелуйчики». Исходное положение губы вытянуты вперед (поцелуй), затем на «раз» двигаем поцелуй вправо на «два» влево. Повторяем 5–6 раз.
- Упражнение «Вибрация». Цель: укрепить язык. Губы слегка приоткрыты и расслаблены. Сильной струей воздуха заставляем губы вибрировать. Повторяем 3 раза.
- Упражнение «Жало». Слегка улыбнулись, высунули язычок вперед, напрягли его и сделали острым как жало. Держим 5 секунд, затем расслабляем. Повторяем 3–4 раза.
- Упражнение «Чистый дом». Исходное положение в улыбке, рот приоткрыт. Кончиком языка водим по зубам снаружи, затем с внутренней стороны.
- Упражнение «Блендер». Цель: научить речевому выдоху. Рот приоткрыт и растянут в улыбке. По команде «включаю» язык начинает хаотично двигаться во рту, по команде «выключаю» язык спокойно лежит во рту.
- Упражнение «Буря морей». Вдыхаем носом, а выдыхаем в трубочку, которая опущена в стакан с водой, но так, чтобы ничего не пролилось.
- Упражнение «Назови больше». Перед ребенком лежат предварительно изученные картинки. Вдыхаем носом и на выдохе начинаем перечислять как можно больше картинок. С каждым разом пытаемся увеличить количество названных предметов.
- Упражнение «Дегустатор». Просим ребенка закрыть глаза. Подносим к носу фрукты и спрашиваем что это, дети должны вдохнуть носом и на выдохе назвать фрукт.
Развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей с дизартрией, в первую очередь, должно быть направленно на переключаемость, на нормализации мышц кистей рук. Переключаемость движений является одним из самых важных факторов дальнейшего развития ребенка. Умение расслаблять и напрягать кисти рук способствует снижению тонуса в мышцах при письме. Цель: научить ребенка переключаться с одного движения на другое.
- Упражнение «Светофор».
Исходное положение рука согнута в локте и поднята на уровне головы. Кисть сжата в кулак и смотрит вперед. Когда мы говорим «загорается зеленый», кисть открывается, далее зелёный начинает «моргать» (сжимаем и разжимаем кисть несколько раз), загорается желтый, и красный. Так повторить игры несколько раз.
- Упражнение «Эстафета». Руки лежат на столе ладонями вниз. Начиная с правой руки, мизинец поднимается и ложится обратно, передавая движение безымянному пальцу, он среднему и так далее до мизинца левой руки. Затем эстафета передается в другую сторону.
- Упражнение «Кран». Рука согнута в локте и твердо стоит на столе. Кисть параллельна столу. Задача ребенка, не отрывая локоть от стола, взять предмет (ластик, бумажка, ручка и так далее) с левой стороны и положить в корзинку, которая стоит с право.
- Упражнение «Винтики». Используется массажер су-джок. Просим ребенка представить, что наша ладошка это стена, в которую нужно завинтить 6 винтиков. Кладем кисть на стол ладонью вверх, берем массажер и начинает потихоньку крутить на большом пальце, указательном, среднем и так далее. В конце «завинчиваем» в серединке ладони. Тоже самое выполняем на второй ладошке. Цель: расслабление мышц кисти. Используется массажер су-джок.
- Упражнение «Мяч». Просим ребенка повторять слова и движения в соответствии с текстом. Я мячом круги катаю Назад вперед его гоняю. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.
- Упражнение «Пальчики». Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети повторяют слова и поочередно надевают массажные кольца на каждый палец. Раз – два – три – четыре – пять, (разгибаем пальчики по очереди) Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. (Надеваем на большой палец эластичное кольцо) Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Развитие общей моторики
Развитие общей моторики сильно влияет на жизнь. Важно, что бы ребенок мог контролировать и планировать свои движения в пространстве. Умение ориентироваться является одним из главных показателей для жизни ребенка. Все упражнения выполняются при помощи такого современного подхода, как фитбол-гимнастика. Цель: научить сохранять правильную осанку.
- Упражнение «Ходьба сидя». Цель: формирование контроля и планирования движений. Сидя на фитболе, выполнять ходьбу на месте, высоко поднимая колени. Следить за равновесием.
- Упражнение «Скалолаз».Ребенок стоя спиной к стене, держит в руках фитбол. Чтобы не сорваться с отвесной скалы, роль которой выполняет стена, ребенок должен шагать, перемещаясь вдоль стены и последовательно переставляя ноги, при этом не уронить мяч.
- Упражнение «Иноходец». Цель: развитие пространственных представлений и координации движений.Исходное положение: ноги находятся на фитболе, а руки на полу. Ребенок должен по сигналу пройти вперед, на сколько, это возможно, не касаясь ногами пол. И по второму сигналу вернуться в исходное положение. Это упражнение можно разнообразить дополнительными деталями, например, дать задание дотронуться до предмета, при этом разрешается ставить его не только перед мячом.
- Упражнение «Бревнышко». Ребенок ложится на ковре поперек комнаты, держа фитбол параллельно полу и перекатываясь в другой конец комнаты, учитывая ориентиры в виде поставленных с двух сторон игрушек так, чтобы игрушка все время находилась на уровне пояса.
- Упражнение «Цирк». Цель: на расслабление мышц туловища. Перед ребенком лежит канат, нужно пройти по нему держа в руках мяч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе».
Ещё И. М. Сеченов говорил о том, что « всякое ощущение по природе смешанное», что к нему « обязательно примешивается мышечное ощущение, более сильное по сравнению с другими». Занятия...
Презентация из опыта работы "Использование различных игр и игровых упражнений в коррекционной работе"
Современная педагогика располагает большим количеством различных методических материалов и технологий, обеспечивающих интеллектуальное и речевое развитие детей.Сегодняшнее время компьютерных технологи...
Использование релаксирующих игр и упражнений в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
Данная статья адресована педагогам, логопедам и инсрукторам по физической культуре....
Конспект НОД «Применение нейроигр и упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ подготовительной группы на тему: «Остров дружбы»
Конспект НОД «Применение нейроигр и упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ подготовительной группы на тему: «Остров дружбы»...
Проект "Использование нейроигр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда"
Создание условий для развития речевых процессов и познавательной активности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством нейроигр и упражнений...