Использование релаксирующих игр и упражнений в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
статья ( группа) по теме
Данная статья адресована педагогам, логопедам и инсрукторам по физической культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
relaksatsionnaya_gimnastika.docx | 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование релаксирующей гимнастики и упражнений в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
Троицкая Т.Н.,
Воспитатель ГБДОУ д/с №126 г. Санкт-Петербурга
В специальной литературе[1], [2] отмечается, что у многих детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики, а также наблюдаются особенности ее развития. В связи с этим авторы[2], [4] подчеркивают необходимость специальной работы по коррекции нарушений двигательной сферы у детей с речевыми расстройствами. Эта работа может проводиться параллельно с другими коррекционными мероприятиями, а также может быть непосредственно включена в процесс логопедического и коррекционно-воспитательного воздействий на детей, страдающих речевыми нарушениями. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение, что необходимо для исправления речи у дошкольников. Релаксационные упражнения на занятиях по ритмике используются во всех структурных компонентах. Например, при формировании речевого дыхания необходимо почувствовать мышечное напряжение и расслабление мышц брюшного пресса; при коррекции, автоматизации и дифференциации звуков надо помнить, что одни движения выполняются с напряжением, другие, наоборот, с расслаблением. Ребенку желательно показать разницу между напряжением и расслаблением, объяснить, что мышечная и эмоциональная раскованность — главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
В работе с детьми мы используем систему упражнений мышечной релаксации профессора Джекобсона (США), который предложил обучать расслаблению с помощью предварительных упражнений для напряжения определенных мышц. Например, дети могут почувствовать расслабление мышц рук после того, как по предложению педагога они с силой сжимают кулачки или представляют, что поднимают, держат тяжелую штангу. Затем педагог просит разжать пальцы (расслабиться) и почувствовать это состояние.
Так же он выделил следующие этапы обучения дошкольников расслабляться.
На первом этапе обучающемуся предлагается: (1) лечь на спину, согнуть руки в локтевых суставах и резко напрячь мышцы рук; обратить внимание на возникающее ощущение мышечного напряжения; (2) расслабить мышцы и дать рукам свободно упасть; обратить внимание на возникающее мышечное расслабление и так повторить напряжение и расслабление мышц несколько раз; (3) сокращать бицепсы, напрягая их сначала сильно, потом все более и более слабо; осознавать слабые мышечные сокращения и оставаться в состоянии полной неподвижности с расслабленными мышцами-сгибателями 15 мин; научиться достигать исчезновения самых легких степеней напряжения бицепсов; после этого назначают упражнения, направленные на обучение расслаблению остальных поперечно-полосатых мышц-сгибателей и разгибателей туловища, шеи, плечевого пояса и др., в последнюю очередь - мышц лица и глаз (отводят глаза в сторону и вызывают ощущение напряженности мышц), мышц гортани и языка, участвующих в акте речи.
Второй этап обучения - «дифференцированная релаксация». Человек обучается сидя расслаблять мускулатуру, не участвующую в поддержании тела в вертикальном положении, далее после специальных упражнений - расслаблять мышцы при письме и чтении, не участвующие в этих актах.
На третьем этапе обучения предлагается в повседневной жизни замечать, напряжение каких мышц возникает у него при аффективных состояниях, от которых он желал бы избавиться (страх, тревога, смущение); уменьшить, а затем и предупредить сопровождающие их локальные мышечные напряжения и таким образом избавиться от этих нежелательных эмоций.
Сеансы обучения (обычно коллективные) проводятся инструктором 1 - 3 раза в неделю. Кроме того, самостоятельные сеансы проводят 1 - 2 раза в день по 30 - 60 мин каждый. Курс обучения занимает от нескольких месяцев до года в зависимости от скорости усвоения новых навыков.
Первоначально навыки релаксации следует формировать в двигательной сфере. Например, детям можно предложить игру «Тряпичные куклы и оловянные солдатики». По команде взрослого: «Тряпичные куклы» — дошкольники поднимают руки над головой, дают им медленно упасть, опускают голову так, чтобы подбородок касался груди. По команде взрослого: «Оловянные солдатики» — дети вытягивают руки по швам, держат голову, высоко подняв подбородок. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — более длительным. Необходимо обратить внимание ребенка на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия. Опыт показывает, что эти упражнения эффективны и понятны детям.
Список литературы:
- Частные методики адаптивной физической культуры. Под ред. Л.В.Шапковой. – М, 2003.
- Физическая реабилитация. Под ред. С.Н. Попова. - М.: Высшее образование, 2005.
- Статья «Релаксационные упражнения для детей» Татьяна Аргамакова.
- Статья «Комплексная релаксационная гимнастика» Фролова Н.Д. 2008 / 2009 учебный год
Перспективный план релаксирующих игр и упражнений по лексическим темам
Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Звук – буква | Релаксационная гимнастика |
Сентябрь | Обследование детей | «Глубокое дыхание», «Замедленное движение» «Рот на замочке» «Злюка успокоилась» | ||
Октябрь | I | Музыка. Музыкальные инструменты. | А | «Бубенчик», «Дудочка» |
II | Осень. Признаки осени. | О | «Дождик» | |
III | Огород. Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах. | У | «Кулачки» | |
IV | Сад. Фрукты. Труд взрослых в садах. | И | «Лимон» | |
V | Перелётные птицы. | Э и Ы | «Полет высоко в небе», «Кукушка», «Птички», | |
Ноябрь | I | Лес. Деревья, кустарники. Ягоды, грибы. | Б - Б’ | «Дерево» |
II | Посуда: классификация, материалы, из которых она изго-товлена. | П – П’ | «Лентяи» | |
III | Одежда, обувь, головные уборы и материалы, из которых они сделаны. | Б – П Б’- П’ | «Вязаные шапочки» | |
IV | Дикие животные и их детёныши.. | Т –Т’ | «Шишки» | |
Декабрь | I | Зима. Признаки зимы. | Д – Д’ | «Снежная баба» «Сосулька» |
II | Домашние животные и их детёныши. | Т – Д Т’ – Д’ | «Спящий котёнок» | |
III | Животные Севера. | В –В’ | «Олени», «Холодно – жарко» | |
IV | Новогодние праздники. Зимние забавы. | Ф-Ф’ | «Горка», «Подарок под елкой» | |
Январь | III | Рождество. Русские народные праздники. | В – Ф В’-Ф’ | «Улыбнись» |
IV | Санкт-Петербург. Музеи. Искусство. | К – К’ | «Лебедь в Летнем саду» | |
V | Транспорт. Виды транспорта. | Г – Г’ | «Палуба», «Корабль и ветер» | |
Февраль | I | Профессии на транспорте. | К – Г К’ – Г’ | «Вибрация» |
II | Правила дорожного движения. | Й | «Левое и правое» | |
III | Российская Армия. Защитники Отечества. | Е - Ё | «Штанга» | |
IV | Стройка. Профессии на стройке. Инструменты. | Ю | «Отдых» | |
Март | I | Мамин праздник. Семья. | Я | «Любопытная Варвара» |
II | Весна. Признаки весны. | С –С’ | «Ласковое солнышко», «Солнышко и тучка» | |
III | Ателье. Профессии в ателье. Инструменты. | З – З’ | «Тансующие руки» | |
IV | Дом. Мебель. | С – З С’–З’ | «Скручивание» | |
Апрель | I | Электроприборы. | Ш | «Пылесос» |
II | Космос. | Ж | «Желание» | |
III | Труд людей весной. | Ш -Ж | «Весенний дождик» | |
IV | Насекомые. | Щ | «Порхание бабочки», «Муравей» | |
Май | I | Животные жарких стран. | Ч | "Слон" |
II | Откуда хлеб пришёл. | Ц | «Колобок отдыхает» | |
III | Море. Морские обитатели. | Л – Л’ | «Рыбки», «Водопад» | |
IV | Школа. Школьные принадлежности. | Р – Р’ | «Пара» | |
V | Лето. Признаки лета. | Ъ и Ь | «Загораем», «Цветок», «Летний денек» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи
Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...
Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...
Использование сказки в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии, т.к. своевременно проводимая коррекционно-педагогическая работа имеет боль...
Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Изменения в современном дошкольном образовании требуют внедрения в работу педагогов ДОУ нетрадиционных методов и технологий, способствующих всестороннему развитию дошкольников. В настоящее время в пра...
«Использование бизиборда в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи»
В данной статье рассматривается возможность применения бизибордов учителем-логопедом ДОУ в процессе коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Данный материал может быть и...
Использование игровых методов и приемов в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Проблема развития связной речи является актуальной проблемой в коррекционной работе с детьми с ОНР. Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личност...
Использование словесных игр игр-превращений в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
Текст любой игры можно использовать для развития у ребёнка чувства ритма. Главное условие – это ритмичное, чёткое произношение текста педагогом. Народные тексты, которые лежат в основе большинства игр...