Использование релаксирующих игр и упражнений в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
статья ( группа) по теме

Троицкая Татьяна Николаевна

Данная статья адресована педагогам, логопедам и инсрукторам по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл relaksatsionnaya_gimnastika.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Использование релаксирующей гимнастики и упражнений  в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями

Троицкая Т.Н.,

Воспитатель ГБДОУ д/с №126 г. Санкт-Петербурга

   В специальной литературе[1], [2] отмечается, что у многих детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики, а также наблюдаются особенности ее развития. В связи с этим авторы[2], [4] подчеркивают необходимость специальной работы по коррекции нарушений двигательной сферы у детей с речевыми расстройствами. Эта работа может проводиться параллельно с другими коррекционными мероприятиями, а также может быть непосредственно включена в процесс логопедического и коррекционно-воспитательного воздействий на детей, страдающих речевыми нарушениями. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение, что необходимо для исправления речи у дошкольников. Релаксационные упражнения на занятиях по ритмике используются во всех структурных компонентах. Например, при формировании речевого дыхания необходимо почувствовать мышечное напряжение и расслабление мышц брюшного пресса; при коррекции, автоматизации и дифференциации звуков надо помнить, что одни движения выполняются с напряжением, другие, наоборот, с расслаблением. Ребенку желательно показать разницу между напряжением и расслаблением, объяснить, что мышечная и эмоциональная раскованность — главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

В работе с детьми мы используем систему упражнений мышечной релаксации профессора Джекобсона (США), который предложил обучать расслаблению с помощью предварительных упражнений для напряжения определенных мышц. Например, дети могут почувствовать расслабление мышц рук после того, как по предложению педагога они с силой сжимают кулачки или представляют, что поднимают, держат тяжелую штангу. Затем педагог просит разжать пальцы (расслабиться) и почувствовать это состояние.

Так же он выделил следующие  этапы обучения дошкольников расслабляться.

На первом этапе обучающемуся предлагается: (1) лечь на спину, согнуть руки в локтевых суставах и резко напрячь мышцы рук; обратить внимание на возникающее ощущение мышечного напряжения; (2) расслабить мышцы и дать рукам свободно упасть; обратить внимание на возникающее мышечное расслабление и так повторить напряжение и расслабление мышц несколько раз; (3) сокращать бицепсы, напрягая их сначала сильно, потом все более и более слабо; осознавать слабые мышечные сокращения и оставаться в состоянии полной неподвижности с расслабленными мышцами-сгибателями 15 мин; научиться достигать исчезновения самых легких степеней напряжения бицепсов; после этого назначают упражнения, направленные на обучение расслаблению остальных поперечно-полосатых мышц-сгибателей и разгибателей туловища, шеи, плечевого пояса и др., в последнюю очередь - мышц лица и глаз (отводят глаза в сторону и вызывают ощущение напряженности мышц), мышц гортани и языка, участвующих в акте речи.
Второй этап обучения - «дифференцированная релаксация». Человек обучается сидя расслаблять мускулатуру, не участвующую в поддержании тела в вертикальном положении, далее после специальных упражнений - расслаблять мышцы при письме и чтении, не участвующие в этих актах.
На третьем этапе обучения предлагается в повседневной жизни замечать, напряжение каких мышц возникает у него при аффективных состояниях, от которых он желал бы избавиться (страх, тревога, смущение); уменьшить, а затем и предупредить сопровождающие их локальные мышечные напряжения и таким образом избавиться от этих нежелательных эмоций.
Сеансы обучения (обычно коллективные) проводятся инструктором 1 - 3 раза в неделю. Кроме того, самостоятельные сеансы проводят 1 - 2 раза в день по 30 - 60 мин каждый. Курс обучения занимает от нескольких месяцев до года в зависимости от скорости усвоения новых навыков.

Первоначально навыки релаксации следует формировать в двигательной сфере. Например, детям можно предложить игру «Тряпичные куклы и оловянные солдатики». По команде взрослого: «Тряпичные куклы» — дошкольники поднимают руки над головой, дают им медленно упасть, опускают голову так, чтобы подбородок касался груди. По команде взрослого: «Оловянные солдатики» — дети вытягивают руки по швам, держат голову, высоко подняв подбородок. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — более длительным. Необходимо обратить внимание ребенка на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия. Опыт показывает, что эти упражнения эффективны и понятны детям.

Список литературы:

  1. Частные методики адаптивной физической культуры. Под ред. Л.В.Шапковой. – М, 2003.
  2. Физическая реабилитация. Под ред. С.Н. Попова. - М.: Высшее образование, 2005.
  3.  Статья «Релаксационные упражнения для детей» Татьяна Аргамакова.
  4. Статья «Комплексная релаксационная гимнастика» Фролова Н.Д. 2008 / 2009 учебный год

Перспективный план релаксирующих игр и упражнений  по лексическим темам

Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Звук –

буква

Релаксационная гимнастика

Сентябрь

Обследование детей

«Глубокое дыхание», «Замедленное движение»

«Рот на замочке»

«Злюка успокоилась»

Октябрь

I

Музыка. Музыкальные инструменты.

А

«Бубенчик», «Дудочка»

II

Осень. Признаки осени.

О

«Дождик»

III

Огород. Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах.

У

«Кулачки»

IV

Сад. Фрукты. Труд взрослых в садах.

И

«Лимон»

V

Перелётные птицы.

Э и Ы

«Полет высоко в небе», «Кукушка», «Птички»,

Ноябрь

I

Лес. Деревья, кустарники. Ягоды, грибы.

Б - Б’

«Дерево»

II

Посуда: классификация, материалы, из которых она изго-товлена.

П – П’

«Лентяи»

III

Одежда, обувь, головные уборы и материалы, из которых они сделаны.

Б – П

Б’- П’

«Вязаные шапочки»

IV

Дикие животные и их детёныши..

Т –Т’

«Шишки»

Декабрь

I

Зима. Признаки зимы.

Д – Д’

«Снежная баба»

«Сосулька»

II

Домашние животные и их детёныши.

Т – Д

Т’ – Д’

«Спящий котёнок»

III

Животные Севера.

В –В’

«Олени», «Холодно – жарко»

IV

Новогодние праздники. Зимние забавы.

Ф-Ф’

«Горка», «Подарок под елкой»

Январь

III

Рождество. Русские народные праздники.

В – Ф

В’-Ф’

«Улыбнись»

IV

Санкт-Петербург. Музеи. Искусство.

К – К’

«Лебедь в Летнем саду»

V

Транспорт. Виды транспорта.

Г – Г’

«Палуба», «Корабль и ветер»

Февраль

I

Профессии на транспорте.

К – Г

К’ – Г’

«Вибрация»

II

Правила дорожного движения.

Й

«Левое и правое»

III

Российская Армия. Защитники Отечества.

Е - Ё

«Штанга»

IV

Стройка. Профессии на стройке. Инструменты.

Ю

«Отдых»

Март

I

Мамин праздник. Семья.

Я

«Любопытная Варвара»

II

Весна. Признаки весны.

С –С’

«Ласковое солнышко», «Солнышко и тучка»

III

Ателье. Профессии в ателье. Инструменты.

З – З’

«Тансующие руки»

IV

Дом. Мебель.

С – З

С’–З’

«Скручивание»

Апрель

I

Электроприборы.

Ш

«Пылесос»

II

Космос.

Ж

«Желание»

III

Труд людей весной.

Ш -Ж

«Весенний дождик»

IV

Насекомые.

Щ

«Порхание бабочки», «Муравей»

Май

I

Животные жарких стран.

Ч

"Слон"

II

Откуда хлеб пришёл.

Ц

«Колобок отдыхает»

III

Море. Морские обитатели.

Л – Л’

«Рыбки», «Водопад»

IV

Школа. Школьные принадлежности.

Р – Р’

«Пара»

V

Лето. Признаки лета.

Ъ и Ь

«Загораем», «Цветок», «Летний денек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи

Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...

Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование элементов фольклора в  коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Использование сказки в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии, т.к. своевременно проводимая коррекционно-педагогическая работа имеет боль...

Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Изменения в современном дошкольном образовании требуют внедрения в работу педагогов ДОУ нетрадиционных методов и технологий, способствующих всестороннему развитию дошкольников. В настоящее время в пра...

«Использование бизиборда в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи»

В данной статье рассматривается возможность применения бизибордов учителем-логопедом ДОУ в процессе коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Данный материал может быть и...

Использование игровых методов и приемов в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Проблема развития связной речи является актуальной проблемой в коррекционной работе с детьми с ОНР. Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личност...

Использование словесных игр игр-превращений в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Текст любой игры можно использовать для развития у ребёнка чувства ритма. Главное условие – это ритмичное, чёткое произношение текста педагогом. Народные тексты, которые лежат в основе большинства игр...