Проект "Вместе играем- речь развиваем"
проект по логопедии
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Малышок»
педагогический проект
«ВМЕСТЕ ИГРАЕМ - РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ»
Составил:
учитель-логопед
Ключникова О.Е.
г. Перевоз
«Для ребят дошкольного возраста – игры имеют
исключительное значение: игра для них - учеба,
игра для них - труд, игра для них – серьезная
форма воспитания».
Крупская Н.К.
Актуальность
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования. Среди которых речь, занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач и поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка. Такой формой может быть только игра. Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным и действенным. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, и следовательно, игровое обучение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.
Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Своевременное адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения детей, сотрудничество со специалистами дошкольного образования — залог успешного развития детей.
Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
Участники проекта:
Учитель-логопед, дети старшего, подготовительного дошкольного возраста, их родители, воспитатели.
Концептуальные основы
Теоретической базой данного проекта является принцип личностно ориентированного обучения, коррекции и развития. Реализация этого принципа влечет за собой не только развитие личности и социальную интеграцию «особого» ребенка, но и профессиональное и личностное совершенствование педагога, родителя, всей семьи. Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Л.С. Выготский отмечал «в сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно». Благодаря усилиям ученых и педагогов практиков (Л.В.Загик, Т.А.Маркова, Л.Ф.Островская, Н.Г.Година) были разработаны содержание, формы и методы работы детского учреждения с семьей. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Важнейшей задачей работы с родителями и ее первейшим условием является установление взаимоотношений доверия и принятия между специалистом и родителем.
Вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи занимались Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровец, С.Т. Григорян, Л.Н. Ефименкова, Н.Л. Крылова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Э.В. Миронова, А.Г. Московкина, Н.В. Новоторцева, Л.П. Носкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Авторы подчеркивают роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Особое место в данном процессе отводят повышению психолого-педагогической культуры родителей. Важнейшими предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее.
Вопросы, связанные с изучением педагогической компетентности родителей, отражены в работах П.П. Блонского, И.В. Гребенникова, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, A.C. Макаренко, В.М. Миниярова, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Формирование педагогической компетентности родителей различными социальными институтами представлено в публикациях С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, И.В. Гребенникова, A.C. Спиваковской, Л.Г. Петряевской, С.С. Пиюковой и др.
Кроме того, теоретической базой проекта явились работы, рассматривающие вопросы коррекции нарушений звукопроизношения (М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, М.Ф. Фомичевой, К.Н. Ефименковой, С.Н. Шаховской, Е.Ф. Рау, Л.Ф. Спировой и других).
Изучив литературу по вопросам речевого развития и вопросам взаимодействия логопеда с семьями воспитанников, пришли к выводу о разработке практико-ориентированного проекта, в котором приняли бы участие и дети, и родители, и специалисты ДОУ.
Цель проекта:
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
• выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
• разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников;
• создать логопедическую копилку игр для родителей «Логопед у вас дома»;
• выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
Ожидаемые результаты:
1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.
2. Родители самостоятельно используют игры и игровые упражнения по развитию речи ребенка.
3. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
• выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;
• создание картотек речевых игр и упражнений;
• выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
На данном этапе также необходимо создавать картотеки игр и упражнений по развитию речи детей.
Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу.
2 этап – основной (практический).
Задачи:
• разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников;
• пополнить и дополнить логопедическую копилку игр;
• проведение семинара практикума, мастер классов, консультаций, «круглых столов», «родительских гостиных», проведение праздника красивой и выразительной речи «Чем пахнет весна?» (ежемесячно);
• проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
• создание информационно-методического стенда «Шпаргалки для родителей» (ежемесячно, теоретический материал по темам);
• презентация копилки игр для родителей «Логопед у вас дома» (ежемесячно, практический материал по темам);
3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)
Задачи:
• Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
• Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
Перспективный план реализации проекта «Играем - речь развиваем»
N | Срок | Формы и | Содержание работы | Результат | Ответственный |
1. Подготовительный этап | до 20 сентября | 1. Анкетирование родителей 2. Сбор дидактических | Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др. Установление единых требований родителей и логопеда к ребенку, посещающего логогруппу | Анкета для родителей Копилка «Домашний логопед» | Логопед Логопед |
2. Основной этап | Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Круглый стол «Играем вместе с ребенком». Семинар-практикум «Игры для совершенствования внимания, памяти, мышления ребенка» Мастер-класс "Непокорные звуки. Автоматизируем правильно" Мастер класс Открытое логопедическое занятие «Чем пахнет весна?» | Обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о причинах речевых отклонений Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики Тематическая консультация с практической частью Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей Проявление родителями ораторских и творческих способностей на интересном речевом материале Обмен впечатлений родителей о коррекционном воздействии на ребенка в домашних условиях Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях | Протокол «круглого стола», отзывы родителей Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей Протокол проведения семинара практикума, отзывы родителей Протокол проведения консультации, отзывы родителей Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей Протокол проведения родительской гостиной, отзывы родителей | Логопед Логопед Логопед Логопед Логопед Логопед Логопед Логопед |
Ежемесячно | Презентация логопедической копилки «Логопед у вас дома» | Пополнение копилки новыми материалами для использования в домашних условиях по плану клуба | Картотека игр и упражнений по темам | Логопед | |
Ежемесячно | Индивидуальные консультации | Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам | Журнал регистрации консультаций для родителей | Логопед | |
Ежемесячно | Оформление информационно-методического стенда «Шпаргалки для родителей» | Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей | |||
Ежемесячно | Ведение «Дневника успеха» | Фиксация родителями достижений детей в речевом развитии | «Дневник успеха» | ||
3. Заключительный этап | Май Апрель | Мониторинг (анкетирование) работы логопеда с родителями Мониторинг детей | Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей Выявление уровня речевого развития детей | Анкета для родителей Логопедическая диагностика Сертификат об участии |
Список литературы:
• Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. Логопед 2005 N 5.
• Душкина Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Логопед 2005 N 5.
• Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.
• Миронова С.А. Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 2007.
• Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Воронеж, 1997.
• Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
• Хватцев М.С. Логопедия. Работа с дошкольниками. М. 1996.
Приложение 1
Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Чтобы ответить на ее вопросы, родители должны не только прислушаться к речи своего ребенка, но и подумать, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как произносит.
Полученные анкетные данные говорят о том, ведется ли в семье работа по преодолению речевых недостатков и предупреждению трудностей, готовы ли к ней родители, хотят ли они сотрудничать с детским садом, продолжая совершенствовать речь своих детей.
Анкета для родителей «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»
1. Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________
2. Дата рождения________________________________________________________________
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.)___________________________________________________________________________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) _______________________________________________________________________________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) _______________________________________________________________________________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) _____________________________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ____________________________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___________________________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? __________________________________________________________________________
10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?_______________________________________
11. Присутствуете ли на дет. праздниках?____________________________________________
12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?_____________________________
Приложение 2
ДНЕВНИК УСПЕХА
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
учебный год
Месяц: | Фиксация успехов ребенка: |
Сентябрь | |
Октябрь | |
Ноябрь | |
Декабрь | |
Январь | |
Февраль | |
Март | |
Апрель | |
Май |
Приложение 3
Одним из способов подведения итогов коррекционно-развивающего обучения и оценки речевых достижений детей является речевой праздник, цель которого: предоставить возможность каждому ребенку продемонстрировать свои успехи перед большой аудиторией детей и родителей.
Чем пахнет весна?
Цель: преодоление речевых нарушений путём выполнения системы двигательных упражнений в сочетании с речью под музыку, с использованием ИКТ и инновационных технологий.
Коррекционно – образовательные задачи:
Обобщение и систематизация знаний о весне, признаках и приметах весны, весенних растениях и цветах, пробуждении весенней природы и животного мира;
Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Весна».
Коррекционно – развивающие задачи:
Активизация развития связной речи и навыков общения, слухового внимания и чувства ритма;
Развитие импровизационных движений и умения действовать по показу;
Совершенствование общей и ручной моторики;
Воспитание интонационной выразительности речи;
Развитие просодики (дыхания, силы голоса, артикуляции).
Осуществление здоровьесбережения, путём использования хвойных и цветочных аромамасел: активизация работоспособности, профилактика простудных заболеваний.
здоровьесбережение через применение инновационных технологий: биоэнергопластики, кинезиологии, проведение массажа, зрительной гимнастики, релаксации с применением музыкотерапии.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитание активности, инициативности, самостоятельности речевых высказываний, умения действовать по правилу и взаимодействовать с участниками группы.
Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
Оборудование:
картонное изображение солнышка и лучики по числу детей, колокольчики;
CD-проигрыватель и CD-записи музыкального сопровождения (аудиофайлы песенки и звуков весны);; аромалампа и аромамасла сосны, можжевельника, лимона; карточки для проведения артикуляционной гимнастики; картинки насекомых и цветов, маска пчелы; маски диких зверей (медведя, волка, лисы, белки, лягушки, зайца, ежа); массажные мячики; указка с картинкой жука для проведения зрительной гимнастики; компьютерная программа «Игры для Тигры», микрофон; Презентации о весне, схема активизации точек на ушах, картинки цветов с аромамаслами, рисунки детей о весне.
Ход занятия:
- Мотивационно-ориентировочный этап.
1.Орг. момент: Звучит музыка. Дети входит в зал.
(можно войти в зал под песенку с Презентацией «Песенка-капель»)
Логопед: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Меня зовут Эльвира Геннадьевна. Я логопед из другого детского сада, работаю с такими же детьми как вы. Мне сказали, что вы очень дружные, любите узнавать новое и интересное, и я попросила разрешения провести с вами занятие.
Сообщение темы занятия.
Логопед: Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Дети: Это весна!
Логопед: Хотя уже наступил второй весенний месяц – апрель, зима всё ещё колдует и не хочет отдавать свои права весне. (звучит тревожная музыка и мигает свет) Ой, что происходит?
(голос из-за ширмы) «Не хочу весну пускать, ей права уступать!
Вот возьму и украду все лучики у солнца!»
Логопед: Ребята, это ведь Зима всё колдует, не хочет Весну к нам пускать, и даже лучики у солнышка спрятала, чтобы оно не согревало землю!
Посмотрите, какое солнышко грустное! (плачущая картинка солнышка без лучиков на магнитной доске)
(другой, светлый голос за ширмой):
Но только добрые и умные дети мне смогут помочь, если выполнят все задания, будут внимательны.
За каждое задание Зима будет возвращать мне мои лучики!
Логопед: Ребята, солнышко просит вас выполнить задания! Поможем?
Мы будем рассказывать о весне, какая она, чем пахнет, какие краски у весны.
И тогда к нам будут возвращаться лучики.
Ребята, хотите, чтобы весна вновь продолжалась и солнышко светило?
Дети: Да!
2. Дети садятся вокруг стола.
Логопед предлагает детям взять колокольчики. Дети берут колокольчики и поют песенку - приветствие каждому ребенку по очереди:
-Здравствуй, …(имя ребенка), наш дружок! Звонкий колокольчик -динь- динь- дон!
Логопед:- Колокольчик с вами поздоровался. Давайте и ему песенку споем:
Колокольчик на ладошку положи, положи.
(Дети ставят колокольчики на ладошки).
Колокольчик на ладошке покажи, покажи.
(Дети показывают колокольчики на ладошке).
А теперь его за дужку надо взять, надо взять,
(Дети берут колокольчики за дужку).
И тихонько возле ушка поиграть, поиграть.
(Дети звенят колокольчиками возле каждого уха по очереди).
Колокольчик возле ушка позвенел, позвенел.
(Дети звенят колокольчиками возле каждого уха повторно).
И тихонько на головку к нам присел, к нам присел.
(Дети ставят колокольчики на головы).
Теперь наклоняем головки, подставляем ручки и ловим колокольчики.
(Дети выполняют).
Логопед. Кто рассыпал колокольчики?
А синичка собрала.
Подхватила колокольчики,
В свою песню занесла.
Как услышишь, колокольчики звенят,
Посмотри-ка, не синички ль там летят? (Л. Николаенко)
Все теплее воздух вешний.
Светит солнце сквозь туман,
И скворец в свою скворешню
Прилетел из дальних стран.
Любят птицы весной звонко петь! Увидал скворца – знай: весна у крыльца. Это примета весны!
- Поисковый этап:
Дети перемещаются к экрану (монитору) (сидят на ковре или стульчиках)
3. Дети, а какие признаки весны знаете вы? (дети называют признаки весны по памяти, из собственных наблюдений)
Затем включается Презентация «Приметы весны»
Какие приметы, признаки весны вы запомнили? (дети называют) Молодцы!
(из-за ширмы выбрасывается 1 лучик для солнышка и прикрепляется на магнитную доску)
Посмотрите, а вот и первый лучик солнышка появился!
Звучит пение птиц
Логопед. Давайте заглянем в волшебный лес – почувствуйте, как пахнет весенний лес… (дети встают в круг)
(использую ароматерапию – сосна, кедр – через аромалампу со свечой – заранее приготовлен водно-ароматический раствор).
Поглядим, как встречают весну лесные жители и изобразим их.
4. Звучит музыка для ритмической разминки, дети выполняют движения по тексту
Логопед. Долго шла весна тайком
От ветров и стужи, (Ходьба по кругу со слегка согнутыми
коленями крадущимся шагом)
А сегодня прямиком
Шлепает по лужам. (Маршировка)
Мишка из берлоги темной
Выбрался на белый свет. (Идти, раскачиваясь, широко расставляя
ноги; руки разведены в стороны—вниз)
Волк весне-красе огромный
Посылает свой привет. (Ходьба широким шагом; на каждый
шаг руки поочередно выдвигаются вперед)
Еж лесной тропой шагает,
Радостно весну встречает. (Мелкий топающий шаг)
Всякая лесная птица
И поет, и веселится. Ходьба «стайкой» на носках,
руки в стороны)
5. А с каким настроением лесные жители встретили весну? Давайте в волшебном лесу на некоторое время превратимся в зверей и посмотрим, что происходит….(логопед надевает маски (или шапочки зверей) детям и они мимикой изображают зверей под музыку):
Логопед: «Мы с вами в лесу. Подул ветерок и растревожил лесных зверей.
Волку это не понравилось (раздражённый, хаотичный фагот),
медведь сонный – зевает и головой трясёт (звучат низкие, басистые звуки),
лиса удивилась (звуки с повышением тональности),
белка забеспокоилась и запрыгала с ветки на ветку,
(беспокойная музыка, вверх-вниз)
заяц испугался, (тревожная музыка, немного нервозная)
лягушки удивлённо беззвучно открывали ротики, (очень тихая музыка)
ёжик прислушался: кто там?». (любопытная музыка)
(Дети выполняют мимический этюд).
Логопед: Не беспокойтесь, звери - Весна-красна добрая – приласкает солнышком, разбудит ручейки, травкой позеленит лес – будет и еда, и питьё для вас! Занимайтесь своими лесными делами!
Вот и ещё один лучик к нам вернулся! (Дети получают 2 лучик солнца)
6. Логопед приглашает детей сесть на ковёр (или на стульчики) перед экраном для Презентации
Весной у лесных зверей появились детёныши – давайте назовём их и порадуемся за мам лесных малышей: (включается Презентация «Дикие звери наших лесов и их детёныши»: дети называют детёнышей)
у бельчихи - …, у волчицы - …, у медведицы - … и т.д.
Логопед: Раз, два, три, заколдованный лес, на поляне ребят собери!
(Дети получают очередной 3 лучик солнца)
7. Посмотрите, что я нашла (показываю картинки) Давайте сделаем зарядку, чтобы хорошо работал наш язычок и губки.
- Свои губки округляю, весеннюю лужицу изображаю (бублик);
- свои губки, прямо к ушкам, потяну я, как лягушка (улыбка);
- губки хоботком тяну, подражаю, комару (хоботок);
- узкий язычок тяну – любопытную изображу змею (любопытная змейка);
- хомячок надует щёчки – у него зерно в мешочке;
- на пригорке, да на горке (язык горочкой) прыгали зайчата (качели);
а на дереве пищали, сильно ротик раскрывали малые скворчата (упражнение открываем-закрываем рот);
- это к нам пришёл апрель – захватил с собой капель (упражнение гармошка-лошадка).
(Дети получают очередной 4 лучик солнца)
8. А давайте споём весеннюю песенку? (дети сидят на ковре (или стульчиках), включается фильм с музыкой песенки)
Пение. поём «Плаксы-сосульки» совмещая с пальчиковой гимнастикой во время припева - (Дети получают очередной 5 лучик солнца)
Логопед. Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)
Давайте повторим хором
Кап, кап, кап — (Ритмично на каждый слог соединять кончик
каждого пальца с большим)
Звенит капель.
Март ушёл — Пришёл апрель.
Логопед. Какой весенний месяц мы в стихотворении не назвали?
9. Логопед. Как меняется природа с приходом весны мы уже посмотрели,
а теперь давайте покажем под музыку?
Дети в кругу выполняют движения на слова-повторы под мелодию белорусской народной песни «Летели гуселки».
(Хором). От сосулек — звон, звон! (Резко от плеч поднимать руки вверх,
пальцы рук разводить в стороны)
Просыпайся, клен, клен! (Руки поднять вперед, затем развести в стороны)
Растопился снег, снег. (Потирать ладонь о ладонь)
Ручейки — в бег, в бег (Волнообразные движения руками перед собой)
Гром шагает: топ, топ. (Топать ногами)
Почки слышно: хлоп, хлоп. (Разжимать сжатые в кулаки пальцы
правой, затем левой руки)
(Дети получают очередной 6 лучик солнца)
10. Вот и ручейки проснулись…. (Дети в кругу)
Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка:
«По камешкам — динь-динь-динь (движение мелкими шажками на носках),
по корягам — буль – буль - буль (движения с подпрыгиваниями),
по осоке — ш – ш – ш - ш (скользящий шаг)».
11. Пальминг, ауриколотерапия: Чтобы хорошо выполнить следующее задание – давайте разомнём наши ушки – чтобы они хорошо слушали – погреем ладошки, наложим их на наши уши. А теперь помассируем точки на ушках вкруговую (активизация внимания) - логопед показывает схему активизации точек на ушках.
12. Звучит аудиозапись «Звуки весны»: капель, пение птиц, шум ручья, треск лопающихся почек.
Логопед: угадайте и назовите, какие звуки весны вы слышите?
(Дети отвечают и получают очередной 7 лучик солнца)
13. Посмотрите, кто это спрятался? (игрушка или картинка ёжика на столе) Он хочет поиграть с вами. Возьмём его деток, погладим в ладошках, поупражняем пальцы и произнесём чистоговорки - сначала буду говорить я, затем мы хором.
Жи – жи – жи – в гости к нам пришли ежи
Жа – жа – жа – весной погода так свежа!
Ёжику потрём бока,
надо их размять слегка
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко,
А теперь почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка,
Ёж в лесочек убежал,
Нам «спасибо» пропищал.
14. Попрощались с ёжиком и встретили весёленьких лягушек – посмотрите на них, какие? Весёлые лягушки научат нас полезному упражнению (гимнастика мозга)
«Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от края стола. (показываю и говорю текст стихотворения в ритм)
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают по лужам,
Только брызги вверх летят.
Лягушки голодные, пытаются комариков поймать, а комарики летают, за ушко да за нос кусают: «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
(Дети получают очередной 8 лучик солнца)
15. А тут и другие насекомые в лесу проснулись
Логопед. Комар пищит тихонько и тоненько: ззззззз... (показ картинок)
Чуть громче звенит муха: зззззз...
Еще громче звенит пчела: зззззз...
Громко жужжит жук: жжжжжжжж……
А самым низким голосом звенит шмель: жжжжжжж...
Дети выполняют звукоподражания, постепенно понижая голос.
16. (Включается компьютерная программа «Игры для тигры»)
И только один муравьишка ничего произнести не может….
Но зато он умеет летать на пушинке от одуванчика.
Вы поможете ему это сделать? Если вы будете громко петь в микрофон звуки, то он сможет высоко-высоко взлететь.
Будем долго-долго тянуть гласные звуки:
ЫЫЫЫЫЫ – дует ветер
ОООО – качаются деревья
АААА – постанывает голодный после спячки медведь
УУУУУ – воет волк
ЭЭЭЭ – отзывается эхо
ИИИИИ - скрипят ивы у лесного ручейка
(Дети получают очередной 9 лучик солнца)
17. Молодцы, вы справились с этим заданием, давайте послушаем стихотворение про жука, пусть отдохнут и потренируются наши глаза. (Логопед водит в воздухе палочкой, на которой прикреплена картинка жука, выполняя движения по тексту):
Вдруг в окошко жук влетел.
Закружился и запел;
«жу- жу- жу, жу-жу-жу,
Очень весело кружу!»
Вот он вправо полетел -
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел -
Каждый влево посмотрел.
Жук кружится и хохочет,
К Маше на нос сесть он хочет.
Ты, жучишка, не шали!
Где мы скажем, там сиди.
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко,
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук с ладошки улетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем дружно;
Хлоп, хлоп, хлоп,
Улетай скорей, жучок.
18. Раз проснулись насекомые, значит, уже расцвели весенние цветы
Логопед. Приглашаю вас на лужайку – возьмите цветы, вдохните аромат цветов, выдохните и на одном выдохе произнесите: «Ах, какой аромат!», «Ах! Какой чудесный аромат!», «Ах! Какой чудесный весенний аромат!»
9. (включается фонограмма жужжание пчелы)
Логопед: возвращаемся на лужайку (включается звук пчелы)
Каждый ребенок выбирает цветок, который ему понравился. Дети произвольно рассаживаются по залу, держа цветы над головой. Один ребенок — «пчела» — летает между «цветов» и поет песенку:
С утра жужжу,
Цветок бужу.
Кружу, гужу.
Кого разбужу?
«Пчела» подлетает к «цветку» и дотрагивается до него. «Цветок» поднимается и говорит: «Ты разбудила цветок мак!» Игра продолжается до тех пор, пока не проснутся все «цветы».
(Дети получают последний 10 лучик солнца и поворачивает солнышко уже улыбающимся личиком)
III. Итоговая часть
20. Отступилась зима! Мы помогли солнышку вернуть все лучики ( в этом время включен файл пение птиц)
Мы играли, пели, веселились и изображали всё, что связано с прекрасным временем года Весной. Солнышко благодарит вас и улыбается! Оно дарит вам памятные медали! И ещё, чтобы вы не сосали сосульки – вот такие сладкие призы (чупа-чупсы)
21. Прощание. Дети с логопедом подходят к столу с колокольчиками
Сначала раздаю колокольчики и пою каждому ребенку: "До свидания, ...(имя). По кругу (начиная слева). Потом – колокольчику поют все детки со мной: "Ты, колокольчик, спел для нас, пора прощаться нам сейчас. Мы до свиданья скажем и ручками помашем. Пока-пока"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....
Консультация Развитие речи детей в дошкольном возрасте «С детьми играем — речь развиваем»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления развития воспитанников №12 «Бе...
Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»
Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...
Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье" Игра-путешествие в страну "Играем - речь развиваем"
Повестка дня:1.Возрастные нормы речевого развития детей дошкольников.2. Создание развивающей речевой среды в семье.Цель:Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....
«Мы играем - речь развиваем!» игры на развитие речи дошкольников 5-6 лет
Речь играет особую и исключительную роль в жизни человека. Она является главным средством общения людей, словесным выражением наших мыслей.Существуют различные игры, упражнения на развитие правильной,...
Картотека различных игр по развитию речи при изучении правил дорожного движения. "В игры мы играем, речь развиваем, правила дорожные изучаем"
Данная картотека поможет воспитателям, логопедам в работе со старшими дошкольниками при изучении лексических тем, связанных с изучением транспорта, профессий на транспорте, безопасного поведения на ул...
Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду». «В игры играем – речь развиваем»
Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду».«В игры играем – речь развиваем»...