Постановка звука Л
план-конспект занятия по логопедии
С помощью игры и игровых методов подготовить ребенка к постановке звук Л
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postanovka_zvuka_l.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Арский детский сад № 1»
Арского муниципального района РТ
«Постановка звука Л»
(индивидуальное логопедическое занятие в подготовительной группе)
Подготовила и провела: учитель-логопед
Бахтиярова И.И.
2022 год
Цель: постановка звука Л
Задачи: - научить ребенка правильно произносить звук Л;
- развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
- воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Л, схема характеристики звука, мяч, игрушка «Кукла Лола», предметные картинки «Игрушки»
1. Организационный момент
Логопед: Малыш, сегодня у нас опять гости. А кто к нам пришел, ты узнаешь, если отгадаешь загадку.
Волосы льняные,
Глазки голубые.
И обуты ножки,
В синие сапожки.
На красавице - пальто,
Догадались? Это кто?..(Кукла)
Правильно, это кукла. А зовут ее Лола! Кукла Лола очень любит звук Л, ведь ее имя начинается именно с этого звука. А еще она очень любит своих друзей. А друзья у нее такие же, как она, игрушки.
Сегодня мы с тобой потренируемся правильно и чисто говорить звук Л, и поговорим о твоих любимых игрушках.
2. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру про куклу. Лоле будет приятно.
Обед для куклы.
Я пекла, варила,
Кукол накормила. (Сжимают-разжимают кулачки).
Куклы меня слушали,
Быстренько все скушали. (Указательные пальцы стучат друг о друга).
И суп из цветочков,
И пирог из песочка,
И котлеты из глины,
И компот из рябины. (На каждую строку загибают пальцы). (Т.Коваль)
3. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: А теперь давай представим, что мы воздушные шарики. На счет 1,2,3,4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-2-3-4-5 медленно выдохнуть.
4. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Для того, чтобы правильно говорить звук Л, мы будем вместе с куклой Лолой делать гимнастику для губ и языка.
Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась «чашечка». Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними губами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.
«Болтушка». Напряженным загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по нёбу взад-вперед то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык. Примечание: Могут быть следующие неточности: кончик языка не достает до нёба, скребет в пространстве, и цель упражнения не достигается; губы и зубы сближены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения голоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть звонкий.
Как и в упражнении «болтушка», сделать язычок «чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придает языку удобное положение. Губы принимают овальную форму. Повторить упражнение несколько раз. Примечание: кончик языка может упираться не в альвеолы, а в середину нёба, и поэтому выпуклая часть языка будет находиться слишком далеко от зубов. Это будет мешать образованию правильного Л.
5. Характеристика звука Л
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что «Песенку парохода» – это и есть звук Л.
Логопед: Какой звук Л?
Звук Л – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
6. Артикуляционный уклад звука Л
Логопед: Как мы произносим звук Л?
Губы нейтральны
Зубы немного разомкнуты
Кончик язычка поднят и упирается в верхние резцы
Воздух проходит по бокам язычка
Сам язычок напоминает седло
Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, горлышко дрожит. (ребенок повторяет за логопедом артикуляцию звука Л)
7. Постановка звука Л при его отсутствии
Логопед: Давай потренируемся вместе с КУКЛОЙ ЛОЛОЙ произносить звук Л четко и правильно, поиграем с «Пароходом» - Пароход гудит Л-Л-Л-Л
Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам, как в предыдущем упражнении для языка. Включить голос, язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук Л. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается теплый поток воздуха.
Примечание: Нужно избегать следующего: язык движется (а должен быть неподвижен), и поэтому звук получается прерывистым, неясно звучащим; струя воздуха проходит в нос, и вместо звука Л слышится Н; это происходит потому, что края языка, плотно прижимаясь к верхним коренным зубам, не дают воздуху свободного выдоха.
8. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: Давай сыграем в игру «Один-много»
ОДНА ЛОШАДКА - …много лошадок
ОДНА КУКЛА - …много кукол
ОДИН МИШКА - …много мишек
ОДНА ПИРАМИДКА - …много пирамидок
ОДНА МАШИНКА - …много машинок
ОДНО ВЕДЕРКО - …много ведерок
ОДНА ЛОПАТКА - …много лопаток. (если ребенок не произносит еще звук Л четко, то лучше брать названия игрушек без звука Л).
9. Игры на развитие фонематического слуха.
Логопед: Давай сыграем в игру «Поймай звук»: я называю слово, а ты хлопаешь, если услышишь в названии звук Л (КУКЛЛЛА, МЯЧ, ЮЛЛЛА, ПИРАМИДКА, ЛЛЛОШАДКА, МОЗАИКА, ВЕЛЛЛОСИПЕД, ЛЛЛОТО, ДУДОЧКА, и др.)
10. Итог занятия, оценка работы ребенка
Логопед: Отлично поиграли. Кукле ЛОЛЕ очень понравилось с тобой играть? А тебе понравилось? Чему ты научился?
11. Домашнее задание
Раскрасить игрушки, в названии которых есть звук Л. (кукла, мяч, юла, пирамидка, лошадка, мишка, велосипед, лото, дудочка, лопатка, ведерко).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Этап постановки звука. Занятие по постановке звука Р
Постановка звука Р при дислалии...
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Конспект индивидуального логопедического занятия по подготовке к постановке и постановке звука [C].
В копилку логопеда....
Постановка звуков.Постановка звука «Ть»
Переднеязычные : Постановка звука «Ть» ...