Постановка звука Л
план-конспект занятия по логопедии

С помощью игры и игровых методов подготовить ребенка к постановке звук Л

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postanovka_zvuka_l.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Арский детский сад № 1»

Арского муниципального района РТ

«Постановка звука Л»

(индивидуальное логопедическое занятие в подготовительной группе)

Подготовила и провела: учитель-логопед

Бахтиярова И.И.

2022 год

Цель: постановка звука Л

Задачи: - научить ребенка правильно произносить звук Л;

- развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

- развивать фонематический слух;

- развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.

- воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Л, схема характеристики звука, мяч, игрушка «Кукла Лола», предметные картинки «Игрушки»

1. Организационный момент

Логопед: Малыш, сегодня у нас опять гости. А кто к нам пришел, ты узнаешь, если отгадаешь загадку.

Волосы льняные,

Глазки голубые.
И обуты ножки,
В синие сапожки.
На красавице - пальто,
Догадались? Это кто?..(
Кукла)

        Правильно, это кукла. А зовут ее Лола! Кукла Лола очень любит звук Л, ведь ее имя начинается именно с этого звука. А еще она очень любит своих друзей. А друзья у нее такие же, как она, игрушки.

Сегодня мы с тобой потренируемся правильно и чисто говорить звук Л, и поговорим о твоих любимых игрушках.

2. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру про куклу. Лоле будет приятно.

Обед для куклы.        

Я пекла, варила,

Кукол накормила.                        (Сжимают-разжимают кулачки).

Куклы меня слушали,

Быстренько все скушали.                (Указательные пальцы стучат друг о друга).

И суп из цветочков,

И пирог из песочка,

И котлеты из глины,

И компот из рябины.                (На каждую строку загибают пальцы).               (Т.Коваль)

3. Упражнения на развитие речевого дыхания

Логопед: А теперь давай представим, что мы воздушные шарики. На счет 1,2,3,4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-2-3-4-5 медленно выдохнуть.

4. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Для того, чтобы правильно говорить звук Л, мы будем вместе с куклой Лолой делать гимнастику для губ и языка.

Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась «чашечка». Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними губами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.

«Болтушка». Напряженным загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по нёбу взад-вперед то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык. Примечание: Могут быть следующие неточности: кончик языка не достает до нёба, скребет в пространстве, и цель упражнения не достигается; губы и зубы сближены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения голоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть звонкий.

Как и в упражнении «болтушка», сделать язычок «чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придает языку удобное положение. Губы принимают овальную форму.  Повторить упражнение несколько раз. Примечание: кончик языка может упираться не в альвеолы, а в середину нёба, и поэтому выпуклая часть языка будет находиться слишком далеко от зубов. Это будет мешать образованию правильного Л.

5. Характеристика звука Л

Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что «Песенку парохода»  – это и есть звук Л.

Логопед: Какой звук Л?  

Звук Л – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой.  (по схеме для характеристики звуков)

6. Артикуляционный уклад звука  Л

Логопед: Как мы произносим звук Л?

Губы нейтральны

Зубы немного разомкнуты

Кончик язычка поднят и упирается в верхние резцы

Воздух проходит по бокам язычка

Сам язычок напоминает седло

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, горлышко дрожит. (ребенок повторяет за логопедом артикуляцию звука Л)

7. Постановка звука Л при его отсутствии

Логопед: Давай потренируемся вместе с КУКЛОЙ ЛОЛОЙ произносить звук Л четко и правильно, поиграем с «Пароходом» - Пароход гудит Л-Л-Л-Л

        Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам, как в предыдущем упражнении для языка. Включить голос, язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук Л. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается теплый поток воздуха.

Примечание: Нужно избегать следующего: язык движется (а должен быть неподвижен), и поэтому звук получается прерывистым, неясно звучащим; струя воздуха проходит в нос, и вместо звука Л слышится Н; это происходит потому, что края языка, плотно прижимаясь к верхним коренным зубам, не дают воздуху свободного выдоха.

8. Физкультминутка – игра с мячом

Логопед: Давай сыграем в игру «Один-много»

ОДНА ЛОШАДКА - …много лошадок

ОДНА КУКЛА - …много кукол

ОДИН МИШКА - …много мишек

ОДНА ПИРАМИДКА - …много пирамидок

ОДНА МАШИНКА - …много машинок

ОДНО ВЕДЕРКО - …много ведерок

ОДНА ЛОПАТКА - …много лопаток. (если ребенок не произносит еще звук Л четко, то лучше брать названия игрушек без звука Л).

9. Игры на развитие фонематического слуха.

Логопед: Давай сыграем в игру «Поймай звук»: я называю слово, а ты хлопаешь, если услышишь в названии звук Л (КУКЛЛЛА, МЯЧ, ЮЛЛЛА, ПИРАМИДКА, ЛЛЛОШАДКА, МОЗАИКА, ВЕЛЛЛОСИПЕД, ЛЛЛОТО, ДУДОЧКА, и др.)

10. Итог занятия, оценка работы ребенка

Логопед: Отлично поиграли. Кукле ЛОЛЕ очень понравилось с тобой играть? А тебе понравилось? Чему ты научился?

11. Домашнее задание

Раскрасить игрушки, в названии которых есть звук Л. (кукла, мяч, юла, пирамидка, лошадка, мишка, велосипед, лото, дудочка, лопатка, ведерко).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Постановка звуков.Постановка звука «Ть»

Переднеязычные : Постановка звука «Ть»                                          ...