Дидактические и словесные игры
материал по развитию речи (старшая группа)
Игра с мячом «Я знаю…»
Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида, развивать умение объединять предметы по общему признаку.
Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_i_slovesnye_igry.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры к Программе
Занятие № 1.
Игра с мячом «Я знаю…»
Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида, развивать умение объединять предметы по общему признаку.
Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.
Игра «Птицы, рыбы, звери».
Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.
Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
Занятие № 2.
Игра «Угадай, какая птица поёт?»
Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.
Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.
Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.
Игра «Сад - огород»
Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.
Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.
- Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.
Занятие № 3.
Игра «Что вы видите вокруг?»
Цель: уточнить представления детей о названии предметов.
- Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)
- Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.)
- Что означают слова... «мяч», «кукла», «ручка»?
- У меня в руке... ручка. Что ею делают? (Пишут.)
- У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.)
- Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет? (Ею пишут.)
- А что обозначает слово «ручка» (показываем на дверную ручку)? («Ею открывают и закрывают дверь».)
- Можешь ли ты назвать слова, которые ничего не обозначают?
- Послушай, стихотворение Ирины Токмаковой «Плим»:
Ложка — это ложка.
А я придумал слово.
Ложкой суп едят.
Смешное слово — плим.
Кошка — это кошка.
Я повторяю снова —
У кошки семь котят.
Плим, плим, плим.
Тряпка — это тряпка.
Вот прыгает и скачет —
Тряпкой вытру стол.
Плим, плим, плим.
Шапка — это шапка.
И ничего не значит
Оделся и пошел.
Плим, плим, плим.
- Придумай и ты такие слова, которые ничего не значат (трам-татам, тутуру). Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик — радостный; поезд идет — движется; Маша и Саша — дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный — толковый; старый — ветхий), дети обучаются точности словоупотребления, в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.
Занятие № 4
Игра «Скажи, какое».
Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.
— Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем?
— Послушай стихотворение М.Щеловановой «Утро»:
Какое сегодня утро?
Сегодня не будет солнца,
Сегодня плохое утро,
Сегодня не будет солнца,
Сегодня скучное утро
Сегодня будет хмурый,
И, кажется, будет дождь.
Серый, пасмурный день.
Почему же плохое утро?
Почему же не будет солнца?
Сегодня хорошее утро,
Наверное, будет солнце,
Сегодня веселое утро
Обязательно будет солнце
И тучи уходят прочь.
И прохладная синяя тень.
— О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый).
-- А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое, безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным?
— Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.)
— А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?
Занятие № 5.
Игра «Найди точное слово».
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
— Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.
— Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная).
— Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
— Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит).
— Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:
Скажу я слово высоко,
Скажу тебе я слово трус,
А ты ответишь... (низко).
Ответишь ты... (храбрец).
Скажу я слово далеко,
Теперь начало я скажу —
А ты ответишь... (близко).
Ну, отвечай... (конец).
— Теперь можешь придумать слова, противоположные по значению. Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения (бежать — мчаться; пришел — приплелся) или значение прилагательных оценочного характера (умный — рассудительный; старый — дряхлый; робкий — трусливый). Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом — новый, старый человек — молодой), к изолированным словам (легкий — тяжелый), или заканчивают предложение, начатое педагогом: «Один теряет, другой... (находит)».
Занятие № 6.
Игра «Кто у кого».
Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названиюживотных.
Дети рассматривает рисунки — животные с детенышами: курица и цыпленок клюютзернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собакаи щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат),лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают).
— Назови животных и их детенышей.
— Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака,корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?
Игра «Составь описание».
Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый,красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри унего много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)
Занятие № 7.
Игра «Летает, плавает, бегает»
Цель: Изображать способ передвижения объекта.
Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.
Игра «Перелёт птиц»
Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц, закреплять понятие «зимующие», «перелётные».
На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.
Занятие № 8.
Игра «Почтальон принёс письмо»
Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.
Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.
Игра «Птичка»
Цель: Различать деревья по листьям. Развивать словарь.
Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.
Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.
Занятие № 9.
Игра «Где спряталась рыбка».
Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. - Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.
Игра в слова.
Цель: активизировать и закреплять словарный запас.
Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).
Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.
Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)
Занятие № 10.
Игра «Цепочка»
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: активизация словаря по изучаемой лексической теме, закрепление обобщающих понятий и развитие мышления.
Три из предложенных картинки относятся к одной группе предметов, четвертый - к другой группе. Дети называют лишнюю картинку, объясняя свой выбор, например: яблоко, груши, апельсин - это фрукты, а морковь - это овощи. Поэтому морковь лишняя.
Сначала предлагаются группы семантически далекие, затем семантически близкие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические словесные игры
Словесные игры основаны на методических разработках О.С.Ушаковой, снабжены интересными тематическими картинками. Для групп младшего возраста от 1-3 лет...
Дидактические (словесные) игры по развитию речи.
Подборка игр с целью и описанием....
Дидактические и словесные игры для развития речи для детей дошкольного возраста
Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается....
Дидактические и словесные игры ко Дню защитника Отечества
Мы сегодня поздравляем С днем защитника страны Вас, мальчишки и мужчины, Нашей Родины сыны!...
Дидактические и словесные игры ко Дню защитника Отечества
Мы сегодня поздравляем С днем защитника страны Вас, мальчишки и мужчины, Нашей Родины сыны!...
Дидактическая игра по ФЭМП "Поезд" (словесная игра)
Дидактическая игра по ФЭМП "Поезд" для младшей группы (словесна игра)...
Дидактические и словесные игры на тему: "Защитники Отечества"
Дидактические и словесные игры на тему: "Защитники Отечества" для обучающихся старшего дошкольного возраста...