Логопедическое занятие-развлечение " с элементами логоритмики "Сретенье". На материале славянской мифологии.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Занятие - развлечение знакомит детей с праздником, Сретенье. Сретенье- это славянский праздник, который проходит 15 февраля, когда зима встречается с зимой. В этот день люди зазывают весну и провожают зиму.
Поэтому в данном занятии используются заклички, попевки, чистоговорки, стихи- всё это развивает просодическую сторону речи. Фонопедические упражнения развивают общую моторику и закрепляют правильное
произношение звуков, логопедическая гимнастика укрепляет мышцы языка и его четкую координацию движения, дыхательные упражнени - силу и точность выдоха.
И, конечно, знакомя с таким древним праздником, мы даем знания детям о славянской символике, которую и сейчас можно увидеть в русском костюме, в украшении деревенских домов и т д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
repina_zanyatie_vstrecha_zimy_i_vesny_ili_sretene.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
логопедического развлечения
для детей старшей группы
на материале славянской мифологии
«Сретенье – встреча зимы и весны»
Учитель-логопед:
Репина
Светлана Витальевна
МДОУ «Детский сад
Компенсирующего
вида № 400»
Цель: корригирование звукопроизношения и развитие эмоционально-волевой сферы посредством логопедического развлечения на материале славянской мифологии.
Программные задачи:
1. Образовательные:
* Продолжать знакомить детей с традициями русских народных праздников.
* Закрепить знания детей о весне и зиме.
* Уточнить начальные знания о славянской символике (круг – солнце, прямоугольник – земля, кривая линия – вода, треугольник – капельки воды)
* Обогащать словарь следующими словами: возочек, гукать, зазывать, приаукать, закличка.
2. Развивающие:
* Развивать умение выразительно читать стихи, заклички.
* Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений.
* Развивать речевое диафрагмальное дыхание; просодию и модуляцию голоса.
* Вырабатывать длительную направленную воздушную струю.
* Развивать ассоциативные связи, логическое мышление.
* Создавать эмоционально - положительный настрой.
3. Коррекционные:
* Укреплять мышцы губ и языка.
* Корригировать звукопроизношение: автоматизировать звуки: «С» и «Ш», чёткое проговаривание слов; вырабатывать слуховой контроль.
4. Воспитательные:
* Воспитывать у детей уважение к народным праздникам.
Оборудование: круги из картона (голубого, синего, белого и фиолетового цвета), из картона силуэты девушек (Зима и Весна) высота – 1м и элементы орнамента для игры «Укрась сарафан», силуэты ладоней красного, синего и жёлтого цвета.
Предварительная работа: рассказ логопеда о славянском празднике «Сретенье», рассматривание иллюстраций, заучивание стихов и закличек.
Ход занятия
Центральная стена оформлена в виде зелёного леса. Часть зала оформлена под горницу. Дети входят в зал под музыку
Ведущий: Вот мы попали в лес.
Ду-ду-ду – я на лыжах иду. Ды-ды-ды – на снегу видны следы. Ди-ди-ди – меня ты подожди. Ода-ода - ода – хорошая погода. | Дети делают скользящие движения ладоней друг о друга. Приставляют к глазам то одну ладонь, то другую («смотрят»). Грозят пальцем. Хлопают в ладоши. |
Ведущий: Ребята, давайте скатимся с горы: с - с- с- с
Сядем в санки, которые повезёт тройка лошадей.
Речевая гимнастика
Едем, едем на лошадке По дороге зимней, гладкой. Санки скрипят, Бубенчики звенят. | Дети цокают языком и двигаются по кругу. Произносят: «Ш! Ш!..» «Динь-динь!» в высоком регистре. |
Логопедическая гимнастика на укрепление мышц языка
Скачет, скачет взад-вперёд Любопытный зверь енот. Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав. Лиса заметает след хвостом. Птицы ходят по снегу Греем руки Греем нос. Греем щёки | Язык перешагивает через зубы. Показать зайчика. Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой, левая щека – под нижней). Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу, потом на нижнюю. Вытянуть губы «трубочкой» и продолжительно дуть на ладони. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на верхнюю губу и плавно подуть вверх, на нос. Дети в спокойном темпе поочерёдно надувают правую и левую щеки. |
Фонопедическое упражнение
Посмотрите, как ярко светит солнце. Почки на деревьях набухают. Ветер прилетает, ветки качает. А вон посмотрите вдалеке показалась избушка. А из трубы идёт дым. | Произносят звонкие певучие звук «А» в верхнем регистре. Медленно поднимают руки, произносят звук «Ш». Делают глиссандо на звук «У» вверх и вниз, показывая высоту звука рукой, наклоняя руки вправо и влево.. Дети прикладывают руку ко лбу, делая «козырёк», произносят короткие звуки «П». |
Ведущий:
Посмотрим, кто живёт в избушке?
Детей встречает сказочница, бабушка Арина. Она выходит из избушки.
Бабушка Арина: (Приветливо, с поклоном) Здравствуйте, ребятушки!
Пожалуйте, гости дорогие. Давно я вас жду – поджидаю. Приглашаю вас повеселиться, поиграть. Песни попеть, на забавы, на потехи посмотреть. Очень рада видеть вас! Все меня в деревне знают, бабушкой Ариной называют. Я гостей встречать люблю, для вас сказку расскажу.
Послушайте, мои дорогие, присказку.
За ступенькою ступенька – станет лесенка,
слово к слову ставь складенько - будет песенка.
А колечко за колечко - будет вязочка.
Сядь со мною на крылечко, слушай сказочку.
(бабушка тоже садится)
Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: «Приходи!»
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди.
Жили – были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё было бы хорошо, да одно горе – детей у них не было.
Пришла зима снежная. Намело сугробов до пояса. Решили старик со старухой слепить из снега себе дочку – Снегурочку. Глядят на неё старик и старуха, не налюбуются. Души в ней не чают. Хорошо было Снегурочке зимой, но начало пригревать солнышко. Запечалилась, загрустила Снегурочка, от солнца прячется. Всё бы ей в тень, да холодок. (Бабушка Арина уходит).
(Снегурочка идёт печальная и останавливается около сугроба, который шевелится – под простынкой снеговик).
Снегурочка: Ой, кто это?
Снеговик: Здравствуй, Снегурочка! Это же я, снеговик. Я вот тут в сугробе спрятался от солнышка. Ну, а ты, Снегурочка, что такая грустная.
Снегурочка: Зима уходит. Жарко мне становится. Как мне быть, не знаю: боюсь растаять, я ведь из снега.
Снеговик: Я тоже из снега и тоже боюсь растаять.
Не хочу, чтоб снег растаял,
Не хочу, чтоб весна пришла.
Вместе: Пусть всегда будет снег!
Пусть всегда будет зима!
Ведущий: Дети, а вы хотите, чтоб зима осталась:
(Нет)
Ведущий: Хотите, чтоб весна пришла?
(Да)
Снеговик: Куда это мы попали?
Снегурочка: Почему здесь столько детей?!
Ведущий: Вы попали в детский сад, поэтому здесь так много детей. Проходите. Мы знаем, что с вами произошло. Не печальтесь. Мы постараемся вам помочь. Есть такие страны, где всегда лежит снег, где всё время живёт зима. Мы отправим вас туда. А пока садитесь, с нами веселитесь.
Ведущий: Снеговик и Снегурочка присядьте да послушайте.
У нас сегодня особенный день – СРЕТЕНЬЕ. Это старинный праздник. В этот день завязывается сильная борьба между зимой и весной, и если побеждает зима, то холод продолжается по–прежнему, если же весна верх берёт, то настанет тепло.
В народе этот день (15 февраля) называется «переломом зимы». На Сретенье зима с весной встречаются.
В обычае этого дня было закликать солнышко. Давайте, ребята, вместе играть, солнышко в гости к нам звать.
Дети:
Ой, ты, солнышко – колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди.
Дети:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать.
Ведущий: Послушает солнышко, проглянет, значит довольно, а нет – ожидай строгих Васильевских морозов (23 февраля).
Ведущий:
Но скоро, скоро снег растает,
Скоро с речки лёд уйдёт.
Скоро, скоро за окошком
Соловейко запоёт.
Ведущий: Дети, давайте–ка весну приаукаем!
Все: Ау-ау!
1 Ребёнок: Закличка «Нам весну гукать!»
Нам весну гукать, зиму провожать.
Гу- гу- гу!
С ливнями, с цветами, с песнями, с журавлями.
Гу-гу-гу!
Ведущий: А весна, видно, далеко и не слышит детей. Давайте ещё её позовём.
2 Ребёнок: Закличка «Ау, Весна»
Пора вставать, весну зазывать,
Лето призывать, зиму провожать.
Плывёт Весна в челночке.
Едет Лето на возочке.
Все: Ау! Весна! Ау! Лето!
Ведущий: Не только мы ждём весны, но и Земля-Матушка тоже ждёт.
Упражнение – релаксация
«Весна»
Зимой земля спит Дети лежат на полу с
Под белым тёплым, закрытыми глазами, руки
Пушистым одеялом из снега. Вдоль туловища.
Она устала, поэтому ей нужно отдохнуть.
Но вот пригрело солнышко, Поднимают руки перед собой,
Стала пробиваться первая травка. Перебирают пальцами.
На деревьях набухли почки, Встают, поднимают руки вверх,
И из них появились первые зелёные листочки. Наклоняются вправо-влево.
Солнышко светит ярче, Образуют руками круг,
Поднимается высоко. Поднимают руки вверх,
Солнце пригревает. Подставляют ладошки.
Запели, зажурчали, Дети бегают в разном
Побежали ручейки. Направлении.
А там, где пригрело Кружатся вокруг себя
Солнышко, зачернели проталины… (на месте), садятся.
Из-под снега выросли подснежники. Встают медленно, имитируют Распускание бутона.
Ведущий: Заждались мы весну.
(Снеговик и Снегурочка выходят на середину зала).
Снеговик: Нет, не придёт ваша весна
(Сыплет снегом)
Снегурочка: Не будет тепла.
Игра «Снегопад»
Ведущий дёргает за верёвочку, которая привязана к картону, висящему под потолком. Сверху падают снежинки. Дети ловят снежинки и дуют на них.
3 Ребёнок: Соловей, соловей, прилетай поскорей!
Снеговик: Не прилетай!
4 Ребёнок: Покажись-ка, солнышко!
Согрей полюшко!
Снегурочка: Не показывайся!
5 Ребёнок: Надоела нам зима,
Покличем весну-красну.
6 Ребёнок: Жаворонки, прилетайте,
Холодную зиму унесите.
7 Ребёнок: Тёплую весну пришлите.
Нам зима-то надокучила,
Без хлебушка замучила.
Ведущий: Вставайте, дружно, весело
Весну зазывайте.
Закличка «Весна, весна, красная»
8 Ребёнок: Весна, весна, красная,
Приди, весна, с радостью,
С доброй радостью, с великой милостью,
Со льном высоким, с корнем глубоким,
С дождями сильными, с хлебами обильными.
Ведущий: А сейчас мы споём веснянку.
Песня «Вот уж зима проходит»
(Под музыку заходит Зима и Весна).
Зима: Это кто тут Весну без моего приказу зовёт? Кто своевольничает?
Ах, это вы, проказники!
Весна: Кто меня, Весну-красну, звал-вызывал: Вы, ребята?!
Зима: (Весне) Ошиблись, ошиблись ребята!
Не хотели они тебя звать. Им со мной хорошо.
Ведущий: Зима весну встречает, заморозить красную хочет,
А сама, лиходейка, от своего хотенья только потеет.
Весна: Да правду ли ты говоришь-то, сестрица? Уж так-то громко звали, так старательно! Верно, уж мой черёд подошёл!
Тепла да цветов всем захотелось…(Зиме) Да и тебе уже жарко стало, таять начала.
Зима: (Настойчиво) А я говорю, рано ты пришла! Да вот и Снеговик, и Снегурочка не хотят, чтобы я уходила.
Ещё подожди! Мы не во все зимние игры переиграли, не все зимние песни перепели!
Весна: Знаю я твой норов: сейчас ветру да холоду напустишь! Замёрзнут дети: станут зубами стучать, ногами топать – не до песен будет.
Ведущий: Не ссорьтесь, пожалуйста, сестрицы. Наши дети любят и тебя, Зима, и тебя, Весна; любят и зимние, и весенние игры. Дети знают и зимние, и весенние приметы, пословицы. Вот посмотрите и послушайте. У нас есть интересная игра, называется она:
«Какие цвета подарили нам Весна и Зима?»
Правила игры:
Ведущий показывает круги определённого цвета, а дети называют, чей это цвет: Зимы или Весны.
У весны – зелёный, жёлтый, голубой цвет.
У зимы – белый, серебристый, синий, фиолетовый цвет.
Зима и Весна: А приметы вы знаете:
«Какое зимой, какое весной?»
Правила игры:
Детям предлагаются картины (по методу моделирования), на которых изображены люди, а дети должны ответить, как одеваются люди зимой и весной; животные, а дети должны ответить, что делают животные зимой и весной и т д.
Ведущий: А теперь давайте ещё раз позовём весну.
Русская народная закличка с движениями «Солнышко»
Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Где твои детки? Где малолетки? Сидят на поветке В соломенной клетке, Камушки катают, Собачкам бросают. | Дети поднимают руки вверх и поворачивают кисти рук вправо-влево. Приставляют ладонь к глазам. Вытягивают руки вперёд, развернув ладони вверх, и пожимают плечами. Ставят руки «полочкой» перед грудью. Закрывают глаза ладонями, широко раздвинув пальцы. Делают скользящие движения ладоней друг о друга. Имитируют бросок рукой. |
Ведущий: Наши дети ещё знают пословицы.
Ребёнок: Увидал грача – весну встречай.
Ребёнок: Чистые звёзды зимой – к холоду.
Ребёнок: Зимой дым столбом – к морозу.
Ребёнок: Кошка в клубок – мороз на порог.
Ребёнок: Снегирь под окном чирикает – ожидай оттепели.
Ведущий: А чтобы Весна и Зима не сомневались в том, что вы знаете о них много, сыграем в игру
«Путаница»
Ведущий: Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать: ДА или НЕТ.
Весной засыпает медведь?
Зимой тает лёд на реках, солнце пригревает.
Снег на полях, вьюга завывает весной.
Капель за окном, день прибывает зимой.
Зимой бегут ручейки и появляются подснежники.
Зима и Весна: Молодцы! Какие вы умные!
Игра «Кричалки, шепталки, молчанки»
На красный цвет дети бегут по кругу и кричат громко птичьими голосами, на жёлтый цвет – шепчут, на синий цвет – замолкают и замирают на месте»
Ведущий: А наши ребята любят ещё и загадки отгадывать.
Зима: Хорошо! Тогда слушайте.
Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Весна:
Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
Бел, как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, весной убежал. (Снег)
Игра «Снежки»
Правила игры:
Дети бросают снежки (ватные комочки) в Зиму и друг в друга.
Ведущий: Что замёрзли? Давайте согреемся.
Игра «Согрей ладошки»
Ведущий: Сейчас дети вам сделают подарок. Вот такие сарафаны украсят.
«Укрась сарафан Зимы и Весны»
Правила игры:
Дети становятся в две команды. Каждая команда украшает сарафан
(размером 1 м) узорами: кругами – солнце; прямоугольниками – пашня, земля;
треугольники – капли, волнистая линия – вода.
Ведущий: Вот видишь, Зима, вот видишь, Весна, как любят наши дети вас. Но так уж в природе устроено, что одно время года сменяется другим. Ты уйдёшь, Зима, и мы будем скучать без твоих зимних забав и развлечений, с нетерпением будем ждать тебя. До свиданья!
Зима: Да жаль мне уходить от вас, я тоже буду без вас скучать, но через год мы снова встретимся. Пойдёмте со мной Снеговик и Снегурочка. До свиданья!
Ведущий: Ребята, давайте скатимся с горы: с - с- с- с
Сядем в санки, которые повезёт тройка лошадей.
Весна: А мы с вами скоро встретимся. А пока мне придется сказать вам: «До свиданья!»
(Зима, Весна и снеговик со снегурочкой уходят).
Бабушка Арина:
Ещё звучали шутки-прибаутки
На три минутки.
Пословицы, поговорки.
Катились, как с горки.
А теперь – конец.
Всему венец.
Ведущий: А пока мы здесь плясали, веселились, наши повара славно потрудились: тесто месили, да в русской печи выпекали калачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия-развлечения "Приключение снежинки"
Логопедическое занятие-развлечение построено на элементах логоритмических упражнений, что способствует активизации речи, ритма, движений....
Итоговое логопедическое занятие - развлечение "Игра - путешествие в лес" во 2 младшей группе.
данное занятие - развлечение проводится во 2 младшей группе по проекту "Наш веселый язычок" как итоговое занятие....
Логопедическое занятие-развлечение в старшей группе «В гостях у сказки»
Основная цель данного мероприятия - создание положительного эмоционального настроя у детей. Дети обобщают и закрепляют знания детей о сказках, и сказочных персонажах, учатся узнавать героев сказок, чу...
Конспект логопедического занятия - развлечения "Осеннее путешествие" для детей дошкольного возраста 5-6 лет
Логопедическое занятие - развлечение "Осеннее путешествие" для детей старшего дошкольного возраста. Материал содержит конспект занятия с играми и упражнениями, которые развивают у детей с на...
Конспект логопедического занятия – развлечения в старшей речевой группе на тему «Осеннее путешествие»
занятие - развлечение для детей старшего возраста в логопедической группе по лексической теме "Осень"...
Логопедическое занятие-развлечение «Сказка в гости к нам стучится» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 5-ти до 6-ти лет
Логопедическое занятие-развлечение «Сказка в гости к нам стучится»Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 5-ти до 6-ти лет...
Логопедическое занятие-развлечение «В гостях у сказки»
Создание положительного эмоционального настороя у детей....