Мастер-класс для родителей в старшей группе "Развиваем речь детей"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Фёдорова Ирина Алексеевна...

 

Цель: Познакомить родителей с коррекционной работой  детей; призвать родителей к совместной работе по коррекции речи детей.

Задачи:

  • Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения;
  • Познакомить с этапами работы логопеда и родителей по коррекции речи детей 5-6 лет;
  • Разъяснить суть и значимость домашних заданий в процессе работы;
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс;
  • Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей с помощью гимнастики;
  • Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук, артикуляционной гимнастики;
  • Заинтересовать проблемой;
  • Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._mastkl._rodit._2023.docx241.73 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ  11  

http://kzschool.ru/uploads/posts/2015-09/1441124421_140518_original.jpg

Учитель-логопед:

Фёдорова И. А.

13. 09. 2023 г.

г. Долгопрудный

«Развиваем речь детей 5-до 6 лет.

Форма проведения:  мастер- класс.

Аудитория: родители  старшей группы.

Цель: Познакомить родителей с коррекционной работой  детей; призвать родителей к совместной работе по коррекции речи детей.

Задачи:

  • Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения;
  • Познакомить с этапами работы логопеда и родителей по коррекции речи детей 5-6 лет;
  • Разъяснить суть и значимость домашних заданий в процессе работы;
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс;
  • Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей с помощью гимнастики;
  • Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук, артикуляционной гимнастики;
  • Заинтересовать проблемой;
  • Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

1. Родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей.

2. Применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

Информационно – техническое обеспечение:

1. «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи».

3. Памятки для родителей.

Ход:

Добрый вечер, уважаемые родители!

Работа в логопедической группе от 5 до 6 лет дополнительно реализуется «Программа логопедической работы по преодолению нарушения речи у детей» автор которой является Наталья Валентиновна Нищева. Она направлена на преодоление речевых нарушений у детей и обеспечение качественной подготовки их к обучению в школе.

Задачи:

  • Формирование правильного произношения у детей;
  • Развитие слоговой структуры простого и сложного слова;                                
  • Развитие фонематического слуха и восприятия
  • Обогащение словаря;
  • Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • Развитие основных видов связной речи (рассказ, пересказ, рассказ – описание);
  • Развитие внимания, памяти, восприятия, мышления.

Логопед проводит два фронтальных занятия в неделю: одно занятие по лексико-грамматическому строю и связной речи; одно занятие по звукопроизношению и обучению грамоте, продолжительность 25 минут.

На занятиях по лексико-грамматическому строю и связной речи на неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:

- по расширению и обогащению словаря детей;

-по отработке правильного употребления грамматических категорий;

- по обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.

- включают обучение детей пересказу;

- рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме.

На занятиях по звукопроизношению и обучению грамоте, дети изучают звуки и буквы, учатся отличать гласные и согласные звуки, учатся различать звук на слух, вычленять его из речи. Кроме того дети учатся  проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове, последовательность и количество звуков. Эти навыки необходимы для освоения чтения и письма в школе. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам.

Дополнительно речевой материал закрепляют воспитатели во время проведения ежедневных «логопедических часов», во второй половине дня, а так же вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей.

На каждом занятии используются здоровьесберегающие технологии:

зрительная, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика и физкультминутки.

Что касается индивидуальной работы, то она проводится в следующих направлениях:

- артикуляционные упражнения;

 - коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука.

- проверка, отработка домашних заданий;

 - закрепление материалов фронтальных занятий;

Индивидуальные занятия проводятся  2-3 раза в неделю с каждым ребенком по 10-15 минут.

Зачем логопед задаёт домашние задания?

Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий.

Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Домашнее задание ребёнок выполняет  под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Так что же логопед задаёт для выполнения на дом?

Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Ребенок должен рисовать, штриховать в альбоме своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, готовил руку к письму. Предусматриваются задания на повторение изученных звуков и букв, отработку поставленных звуков.

Важно, чтобы вы следили за правильной речью своих детей. Как только исправленный звук мы закрепим в словах и перейдем к фразе, необходимо постоянно напоминать ребенку: «Ты умеешь правильно говорить! »; поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь.

Артикуляционная гимнастика–это зарядка для губ, языка, щек, направленная на исправление недостатков произношения. Если мы хотим, чтобы какая-либо  мышца была сильной, мы ее тренируем, это правило относится и к мышцам языка. Часто бывает так, что мышцы языка ребёнка недостаточно подвижны, слабоваты или, наоборот чрезмерно напряжены. Нетрудно догадаться, что при таком положении дел правильного звукопроизношения мы не дождемся.

Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно 2-3 раз в день по 5-7 минут в группе с воспитателями и логопедом. В субботу и воскресенье желательно гимнастику делать дома.

Работу по коррекции речи можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Свое выступление хочу начать со слов Сухомлинского…

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».                                                                                         В. Сухомлинский

Девиз нашего  мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею, не научусь! »

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности ребенка совершать пальцами тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.

Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.

Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. 

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все  трогать, гладить.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. А, чтобы и вам тоже было сегодня интересно, мы должны настроиться….

Активизация родителей:

- Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на собрание, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть нам тогда ?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.).

Сейчас я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие органов  речи и мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Одним из видов здоровьесберегающих технологий является гимнастика.

Виды гимнастики, используемые мною для развития речи детей:

  • артикуляционная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • игровой массаж, самомассаж.

Теперь мы с вами поговорим о каждом виде гимнастики отдельно.  Итак – артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности всех органов речи: языка, губ, нижней и верхней челюсти, щек. Давайте  вместе с вами  выполним одну из таких гимнастик.

ПРОГУЛОЧНАЯ (артикуляционные упражнения.)

Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит…

Кто же тут? А кто же там? Он глядит по сторонам.

Видит: губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке….

А теперь наоборот. Ловко тянутся вперед.

Язычок стал маляром. Аккуратно красит дом.

На качелях оказался. Вверх – взлетел….и вниз – спускался.

Догадаться, кто бы мог: Язычок наш , как грибок.

Язычок гармошкой стал….поиграл и не устал.

То иголка, то лопата – язычок у нас ребята.

Вот и кончилась разминка…..

Язычок ложиться спать.(выполняется вместе с родителями)

Еще одной из форм работы является пальчиковая гимнастика, которая решает множество задач в развитии ребенка:

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

-развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Давайте познакомимся с некоторыми из них. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

«Маланья»

У Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху)

Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показывая «избушку»)

Семь сыновей, (Показать семь пальцев.)

Все без бровей, (Очертить брови пальцами.)

Вот с такими ушами, (Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)

Вот с такими носами, (Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)

Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой бородой! (Показать руками большую бороду.)

Они не пили и не ели, (Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)

На Малинью все глядели (Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)

И все делали вот так… (Показать загаданные действия только при помощи пальцев.)

Упражнение «Соку-бачи-вира»

Эта игра пришла уже из Португалии, вернее, стала популярна целая песенка, припев которой дети напевают и сопровождают движениями рук.

Припев простой:

Соку, соку, бачи, бачи,

Соку, соку, вира, вира,

Соку, бачи,соку, вира,

Соку, бачи, вира.

Считалочка произносится речитативом хором. Причем от уровня к уровню темп речи ускоряется, соответственно, и движения тоже. На каждое слово дети должны повторять движение:

Соку – удар кулаками перед собой сжатыми пальцами к себе;

Бачи – хлопок;

Вира – руки крест-накрест, ладони бьют по противоположному плечу.

Можно играть самостоятельно, можно в паре или в большой компании. Кроме ускорения темпа, игру можно усложнить, например, делать движения в паре: удары кулаками и хлопки – по чужой ладони и плечу. Проигрывает тот, кто первый начинает путать движения, сбивается с ритма.

А  сейчас мы с вами попробуем сыграть в эту интересную игру.

Родители повторяют слова и движения за логопедом.

Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.

В несколько игр мы с вами поиграем.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы»

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Игра с карандашом.

(лучше использовать карандаш - шестигранник)

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Массаж Су – Джок шарами.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Хочу порекомендовать вам игры, так же  способствующие развитию мелкой моторики, в домашних условиях:

Игра «Волшебные палочки».

Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

Игра «Чудесный мешочек».

В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы.

Способствуют развитию мелкой моторики и игры:

  • с сыпучими материалами.
  • с пуговицами,
  • рисование, лепка,
  • вырезание ножницами, аппликация.

И в заключении хочется подарить вам памятки для развития мелкой моторики и игры для пальчиков.

(В конце собрания раздать памятки для родителей) Приложение 1.

Вывод:

Очень надеюсь, что смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста.

Большое спасибо за внимание и активное участие.

Приложение 1

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

- перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

- уход за срезанными и живыми цветами;  

- водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы:

- смачивание, намыливание,  перетирание, полоскание, отжимание));

- разбор круп и т.д.

- выкладывать из палочек  узоры по образцу и по желанию;

- мять руками  поролоновые  шарики, губки;

- рисовать,  раскрашивать,  штриховать,  обводить по точкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс (презентация) для родителей воспитанников с нарушением речи.

Данную презентацию можно использовать  как родителям при организации занятий с ребенком дома, так и воспитателям и логопедам на индивидуальных и подгрупповых занятиях....

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста» ...

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотехники для развития речи детей".

Уважаемые коллеги, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обуч...

"Мастер-класс "Массажер Су-Джок, как средство развития речи детей"

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...

Мастер-класс: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель мастер-класса:- ознакомление педагогов с методом наглядного моделирования  как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохр...

Мастер-класс на тему: «Использование «мнемотехники» в обогащение речи детей дошкольного возраста»

Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....