Развитие речи через различные виды музыкальной деятельности
методическая разработка по логопедии
Музыкальное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении имеет большое значение для развития речи каждого ребенка. На музыкальных занятиях в нашем детском саду развитию речи уделяется много внимания. Рассмотрим в отдельности все виды музыкальной деятельности и их влияние на развитие речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_cherez_razlichnye_vidy_muzykalnoy_deyatelnosti.docx | 18.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие речи через различные виды
музыкальной деятельности
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения положительных результатов обязательно взаимодействие родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.
Музыкальное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении имеет большое значение для развития речи каждого ребенка. На музыкальных занятиях в нашем детском саду развитию речи уделяется много внимания. Рассмотрим в отдельности все виды музыкальной деятельности и их влияние на развитие речи дошкольников.
Речь и пение
Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи –это пение.
Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках.
Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни (музыкальной фразы).
Именно пение приучает пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывает умение владеть голосом: петь громко и тихо.
Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песен состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии.
Также пение требует четкой работы артикуляционного аппарата, это помогает развитию четкой дикции ребенка.
Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится вокально исполнять каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.
Речь и артикуляционная гимнастика
В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, проводим работу по коррекции устной речи. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика. В неё включаем упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Также, для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования мы используем так называемые фонопедические упражнения, которые являются наиболее эффективными для развития певческих навыков.
Так как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, поэтому необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого проводим специально подобранные упражнения по системе В.Емельянова, А.Стрельниковой, М.Лазарева, Б.Толкачева.
Речь и пальчиковая гимнастика
Очень важное значение в процессе развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге.
В нашем детском саду организацию работы по развитию мелкой моторики средствами музыкально – пальчиковых игр.
Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку, но она не должна при этом быть с четко подчеркнутым ритмом и излишне громким звучанием.
Речь и движение
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.
Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи.
Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма, а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.
Речь и ритмодекламация
На первом плане в ритмодекламации выступает соединение одного из важнейших параметров музыкального языка — ритма — и выразительного речевого интонирования.
Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма.
Исполнение ритмодекламаций развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.
Речь и музицирование на шумовых инструментах
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Речь и логоритмика
На музыкальных занятиях в нашем детском саду дети активно занимаются логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка. Занятия по логоритмике, которые включают в себя все виды деятельности и обязательно пальчиковые игры.
Речь и слушание музыки
В своей работе по слушанию, мы сталкиваемся со скудностью лексикона детей при определении характера музыки. Поэтому в непосредственно-образовательную деятельность включаем задания, которые активизируют эмоционально-образное восприятие ребёнка и расширяют его речевые возможности. Словарь «эстетических эмоций» обогащает речь детей эпитетами. Сравнивая произведения, контрастные по звучанию или близкие по настроению, развиваем у детей компоненты устной речи.
Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.
Дети на занятии классифицируют музыкальные инструменты по группам: струнные, клавишные и др. Знания о композиторах расширяет словарь музыкальных терминов.
Таким образом, любой вид музыкальной деятельности обладает удивительной силой воздействия на ребёнка, прекрасное и очень сильное средство, помогающее осуществлять работу над развитие речи. Взаимодействие музыки, слова и движения доставляет детям радость и развивает мышление и речь ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по развитию речи через художественно-продуктивную деятельность с использованием нетрадиционных форм рисования.
Конспект совместной деятельности по развитию речи через художественно-продуктивную деятельность с использованием нетрадиционных форм рисования.«Зима в лесу»Цели и задачи:·...
Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования
Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это об...
План работы по самообразованию Тема: Развитие компонентов устной речи через различные формы деятельности с детьми.
Цель: повысить свою профессиональную компетентность по данной теме.Задачи: - изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста;- формировать умения последовательно и грамотн...
«Речевое развитие дошкольников через различные виды деятельности»
laquo;Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский»)ул. Газовиков д.27, п. Правохеттинский, Надым...
“Развитие речи через различные виды музыкальной деятельности (логоритмика)”. Методические рекомендации.
Один из способов коррекции речи – логоритмика – опирается на сочетание слова и музыкального ритма, и включает как запрограммированный, так и импровизированный аккомпанемент ритмически...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Сенсорное развитие детей через различные виды деятельности»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Сенсорное развитие детей через различные виды деятельности»Аннот...
2020-2021 Дополнительная программа познавательно-исследовательской направленности «Сенсорное развитие детей через различные виды деятельности»
для детей средней группы (4-5 лет)...