“Развитие речи через различные виды музыкальной деятельности (логоритмика)”. Методические рекомендации.
методическая разработка по развитию речи
Один из способов коррекции речи – логоритмика – опирается на сочетание слова и музыкального ритма, и включает как запрограммированный, так и импровизированный аккомпанемент ритмических движений тела в соответствии с музыкой. Упражнения па сочетание словесного и музыкального текстов и двигательной программы дают положительный эффект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika.docx | 32.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
“Развитие речи через различные виды музыкальной деятельности (логоритмика)”. Методические рекомендации.
Автор: Фесенко А.А.
Музыкальный руководитель
МКДОУ «Детский сад восход»
Овладение речью, родным языком – это сложный, многогранный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребёнка достигнут определённого уровня развития. В процессе овладения речью у ребёнка вырабатывается определённое чувство языка. Указывая на это, К.И.Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребёнок как ни в чём ни бывало ориентируется во всём этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы».
Семантическая функция речи обслуживается порядком расположения слов в предложении, а также мелодией, ритмом, логическими ударениями, паузами и т.д. Эти качества составляют её музыкальную сторону. Это сходство позволяет целенаправленно в полном взаимодействии музыки, движения строить работу по коррекции и развитию речи.
Исследования различных учёных доказывают существование связи двигательных функций и функций речи. Наши психологи М.О.Гуревич, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия указывали на связь речи и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов, на связь формы произношения с характером движений.
Особенно важны данные о корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей. Так, физиолог М.М.Кольцова считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».
Один из способов коррекции речи – логоритмика – опирается на сочетание слова и музыкального ритма, и включает как запрограммированный, так и импровизированный аккомпанемент ритмических движений тела в соответствии с музыкой. Упражнения па сочетание словесного и музыкального текстов и двигательной программы дают эффект при соблюдении следующих условий:
- ребёнок должен полностью подчинить себя восприятию музыки;
- соблюдать в высказываниях коммуникативные элементы, т.е. следить за осанкой, грацией, дикцией, интонацией, правильно оформлять речь в лексическом и грамматическом отношении;
- учитывать эстетические, моральные и социальные факторы, обуславливающие процесс речевой коммуникации;
- способность подвергаться влиянию музыки (уровень развития впечатлительности);
- слуховой анализ музыкальною содержания слушаемою произведения.
Вследствие соблюдения этих условий движение выполняется свободно и
естественно, оно как бы непосредственно вытекает из слышимой музыки. Это делает
возможным выполнение ритмических упражнений всеми детьми независимо от их интеллектуального, физического и моторного развития. Всё это формирует у детей чувство ритма и музыкальности и используется в развитии речи.
Следующий аспект воздействия логоритмики в звене неречевых процессов является воспитание чувства ритма в движении. У человека имеется врождённая, естественная склонность к осуществлению ритма. Уже маленький ребёнок умеет двигаться согласно ритму музыки. Чувство ритма на музыку у детей возникает спонтанно. По мнению Карла Орфа при восприятии музыкального ритма у детей возникают такие движения, как щелчки пальцами, топанье, удары руками по бёдрам – как самые естественные средства выражения экспрессии. Ребёнок, организуя с помощью ритма эти естественные движения, совершенствует их двигательную координацию.
Чувство ритма имеет три основных компонента: чувство темпа, метра и ритмического рисунка.
Во всех формах организации музыкальной деятельности внимание направляется на всестороннее развитие, воспитание и коррекцию неречевых процессов (слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координация движений, чувство темпа и ритма) и развитие речи: воспитание темпа речи и ритма дыхания, фонематического слуха, артикуляционного аппарата, дикцию, постановку голоса.
Итак, развитие речи предполагает:
- Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания. Для этого используются упражнения сначала без речи, затем с речью. Например, спокойная ходьба на полной ступне по кругу, по сигналу поднять руки вверх (вдох), опустить вниз (выдох); или поднять руки на уровень плеч (вдох), опустить (выдох) и т.д. это же упражнение можно провести с речью, начиная с произношения отдельных гласных и их сочетаний, с использованием ритмической речи. Например, в ходьбе по кругу по сигналу поднять руки вверх (вдох), опуская их вниз, протяжно произносить звук «а»; сочетание «ан-ап-аи».
- Развитие артикуляционных органов, а также использование специальных движений для мимических мышц лица и для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба. Например, предлагается мимикой показать веселого и грустного человека; человека, пробующею кислый лимон и сладкое яблоко и т.д. С развитием мимических мышц задания усложняются: предлагается показать боль, гнев, радость, ликование, горе, равнодушие, презрение и т.п. под соответствующую настроению музыку. По мере их выполнения включать в упражнения звукоподражания, выражающие восклицание («Ах! Ах! О!»), сожаление, огорчение («Ай-ай! Ох!»), удивление («О! У! Ах!»), боль («Ай!») и т.д., способствующие развитию орального праксиса; а также артикуляционные упражнения, выполняемые под ритмическую музыку, например, и «раз» – губы в улыбке, «два» – вытянуты вперёд (музыка начинается за тактом, на «раз» акцент); и «раз» – поднять верхнюю губу вверх, «два» – опустить; и «раз» – опустить вниз нижнюю губу, «два» – покой и т.д.
Артикуляционные упражнения полезно сочетать с движениями рук: например, руки развести в стороны и пропеть звук «а», соединить их перед собой в форме обруча – звук «о»; из положения руки вверху медленно опускать вниз по обеим сторонам туловища – звук «а»; руки поднимаются до уровня плеч и округляются в локтях, кисти рук направлены навстречу друг другу, но не соприкасаются – звук «э» и т.д.
- Развитие фонематического восприятия. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создают основу для совершенствования фонематических процессов. А воспитание соответствующих ассоциаций между звуком и мелодией непосредственно улучшает различение звуков на слух. Произношение под музыку текстов, насыщенных оппозиционными звуками, способствует развитию слухопроизносительной дифференциации фонем.
- Воспитание темпа и ритма речи на музыкально-двигательно-речевой основе. Например, дети маршируют по кругу под музыку живо, бодро (используются ударные инструменты). На сигнал останавливаются и продолжают обозначать умеренный ритм хлопками в ладоши. На следующий сигнал щёлкают языком в этом же умеренном ритме, затем произносят слоги типа «пам-пам-пам». На другом занятии после слогов произносится короткий текст в этом же ритме. Музыка на размер 4/4.
Или другое упражнение, воспитывающее темп и ритм речи на материале имён:
- Дети стоят в круге лицом к середине и выразительно, в темпе марша произносят имена. При произношении имени мальчика топают правой ногой:
Оля, Поля, Зина, Аня Оля, Поля, Зина, Аня,
Оля, Поля, Зина, Аня Оля, Поля, Олег;
- Дети стоят парами по кругу, один ребёнок к кругу лицом, другой – спиной. Интонировано произносят женские имена и хлопают в ладоши (хлопок на слог), а при произношении мужских имён топают ногой. Каждое имя может быть обозначено разными хлопками: в ладоши, по бёдрам или по рукам друг друга.
Рассмотрим более детально некоторые упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции (логоритмика). Цель упражнений – способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.
Упражнения па развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы.
В эти упражнения включается речевой-материал, произносимый на выдохе.
Например, подняться па носки, руки потянуть вверх – вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на пояс, длительно тянуть глухой звук «с» (или «ш», «ф», «х»), затем гласные звуки изолированно и в различных сочетаниях с гласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова: с открытыми слогами, с закрытыми, двух- и трёхсложными; фразы, состоящие из 3-5 слов. Удлинение фразы требует более длительного выдоха.
С произношением на выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса, которое определяется его тембром. Упражнения в развитии голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Гласные пропеваются с изменением в высоте голоса. Если это упражнение сразу не получается, можно использовать «мурлыканье» или «гудение», чтобы добиться изменения в его высоте. Сила голоса воспитывается в произношении гласных более громко или более тихо, соответствующим, усилением или ослаблением музыкального аккомпанемента. Длительность звучания голоса зависит от продолжительности выдоха. Для воспитания выразительности голоса полезно проводить мелодекламацию: чтение стихов с вопросительной, восклицательной, побудительной и др. интонацией под соответствующую музыку.
Воспитанию чёткой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения. Вначале под ритмическую музыку гласные обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся на шёпоте и громко, изолированно и в ряду из 2-3-4 гласных всего ряда. Далее на выдохе произносятся слоги, слова на шёпоте со звуками «п», «т», «к», «ф», «с», «ш» (па-по-пу-пы, паф- поф-пуф-пыф и т.д.) и громко, четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи.
К середине учебного года дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения включаются в игры, драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, пением.
Полезно пение вокализов – «у», «о», «а», «и», звучание голоса со скольжением звука с ноты вверх или вниз, что развивает его гибкость и высоту.
Необходимо развивать диапазон голоса. Начинать с произношения звуков «м», «н» с гласными. Голос звучит в среднем регистре, в одной тональности: «ммуммоммемммэммиамм». Далее: повышение и понижение голоса на сонорных гласных «м», «н» с паузами и без пауз при произношении слов и фраз. Например, в инсценировке «Мишка» дети просят у медведицы: «Маммёдунам, маммолокабы намм». Медведица отвечает: «Вотявамм, всемаловамм». Мишки отбегают и вновь пропевают свою просьбу в высоком регистре, Медведица грозит им лапой и отвечает в низком регистре: «Вотявамм, вотявамм!».
В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые экспрессивно окрашены, выражают эмоции, волевые побуждения человека, радость, боль. Затем междометия включаются в стихи, которые подбираются таким образом, чтобы окраска звука в них была разной: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой. Полезны распевания па материале, артикуляционной гимнастики с одновременным развитием мелкой моторики. Например, упражнение «Муха». Дети представляют себе ситуацию: как будто муха села на правое колено. Нужно увидеть её, всмотреться, поймать и почувствовать её в кулаке, поднести кулак к уху, слушать, как звенит муха, петь на выдохе: «З-з-з». Перед тем, как вдохнуть вновь, раскрыть ладошку, выпустить муху, проследить глазами её полёт.
Петь песенку и одновременно на ударные слоги соединять на обеих руках 2-е,
3-и, 4-е, 5-е пальцы поочередно с первым пальцем руки. На слова «В обморок упала» расслабить кисти, уронить их: «На паркете в восемь пар мухи танцевали, увидали паука – в обморок упали».
Спеть эту же песенку па слогах «зум», «зу» и одновременно дирижировать кистью руки. Кисть должна быть гибкой, чётко указывать акценты в музыке.
Следующим видом музыкальной деятельности в развитии речи можно считать ритмические движения. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны, прежде всего, потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух – одна из основ слуха музыкального. Ребёнок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный слух, артикуляция, штрихи, а также динамика, тесситура, фактура, фразировка, акцентуация, форма. Почти все выразительные средства музыки оказываются доступными для изучения и практического использования в речевых упражнениях детям с самого раннего возраста.
В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического стоит упражнение речевое. Ритмизованная речь или «речевые упражнения и игры» обогащают не только музыкальное воспитание, но и преподавание родного языка.
По отношению к музыке речевые упражнения означают, прежде всего, тембровозвуковую тренировку. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.
Разнообразие речевой ритмики служит эффективным средством развития ритмического слуха.
Речевые упражнения служат также эффективным средством развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Именно из речи ребёнок постепенно черпает всё более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками.
Широко используется в речевых упражнениях игра звуковыми элементами речи (фонемами, фонематическими слогами), – артикуляционная игра и игра голосом. О естественной природе такой игры высказался М. Харлап: «Между речью и музыкой есть стадия лепета – ритмической игры со звуком». Игры способствуют развитию фонематического, тембрового и звуковысотного компонентов, музыкальною слуха, а также являются ценными фонепедическими упражнениями, подготавливающими детей к пению (о фонепедическом подходе в обучении пению подробно – в работах В.Емельянова).
Фонематические и артикуляционные игры составляют богатейший раздел речевых игр. Фонемные слоги для речевых игр часто образуются произвольным сочетанием звуков (синти-бринти, хоккере-боккере, фок-трок) и могут быть звукоподражательными (кап-кап, трах-бах, дили-дон). Речевые упражнения являются хорошей базой для знакомства и постижения строения музыкальной формы. Закономерности строения музыкальных форм (фраза, предложение, цезура, строфа, запев-припев, рондо, вариации) осваиваются детьми в речи легко и просто.
Особое удовольствие дети получают, если речевые модели украшаются выразительной мимикой и жестами.
Обычно работу над речевыми играми начинают с моделей, с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняются шлепки по коленям, удары сжатыми кулачками, указательными пальцами и т.д. На этом фоне начинает выразительно и ритмично декламироваться текст. Затем предлагается детям повторять слова за педагогом, как эхо, по фразам. Педагог помогает мимикой вступить вовремя после пауз. Каждая пауза в тексте отмечается разведением кистей рук в стороны, щелчком языка, каким-либо тихим звуком: «Ч!», «П!» и т.д.
При повторении речевой игры предлагается детям декламировать текст по- разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом и т.д. Каждое повторение должно не только способствовать совершенствованию умений детей, но и давать им разнообразный опыт слышания музыкальных тональностей. Когда текст будет произноситься детьми легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т.д.
В работе используются потешки, прибаутки, считалки. Необходимо не только прочесть потешку в заданном ритме, но и воспроизвести речевую интонационную линию со всеми оттенками и нюансами, которые помогают точнее раскрыть её содержание.
Ценность ритмодекламации заключается ещё и в том, что они могут быть представлены множеством форм – унисонных, диалогических с сюжетным строением. Ритмодекламация – это одновременно речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста, и упражнение для исполнения, суинтонирования музыки.
Использование интонационно-ритмических импровизаций в речевых упражнениях способствуют развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучают их осмысленно относиться к различным проявлениям интонации: её тембру, динамике, регистру, артикуляции, темпу и др.
Игры звуками речи, фонемами – естественная потребность для детей, а для педагога – средство воспитания интонационного и тембрового слуха, создание условий для звукотворчества, развития звуковой фантазии.
Для развития слухопроизносительных дифференцировок важно связать контрастные звуки, например, «с», «ш», с определёнными музыкальными образами: «с» – водичка бежит, капель; «ш» – пузырь лопнул или змея шипит. То же самое с другими звуками: «з» – комар звенит, «ц» – белочка цокает. В зависимости от музыкального образа, воспринимаемого детьми, в движениях изображаются персонажи.
Двигательные упражнения с речевым сопровождением способствуют воспитанию вслушивания в речь и возможности получать ответные двигательные и звуковые реакции ребёнка.
Следующим звеном в развитии речи ребёнка через музыкальную деятельность является пение. Пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействия певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание, но всегда поёт эти звуки про себя с мышечным напряжением.
Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Человек подсознательно чувствует, что после одного звука следует другой, после слога – слог и т.д. Особенно важным в коррекции речи является пение хором. Тексты песен должны стимулировать интерес, возбуждение поющих, делать богаче их эмоциональное переживание. В таком психологическом состоянии уменьшаются отрицательные комплексы, а благодаря этому преодолеваются речевые затруднения.
Приступая к занятиям, выясняется певческий диапазон детей. Во время пения напоминается детям, что во время пения нужно не напрягаться, сидеть или стоять прямо, тело должно быть расковано, дышать свободно и легко. При подборе певческого материала учитываются возрастные возможности певческого диапазона.
Воспитывая вокальные навыки, надо следить, чтобы дети пели напевно, без крика, не делая вдоха в середине слова или музыкальной фразы. Вдох должен быть быстрым, глубоким, бесшумным, а выдох медленным. Дикция чёткая и ясная. Всё это формируется постепенно.
Для развития правильного звукообразования и певческого дыхания удобна мелодия с короткими и длинными тональностями, на которых естественно воспитывается постепенный выдох и правильное формирование отдельных гласных. Мелодия песни не должна превышать звука до второй октавы, в ней нежелательны большие интервалы, иначе трудно сохранить интонацию при скачке. Имеет значение длина фразы – на одном дыхании следует петь не более двух тактов по четыре четверти. Удобна мелодия, построенная сверху вниз, т.к. дыхание в начале пения сильнее.
На занятии воспитываются хоровые навыки – взаимодействие ансамбля и строя.
В начале на занятиях берутся песни с короткими предложениями, позднее – с длинными. Песни подбираются в медленном и среднем темпе, обладающие слитностью звучания, осторожно вводить песни быстрые и отрывистого характера. В тексте песен должно быть много гласных и звонких согласных, т.к. глухие согласные мешают правильному звукообразованию, затрудняют обучение правильной певческой дикции.
Голос и речь тесно между собой связаны, однако, певческие и речевые интонации по способу звукообразования несколько различаются. Кроме разницы высотной, певческие интонации более округлены, и звукообразование в пении должно быть мягче, как бы осторожнее.
Следующий вид музыкальной деятельности, который помогает в работе по развитию речи – игра на детских музыкальных инструментах. Музыкальные инструменты широко используются в музыкально-дидактических играх для различения звуков по их высоте, длительности, тембру и динамике.
На занятиях для развития звуковысотного слуха используются колокольчики, звучащие различно по высоте, и дети узнают, какой колокольчик поёт выше, какой ниже. Для развития ритмического слуха используются инструменты ударной группы или же любые инструменты, имеющие звуки только одной определённой высоты. Например, дети играют в «Музыкальное эхо»: один ребёнок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет. Для развития тембрового слуха полезно сравнивать звучание не только различных инструментов – струнных, духовых или ударных, но и сходных по тембру и характеру звучания, например, бубенчика и бубна, металлофона и треугольника и т.п. Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игры типа «Горячо – холодно»).
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию движений кисти руки, например, молоточком по металлофону, ксилофону; развитию дыхания во время игры на дудочках; развитию голоса, артикуляции при исполнении песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах; для нормализации речи при импровизации ритмических и мелодических попевок, при игре в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременное вступление в игру и окончание игры.
Слушание музыки, как один из видов музыкальной деятельности также помогает в работе по развитию речи. Почти всё, что известно ребёнку, он до шести лет узнаёт на слух. Этим же способом он будет усваивать существенную часть того, чему ему предстоит научиться в школе.
Умение слушать необходимо для нормального развития познания и речи. Учиться слышать музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: и во время пения, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и прислушиваясь к характеру её звучания во время движения.
Слушание музыки как один из видов музыкальной деятельности тесно связано с ритмикой, пением, музицированием. Связующим элементом является осмысление детьми средств музыкальной выразительности (мелодия, метроритмом, регистра, динамики, темпа, тембра), можно варьировать их изучение.
- Во время слушания предложить отмечать пульсацию долей взмахом рук, кисти. Двигаться в соответствии с характером звучания. Сопровождать звучание произведения аккомпанементом детского оркестра.
- Определять звуки высокие, низкие, средние. Отмечать движением рук восходящее и нисходящее движение мелодии.
- Определять темп исполнения произведения: медленный, умеренный, быстрый.
При обсуждении характера целесообразно предлагать детям на выбор несколько
либо контрастных, либо в пределах одного настроения эпитетов. Этот приём активизирует эмоционально-образное восприятие ребёнка и расширяет его речевые возможности.
Таким образом, любой вид музыкальной деятельности обладает удивительной силой воздействия на ребёнка, прекрасное и очень сильное средство, помогающее осуществлять работу над родным языком. Взаимодействие музыки, слова и движения доставляет детям радость и развивает мышление и речь ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по теме: "Развитие речи дошкольников через различные виды музыкальной деятельности"
Помогает активизировать речь детей через различные виды музыкальной деятельности.Формирует интерес к миру звуков, развивает музыкальные и творческие способности, в том числе слуховое вниминие,зв...
консультация музыкального руководителя "Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности"
консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ...
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности
самообразование...
Учебно-методическая разработка "Развитие творческих способностей детей и эмоционально-познавательной среды через различные виды музыкальной деятельности"
Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется...
Развитие речи дошкольника через различные виды музыкальной деятельности. Тема: Мы поём, танцуем и играем
Активизация речи детей через различные виды музыкальной деятельности. Формирование интереса к миру музыкальных звуков, развитие музыкальных и творческих способностей, в том числе слухового внимания, з...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».
Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...
Развитие речи через различные виды музыкальной деятельности
Музыкальное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении имеет большое значение для развития речи каждого ребенка. На музыкальных занятиях в нашем детском саду развитию речи уделяется мног...