Нарушение произношения шипящих и свистящих звуков. Методы и приемы работы. Буклет.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
В буклете представлен обзор основных видов нарушений произношения шипящих и свистящих звуков и освещены приемы постановки данных звуков . Буклет-памятка создана в помощь начинающим логопедам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
нарушение произношения шипящих и свистящих звуков и методы работы по их устранению | 235.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Правильная артикуляция звуков Ш, Ж
- Губы слегка округлены;
- Широкий кончик языка поднят к нёбу, но не касается его, образуя щель;
- Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
- Форма языка напоминает чашечку;
- Воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка,
она широкая, теплая.
(Звук Ш - глухой, Ж - звонкий, работают голосовые связки)
Дефекты артикуляции звуков Ш, Ж
Сигматизм шипящих: Парасигматизм:
-межзубный замена шипящих на звуки
-боковой одно- С, З, Ф, Ч, Т, Х и др.
и двусторонний
-межзубно- Дефекты смягчения,
боковой озвончения
-носовой
Методы и приемы постановки звуков Ш, Ж
1.Постановка звука Ш от артикуляционных
упражнений
Ребенок по показу логопеда учится дуть на «чашечку» и заносить её в рот к альвеолам.
2.Постановка звука Ш от опорного звука Т
Ребенок несколько раз с придыханием произносит звук [Т], ударяя кончиком языка в альвеолы. Затем, постепенно удлиняя выдох, уже не ударяет в альвеолы, а только поднимает к ним кончик языка.
3.Постановка звука Ш от опорного звука С
Ребенку предлагают длительно произносить звук [С] и в это время вести язычком по передним зубам, переходя с нижних на верхние, а затем и на альвеолы.. Во время длительного произнесения звука [Ш] логопед нажимает пальцами на уголки рта ребенка, слегка выдвигая вперед его губы.
4.Постановка звука Ш от опорного звука Р
Ребенку предлагают произнести звук [Р] сначала громко, затем шепотом, а потом совсем тихо,
чтобы язычок перестал вибрировать. При этом слышится звук [Ш].
5.Постановка звука Ш с механической помощью.
Ребенку предлагают длительно произнести звук [С] при верхнем положении языка. Во время такого произношения логопед вводит в рот ребенка шпатель и, надавливая им на кончик языка, медленно продвигает язык вглубь до тех пор, пока не послышится четкий звук [Ш].
6.Постановка звука Ж.
Звук Ж ставится на базе звука Ш с включением голоса. Используется тактильный контроль, держа руку на горлышке, и слуховой контроль, закрывая ладошками уши и сравнивая звучание [Ш] и [Ж] .
7.Постановка звука Ч от звука ТЬ
Ребенку предлагают округлить губы, быстро произносить слоги ТИ-ТИ-ТИ, кончик языка при этом должен касаться середины нёба. Логопед пальцами нажимает на щеки ребенка, выдвигая вперед его губы. В этом положении будет слышаться ЧИ-ЧИ-ЧИ.
8.Постановка звука Ч от звуков ТЬ и Щ
Ребенок округляет губы и произносит последовательно ТЬ-Щ, ТЬ-Щ, ТЬ-Щ с ускорением. В результате будет слышаться звук [Ч].
9.Постановка звука Щ от звука Ш
Ребенку предлагается смягченно произнести звук [Ш] по аналогии с парами звуков Т - ТЬ, С - СЬ.
10.Постановка звука Щ от звука СЬ
Проводится аналогично с постановкой звука [Ш] от [С].
11.Постановка звука Щ от звука Ч
Длительное произнесение звука [Ч] с последующим отделением второго звука.
МБДОУ детский сад «Звёздочка»
г. Зернограда
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ДОУ
Нарушение произношения свистящих и шипящих звуков
Приемы и методы работы
Из опыта работы
учителей-логопедов Бендикс Т.В.,
Реутиной И.Н.
При устранении причин нарушений
произношения необходимо:
- Выявить и по возможности устранить аномалии строения речевого аппарата
- Знать правильную артикуляцию звука
- Соблюдать все этапы постановки звука
- Применять подходящий способ постановки звука с учетом дефекта артикуляции
- Опираться на различные сохранные анализаторы - слуховой, зрительный, тактильный, двигательный
- Проводить занятия на положительном
эмоциональном фоне - создавать ситуации успеха, использовать похвалу, поощрение
Этапы постановки звука
- формирование фонематического слуха;
- развитие артикуляторной моторики;
- выработка целенаправленной воздушной струи;
- работа по непосредственной постановке звука.
Способы постановки звука
- по подражанию;
- от артикуляционных упражнений;
- от опорных звуков;
- с механической помощью
Комплекс артикуляционных упражнений
1.Для свистящих звуков:
«Окошечко», «Заборчик»,
«Трубочка», «Лопаточка»,
«Накажем непослушный язычок»,
«Почистим нижние зубки», «Качели»,
«Киска сердится», «Веник»
2.Для шипящих звуков:
«Окошечко», «Лопаточка»,
«Накажем непослушный язычок»,
«Причеши язычок», «Почистим верхние зубки»,
«Качели», «Вкусное варенье», «Чашечка»,
«Парус»
Комплекс упражнений для развития
правильного речевого выдоха
«Подуй на бабочку, листочек…»
«Подуй на лопаточку», «Желобок»,
«Забей мяч в ворота», «Парашютики»
Правильная артикуляция звуков С,З (СЬ,ЗЬ)
- Губы в улыбке;
- Зубы сближены;
- Язык широкий, кончиком упирается в нижние зубы;
- Спинка языка выгнута, посередине её образуется желобок, по которому проходит узкая воздушная струя;
- Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних зубов.
(Звук С - глухой, З - звонкий, работают
голосовые связки)
Дефекты артикуляции звуков С,З (СЬ,ЗЬ)
Сигматизм свистящих: Парасигматизм:
-межзубный замена свистящих на звуки
-губно-зубной Ш, Щ, Ф, Ч, Т, Х и др.
-призубный
-шипящий Дефекты смягчения,
-боковой озвончения
-межзубно-боковой
-носовой
Методы и приемы постановки звуков
С,З (СЬ,ЗЬ), Ц
1.Постановка звука С от звука Ф
Предложить ребенку длительно произнести звук [Ф] . Во время произнесения звука [Ф] логопед пальцами оттягивает нижнюю губу ребенка. Слышится приближенный звук [С] . В дальнейшем звук уточняется.
2.Постановка звука С от звука Т
Ребенку предлагают улыбнуться и длительно с придыханием произнести звук [Т] . На ладони струйкой должен ощущаться выдох. Вторым звуком после [Т] будет слышаться неясный свистящий звук – «работает насос».
В дальнейшем тренируем только звук «насоса».
3.Постановка звука С на вдохе
Ребенку предлагают приоткрыть рот, положить широкий язык на дне ротика так, чтобы он прикасался к нижним зубам. Затем сблизить зубки, вытянуть губы в улыбке и «всосать» в себя чуть-чуть воздуха, так, чтобы он попал на кончик языка. Язычок должен почувствовать холодок. В результате послышится тихий звук С. А теперь нужно постараться выдуть воздух через кончик языка наружу, как бы «процедить» его сквозь зубы.
4.Постановка звука СЬ от звука И
Ребенку предлагают улыбнуться и длительно произнести звук [И] . Язык при этом принимает положение, близкое к положению при правильной артикуляции звука С. Затем, не меняя положения языка, выдохнуть по подражанию: «И-и-с-с-и!»
5.Постановка звука С от правильного звука СЬ
Ребенку предлагается улыбнуться, прислонить кончик языка к верхним зубам и посвистеть, произнося СЬ и направляя струю воздуха на ладонь. Во время длительного произнесения звука СЬ ребенок должен постепенно округлять губы и вытягивать их в трубочку. При этом звук С будет звучать более твердо.
6.Постановка звука С с механической помощью
Предложить ребенку улыбнуться, положить широкий язычок между зубами и подуть на его кончик. Пока ребенок дует, поместить узкий шпатель (спичку, зубочистку) по средней линии языка, опуская кончик языка вниз за зубы и образуя желобок для выхода направленной воздушной струи. После этого ребенок должен сблизить зубы, оставляя язык за зубами и продолжая при этом дуть на кончик языка. Регулировать степень нажатия на шпатель, добиваясь правильного произношения.
7.Постановка звука З(ЗЬ) от звука С(СЬ)
Звук З ставится от звука С с включением голоса. Используется тактильный контроль, держа руку на горлышке, и слуховой контроль, закрывая ладошками уши и сравнивая звучание С и З.
Мягкий вариант ЗЬ ставится по подражанию.
8.Постановка звука Ц
Звук Ц ставится от правильно произносимых звуков Т и С. Ребенку предлагается раздельно и внятно произносить сочетание звуков Т и С: «Т-С, Т-С». При постепенном ускорении темпа произнесения: «Т-С-Т-С-Т-С», звуки Т и С сливаются воедино и слышится звук Ц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие на методическом объединение: Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах «В гости к бабушке- загадушке»
Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах ...
Открытое занятие на методическом объединение: Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах «В гости к бабушке- загадушке»
Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах...
нарушение произношения шипящих звуков и система работы по исправлению нарушенного звукопроизношения шипящих звуков.
в данной работе рассказано о видах нарушения произношения шипящих звуков детьми порядок упражнеий для исправления дефектов произношения...
Произношение шипящих и свистящих.
Пошаговая инструкция для произношения шипящих и свистящих....
« Нарушения произношения шипящих звуков Ш и Ж».
В материале описаны основные нарушения звукопроизношения шипящих звуков....
Исправление нарушений произношения шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч.
Исправление нарушений произношения шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч....
Чистоговорки и скороговорки для закрепляния правильного произношения шипящих и свистящих звуков
Используя чистоговорки и скороговорки, логопед закрепляет правильное произношение детьми звуков (в основном наиболее трудных: с, з, ц, ш, ж, ч, щ), отрабатывает дикцию. Чистоговорки и скороговорки рек...