Индивидуальное занятие по теме Осень
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш по лексической теме "Осень" для детей с ТНР старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_teme_osen._avtomatizatsiya_zvuka_sh.docx | 532.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме «Осень» с целью автоматизации звука Ш.
Подготовила учитель-логопед: Григорьева Е.Н.
Цель: подготовка к автоматизация звука «Ш».
Задачи:
- Коррекционно-обучающие:
- Уточнение и расширение словаря по лексической теме «Осень».
- Формирование и развитие артикуляторной моторики.
- Формирование практических умений и навыков использования исправленной лексически развитой речью.
2. Коррекционно-развивающие:
- Развитие дыхательных и голосовых функций;
- Развитие зрительного внимания;
- Развитие логического мышления.
3. Воспитательные:
- Воспитывать умение действовать согласно инструкции учителя-логопеда;
- Развивать аккуратность при работе с раздаточным материалом.
Ход занятия
1. Артикуляционная гимнастика
- Для того, чтобы научиться правильно произносить звук (Ш), мы выполним упражнение
· «Широкая трубочка»
(Сомкни зубы. Округли вытянутые вперед губы. Углы губ не прикасаются. Удерживай губы в такой позиции под счет до 5.
· Ветер дует, шумит. Он, то поднимает листья вверх, то опускает их на землю. Покажем это действие с помощью языка.
(Приоткрой рот. Приподними широкий передний край языка к верхним зубам. Удерживай под счет до 5. Опусти язык к нижним зубам под счет до 5).
· Осенью на небе тучи, которые закрывают яркое солнышко. Выполним языком упражнение.
(Приоткрой рот, закрой широким языком верхние зубы и держи под счет до 5)
· После долгого пути по осеннему лесу захотелось выпить воды. Но не с чего попить, выполни упражнение «Чашечка».
(Рот приоткрой. Положи широкий язык на нижнюю губу. Приподними кончик и боковые края языка вверх, чтобы в средней части языка было углубление).
- Молодец.
- Пальчиковая гимнастика
Логопед: Чтобы четко говорить надо с пальцами дружить!
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять | (загибать пальчики, начиная с большого на одной руке) |
Будем листья собирать | (сжимать и разжимать кулачки) |
Листья берёзы, | (загибать пальчики, начиная с большого на другой руке) |
Маме осенний букет отнесём. | («шагать» по столу средним и указательным пальчиками) |
- Дыхательное упражнение. Листопад
Логопед: В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад) Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я положу на поднос осенние листики, а ты должен будешь их сильно сдуть с подноса, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носиком а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 3 раза).
- Развитие фонематического слуха
Игра называется "Поймай звук Ш". Логопед: приготовь ушки и слушай внимательно, я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук Ш:
– шиповник, – кепка, – шляпа, – корова,– рубашка,– хлеб,
– шорты, – куртка,– кошка, – собака,– книга, – лягушка,
– шоколадка,– ручка, – карандаш, – пенал.
- Произношение изолированного звука (Ш)
Логопед: Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш-ш-ш …).
Ребенок изображает руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносит звук (Ш).
- Анализ артикуляции звука (Ш)
Логопед: Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (Ш)?(Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)
- Характеристика звука (Ш)
Логопед: Приготовим пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке (Ш):
- Звук (Ш) – согласный или гласный?(согласный);
- Звонкий или глухой?(глухой);
- Твёрдый или мягкий?(твёрдый);
- Каким цветом обозначаем?(синим).
- Логопед: Найдите на экране символ звука (Ш).
- Автоматизация произношения звука «Ш» в словах
Игра «Добавь слог» «ША» : ка…., лап…, ду…, афи…, гало…, Ма…, Да…, Па…, Ми…
Четко произносить слова с ударением на слоге «Ша»: шаг, шагом, шайба, шапка, шахта, шах, мышата, большая, ушанка, мешать, дышать, душа.
«ШО» : мешок, пушок, петушок, большой, мышонок, шов, шок. «ШИ»: у…, мы…, малы…., камы…, ков…, напи…, шала…, ланды…, детены… .
Игра «Счет слов от 1 до 5»: кошка, мышка, мешок, шапка, подушка. (Цветные шарики)
Игра «Запомни, повтори за взрослым»:
Шапка – шуба- шиповник-шепот
Шуба-шиповник-шепот-шапка
Шиповник-шепот-шапка-шуба
Шепот-шуба-шапка-шиповник
Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".
Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып...
Конспект индивидуального занятия на тему ОСЕНЬ
Конспект индивидуального занятия для дошкольников 4-5 лет на лексическую тему осень. 1 этап - Знакомство созвуками, артикуляционная и дыхательная гимнастика...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Осень в лесу"
Занятие направлено на совершенствование речевого и познавательного развития ребенка с использованием здоровье сберегающих технологий ....
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Осень».
Конспект индивидуального логопедического занятия для старшей группы по теме: "Осень" ....
Технологическая карта индивидуального занятия "Путешествие по осеннему лесу"
индивидуальное занятие на тему: "Путешествие по осеннему лесу", способствующее автоматизации звука "С" в слогах, словах....
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Осень»
Задачи:Образовательные:-расширить знания ребенка об осенних изменениях в природе;- активизация словаря по теме;-совершенствование грамматического строя речи (составление простых распространенных предл...
Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности...