Индивидуальное занятие по теме Осень
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Григорьева Екатерина Николаевна

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш по лексической теме "Осень" для детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_teme_osen._avtomatizatsiya_zvuka_sh.docx532.59 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме «Осень» с целью автоматизации звука Ш.

Подготовила учитель-логопед: Григорьева Е.Н.

Цель: подготовка к автоматизация звука «Ш».

Задачи:

  1. Коррекционно-обучающие:

- Уточнение и расширение словаря по лексической теме «Осень».

- Формирование и развитие артикуляторной моторики.

- Формирование практических умений и навыков использования исправленной лексически развитой речью.

2. Коррекционно-развивающие:

- Развитие дыхательных и голосовых функций;

- Развитие зрительного внимания;

- Развитие логического мышления.

3. Воспитательные:

- Воспитывать умение действовать согласно инструкции учителя-логопеда;

- Развивать аккуратность при работе с раздаточным материалом.

Ход занятия

1. Артикуляционная гимнастика

- Для того, чтобы научиться правильно произносить  звук (Ш),  мы выполним упражнение

·   «Широкая трубочка»

(Сомкни зубы. Округли вытянутые вперед губы. Углы губ не прикасаются. Удерживай губы в такой позиции под счет до 5.

·  Ветер дует, шумит. Он, то поднимает листья вверх, то опускает их на землю. Покажем это действие с помощью языка.

(Приоткрой рот.  Приподними широкий передний край языка к верхним зубам. Удерживай под счет до 5. Опусти язык к нижним зубам под счет до 5).

·  Осенью на небе тучи, которые закрывают яркое солнышко. Выполним языком упражнение.

(Приоткрой рот, закрой широким языком верхние зубы и держи под счет до 5)

·  После долгого пути по осеннему лесу захотелось выпить воды. Но не с чего попить, выполни упражнение «Чашечка».

(Рот приоткрой.   Положи широкий язык на нижнюю губу. Приподними кончик и боковые края языка вверх, чтобы в средней части языка было углубление).

- Молодец.

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Чтобы четко говорить надо с пальцами дружить!

 «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять

(загибать пальчики, начиная с большого на одной руке)

Будем листья собирать

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,

(загибать пальчики, начиная с большого на другой руке)

Маме осенний букет отнесём.

(«шагать» по столу средним и указательным пальчиками)

C:\Users\Катя\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20230919_115406.jpg

  1. Дыхательное упражнение. Листопад

Логопед: В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад) Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я положу на поднос осенние листики, а ты должен будешь их сильно сдуть с подноса, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носиком а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 3 раза).

  1. Развитие фонематического слуха

Игра называется "Поймай звук Ш". Логопед: приготовь ушки и слушай внимательно, я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук Ш:

– шиповник, – кепка, – шляпа, – корова,– рубашка,– хлеб,
– 
шорты, – куртка,– кошка, – собака,– книга, – лягушка,
– 
шоколадка,– ручка, – карандаш, – пенал.

  1. Произношение изолированного звука (Ш)

Логопед: Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш-ш-ш …).

Ребенок изображает руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносит звук (Ш).

  1. Анализ артикуляции звука (Ш)

Логопед: Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (Ш)?(Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)

  1. Характеристика звука (Ш)

Логопед: Приготовим пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке (Ш):

  • Звук (Ш) – согласный или гласный?(согласный);
  • Звонкий или глухой?(глухой);
  • Твёрдый или мягкий?(твёрдый);
  • Каким цветом обозначаем?(синим).
  • Логопед: Найдите на экране символ звука (Ш).
  1. Автоматизация произношения звука «Ш» в словах

Игра «Добавь слог» «ША» : ка….,  лап…, ду…, афи…, гало…, Ма…, Да…, Па…, Ми…  

Четко произносить слова с ударением на слоге «Ша»: шаг, шагом, шайба, шапка, шахта, шах, мышата, большая, ушанка, мешать, дышать, душа.

«ШО» : мешок, пушок, петушок, большой, мышонок, шов, шок.  «ШИ»: у…,  мы…, малы…., камы…, ков…, напи…, шала…, ланды…, детены… .      

 Игра «Счет слов от 1 до 5»: кошка, мышка,  мешок, шапка, подушка. (Цветные шарики)

C:\Users\Катя\Desktop\фото занятий\IMG_20230918_095609.jpg

Игра «Запомни, повтори за взрослым»:

Шапка – шуба- шиповник-шепот

Шуба-шиповник-шепот-шапка

Шиповник-шепот-шапка-шуба

Шепот-шуба-шапка-шиповник

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".

Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып...

Конспект индивидуального занятия на тему ОСЕНЬ

Конспект индивидуального занятия для дошкольников 4-5 лет на лексическую тему осень. 1 этап - Знакомство созвуками, артикуляционная и дыхательная гимнастика...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Осень в лесу"

Занятие направлено на совершенствование речевого и познавательного развития ребенка с использованием здоровье сберегающих технологий ....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Осень».

Конспект индивидуального логопедического занятия для старшей группы по теме: "Осень" ....

Технологическая карта индивидуального занятия "Путешествие по осеннему лесу"

индивидуальное занятие на тему: "Путешествие по осеннему лесу", способствующее автоматизации звука "С" в слогах, словах....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Осень»

Задачи:Образовательные:-расширить знания ребенка об осенних изменениях в природе;- активизация словаря по теме;-совершенствование грамматического строя речи (составление простых распространенных предл...

Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности...