Конспект индивидуального занятия на тему ОСЕНЬ
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект индивидуального занятия для дошкольников 4-5 лет на лексическую тему осень. 1 этап - Знакомство созвуками, артикуляционная и дыхательная гимнастика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми дошкольного возраста на тему «Осенняя прогулка»
Цель: нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры.
Задачи:
- Нормализация моторики артикуляционного аппарата – отрабатываются качества артикуляционных движений, точность, ритмичность и переключаемость;
- Нормализация речевого дыхания – упражнения по выработке длинного, плавного, экономического выдоха;
- Развитие просодической, мелодико-интонационной стороны речи;
- Закрепление новых навыков, объединяющих артикуляционные, дыхательные, голосовые упражнения воедино;
- Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушения мелкой моторики;
- Развитие общей моторики.
- Обогащение словаря
- Развитие фонематического слуха.
Актуальность: В условиях введения стандартизации дошкольного образования и обеспечения нового, качественного подхода к содержанию организации деятельности детей, предотвращение однообразной и монотонной работы по развитию и нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата, необходимость использования интересного материала и проведение процесса обучения в виде игры является несомненно актуальным. Игровые упражнения способствуют совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти, движений кисти и пальцев рук, развитию внимания и наблюдательности, памяти и мышления). А. П. Усова отмечала, что «каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы». Игра или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают дошкольников к овладению новым знанием.
Ход занятия
Организационный момент.
Ребенок заходит в кабинет, украшенный осенними листьями и обнаруживает на полу письмо.
Логопед (далее Л.) Что за странное письмо? (Логопед читает)
- В гости в лес нас приглашают,
Поиграть там предлагают.
Интересно, кто нас приглашает?
Отправимся в гости? (Да)
- На чём же мы отправимся? (На поезде, на автобусе, на машине, на пароходе.) Ответы ребенка дополняются. Мы сегодня отправимся на паровозике.
Физическая минутка.
- развитие общей моторики
- развитие речевого дыхания
Включаем песню Е. Железновой «Паровозик чух-чух-чух…» и выполняем совместно с логопедом движения, припевая песенку.
Дыхательная гимнастика «Дышит паровоз».
- формирование плавного и длительного выдоха
Л.: Паровозик отправляется и подаёт сигнал отправки. (Логопед предлагает каждому ребёнку подуть в свой пузырёк не надувая щёк).
Л. : Вот мы и добрались до леса. Давай я прочитаю дальше письмо:
«Ждём вас в домике лесном, поиграем, отдохнём».
- Перед тем, как поиграть надо хорошенько размяться. Давайте постучимся в гости к нашему знакомому Веселому Язычку. (Проводится артикуляционная гимнастика с элементами сказкотерапии – «Кукольный театр»)
Артикуляционная гимнастика.
- активизация мышц языка.
Ребенок садится совместно с логопедом перед зеркалом.
Л. читает сказку, совместно с героем Веселым Язычком: «Жил да был в одном красивом домике (открываем рот), за одним красивым забором (губы в улыбке, зубы сомкнуты – «Заборчик») язычок. Проснулся и осмотрелся. Выглянул за калиточку (язычок высовывается из открытого рта, посмотрел наверх, светит ли солнышко (кончик языка поднимается вверх, потом посмотрел вниз, нет ли луж на земле (кончик языка опускается вниз). Понравилось язычку на улице и захотел он погулять (кончик языка поворачивается вправо, влево, вверх, вниз). Увидел он, что его подруга Аня качается на качелях и тоже решил с ней покачаться (упражнение «Качели» - широко открывая рот поднимаем кончик языка к верхним зубам, затем к нижним). Устал язычок и решил поесть, чтобы сил больше набрать. И стал молочко лакать, как кошечка (языком производит лакательные движения). Затем варенье из ягод нашел, и его съел (облизываем верхнюю и нижнюю губу). Наелся язычок, а губки испачкал молочком да вареньецем. Почистил губки, сначала верхнюю, потом нижнюю (облизывание кончиком языка верхней и нижней губы). А теперь почистил зубки верхние и нижние (такое же облизывание зубов под губами). Сделал все язычок и опять решил поиграть. Увидал барабан и решил поиграть в него (упражнение «Заборчик», толкаем язычком верхние хубы и говорим «д-д-д-д-д-д-д»).Перестал играть на бабарабане и решил на лошадке покататься (щелкает кончиком языка за верхними зубами). Устал язычок и пошел в свой домик спать. Закрыл калиточку (язык распластать во рту и сомкнуть губы)».
Л. : - Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дороге нам понадобиться сила. Давай разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
- развитие мелкой моторики.
- развитие цветовосприятия.
Игра «Чего не хватает?»
С помощью прищепок дополнить недостающие элементы для ежика и грибочка в соответствие с цветовой гаммой.
Игра «Какой звук?» .
- развитие фонетического слуха.
- развитие пространственного представления.
Л. :-Посмотри перед нами осенняя тропинка. Какого цвета листочки? Давай вспомним правила. Какие есть звуки? Правильно гласные и согласные. Гласные звуки можно петь, а согласные? Правильно, когда мы их говорим, то возникает преграда. Идём по дорожке. Шаг вправо будем делать, если услышим гласный звук, а влево если согласный звук. (Логопед медленно произносит звуки, а ребёнок после каждого звука шагает по дорожке).
Л. : - Молодец, у тебя внимательные ушки! Посмотри, кто нас встречает? Матрёшка.
Игра «Чудесный мешочек».
- развитие мелкой моторики.
- развитие ощущения.
- развитие фонетического слуха.
Л. : - У Матрёшки есть чудесный мешочек хочет поиграть с нами. Затем логопед предлагает найти предмет в мешочке и на ощупь определить находку, комментируя её.
Игра «Матрёшкина избушка».
- развитие фонетического слуха
- развитие просодической стороны речи.
Л. : - Вот и дошли мы до дома Матрёшки. Но тут, откуда ни возьмись, налетел ураган и всё, что было в домике перевернул и разбросал. Нужно помочь Матрёшке навести порядок и разложить по местам картинки. Давайте попробуем назвать картинки и разделить их названия на части. Мы будем складывать картинки: в гостиную, все что начинается на гласный звук, а все что начинается на согласный звук на кухню. Дети выполняют слоговой анализ слов.
Л. : - Молодец! А теперь нам нужно отправиться на поезд, чтобы вернуться обратно. Так как мы забрались с тобой в самую глубь леса, Матрешка предлагает нам сесть на велосипед и помчаться на вокзал.
Физическая минутка.
Включаем диск Е. Железнова «Велосипед» (ложимся на подушку и выполняем движения ногами и руками под музыку, имитируя поездку на велосипеде).
Игра «День и ночь»
-Долго ли коротко мы добирались до дома…
Логопед убирает картинки со стола, поясняя:
Ночь настала – сразу всё пропало:
Белая ромашка., смелая букашка,
Спелая шишка, серая мышка.
Скользкая лягушка, звонкая кукушка,
На болоте камыши. Возле речки шалаши.
Затем логопед продолжает рассказ, а дети сами договаривают словосочетания, глядя на картинки., которые выкладываются на стол день прошёл – сразу всё нашёл:
Белую, смелую … .
Спелую, серую,
Скользкую, звонкую,
На болоте, возле речки…
Снова «наступает ночь», и детям нужно ещё раз самостоятельно закончить словосочетания
Ночь настала – и опять не стало … (чего)
День придёт – красоту вернёт … (чему)
По памяти., без опоры на картинки дети восстанавливают последовательность словосочетаний, изменяя по падежам.
Гимнастика для глаз. «Кошка»
Вот окошко распахнулось, Разводят руки в стороны.
Кошка вышла на карниз. Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.
Посмотрела кошка вверх. Смотрят вверх.
Посмотрела кошка вниз. Смотрят вниз.
Вот налево повернулась. Смотрят влево.
Проводила взглядом мух. Взглядом проводят «муху»
Потянулась, улыбнулась от левого плеча к правому.
И уселась на карниз. Дети приседают.
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота. Смотрят прямо.
И закрыла их руками. Закрывают глаза руками.
Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия на тему: "Звук С"
конспект индивидуального занятия на звук С....
Конспект индивидуального занятия по теме:"Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях".
В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях....
Конспект индивидуального занятия по теме: "Постановка звука [С]".
В интересной, занимательной, игровой форме (сюжетная линия занятия - игры с котиком Васькой) в течение занятия ведется работа по закреплению умений и навыкой подготовительного этапа коррекционной раб...
Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".
Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып...
Конспект индивидуального занятия по теме звук "Л" для детей с ФФНР
Закрепление у детей правильного произношения звука "Л" в словах и предложениях в индивидуальной форме....
Индивидуальное занятие по теме Осень
Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш по лексической теме "Осень" для детей с ТНР старшего дошкольного возраста...
Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности...