Речевой досуг по теме: «Рыбы» для детей 5 – 6 лет с ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Карцева Елена Зигмантасовна

Цель КНОД: закрепление умения работать над созданием синквейна с опорой на графический алгоритм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knod_ryby.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Речевой досуг по теме:

«Рыбы»

для детей 5 – 6 лет с ТНР.

 Цель: закрепление умения работать над созданием синквейна с опорой на графический алгоритм.

 Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять и обобщать полученные знания и навыки;

- учить связности, непрерывности высказывания;

- закрепить понятия «слово – предмет»; «слово – признак»; «слово –действие»;

- развивать выразительность голоса, мимики;

- активизировать слуховое, зрительное внимание, творческое воображение.

Коррекционно-развивающие:

- работать над увеличением продолжительности речевого выдоха;

-закреплять навыки выделения заданного звука из слов, определения позиции звука в слове;

-  закреплять навык деления слов на слоги;

- развивать перцептивное моделирование;

- совершенствовать  артикуляционную, общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать чувство коллективизма, желания поддержать и выслушать товарищей;

- воспитывать самоконтроль за вновь поставленными звуками.

    Методы: практические, словесные, игровые, наглядные.

    Оборудование: алгоритм синквейна, свеча, мяч, магнитофон, пособие «Пирамида» для слогового анализа, демонстрационный и раздоточный материалы к игре «Рыбка», панно «Пруд», мягкая игрушка Кот, удочка, плоскостные рыбки с наклеенными картинками со звуком [З], плоскостные рыбки с изображением различных эмоций, три ведёрка, дидактическое пособие «Весёлый артстадион», конверты с разрезными рыбками по количеству детей, аудиозапись «Звуки фонтана».

 Предварительная работа: разучивание  речёвки «Раз шажок…», физкультминутки «Кот Пушок», самомассажа  лица «Озорные рыбки», упражнение в подборе слов – предметов, слов – признаков, слов – действий, упражнение в слоговом анализе слов, рассматривание предметных картинок по теме, презентации «Кто такие рыбы?», чтение А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», Н. Калинина «Как Вася ловил рыбу».

Организационный момент

     Дети заходят в группу, строятся в круг вместе с педагогом.

Логопед. Ребята, я предлагаю вам поздороваться друг с другом, приложив ладошку к ладошке товарища  справа и назвав его ласкательным именем.

    Дети по цепочке выполняют задание.

Ребёнок. Здравствуй, Настенька!

Ребёнок. Здравствуй, Димочка! И т. д.      

Логопед.  Ребята, посмотрите на панно на доске и скажите, на кого похоже это изображение?

Дети. Оно похоже на рыбу.

Логопед.  Правильно. Подойдите к столам, откройте конвертики и соберите таких же рыб.

Дети на столах  выполняют задание.

 Основная  часть

Логопед. Молодцы, все справились с заданием! Как вы считаете, о ком мы сегодня будем говорить на занятии?

Дети.    Наверное, мы будем говорить о рыбах?

Логопед. Правильно! О пресноводных рыбах. Вспомните, где они обитают?

Дети. Пресноводные рыбы обитают в реках, озёрах, прудах.

Логопед. Давайте представим, что мы оказались у пруда.

Дети выходят из – за столов.

Раз шажок, два шажок -                             Ходьба на месте

Под ногой скрипит снежок.

На шнурке ботинка -                                  Ногу на пятку, руки вытянуть перед

Звёздочка – снежинка.                              грудью, пальцы врозь.

 По снежочку мы идём -                            Ходьба друг за другом с высоким

На берег пруда все придём.                     подниманием колена.    

На пол кладётся панно «Пруд» и предметные картинки с изображением пресноводных рыб.                                                    

Логопед. Ребята, сколько рыбы плавает в пруду! Возьмите себе по рыбке, назовите её и определите количество слогов в её названии. Вам поможет «Пирамида».

    Дети выполняют задание и ставят картинку в нужный кармашек пособия в соответствии с количеством слогов.

Ребёнок. Это сом. В этом слове один слог. И т. д.

Логопед. Отлично! Садитесь на стульчики (показывает жестом на стулья, которые стоят полукругом перед доской). Посмотрите на эту  необычную рыбу на доске. Скажите, какая она и изобразите её эмоцию.

Дети. Эта рыбка весёлая.

Дети мимикой показывают веселье.

Логопед. Назовите противоположное слово к слову «весёлая».

Дети. Грустная.

     Логопед демонстрирует «грустную» рыбу и просит её изобразить.

Таким же образом обыгрываются  слова – антонимы: злая – добрая, удивлённая – равнодушная.

Логопед.  Давайте поможем рыбкам привести в порядок дом – пруд. Только инструментами для уборки дома станут наши язычки.

       Дети выполняют артикуляционные упражнения «Иголочка», «Лопатка», «Иголочка – лопатка», «Щётка» (упражнение «Почистим зубки»), «Кисть» (упражнение «Маляр») по предметным картинкам, демонстрируемым на дидактическом пособии «Весёлый артстадион».

Логопед. Дом привели в порядок, а теперь надо обязательно отдохнуть. Сядьте на пушистый ковёр и сделайте себе лёгкий массаж.

       Дети проходят на ковёр.

Самомассаж лица «Озорные рыбки».

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно маленькие рыбки

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно маленькие рыбки

Детки в ряд сидят.

    Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 минуту.

А теперь по кругу щёчки

Дружно разотрём:

Так забывчивым рыбёшкам

Память разовьём.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для щёчек

Нужно делать всем.

Логопед. Ребята, а в это время к пруду пришёл кот с удочкой.

    Логопед выставляет мягкую игрушку Кот.

Давайте узнаем, как его зовут. Выделите первые звуки из названий картинок на доске и назовите его.

   На доске предметные картинки: паштет, улитка, хлеб.

Дети. Кота зовут Пух.

    Логопед выставляет к коту три ведёрка и читает стишок – задание.

Логопед. Много разной рыбы плавает в пруду.

                  Котик Пух поймает на свою уду.

                  Маленькую рыбку, а на ней картинку.

                  Я карт инку назову, в слове быстро [З] найду

                  В разные ведёрки рыбку положу,

                  Своему семейству очень угожу.

    Дети по очереди ловят на удочку рыбку с картинкой, определяют место звука [З] в слове и кладут её в соответствующее ведёрко.

Дети. На рыбке картинка с зонтом. В слове зонт звук [З] находится в начале слова. И т. д.

Логопед. Вы все правильно разложили рыбу по ведёркам, пора выполнить физкультминутку.

Вот весёлый кот Пушок                              изображают кота (усы, ушки)

Наловил плотвы мешок.                            руки сложены вместе «рыбкой».

По дороге он шагает                                   шаги на месте

Громко песню напевает.

На пути он зайца встретил,                        подскоки по кругу

Косолапого приметил,                                изображают косолапого медведя

Лисоньку кот повстречал -                        изображают  лису

На уху гостей созвал.                                   пригласительные движения к себе.

Логопед.  Я слова найду везде:

                    И на небе, и в воде,

                    На полу, на потолке,

                    На носу и на руке.

Предлагаю вам, передавая мяч по кругу, называть слова-предметы по теме, затем слова-признаки, слова-действия.

      Дети передают мяч по кругу, по очереди называют по слову. Затем на доску выставляется алгоритм синквейна, зажигается свеча, включается  запись «Звуки фонтана». 4-5 детей составляют своё произведение – синквейн, сидя в поэтическом кресле.

Пример: Сом

Большой, усатый

Плавает, добывает, дышит

Я вместе с папой поймал в пруду огромного сома.

Рыбища.

        Заключительная часть

Логопед.  Ребята, какие вы молодцы! Мне очень приятно было слушать вас. И я видела, что вы тоже внимательно слушали друг друга.  

Рефлексия.

Логопед. Вам понравилось наше занятие?

Дети. Да.

Логопед. Чем оно вам запомнилось?

       Ответы детей.

Логопед. Все молодцы!

                  Мы уходим на носках,

                  Мы идём на пятках,

                  Мы проверили осанку

                  И свои лопатки.

Дети выполняют движения, согласно тексту и выходят из группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект речевого досуга на тему «По следам Колобка» для детей 3- 4 лет

Конспект речевого досуга, рассчитанный на детей 3-4 лет, с целью развития познавательной речевой активности, формирования культуры речевого общения....

Конспект ООД в младшей группе (Образовательная область: речевое развитие) на тему "Рыбы"

Данный конспект способствует совершенствованию речевого развития детей через закрепление темы "Рыбы"...

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию на тему «Рыбы» для детей 6-7 лет подготовительной к школе группы

Цель: расширение представлений детей о рыбах, их среде обитания.Задачи:уточнить и расширить у детей представления о рыбах, их разнообразии и образе жизни, строении и размножении, о значении чешуи для ...

Лексико-грамматические игровые упражнения по теме РЫБЫ для детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации для родителей.

Перечень лексико-грамматических упражнений позволит родителям закрепить пройденный материал по теме в игровой форме....

Методическая разработка Конспект НОД по речевому развитию на тему: "Рыбы"

Данный материал поможет педагогам систематизировать работу  по речевому развитию с детьми старшей группы. Цель: обобщить у детей имеющиеся знания по теме, закрепить умение составлять описательные...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию тема:«Рыбы» для детей среднего дошкольного возраста

Конспектнепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитиютема: «Рыбы»для детей среднего дошкольного возраста...

Картотека игр по лексической теме "Рыбы" для детей 3-4 лет

Картотека игр по лексической теме "Рыбы" для детей 3-4 лет...