Развитие сенсорных систем ребёнка как основа коррекционной работы учителя-логопеда
консультация по логопедии (старшая группа)
В логопедической практике коррекционная работа по формированию речи детей, например, с тяжелым нарушением речи ориентирована в основном на достижение результатов в развитии речи путем многократной отработки одного и того же речевого материала. Следовательно, в коррекционно – развивающей работе с детьми учитель – логопед теряет много времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сенсорная интеграция | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22 «Город детства»
Развитие сенсорных систем ребёнка
как основа коррекционной работы учителя – логопеда
Учитель – логопед: Баркарь В.В.
р.п. Дрожжино,
2023 г.
Развитие сенсорных систем ребёнка
как основа коррекционной работы учителя – логопеда
В настоящее время в условиях модернизации системы образования сетевая форма взаимодействия в логопедии становится необходимым механизмом инновации. Так как, по результатам первичного логопедического обследования речи детей от 5 до 7 лет, мы наблюдаем, что количество детей с различными речевыми патологиями возросло, причём увеличивается не только количество, но и тяжесть патологий, проявляющаяся в различных отклонений в развитии. В логопедической практике коррекционная работа по формированию речи детей, например, с тяжелым нарушением речи ориентирована в основном на достижение результатов в развитии речи путем многократной отработки одного и того же речевого материала. Следовательно, в коррекционно – развивающей работе с детьми учитель – логопед теряет много времени, так, например, на постановку или автоматизацию звуков, не успевая исправить речевые нарушения к концу дошкольного периода. Это происходит потому, что мы часто работаем с последствиями, а не с причиной нарушения.
Очевидно, что задержка в речевом развитииявляется результатом нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации. Это касается работы над всеми уровнями языка[1]:фонетическим, лексическим и грамматическим.
Таким образом, логопедическая работа проводитсяс учётом системы языка, но без учёта всех анализаторов, на которые, по нашему мнению, необходимо опираться при построении коррекционногозанятия по развитию речи, а такжене в полной мере учитывается необходимость включения мотивационно-побудительного и сенсомоторного уровней высказывания, что в значительной мере снижает эффективность логопедической работы.
Поэтому одной из задач учителя – логопеда как комплексного специалиста по коррекции речи ребёнка создать специальные условия для развития вестибулярной, слуховой, проприоцептивной, обонятельной, вкусовой системы. Какие принципы важно соблюдать? На наш взгляд – это экологичность; систематичность и регулярность; от простого к сложному; дать ощущение собственного тела, мышц, от периферических мышц к мышцам языка; учёт индивидуальных и возрастных особенностей; комплексность; дозировка, темп, ритм; опора на все анализаторы; целесообразность отбора упражнений; мотивация.
Немаловажно, что коррекция и развитие ребёнка происходит в рамках ведущего для ребёнка вида деятельности – игра. Для освоения методики сенсорной интеграции, в своей практической работе мы на базе детского сада используем оборудование, такие как сенсорные тактильные дорожки, сенсорно – динамический комплексный тренажер «НейроСтарт» – это тоннель, гамак, бревно), балансировочную доску «Бильгоу».
В результате специального изучения и практического опыта было установлено, что использованиесенсорной интеграции, даёт высокие результаты в коррекционной логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
[1] Кандидат педагогических наук, доцент Рукавицин Максим Сергеевич Московский государственный областной университет (г. Мытищи); учитель-логопед Киселева Лариса Валерьяновна МДОУ ≪Детский сад №60≫ (г. Щелково). Статья. Использование сенсорной интеграция в коррекции речи детей с тяжелыми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План индивидуально-коррекционной работы учителя - логопеда с ребёнком на учебный год.
Краткое планирование коррекционной работы с ребёнком С ОНР в логопедической группе....
Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"
Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
Использование сенсорной, силиконовой игрушки «Pop-it» в коррекционной работе учителя логопеда.
Использование сенсорной, силиконовой игрушки «Pop-it» в коррекционной работе учителя логопеда....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Поскольку Лынская Марианна Ильинична выступает адептом теории сенсорной интеграции, необходимым звеном каждого комплекса является «сенсорный поднос», который представл...
Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-логопеда
Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность каждого ребёнка в осознании себя и окружающего мира, обеспечивает развитие сенсорных, моторных, речевых и познавательных возможносте...
Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...