"Мальчики - стаканчики, девочки- тарелочки"
статья по логопедии
Игры в "рифму" способствуют развитию у детей слухового внимания, фонематического слуха, языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно согласовывать слова в предложениях, верно употреблять лексико-грамматические конструкции, развивают память и связную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры в рифму | 138.67 КБ |
Предварительный просмотр:
- УЧИМ ДЕТЕЙ РИФМОВАТЬ
Вы пробовали сочинять стихи?
У кого-то получается, и неплохо. Этот вид творческих способностей не такой уж редкий среди людей. Правда, сочинять настоящие, хорошие стихи непросто, но еще сложнее научить этому детей. Не будем учить, будем играть. Может быть, кто-то из них научится, в самом деле, сочинять, а кому-то игра доставит удовольствие и научит думать.
Для детей процесс сочинения стихов начинается с умения подбирать рифмы. Игры с рифмами хотя и используют педагоги в работе с детьми, но редко. Отчасти это можно объяснить незначительным количеством вариантов игровых упражнений. Это, в основном, подбор созвучных слов и часто встречающаяся игра «Доскажи словечко». Ограниченное количество целей и задач, реализуемых в этих играх, также объясняет небольшой интерес к ним со стороны педагогов. Но не детей!
Что значит для детей рифма? По мнению К. Чуковского, у ребенка велико стремление рифмовать слова: «Всякая рифма доставляет ребенку особую радость А коллективам детей рифма еще более мила, чем тому или иному ребенку в отдельности».Поддержать этот интерес очень важно, ибо чувство рифмы, как и чувство ритма, одна из ступеней на пути к пониманию поэзии, ее условности, ее особого языка».
Педагогическую целесообразность игр с рифмами можно объяснить той ценностью, которая в них заключена. Рифма — категория парная. В ней одно слово обязательно предполагает другое.
Начинать играть с несложных вариантов можно уже с детьми 5 лет и продолжать уже со школьниками. Школьникам можно предложить не только подобрать рифмы, но и составить подобные упражнения самим.
Знакомить дошкольников с понятием «рифма» лучше всего по главе «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова. Гениальнее объяснения не придумать! А рифмы подбирать, оказывается, можно разными способами :
1.Подбирать созвучные слова устно или по картинкам:
Зайка — сайка; глобус — автобус.
2.Нужно найти рифму, «спрятавшуюся» в самом предмете:
Бычок — бочок; коза — глаза.
3.Название предмета на одной картинке нужно срифмовать с названием части предмета, изображенного на второй картинке:
Мышка — кастрюля — крышка; уха — луковица — шелуха.
4.Для того, чтобы срифмовать название первой картинки с названием второй, надо предмет, изображенный на второй картинке, назвать по-другому:
а) Назвать предмет обобщающим словом:
Подушка — кукла — игрушка; дверь — медведь — зверь.
б) Подобрать к названию предмета синоним:
Кошка — корзина — лукошко; полка — корзина — кошелка.
в) Дать предмету меткую характеристику:
Лейка — Баба Яга — злодейка; морковка — лиса — плутовка.
г) Подобрать метафору:
Банка — руль — баранка; листья — метла — Анисья.
д) Рифма может отражать отношения и связи между объектами:
Кости — дети — гости; ручка — девочка — внучка.
5.Чтобы подобрать рифму к названию первого предмета, надо подумать и догадаться:
а) Кем или чем может стать предмет, изображенный на второй картинке:
Барабан — ягненок — баран; носорог — молоко — творог.
б) Кем или чем был предмет, изображенный на второй картинке:
Леденец — ворона — птенец; пена — Буратино — полено.
6.Название первой картинки рифмуется с названием предмета на второй картинке в уменьшительной форме:
Кошка — рыба — рыбёшка; кольцо — пальто — пальтецо.
7.Чтобы получить рифму, надо изменить оба слова (названия картинок):
а) Образовать множественное число существительных:
Топор, шар. Топоры — шары.
Банка, танк. Банки — танки.
б) Образовать новые слова с помощью суффиксов:
Флаг, утюг. Флажок — утюжок.
Мальчик, шапка. Мальчонка — шапчонка.
8.Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с прилагательным.
Горошины — взъерошенный; лопаты — лохматый.
9.Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с глаголом:
Акула — нырнула; синица — снится.
10. Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с наречием:
Шоколадка — сладко; слониха — тихо.
Подбор рифм в таких творческих играх стимулирует мыслительную активность детей.В подобных играх происходит становление личностных качеств ребенка. Он в них самоутверждается, чувствует себя уверенным и находчивым. Для всех детей игры в рифмы увлекательны, удивительны, интересны и азартны, позволяют взрослому решать разнообразные задачи, строя отношения с детьми на основе равноправного партнерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)
Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...
Итоговое мероприятие по тематической неделе «Мальчики и девочки» Развлечение в старшей группе на тему: «Путешествие в страну мальчиков и девочек»
Развлечение в старшей группе на тему: "Путешествие в страну мальчиков и девочек"...
сценарии - занятий и развлечений "Мальчики и девочки" "О дружбедевочек и мальчиков" "А н у- ка мальчики"
сценарии - занятий и развлечений...
Мальчик, не девочка. Девочка - не мальчик.
Гендерное воспитание дошкольников. Стендовая информация для родителей в ДОУ....
«Мальчики - направо, девочки - налево» Светлана Ермолина. Открытая НОД во 2 младшей группе по гендерному воспитанию «Мальчики - направо, девочки - налево»
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»Цель: формирование начальных гендерных представлений.Задачи:Образовательные:1. Учить детей видеть внешнее сход...
Сценарий совместного праздника (для мальчиков и девочек), посвященный празднованию 23 февраля и 8 марта. ( старшая разновозрастная группа)«А ну-ка, девочки! А ну-ка, мальчики»"
Цель: Создать праздничное настроение у детей.Задачи:-сплочение детского коллектива;-формирование у дошкольников чувства дружбы, ответственности запорученное дело;-развитие творческих способ...
Родительское собрание в средней группе по теме "Гендерное воспитание. В чем разница воспитания мальчика и девочки? Как воспитать девочку и мальчика? (Дистанционная форма проведения)
Родители стали забывать про гендерные различия мальчиков и девочек, поэтому мы наблюдаем как девочки становятся сильными и волевыми, а пацаны, наоборот, перенимает женский тип поведения. Так как ...