"Мальчики - стаканчики, девочки- тарелочки"
статья по логопедии

Пенчукова Ирина Ивановна

Игры в "рифму" способствуют развитию у детей слухового внимания, фонематического слуха, языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно согласовывать слова в предложениях, верно употреблять лексико-грамматические конструкции, развивают память и связную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры в рифму138.67 КБ

Предварительный просмотр:

  •                 

 

  •                 
  • УЧИМ ДЕТЕЙ РИФМОВАТЬ

Вы пробовали сочинять стихи?

У кого-то получается, и неплохо. Этот вид творческих способностей не такой уж редкий среди людей. Правда, сочинять настоящие, хорошие стихи непросто, но еще сложнее научить этому детей. Не будем учить, будем играть. Может быть, кто-то из них научится, в самом деле, сочинять, а кому-то игра доставит удовольствие и научит думать.

Для детей процесс сочинения стихов начинается с умения подбирать рифмы. Игры с рифмами хотя и используют педагоги в работе с детьми, но редко. Отчасти это можно объяснить незначительным количеством вариантов игровых упражнений. Это, в основном, подбор созвучных слов и часто встречающаяся игра «Доскажи словечко».  Ограниченное количество целей и задач, реализуемых в этих играх, также объясняет небольшой интерес к ним со стороны педагогов. Но не детей!

Что значит для детей рифма? По мнению К. Чуковского, у ребенка велико стремление рифмовать слова: «Всякая рифма доставляет ребенку особую радость А коллективам детей рифма еще более мила, чем тому или иному ребенку в отдельности».Поддержать этот интерес очень важно, ибо чувство рифмы, как и чувство ритма, одна из ступеней на пути к пониманию поэзии, ее условности, ее особого языка».

Педагогическую целесообразность игр с рифмами можно объяснить той ценностью, которая в них заключена. Рифма — категория парная. В ней одно слово обязательно предполагает другое.

Начинать играть с несложных вариантов можно уже с детьми 5 лет и продолжать  уже со школьниками. Школьникам можно предложить не только подобрать рифмы, но и составить подобные упражнения самим.

Знакомить дошкольников с понятием «рифма» лучше всего по главе «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова. Гениальнее объяснения не придумать! А рифмы подбирать, оказывается, можно разными способами :

1.Подбирать созвучные слова устно или по картинкам:

Зайка — сайка; глобус — автобус.

2.Нужно найти рифму, «спрятавшуюся» в самом предмете:

Бычок — бочок; коза — глаза.

3.Название предмета на одной картинке нужно срифмовать с названием части предмета, изображенного на второй картинке:

Мышка — кастрюля — крышка; уха — луковица — шелуха.

4.Для того, чтобы срифмовать название первой картинки с названием второй, надо предмет, изображенный на второй картинке, назвать по-другому:

а) Назвать предмет обобщающим словом:

Подушка — кукла — игрушка; дверь — медведь — зверь.

бПодобрать к названию предмета синоним:

Кошка — корзина — лукошко; полка — корзина — кошелка.

вДать предмету меткую характеристику:

Лейка — Баба Яга — злодейка; морковка — лиса — плутовка.

гПодобрать метафору:

Банка — руль — баранка; листья — метла — Анисья.

дРифма может отражать отношения и связи между объектами:

Кости — дети — гости; ручка — девочка — внучка.

5.Чтобы подобрать рифму к названию первого предмета, надо подумать и догадаться:

аКем или чем может стать предмет, изображенный на второй картинке:

Барабан — ягненок — баран; носорог — молоко — творог.

бКем или чем был предмет, изображенный на второй картинке:

Леденец — ворона — птенец; пена — Буратино — полено.

6.Название первой картинки рифмуется с названием предмета на второй картинке в уменьшительной форме:

Кошка — рыба — рыбёшка; кольцо — пальто — пальтецо.

7.Чтобы получить рифму, надо изменить оба слова (названия картинок):

аОбразовать множественное число существительных:

Топор, шар. Топоры — шары.

Банка, танк. Банки — танки.

бОбразовать новые слова с помощью суффиксов:

Флаг, утюг. Флажок — утюжок.

Мальчик, шапка. Мальчонка — шапчонка.

8.Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с прилагательным.

Горошины — взъерошенный; лопаты — лохматый.

9.Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с глаголом:

Акула — нырнула; синица — снится.

10. Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с наречием:

Шоколадка — сладко; слониха — тихо.

Подбор рифм в таких творческих играх стимулирует мыслительную активность детей.В подобных играх происходит становление личностных качеств ребенка. Он в них самоутверждается, чувствует себя уверенным и находчивым. Для всех детей игры в рифмы увлекательны, удивительны, интересны и азартны, позволяют взрослому решать разнообразные  задачи, строя отношения с детьми на основе равноправного партнерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)

Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...

Мальчик, не девочка. Девочка - не мальчик.

Гендерное воспитание дошкольников. Стендовая информация для родителей в ДОУ....

«Мальчики - направо, девочки - налево» Светлана Ермолина. Открытая НОД во 2 младшей группе по гендерному воспитанию «Мальчики - направо, девочки - налево»

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»Цель: формирование начальных гендерных представлений.Задачи:Образовательные:1. Учить детей видеть внешнее сход...

Сценарий совместного праздника (для мальчиков и девочек), посвященный празднованию 23 февраля и 8 марта. ( старшая разновозрастная группа)«А ну-ка, девочки! А ну-ка, мальчики»"

Цель: Создать праздничное настроение у детей.Задачи:-сплочение детского  коллектива;-формирование у дошкольников чувства дружбы, ответственности запорученное дело;-развитие творческих способ...

Родительское собрание в средней группе по теме "Гендерное воспитание. В чем разница воспитания мальчика и девочки? Как воспитать девочку и мальчика? (Дистанционная форма проведения)

Родители стали забывать про гендерные различия мальчиков и девочек, поэтому мы наблюдаем как девочки становятся сильными и волевыми, а пацаны, наоборот, перенимает женский тип поведения. Так как ...