Перпективный план учителя-логопеда для детей с ТНР с 4-5 лет
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа)

Стецура Мария Сергеевна

Представленный перпективный план составлен по программе Н.В. Нищевой для детей  с ТНР средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perpektivnyy_plan_srednyaya_gruppa.docx41.84 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование коррекционно- развивающей работы

 учителя-логопеда с детьми 4-5 года жизни с ОНР

Обучение грамоте. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия

Уточнение расширение и систематизация словарного запаса

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Связная речь

СЕНТЯБРЬ

Мониторинг речевого развития, 1-я неделя

Мониторинг речевого развития, 2-я неделя

Мониторинг речевого развития, 3-я неделя

Лексическая тема: «Осень. Признаки осени. Деревья»

 4-я неделя

 Уточнение и расширение словаря по теме «Осень». 

Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе.

Рассматривание картины «Ранняя осень» и беседа по ней.

ОКТЯБРЬ

Лексическая тема: «Огород. Овощи.» 1-я неделя

 Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках.    

Закрепление и расширение представлений об овощах, их цвете, форме, вкусе.

Образование множественного числа существительных. Обучение использованию прилагательного желтый в речи. Согласование прилагательного желтый с существительными в роде, числе, падеже; употребление имен существительных в форме винительного падежа. Образование формы родительного падежа существительных,  образование и использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Чтение   «Желтой сказки» и беседа по ней.

Лексическая тема: «Сад. Фрукты.» 2-я неделя

Расширение словаря по теме. Закрепление навыка различения фруктов и овощей по месту произрастания и внешним признакам.

Формирование навыка образования множественного числа имен существительных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Совершенствование навыка образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Беседа по плакату «Что растет в моем саду».

Лексическая тема «Лес. Грибы. Ягоды.» 3-я неделя

Формирование понятия о речевых и неречевых звуках. Выделение звука [а] из ряда гласных звуков и закрытых слогов.

Уточнение и расширение представлений детей о грибах и лесных ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение и уточнение словаря по теме.

Совершенствование навыка образование множественного числа имен существительных, образование формы родительного падежа имен существительных мужского и женского рода. 

Рассматривание картины «Ранняя осень» и беседа по ней.

Лексическая тема: «Игрушки» 4-я неделя

Выделение звука [у] из ряда гласных звуков.

Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят. Формирование обобщающего понятия игрушки. Уточнение и расширение словаря по теме.

Совершенствование навыка образование множественного числа имен существительных, образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Совершенствование слоговой структуры слова (слова из двух и трех открытых слогов). Совершенствование навыка употребления простых предлогов, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Повторение описательного рассказа логопеда об игрушке.

Рассматривание картины «Мы строим дом» и беседа по ней.

НОЯБРЬ

Лексическая тема: «Одежда» 1-я неделя

Дифференциация звуков [а]—[у] в ряду звуков. Дифференциация звуков [а]—[у] в словах.

Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых она состоит; закрепление в речи существительного с обобщающим значением одежда. Уточнение и расширение словаря по теме. Уточнение и расширение глагольного  словаря по теме.

Совершенствование навыка  образование имен существительных во множественном числе, образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Формирование навыка образования формы родительного падежа имен существительных множественного числа.

Беседа по сюжетной картинке «В раздевалке». Подготовка к составлению рассказа по картине. Повторение после логопеда рассказа -описания об одежде.

Лексическая тема: «Обувь» 2-я неделя

Дифференциация  звуков [а]—[у] в начале слова. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Расширение и конкретизация представлений об обуви, ее назначении, деталях, из которых она состоит.  

Формирование навыка различения одежды и обуви.

Совершенствование навыка образования  формы имен существительных во множественном числе, слоговой структуры слов. Закрепление представления о зеленом цвете. Обучение использованию прилагательного зеленый в речи. Совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Рассказывание  «Зеленой сказки» и

беседа по ней.

Обучение составлению рассказа-описания из двух предложений по образцу.

 Составление предложений из трех слов по сюжетным картинкам.

Лексическая тема: «Мебель» 3-я неделя

Дифференциация звуков [а]—[у] в ряду слов.

Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель. Уточнение и расширение словаря по теме. 

Совершенствование навыка образования  формы имен существительных во множественном числе, слоговой структуры слов, понимания и употребления некоторых простых предлогов, форм имен существительных в родительном падеже со значением отсутствия, согласование прилагательных с существительными в единственном числе в именительном падеже, образование и употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами.

Обучение повторению рассказа-описания о стуле вслед за логопедом.

Лексическая тема: «Посуды» 4-я неделя

Дифференциация звуков [а]—[у] в ряду слов.

Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении, частей, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуда. Уточнение и расширение словаря по теме.

Совершенствование навыка  образования имен существительных во множественном числе в именительном падеже, единственного и множественного числа глаголов настоящего времени, согласование прилагательных с существительными женского и среднего рода. Совершенствование слоговой структуры слов. Обучение суффиксальному способу словообразования. Совершенствование навыка  образования и употребление существительных в форме родительного падежа единственного числа со значением отсутствия.

Повторение описательного рассказа о чайнике вслед за логопедом. Составление загадок-описаний по образцу со зрительной опорой.

ДЕКАБРЬ

Лексическая тема: «Зима» 1-неделя

Выделение звука [о] из ряда гласных звуков.  Выделение звука [о] в начале слова.

Расширение и конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением зима, уточнение и расширение словаря по теме.

Совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными в форме единственного числа именительного падежа. Закрепление представления о красном цвете, знания правил дорожного движения. Обучение использованию прилагательного красный в речи, согласованию его с существительными в роде, числе, падеже.

Беседа по картине «В зимнем парке».

Рассказывание  «Красной сказки» и беседа по ней.

Составление рассказа «Находка»  по серии картинок. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок.

Лексическая тема: «Зимующие птицы» 2-я неделя

Дифференциация звуков [а]—[у]—[о] в словах. Совершенствование слоговой структуры слова.  

Формирование представлений о зимующих птицах, их образе жизни и повадках. Уточнение и расширение словаря по теме.  

Совершенствование навыка образования и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа. Совершенствование навыка образования и использование существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа. Совершенствование навыка употребления имен существительных в форме родительного падежа, винительного падежа единственного и множественного числа, согласование числительных с существительными. 

Рассматривание картины «У кормушки» и  беседа по ней.

Повторение рассказа-описания о синице после логопеда.

Повторение рассказа-описания о снегире после логопеда со зрительной опорой.

Лексическая тема: «Комнатные растения» 3-я неделя

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза( звуки [а]—[у]—[о]).

Формирование представлений о комнатных растениях, их назначении, правилах ухода за ними. Уточнение и расширение словаря по теме.

Обучение использованию прилагательного синий в речи, согласованию его с существительными в роде, числе, падеже) Употребление предложно-падежных конструкций.

Беседа о комнатных растениях и уходе за ними.

Рассматривание картины «В уголке природы» и рассказ  по ней.

Рассказывание  «Синей сказки» и беседа по ней.

Обеспечение целостного восприятия картины. Обучение повторению рассказа по отдельному эпизоду картины вслед за логопедом.

Лексическая тема: «Новогодний праздник» 4-я неделя

Выделение звука [и] из ряда гласных звуков.  

Выделение звуков [а]—[у]—[о] —[и] в словах.

Формирование представлений о новогоднем празднике. Уточнение и расширение словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи: употребление существительных в единственном числе в косвенных падежах, употребление глаголов в форме единственного и множественного числа в изъявительном наклонении, предложно-падежные конструкции, навыков ориентировки в пространстве.

Рассматривание картины «У елки» и  беседа по ней.

Повторение рассказа-описания о елочной игрушке после логопеда.

ЯНВАРЬ

Лексическая тема: «Домашние птицы» 2- я неделя

Анализ и синтез слияний гласных звуков([а]-[и]).

Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц. Формирование обобщающего понятия домашние птицы.

 Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят), согласование числительных с существительными..

Рассматривание картины «Птичий двор» и беседа по ней.

Повторение рассказа-описания о петушке вслед за логопедом.

Выразительное рассказывание сказки логопедом с иллюстрированием на наборном полотне и беседа о ней. Пересказ сказки детьми с опорой на иллюстрацию, составленную из плоскостных фигурок.

Лексическая тема: «Домашние животные» 3-я неделя

Работа над слоговой структурой слова.

Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование обобщающего понятия домашние животные. 

Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят, предложно-падежные конструкции, согласование числительных с существительными.

Беседа о домашних животных с использованием фигурок из игры «Стадо».

Рассматривание картины «Кошка с котятами» и беседа по ней.

Выразительное рассказывание логопедом сказки «Семеро

 козлят» и беседа по ней. Пересказ сказки.

Лексическая тема: «Дикие животные» 4-я неделя

Дифференциация звуков [а] - [о] в словах. Дифференциация звуков [и]—[у] в словах. Совершенствование слоговой структуры слова.

Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных. Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование обобщающего понятия дикие животные.

 Совершенствование грамматического строя речи: предложно-падежные формы, употребление существительных в форме родительного падежа,образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят, образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа, согласование числительных с существительными.

Выразительное рассказывание логопедом сказки «Заюшкина избушка» и беседа по ней. Пересказ сказки по ролям.

ФЕВРАЛЬ

Лексическая тема: «Профессии. Продавец» 1-я неделя

Звук и буква А

 Формирование представлений о необходимости и пользе труда взрослых. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением профессии. Уточнение и расширение словаря по теме.

 Совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных в винительном падеже). Закрепление представлений о белом цвете, о зиме и ее признаках. Совершенствование грамматического строя речи (обучение использованию прилагательного «белый» в речи, согласованию его с существительными в роде, числе, падеже).

Рассматривание картинки «В магазине» и  беседа по ней.

Чтение  «Белой сказки» и беседа по ней.

Рассматривание картины «В магазине» и  беседа по ней.

Лексическая тема: «Профессии. Почтальон» 2-я неделя

Звук и буква У

Закрепление представлений о необходимости и пользе труда взрослых. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением профессии. 

Совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных в дательном падеже).

Рассматривание картины «Почтальон» и беседа по нейСоставление описательного рассказа о почтальоне.

Лексическая тема: «Транспорт»  3-я неделя

Звук и буква О

Формирование представлений о транспорте и его назначении. Закрепление в пассивной речи существительного с обобщающим значением 

транспорт. 

Уточнение и расширение словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций). Закрепление представления об оранжевом цвете. Обучение использованию прилагательного оранжевый в речи. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже). Закрепление навыка дифференциации желтого, красного и оранжевого цветов. Образование имен существительных в форме родительного падежа.

Рассматривание картины «Транспорт» и беседа по ней. Рассказывание  «Оранжевой сказки» и беседа по ней.

Лексическая тема: «Профессии на транспорте» 4 –я неделя

Звук и буква И

Закрепление представления о необходимости и пользе труда взрослых. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением профессии. Уточнение и расширение словаря по теме.

 Совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных в винительном падеже). Согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа.

Рассматривание картинки «Транспорт»   и беседа по ней. Повторение за логопедом рассказа о пофессиях на транспорте из двух предложений.

МАРТ

Лексическая тема: «Весна»  1-я неделя

Совершенствование навыка чтения слияний гласных.

Формирование словаря по теме «Весна»

Уточнение и расширение представлений о ранней весне и ее признаках. составление предложений с предлогами). Составление простого распространенного предложения с опорой на картинку).

Рассматривание  картины «Ранняя весна» и беседа по ней.

Лексическая тема: «Мамин праздник. Профессии наших мам»   2-я неделя

Звук и буква Т

Уточнение и активизация словаря по теме «Профессии». Расширение представлений о важности труда взрослых. Уточнение и расширение словаря по темам «Профессии мам», «Орудия труда. Инструменты». Расширение образного словаря.

Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). Закрепление представления о голубом, красном, желтом, зеленом, синем, белом, оранжевом цветах и умения дифференцировать их. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже). Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных в косвенных падежах).

Беседа о профессиях мам. Рассказывание   «Голубой сказки» и беседа по ней.

Составление рассказа « Кому, что нужно?» из двух предложений.

Лексическая тема: «Первые весенние цветы» 3-я неделя

Анализ и синтез слияний гласных звуков  [а]—[у]—[о]—[и] и согласного [т].

 Совершенствование навыка чтения.

Расширение и уточнение словаря по теме «Весна». Расширение и уточнение словаря по теме «Первые весенние цветы».

Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление формы множественного числа имен существительных). Образование и употребление формы множественного числа имен существительных. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).

Составление рассказа о подснежнике. Рассматривание картины «Ранняя весна» и беседа по ней. Рассказ по картине «Ранняя весна» с использованием опорных картинок.

Лексическая тема: «Цветущие комнатные растения» 4-я неделя

Звук и буква П

Закрепление и расширение представлений о комнатных растениях, их внешнем виде, особенностях ухода за ними. Расширение и активизация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов). Согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже.

Составление рассказа-описания о фиалке по плану. Составление рассказа-описания о бегонии по  плану.

АПРЕЛЬ

Лексическая тема: «Дикие животные весной». 1-я неделя

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза с уже знакомыми звуками.

Уточнение и расширение словаря по теме. Закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные. 

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат, -ят). Употребление существительных в косвенных падежах и существительных с суффиксами -онок, -енок. образование и употребление существительных с суффиксами -иц, -их,  образование и употребление предложно-падежных конструкций. Подбор однокоренных слов.

Составление рассказов-описаний о диких животных по образцу и   по плану.

Лексическая тема «Домашние животные весной» 2-я неделя

Звук и буква Н

Расширение представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.

Согласование прилагательных с существительными в роде, образование существительных с суффиксами -енок, -ок, образование и употребление существительных в косвенных падежах.

Рассматривание картины «Собака со щенятами» и беседа по ней. Рассказ детьми  по картине «Собака со щенятами».

Лексическая тема «Перелетные птицы» 3-я неделя

Совершенствование навыка чтения слогов и слов с пройденными буквами.

Формирование представлений о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи образование существительных с суффиксом –ат. Составление простых распространенных предложений.

Беседа по картине «Птицы прилетели».

Рассказывание сказки« Гуси- лебеди»   с иллюстрированием на наборном полотне. Пересказ сказки детьми.

Лексическая тема «Насекомые» 4-я неделя

Звук и буква М

Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме). Формирование обобщающего понятия 

насекомые. 

Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных и прилагательных в косвенных падежах). Употребление существительных в форме множественного числа, предложно-падежных конструкций с простыми предлогами употребление существительных в форме родительного падежа.

Рассматривание картины «Насекомые» и беседа по ней.

Составление описательных рассказов  о насекомых по плану.

МАЙ

Лексическая тема: «Аквариумные рыбки» -1-я неделя

Закрепление знания буквы М и умения находить ее среди других букв. Совершенствование навыка чтения, Дифференциация звуков [м]—[н] в словах.

Расширение и уточнение словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов). 

Беседа по картине «Золотая рыбка». Составление

 описательного рассказа о золотой рыбке.

Лексическая тема «Наш город. Моя улица» 2-я неделя

Звук и буква К

Расширение и уточнение словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов). 

Беседа по картине « Мой город». Составление рассказа  « Мой город».

Лексическая тема: «Правила дорожного движения»  3-я неделя

Совершенствование навыков печатания и чтения с пройденными буквами.

Расширение и уточнение словаря по теме. Обобщить знания о правилах дорожного движения, уточнить и расширить словарь по теме. Сформировать представление о труде регулировщика.

Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов). 

Рассматривание картины «На перекрестке» и беседа по ней. Составление детьми рассказа по картине.

Лексическая тема: «Лето. Цветы на лугу»  3-я неделя

Развитие навыков звукобуквенного анализа . 

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза (звуки [а]—[у]—[о] –[и]) Выделение звуков [а]—[у]—[о] —[и] в словах.

Уточнение и расширение знаний о смене времен года, о лете и его приметах. Расширение и уточнение словаря по теме «Лето».

Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже), составление простых распространенных предложений.

Составление рассказа по картине «В песочнице» . Составление картины «Лето» на коврографе и беседа по ней. Составление рассказов-описаний о цветах по предложенному плану и образцу. Составление рассказа по серии картинок «Подарок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей 5-6 летнего возраста

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей 5-6 летнего возраста включает материал разнообразной тематики:родительские собрания, семинары-практикумы, анкетирования родителей,...

Годовой план учителя-логопеда, учителя-дефектолога

Задачи: 1. Планирование и осуществление коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей на основе комплексного воздействия на все сферы личности с учетом ФГОС. 2.Совершенствование сист...

План учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ на 2019-2020 учебный год

План учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ на 2019-2020 учебный год...

План учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ на 2020-2021 учебный год

План учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ на 2020-2021 учебный год...

План учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ на 2021-2022 учебный год

План учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ  на 2021-2022 учебный год...

Доклад для учителей-логопедов "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с нарушениями слуха в процессе обучения и воспитания".

Цели психолого-педагогической работы с семьями глухих детей; формы работы учителя-логопеда с родителями ребенка с нарушением слуха; задачи работы учителя-логопеда с родителями неслышащих и слабослышащ...