Тема: « Дифференциация звуков С,С'-3,3’. Весна».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_11.docx | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Дифференциация звуков С,С'-3,3’. Весна».
Цели и задачи:
- различение звуков С,С '-3,3' на слух и в произношении в слогах ,словах
и фразах; - образование существительных с уменьшительно-ласкательным
суффиксом; - употребление существительных в творительном падеже;
- согласование числительных с существительными;
- подбор антонимов к словам- признакам предметов;
- закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
- образование разноприставочных глаголов;
- дифференциация ротового и носового дыхания;
- развитие силы диафрагмального выдоха;
- развитие диалогической речи;
- развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления.
Материал:
- изображение дерева ( символа года), Красавицы Весны, самоката;
- плакат «Весна»;
- кроссворд;
- ребус;
- табличка со словом «самокат»;
- тетради;
- альбомы.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Отгадайте загадку:
В саду царском стоит дерево райское:
На одном боку цветы расцветают,
На другом - листы опадают,
На третьем - плоды созревают,
На четвёртом - сучья подсыхают. ( Времена года).
2. Основной этап.
1) Беседа:
- Какие времена года вы знаете? Назовите их по-порядку.
- Какое сейчас время года? Почему вы так решили?
- Сколько месяцев длится весна?
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- Как вы думаете, почему говорят:
- «Весна красна цветами, а осень снопами»?
«В марте курица напьется из лужицы»?
« Апрель – с водой, а май – с травой»?
2) Объявление темы занятия. Характеристика и сравнение звуков С,С’- 3,3’
- Назовите свистящий согласный звук в слове весна. Какой брат есть у этого звука?
- Какие это звуки? ( согласные, глухие). - Какие осадки бывают весной? ( снег, град, дождь и первая весенняя гроза).
-Какой звенящий звук встречается в слове гроза? (з)
- Назовите его брата.(з'). Охарактеризуйте эти звуки. ( согласные, звонкие).
-Чем похожи звуки с,с’-з,з'? (звучанием и способом произношения).
- Чем они отличаются? (с,с'- глухие, з,з'- звонкие).
3) Дифференциация звуков с,с-з,з в речи.
- Сейчас я вам расскажу историю про одного мальчика Ваню.
Ваня с нетерпением ждал приближения весны. Родители купили ему к весне велосипед, роликовые коньки, самокат. Вот пришла долгожданная весна, ночью Ване приснился сон о том, как он очутился в весеннем царстве. Его встретила девушка, которую все называли Красавицей Весной. Проходя по владениям Весны, Ваня услышал странный звон (это звенели сосульки, украшающие вход во дворец Весны). В каком месяце весны бывают сосульки? (в марте)
- Послушайте как звенели сосульки и попробуйте повторить:
СА-СА-ЗА СА-СО-СА СЫ-ЗЫ-СЫ СО-ЗЫ-СО
СО-ЗО-СО СЫ-СА-ЗА ЗУ-СУ-ЗУ ЗУ-СА-ЗУ
4) Словоизменение и словообразование
- А ещё Ваня услышал, что знакомые слова звучали в царстве Красавицы Весны совсем по-другому, ласково. Назовите ласково:
СНЕГ- САМОКАТ- СКВОРЕЦ- СОЛОВЕЙ-
СНЕГОВИК- ЗВЕЗДА- ВЕСНА- БЕРЕЗА-
СОСУЛЬКА- СОВА- ЗАЯЦ-
-Красавица Весна хорошо принимала Ваню в своих владениях и угощала его различными сладостями, в названиях которых были звуки с,с’, з, з’. Чем угостила Красавица Весна Ваню? ( Зефиром, сахаром, сосульками, пастилой, земляникой, ананасом, сливой, суфле, сухарями, сушками, соком, морсом, абрикосом, персиком, газировкой и т.д.)
- Весна предложила Ване выполнить её задания и пообещала за это выполнить его желание. Ваня давно мечтал о самокате и, поэтому, согласился выполнить задания Весны. Давайте поможем Ване выполнить эти задания.
- Итак, задание первое:
5) Упражнения в подборе слов-антонимов к словам- признакам предмета.
- Закончите предложения:
Летом дни жаркие, а весной...(теплые)
Осенью небо темное, а весной...(светлое, ясное)
Зимой день короткий, а весной...(длинный)
Зимой на реке лёд толстый, а весной...( тонкий)
Снег мягкий, а лёд...(твердый)
Одни сосульки длинные, а другие...(короткие)
6) Разгадывание кроссворда.
- Отгадайте загадки:
1. Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам,
Если он уже вошел,
Значит, день пришел. (Свет)
2. Весна поет, звенит капель,
Почистил крылья воробей.
Кричит скворцу он:
- Не робей! Иди купаться вот …(Ручей)
3. Это старый наш знакомый
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (Аист)
4. У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)
5. Зеленеет даль полей, запевает соловей,
В белый цвет оделся сад, пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай, что за месяц это? …(Май)
- Какое слово получилось по вертикали? (Весна).
Сколько в этом слове слогов? Назовите первый слог, второй. Сколько в этом слове букв? Назовите их по-порядку. Определите ударный звук. Выполните слого-звуковой анализ этого слова.
8) Физминутка.
1 .Дифференциация носового и ротового дыхания. Упражнение «Ветерок».
Я подую высоко, (Руки вверх, встать на носки, вдох-носом, длительный выдох-ртом)
Я подую низко, (Руки перед собой, присесть и подуть)
Я подую далеко, (Руки перед собой, наклон вперёд, подуть)
Я подую близко. (Руки положить на грудь и подуть на них).
С мячом.
Добавить слог СЫ или ЗЫ в конце слова: водола_, анана_, моро_,
подно_, воло_, парово_, поло_, арбу_, какту_, расска_, фоку_, серви_, бу_, насо_, гро_, мимо_.
-Чем отличаются слоги СИ и ЗИ?
- Добавьте слог СИ или ЗИ в конце слова: прине_, приве_, отве_, отне_, зане_, гу_, гря_, ло_, кара_, ма_.
9) - Оказывается, что у Красавицы Весны есть имя и она хочет, чтобы вы его отгадали.
зи
ИДА (Зинаида)
- А как звали Красавицу Весну в детстве?( Зина) Назовите её
ласково.
10) Составление из букв слова САМОКАТ новых слов.
- И последнее задание Снежной Красавицы. Прочитайте слово, которое здесь написано. ( Самокат). От каких двух слов образовано это слово?
Из букв этого слова составьте новые слова. ( Кот, ток, коса, оса, так, мок, ком, Том, сам, мак, Ока, сок, там, сом ).
11) Образование разноприставочных глаголов.
- Обрадовалась Красавица Весна, что выполнил Ваня все её задания
и подарила ему самокат.
На самокате Ваня к горке... (подъехал) С горки... (съехал) Вокруг горки... (объехал) Мост …(переехал) В парк... ( въехал) Из парка... ( выехал) и домой...( уехал)
3. Заключение. Сюрпризный момент.
- Проснулся Ваня утром и не понял: сон это был или нет. Только увидел он, что у двери стоит новенький самокат, а на тумбочке лежит угощение. Решил Ваня с вами угощением поделиться, ведь вы помогали ему выполнять задания Красавицы Весны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".
Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып...
Конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Дифференциация звуков [р] - [р\'] в словах. Закрепление знаний по теме "Перелетные птицы"».
Целями данного занятия являются дифференциация звуков [р] - [р\'] в словах; закрепление знаний по теме «Перелетные птицы». ...
Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы детского сада....
Конспект занятия "Пират на необитаемом острове". Тема: Дифференциация звуков "Ш ","Ж". Лексическая тема "Весна"(подготовительная логопедическая группа).
Цели: Учить слухо произносительной дифференциации звуков "Ш" "Ж"(сравнение ,различение и правильное произношение в слогах, словах, фразах ). Совершенствовать равыки звукового анализа. Учить реша...
Дифференциация звуков Ж-Ш в предложениях. "Весна в лесу"
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности в старшей/подготовительной группе детского сада....
Конспект занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений. Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах, словах, текстах»
Конспект занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений.Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах,словах, текстах&ra...