Тема: « Дифференциация звуков С,С'-3,3’. Весна».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ягодкина Юлия Николаевна

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_11.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Дифференциация звуков С,С'-3,3’. Весна».

Цели и задачи:

  • различение звуков С,С '-3,3' на слух и в произношении в слогах ,словах
    и фразах;
  • образование существительных с уменьшительно-ласкательным
    суффиксом;
  • употребление существительных в творительном падеже;
  • согласование числительных с существительными;
  • подбор антонимов к словам- признакам предметов;

-        закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

  • образование разноприставочных глаголов;
  • дифференциация ротового и носового дыхания;
  • развитие силы диафрагмального выдоха;
  • развитие диалогической речи;
  • развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления.

Материал:

-  изображение дерева ( символа года), Красавицы Весны, самоката;

  • плакат «Весна»;
  • кроссворд;
  • ребус;
  • табличка со словом «самокат»;
  • тетради;
  • альбомы.

      Ход занятия:

1.        Организационный момент.

-        Отгадайте загадку:

    В саду царском стоит дерево райское:

   На одном боку цветы расцветают,

                                     На другом - листы опадают,

                                     На третьем - плоды созревают,

                        На четвёртом - сучья подсыхают. ( Времена года).

2.        Основной этап.
1) Беседа:

-        Какие времена года вы знаете? Назовите их по-порядку.

  • Какое сейчас время года? Почему вы так решили?
  • Сколько месяцев длится весна?
  • Какие весенние месяцы вы знаете?

-        Как вы думаете, почему говорят:

- «Весна красна цветами, а осень снопами»?

  «В марте курица напьется из лужицы»?

   « Апрель – с водой, а май – с травой»?

2)        Объявление темы занятия. Характеристика и сравнение звуков С,С’- 3,3’

  • Назовите свистящий согласный звук в слове весна. Какой брат есть у этого звука?
    -  Какие это звуки? ( согласные, глухие).
  • Какие осадки бывают весной? ( снег, град, дождь и первая весенняя гроза).

 -Какой звенящий звук  встречается в  слове гроза? (з)
- Назовите его брата.(з'). Охарактеризуйте эти звуки. ( согласные, звонкие).

-Чем похожи звуки с,с’-з,з'? (звучанием и способом произношения).

  • Чем они отличаются? (с,с'- глухие, з,з'- звонкие).

3)        Дифференциация звуков с,с-з,з в речи.

-        Сейчас я вам расскажу историю про одного мальчика Ваню.

Ваня с нетерпением ждал приближения весны. Родители купили ему к весне велосипед, роликовые коньки, самокат. Вот пришла долгожданная весна, ночью Ване приснился сон о том, как он очутился в весеннем царстве. Его встретила девушка, которую все называли Красавицей Весной. Проходя по владениям Весны, Ваня услышал странный звон (это звенели сосульки, украшающие вход во дворец  Весны). В каком месяце весны бывают сосульки? (в марте)

-        Послушайте как звенели сосульки   и попробуйте повторить:

СА-СА-ЗА              СА-СО-СА       СЫ-ЗЫ-СЫ        СО-ЗЫ-СО

СО-ЗО-СО           СЫ-СА-ЗА       ЗУ-СУ-ЗУ           ЗУ-СА-ЗУ

4)        Словоизменение и словообразование

-        А ещё Ваня услышал, что знакомые слова звучали в царстве Красавицы Весны  совсем по-другому, ласково. Назовите ласково:

СНЕГ-        САМОКАТ-               СКВОРЕЦ-              СОЛОВЕЙ-                
СНЕГОВИК-        ЗВЕЗДА-                    ВЕСНА-                   БЕРЕЗА-            
СОСУЛЬКА-        СОВА-                         ЗАЯЦ-

-Красавица Весна хорошо принимала Ваню в своих владениях и угощала его различными сладостями, в названиях которых были звуки с,с’, з, з’. Чем угостила Красавица Весна Ваню? ( Зефиром, сахаром, сосульками, пастилой, земляникой, ананасом, сливой, суфле, сухарями, сушками, соком, морсом, абрикосом, персиком, газировкой и т.д.)

  -        Весна предложила Ване  выполнить её задания  и  пообещала за это  выполнить  его  желание. Ваня давно  мечтал о  самокате и,  поэтому, согласился   выполнить   задания   Весны.   Давайте   поможем   Ване  выполнить эти задания.

  • Итак,   задание   первое:  

5)        Упражнения в подборе слов-антонимов к словам- признакам предмета.

-        Закончите предложения:

Летом дни жаркие, а весной...(теплые)

Осенью небо темное, а весной...(светлое, ясное)

Зимой день короткий, а весной...(длинный)

Зимой на реке лёд толстый, а весной...( тонкий)

 Снег мягкий, а лёд...(твердый)

Одни сосульки длинные, а другие...(короткие)

6)        Разгадывание кроссворда.

-        Отгадайте загадки:

1.        Ежедневно по утрам

    Он в окошко входит к нам,

    Если он уже вошел,

    Значит, день пришел. (Свет)

2.        Весна поет, звенит капель,

    Почистил крылья воробей.

    Кричит скворцу он:

  - Не робей! Иди купаться вот …(Ручей)

3.        Это старый наш знакомый

    Он живет на крыше дома –

    Длинноногий, длинноносый,

    Длинношеий, безголосый.

    Он летает на охоту

    За лягушками в болото. (Аист)

    4.        У меня длинней иголки, чем у елки.         Очень прямо я расту в высоту.     Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)

    5.  Зеленеет даль полей, запевает соловей,

         В белый цвет оделся сад, пчелы первые летят.

         Гром грохочет. Угадай, что за месяц это? …(Май)

-        Какое слово получилось по вертикали? (Весна).

 Сколько в этом слове слогов? Назовите первый слог, второй. Сколько в этом слове букв? Назовите их по-порядку. Определите ударный звук. Выполните слого-звуковой анализ этого слова.

8)        Физминутка.

1 .Дифференциация носового и ротового дыхания. Упражнение «Ветерок».

Я подую высоко, (Руки вверх, встать на носки, вдох-носом, длительный выдох-ртом)

Я подую низко, (Руки перед собой, присесть и подуть)

Я подую далеко, (Руки перед собой, наклон вперёд, подуть)

Я подую близко. (Руки положить на грудь и подуть на них).

С мячом.

Добавить слог СЫ или ЗЫ в конце слова: водола_, анана_, моро_,

подно_, воло_, парово_, поло_, арбу_, какту_, расска_, фоку_, серви_, бу_, насо_, гро_, мимо_.

-Чем отличаются слоги СИ и ЗИ?

- Добавьте слог СИ или ЗИ в конце слова: прине_, приве_, отве_, отне_, зане_, гу_, гря_, ло_, кара_, ма_.

9)        - Оказывается, что у Красавицы Весны есть имя и она хочет, чтобы  вы его отгадали.

зи

ИДА   (Зинаида)

-        А   как  звали   Красавицу Весну  в   детстве?( Зина)   Назовите   её
ласково.

10)        Составление из букв слова САМОКАТ новых слов.

-        И последнее задание Снежной Красавицы. Прочитайте слово, которое здесь написано. ( Самокат). От каких двух слов образовано это слово?
Из букв этого слова составьте новые слова. ( Кот, ток, коса, оса, так, мок, ком, Том, сам, мак, Ока, сок, там, сом ).

11) Образование разноприставочных глаголов.

-        Обрадовалась Красавица Весна, что выполнил Ваня все её задания
и подарила ему самокат.

На самокате Ваня к горке... (подъехал) С горки... (съехал) Вокруг горки... (объехал) Мост …(переехал) В парк... ( въехал) Из парка... ( выехал) и домой...( уехал)

3. Заключение. Сюрпризный момент.

-        Проснулся Ваня утром и не понял: сон это был   или нет. Только увидел он, что у двери стоит новенький самокат, а на тумбочке лежит угощение. Решил Ваня с вами угощением поделиться, ведь вы помогали  ему выполнять задания Красавицы Весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".

Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып...

Конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Дифференциация звуков [р] - [р\'] в словах. Закрепление знаний по теме "Перелетные птицы"».

Целями данного занятия являются дифференциация звуков [р] - [р\'] в словах; закрепление знаний  по теме «Перелетные птицы». ...

Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".

Данный конспект занятия предназначен для детей  подготовительной группы детского сада....

Конспект занятия "Пират на необитаемом острове". Тема: Дифференциация звуков "Ш ","Ж". Лексическая тема "Весна"(подготовительная логопедическая группа).

Цели: Учить слухо произносительной дифференциации звуков "Ш" "Ж"(сравнение ,различение и правильное произношение в слогах, словах, фразах ). Совершенствовать равыки  звукового анализа. Учить реша...

Дифференциация звуков Ж-Ш в предложениях. "Весна в лесу"

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности в старшей/подготовительной группе детского сада....

Конспект занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений. Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах, словах, текстах»

Конспект  занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений.Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах,словах, текстах&ra...