Дифференциация звуков Ж-Ш в предложениях. "Весна в лесу"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Роганова Ольга Викторовна

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности в старшей/подготовительной группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 непрерывной образовательной деятельности

для детей старшей/подготовительной  группы

с логопедическим заключением – ОНР, 2 уровень речевого развития

Тема: Дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в предложениях

Лексическая тема: Весна в лесу

Цель: Дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в предложениях

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:   

- упражнять в дифференциации звуков [Ш] - [Ж] в предложениях;

- продолжать обучать распространять предложения;

- упражнять детей в умении давать сравнительную характеристику звуков [Ш] - [Ж].

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое внимание;

- развивать речевую активность;

- упражнять в координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к занятию;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: компьютер или электронная доска с презентацией (или игровой программой), разноцветные полоски, сюжетные картинки, большие вырезанные буквы Ш и Ж

Ход занятия

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность детей

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что это?

В руках логопеда – письмо с 4-мя печатями.

Письмо.

  1. Основная часть

-  Да, когда я шла к вам на занятие, на пороге нашла письмо. Но не простое, а волшебное. Чтобы его открыть и узнать, кто и что нам пишет, нужно снять печати. Печать пропадет, когда мы с вами сделаем артикуляционное упражнение.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  • Улыбка – трубочка
  • «вкусное варенье»
  • «фокус»
  • «Чашечка»

Прим. При выполнении упражнения, логопед «ломает» печати, после чего письмо можно открыть и прочитать.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику

- Здравствуйте, ребята.  Злой волшебник заколдовал лес. Весна в самом разгаре, а никто из лесных жителей еще не проснулся. Помогите, пожалуйста, разбудить лес

- Ребята, поможем лесным жителям?

Да!

  1. Проговаривание изолированных звуков.

- Ребята, на чем мы можем отправиться в лес?

- Давайте поедем на машине. Сели в машину, завели мотор, поехали. (Произносим: Ж Ж Ж Ж Ж ЖЖ). Ой, у нас шина спустила. (Произносим: Ш Ш Ш ШШШШ). Шину нужно накачать. Взяли насосы (произносим: Ш-Ш-Ш-Ш). Мотор завели, дальше поехали. (Произносим: Ж Ж Ж ЖЖ).

На машине, на поезде …

Дети вслед за логопедом произносят звуки [Ш] и  [Ж]

  1. Дифференциация звуков [Ш] и [Ж].

 - Прежде, чем мы пойдем в лес, надо вспомнить правила поведения»

«Правила»:

  • Не шуми, испугаешь животных.
  • Не шали с огнем, будет пожар.
  • Не обижай шмеля, ужалит.
  • Не разрушай гнезда.

 - Прекрасно, теперь смело можем отправляться в путь. Лес крепко спит, чтобы его разбудить, нужно похлопать и потопать. Когда вы услышите слово со звуком [Ж], топните ногой, когда услышите [Ш], хлопните в ладоши.

  • Шмель, Шишка, Жук, Камыш, Жаба, Ежик, Мишка, Кукушка, Мышка, Букашка, Ужи

Дети повторяют вслед за логопедом.

Дети выполняют задание.

- Молодцы, как хорошо постарались: лес начал оживать. Давайте еще немного подвигаемся, окончательно разбудим лес и вспомним, что же произошло:

(Физкультминутка)

В лес пришел волшебник злой,

Он ужасный и большой.

Он руками замахал

И зверей заколдовал.

Но пришли друзья-детишки,

Озорные шалунишки,

Стали думать и решать,

Как заданья выполнять.

Наконец они решили

И зверей освободили.

Движения по содержанию текста (шаг на месте, размахивание руками, приседание, подпрыгивание)

  - Проснулся лес, что же теперь здесь происходит?»

  1. - Перед вами картинки. Давайте расскажем, что вы на них видите.
  • Мишка ест ежевику.
  • В камышах живут ужи.
  • У норки шуршат мыши.
  • Шмель летает над лужайкой.

  1. – Давайте вспомним, что мы каждое слово можем «зашифровать» разноцветной полоской. Одна полоска – одно слово. «Мишка ест ежевику» Сколько слов в предложении?

- Сколько нужно положить полосочек, чтобы зашифровать это предложение?

  1. – Отлично. Выкладываем.

  1. Теперь ищем слова, в которых есть звук Ж

  1. Находим букву Ж, кладем ее на полосочку, где зашифровано слово «ежевика»

  1. А есть у нас в предложении слова со звуком Ш?

  1. Находим букву Ш и кладем ее на полосочку слова «мишка»

Прим. Аналогично проводится работа над другими предложениями.

  1. - А сейчас давайте вместе составлять предложения по картинкам». Одна картинка – это одно слово. Потом я буду добавлять по одной картинке, и наше предложение будет становиться длиннее и красивее.
  • Шмель жужжит. (2 картинки)
  • Шмель жужжит над ежом (3 картинки)

(-Какой на картинке ежик?

 - Ребенок: «На картинке нарисован большой еж» (рекомендация – добиваться от ребенка ответа полным предложением). Логопед: «Составь предложение, рассказав, какой еж»)

  • Шмель жужжит над большим ежом.

(аналогично «описывается» шмель)

  • Пушистый шмель жужжит над большим ежом.

  • Жаба лежит
  • Желтая жаба лежит.
  • Желтая жаба лежит у лужи.

Ребенок озвучивает, что видит на картинке. Логопед наводящими вопросами или подсказками «выводит» детей на нужное слово с дифференцируемым звуком.

Три

Три

Выкладывают схему предложения

Ежевика

Находят полосочку-слово «ежевика», кладут на нее букву Ж

Мишка

Находят полосочку-слово «мишка», кладут на нее букву Ш

3. Подведение итогов занятия.

- Молодцы, ребята, хорошо постарались. Лес разбудили, весна настоящая наступила. Мы смело можем возвращаться домой. Но прежде давайте вспомним, что мы сегодня делали

- Мы ехали в лес на машине, топали ногами и хлопали руками на звуки Ш и Ж, шифровали и сочиняли предложения. Нам очень понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект занятия "Дифференциация звуков С-Ш. Прогулка по зимнгему лесу."

Конспект подгруппового логопедического занятия по тнме "Дифференциация звуков С-Ш. Пргогулка по зимнему лесу. Дифференциация звуков С-Ш изолированно, в слогах, словах и предложениях....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Дифференциация звуков Ж-Ш в предложениях. Презентация к методической разработке "Весна в лесу"

Данная презентация может быть использована при проведении подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков Ж-Ш в предложениях...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Дикие животные наших лесов. Дифференциация звуков Л-ЛЬ"

Занятие для детей старшего подготовительного возраста по теме"Дикие животные наших лесов. Дифференциация звуков Л-Ль"...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...