Аналитический отчёт о качестве результативности проведённой коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности №4 «Колобок» за 2022-2023 учебный год
материал по логопедии (старшая группа)

Подводя итоги за 2022 – 2023 учебный год, могу отметить, что уровень речевого развития детей старшей группы заметно вырос. Дети показали хорошие результаты. Сравнительный анализ результатов показал, что использование в течение года метода мнемотехники по развитию связной речи и нейрокарточек по автоматизации и дифференциации звуков детей способствовали положительной динамике и заметно облегчили детям овладение связной речью. Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный.

Повысился интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности.  Таким образом, годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.

На следующий учебный год поставили задачи: необходимо продолжить работу над развитием всех компонентов языковой системы у детей с нарушениями речи. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений. Повышение своего профессионального уровня. Пополнение кабинета играми и пособиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_2022-23.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                            «Центр развития ребенка - детский сад № 15«Юсишка»                                                                                   города Ставрополя

Аналитический отчёт

о качестве результативности проведённой

коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности №4 «Колобок»

за 2022-2023 учебный год

        

Учитель-логопед:

 Кругликова А.В.

Аналитический отчёт о качестве результативности проведённой коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда Кругликовой А.В. в старшей группе компенсирующей направленности №4 «Колобок»

за 2022-2023 учебный год

Организационное направление

Аналитический отчёт составлен по итогам деятельности учителя логопеда Кругликовой А.В. за 2022-2023 учебный год с целью оценки качества коррекционно-развивающей работы.

На основании результатов заседания ПМПК г. Ставрополя от 01.09.2022 г. в группу компенсирующей направленности МБДОУ №4 «Колобок» было зачислено 18 детей с нарушениями речи:

  • 9 детей– ОНР III уровня.  Дизартрия;
  • 1 ребенок- ОНР I-II уровня.  Дизартрия;
  • 1 ребенок- ОНР II-III уровня.  Дизартрия;
  • 2 ребёнка – ОНР II-III уровня;
  • 5 детей– ОНР III уровня.

Коррекционно-развивающий процесс в группе компенсирующей направленности в 2022-2023 учебном году строился в соответствии с программами:

- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования  для детей с ТНР с учетом содержания инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой издание 6-е Мозаика-синтез Москва 2021 , на 2022-2023 учебный год.

 - Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. (Н.В. Нищева).

Работа осуществлялась в соответствии с целями:

- Построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи от 5 до 7 лет, направленной на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Задачи:

― Содействовать овладению детьми с тяжёлыми нарушениями речи самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками.

― Содействовать овладению детьми с тяжёлыми нарушениями речи фонетической

системой русского языка, элементами грамоты.

― Способствовать общему развитию детей с тяжёлыми нарушениями речи, коррекции их психофизического развития.

― Формировать психологическую готовность к обучению в школе, коррекционно-развивающими, коррекционно-образовательными, коррекционно-воспитательными.

Диагностическое направление

В сентябре 2022 года было проведено углубленное логопедическое обследование.

Цель: диагностика речевого развития ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи: 

Методы, формы, приемы.

В данной работе для оценки речевого развития ребенка предлагаются контрольные упражнения и задания:

  • диагностика состояния мелкой и артикуляционной моторики;
  • диагностика общих речевых навыков;
  • диагностика состояния звукопроизношения;
  • диагностика состояния слоговой структуры и звуконаполняемости слов;
  • диагностика состояния фонематического слуха, анализа, синтеза;
  • диагностика импрессивной речи;
  • диагностика эмпрессивной речи (активного словаря, обобщающих понятий, словоизменения, словообразования);
  • диагностика состояния связной речи.

Предполагаемый результат.

Диагностика речевого развития позволяет:

  • получить объективную оценку уровня речевого развития и речевой подготовленности детей;
  • спланировать учебно-воспитательную и коррекционную работу с детьми;
  • выбрать программные общеобразовательные и коррекционные задачи;
  • использовать современные методики и технологии развивающего обучения;
  • создать предметно-развивающую среду;
  • организовать подгрупповую и индивидуальную работу с детьми;
  • комплектовать подгруппы;
  • определить временные нагрузки на каждого ребенка.

Виды диагностики нарушений речевого развития

  • скрининговая;
  • дифференциальная;
  • углублённая.

             Принципы диагностики речевых нарушений:

  • принцип всесторонности;
  • принцип комплексности;
  • онтогенетический принцип;
  • принцип системности;
  • принцип количественно-качественного анализа полученных данных.

Обследование позволило выявить не только нарушения в развитии воспитанников в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития, помогло адаптировать комплексную образовательную программу, сформировать подгруппы детей для коррекции нарушения речи, составить планы подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности.

Таблица мониторинга речевого развития детей старшей группы компенсирующей направленности на 2022-2023 учебный год

(вводный мониторинг)

Разделы диагностики

Низкий уровень (количество детей в %)

Средний уровень (количество детей в %)

Высокий уровень (количество детей в %)

Эмоциональная сфера, неречевые психические функции

4 (22%)

14 (78%)

0 (0%)

Развитие моторной сферы

2 (11%)

16 (89%)

0 (0%)

Развитие фонематического восприятия

18 (100%)

0 (0%)

0 (0%)

Развитие активного словаря

13 (72%)

5 (28%)

0 (0%)

Развитие грамматического строя речи

13 (72%)

5 (28%)

0 (0%)

Развитие фонетической стороны речи

18 (100%)

0 (0%)

0 (0%)

Связная речь

16(89%)

2 (11%)

0 (0%)

Содержание коррекционно-развивающей работы

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

  • Развитие словаря;
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа;
  • Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов;
  • Совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза;
  • Развитие связной речи;
  • Обучение элементам грамоты;
  • Формирование коммуникативных навыков.

Коррекционно-развивающее направление

Целью коррекционно-развивающей работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту звукопроизношением, словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов, согласованного и систематического взаимодействия с семьей дошкольников.

Осуществление коррекционной-развивающей работы в образовательной области «Речевое развитие» велось во фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форме, по следующим направлениям:

  1. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза;
  2. Обучение грамоте;
  3. Развитие словаря;
  4. Совершенствование грамматического строя речи;
  5. Развитие связной речи и речевого общения.

Реализация содержания коррекционно-развивающей работы осуществлялась через регламентируемые (ОД) и не регламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельную деятельность детей). Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определялось индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществлялась при максимальном использовании всех анализаторов. При планировании ОД учитывался тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий.

При изучении каждой темы определялся словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Темы соотносились с временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы проводилась работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения являлось создание условий для практического применения формируемых знаний. В течение учебного года на занятиях широко использовался наглядный материал, а также мультимедийное оборудование.

Большое внимание уделялось занятиям по логоритмике, которая способствовала развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличению словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти.

Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОО условий, в своей практической деятельности мною использовались различные современные образовательные технологии: игровые, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие, мнемотехника, метод наглядного моделирования, Су-Джок терапия, нейрогимнастика и другие.

Игровые технологии позволяют повышать успешность обучения воспитанников с речевыми нарушениями. Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях игровой деятельности. Используемые мною игровые пособия применяются на логопедических занятиях по разным направлениям работы (произносительной и лексико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слова, фонематического восприятия и обучения грамоте).

Активно использую информационно-коммуникационные технологии. Чтобы достичь максимального результата в коррекционно образовательном процессе на занятиях использую мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания на компьютере «Учимся говорить правильно», «Артикуляционная гимнастика», «Баба Яга учится читать».

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Оно подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу.

Для сохранения и укрепления физического здоровья использую здоровьесберегающие технологии:

  • Артикуляционную гимнастику, систематические упражнения по тренировке движений пальцев.
  • Регулярные занятия дыхательной гимнастикой (способствуют воспитанию правильного речевого дыхания).
  • Зрительную гимнастику (снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации).
  • Кинезиологические упражнения (направлены на активизацию межполушарного взаимодействия («гимнастика мозга»), помогают активизировать различные отделы коры головного мозга).
  • Успешно апробировала метод использования Су-Джок терапии, шарики-«ёжики» и колечки используем при пальчиковой гимнастике, а также выполняем множество игровых упражнений с ними.

Применение данных технологий позволило в работе с детьми ТНР, повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировать у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укреплении здоровья.

Динамические изменения в освоении адаптированной образовательной программы на 2022-2023 учебный год

Для большей достоверности и наглядности были представлены данные итоговых диагностик, сопоставлены показатели данных диагностик уровня речевого развития после проведения коррекционной работы.

Таблица мониторинга речевого развития детей старшей группы компенсирующей направленности в 2022-2023 учебный год (итоговый мониторинг)

Разделы диагностики

Низкий уровень (количество детей в %)

Средний уровень (количество детей в %)

Высокий уровень (количество детей в %)

Эмоциональная сфера, неречевые психические функции

0 (0%)

1 (5,5%)

17 (94,5%)

Развитие моторной сферы

0 (0%)

1 (5,5%)

17 (94,5%)

Развитие фонематического восприятия

0 (0%)

5 (28%)

13  (72%)

Развитие активного словаря

0 (0%)

3 (17%)

15  (83%)

Развитие грамматического строя речи

0 (0%

7 (39%)

11  (61%)

Развитие фонетической стороны речи

0 (0%)

13 (72%)

5  (28%)

Связная речь

1 (5,5%)

10 (55,5%)

7  (39%)

По результатам, представленным в таблице видно, что на начало обучения 2022-2023 учебного года обследуемые дети были распределены по уровням речевого развития следующим образом:

  • высокий уровень – 0%,
  • средний уровень – 47%,
  • низкий уровень – 53%.

На конец обучения следующие показатели состояния развития речи детей:

  • высокий уровень – 89%,
  • средний уровень – 11%,
  • низкий уровень – 0%.

         Вывод: на начало обучения в группе уровень развития всех компонентов речи был низким. За один учебный год была проделана большая работа, результат которой виден на конец обучения, что ещё раз подтверждает вывод о положительной динамике развития всех речевых процессов у дошкольников старшей группы. Об эффективности проведенной логопедической работы свидетельствует изменение процентного соотношения уровней речевого развития, выявленное на начальном этапе работы и в конце учебного года.

         

Взаимодействие  с родителями.

Цель: активизировать родителей, привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и детском саду более последовательным, а их взаимовлияние более эффективным.

В течение года проводились индивидуальные консультации для родителей группы: «Автоматизация поставленных звуков», «Выполнение рекомендаций логопеда», «Результаты  диагностики».

Работа с педагогами, специалистами.

Для воспитателей проводились индивидуальные консультации, отчеты о результатах обследования устной речи и о результатах коррекционной работы, проводимой в течение всего учебного года. Консультации на темы:

«Взаимосвязь работы учителя – логопеда и воспитателей логопедической группы в коррекционной работе по устранению фонетико – фонематического недоразвития речи».

«Речевое общение детей с ОНР».

  «Фонематический слух - основа правильной речи».

 «Тренинг по развитию фонематического слуха для воспитателей и специалистов».

«Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

« Формирование грамматического строя речи».

« Необходимость развития речевого дыхания».

« Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста».

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи».

 «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста».

Консультация для музыкального руководителя ДОУ: «Речь, музыка, движение».

Консультация логопеда для инструктора ФЗК: "Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с дошкольниками 5 – 6 лет, имеющими нарушения речи».

Мастер-класс « Кинезиологические упражнения, как вид здоровьесберегающих технологий».

Мастер- класс «Роль кинезиологических упражнений в преодолении речевых нарушений у дошкольников».

Семинар- практикум «Логопедическое ассорти».

Семинар- практикум « Культура речевого общения».

Мастер – класс « Как правильно учить стихи».

Обобщила опыт на район, показала мастер – класс « Логопедические игры с мамой нетрадиционными способами».

Проводился анализ совместной работы учителя-логопеда и воспитателей подготовительной коррекционной группы за учебный год:

- обсуждение рабочих моментов

- рекомендации по организации совместной деятельности

Велось тесное сотрудничество с педагогом-психологом. Совместное выявление детей для коррекции, проведения профилактических мероприятий с детьми, проведения коррекционного воздействия для нуждающихся детей, работа в ППк детского сада.

Самообразование

В течение учебного года  велась работа по самообразованию на тему: «Сенсорная интеграция   », систематически повышался уровень профессиональной компетентности.  

  Был поиск новых  форм и методов работы по исправлению речевых нарушений  у детей, которые были бы эффективны, и не перегружали бы ребёнка.

Систематически  повышался опыт работы  с участием в вебинарах на портале МЕРСИБО.

Каждый месяц принимала участие в публикации учебно-методического материала на портале ПЕДАГОГИ.ОНЛАЙН.

          

     

Выводы

Подводя итоги за 2022 – 2023 учебный год, могу отметить, что уровень речевого развития детей старшей группы заметно вырос. Дети показали хорошие результаты. Сравнительный анализ результатов показал, что использование в течение года метода мнемотехники по развитию связной речи  и нейрокарточек по автоматизации и дифференциации звуков детей способствовали положительной динамике и заметно облегчили детям овладение связной речью. Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный.

Повысился интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности.  Таким образом, годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.

 На следующий учебный год поставили задачи:                                                                              необходимо продолжить работу над развитием всех компонентов языковой системы у детей с нарушениями речи.  Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений. Повышение своего профессионального уровня. Пополнение кабинета играми и пособиями.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет о результативности коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности за 2018-2020 уч.гг.

В данном отчете представлены результаты работы учителя-логопеда за два года (старшая и подготовительная к школе логопедическая группа)....

Рабочая программа воспитателя Подготовительной к школе группы компенсирующей направленности "Детский сад № 198" 2022-2023 учебный год

Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи: Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный, в каждом из кото...

ПРОГРАММА коррекционно-логопедической работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа  для детей компенсирующей группы с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) разработана с учетом образовательных потребностей детей с ОВЗ и запросов  родителей...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2022-2023 учебный год (II год обучения)

          Данная Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5 - 6 лет с тяжелыми нарушениями речи.  Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО на ...

Годовой план работы учителя - логопеда в группе компенсирующей направленности (5- 6 лет) 2022-2023 уч. г.

Годовой план работы  учителя - логопеда в группе компенсирующей направленности (5- 6 лет)...