Аналитический отчёт о качестве результативности проведённой коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности №4 «Колобок» за 2022-2023 учебный год
материал по логопедии (старшая группа)
Подводя итоги за 2022 – 2023 учебный год, могу отметить, что уровень речевого развития детей старшей группы заметно вырос. Дети показали хорошие результаты. Сравнительный анализ результатов показал, что использование в течение года метода мнемотехники по развитию связной речи и нейрокарточек по автоматизации и дифференциации звуков детей способствовали положительной динамике и заметно облегчили детям овладение связной речью. Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный.
Повысился интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности. Таким образом, годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.
На следующий учебный год поставили задачи: необходимо продолжить работу над развитием всех компонентов языковой системы у детей с нарушениями речи. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений. Повышение своего профессионального уровня. Пополнение кабинета играми и пособиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_2022-23.docx | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 15«Юсишка» города Ставрополя
Аналитический отчёт
о качестве результативности проведённой
коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности №4 «Колобок»
за 2022-2023 учебный год
Учитель-логопед:
Кругликова А.В.
Аналитический отчёт о качестве результативности проведённой коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда Кругликовой А.В. в старшей группе компенсирующей направленности №4 «Колобок»
за 2022-2023 учебный год
Организационное направление
Аналитический отчёт составлен по итогам деятельности учителя логопеда Кругликовой А.В. за 2022-2023 учебный год с целью оценки качества коррекционно-развивающей работы.
На основании результатов заседания ПМПК г. Ставрополя от 01.09.2022 г. в группу компенсирующей направленности МБДОУ №4 «Колобок» было зачислено 18 детей с нарушениями речи:
- 9 детей– ОНР III уровня. Дизартрия;
- 1 ребенок- ОНР I-II уровня. Дизартрия;
- 1 ребенок- ОНР II-III уровня. Дизартрия;
- 2 ребёнка – ОНР II-III уровня;
- 5 детей– ОНР III уровня.
Коррекционно-развивающий процесс в группе компенсирующей направленности в 2022-2023 учебном году строился в соответствии с программами:
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР с учетом содержания инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой издание 6-е Мозаика-синтез Москва 2021 , на 2022-2023 учебный год.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. (Н.В. Нищева).
Работа осуществлялась в соответствии с целями:
- Построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи от 5 до 7 лет, направленной на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Задачи:
― Содействовать овладению детьми с тяжёлыми нарушениями речи самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками.
― Содействовать овладению детьми с тяжёлыми нарушениями речи фонетической
системой русского языка, элементами грамоты.
― Способствовать общему развитию детей с тяжёлыми нарушениями речи, коррекции их психофизического развития.
― Формировать психологическую готовность к обучению в школе, коррекционно-развивающими, коррекционно-образовательными, коррекционно-воспитательными.
Диагностическое направление
В сентябре 2022 года было проведено углубленное логопедическое обследование.
Цель: диагностика речевого развития ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- Выявить уровень речевого развития ребенка.
- Осуществить индивидуально-дифференцированный подход в развитии речи ребёнка.
- Упорядочить запись данных, сбор информации.
Методы, формы, приемы.
В данной работе для оценки речевого развития ребенка предлагаются контрольные упражнения и задания:
- диагностика состояния мелкой и артикуляционной моторики;
- диагностика общих речевых навыков;
- диагностика состояния звукопроизношения;
- диагностика состояния слоговой структуры и звуконаполняемости слов;
- диагностика состояния фонематического слуха, анализа, синтеза;
- диагностика импрессивной речи;
- диагностика эмпрессивной речи (активного словаря, обобщающих понятий, словоизменения, словообразования);
- диагностика состояния связной речи.
Предполагаемый результат.
Диагностика речевого развития позволяет:
- получить объективную оценку уровня речевого развития и речевой подготовленности детей;
- спланировать учебно-воспитательную и коррекционную работу с детьми;
- выбрать программные общеобразовательные и коррекционные задачи;
- использовать современные методики и технологии развивающего обучения;
- создать предметно-развивающую среду;
- организовать подгрупповую и индивидуальную работу с детьми;
- комплектовать подгруппы;
- определить временные нагрузки на каждого ребенка.
Виды диагностики нарушений речевого развития:
- скрининговая;
- дифференциальная;
- углублённая.
Принципы диагностики речевых нарушений:
- принцип всесторонности;
- принцип комплексности;
- онтогенетический принцип;
- принцип системности;
- принцип количественно-качественного анализа полученных данных.
Обследование позволило выявить не только нарушения в развитии воспитанников в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития, помогло адаптировать комплексную образовательную программу, сформировать подгруппы детей для коррекции нарушения речи, составить планы подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности.
Таблица мониторинга речевого развития детей старшей группы компенсирующей направленности на 2022-2023 учебный год
(вводный мониторинг)
Разделы диагностики | Низкий уровень (количество детей в %) | Средний уровень (количество детей в %) | Высокий уровень (количество детей в %) |
Эмоциональная сфера, неречевые психические функции | 4 (22%) | 14 (78%) | 0 (0%) |
Развитие моторной сферы | 2 (11%) | 16 (89%) | 0 (0%) |
Развитие фонематического восприятия | 18 (100%) | 0 (0%) | 0 (0%) |
Развитие активного словаря | 13 (72%) | 5 (28%) | 0 (0%) |
Развитие грамматического строя речи | 13 (72%) | 5 (28%) | 0 (0%) |
Развитие фонетической стороны речи | 18 (100%) | 0 (0%) | 0 (0%) |
Связная речь | 16(89%) | 2 (11%) | 0 (0%) |
Содержание коррекционно-развивающей работы
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
- Развитие словаря;
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
- Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа;
- Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов;
- Совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза;
- Развитие связной речи;
- Обучение элементам грамоты;
- Формирование коммуникативных навыков.
Коррекционно-развивающее направление
Целью коррекционно-развивающей работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту звукопроизношением, словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов, согласованного и систематического взаимодействия с семьей дошкольников.
Осуществление коррекционной-развивающей работы в образовательной области «Речевое развитие» велось во фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форме, по следующим направлениям:
- Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза;
- Обучение грамоте;
- Развитие словаря;
- Совершенствование грамматического строя речи;
- Развитие связной речи и речевого общения.
Реализация содержания коррекционно-развивающей работы осуществлялась через регламентируемые (ОД) и не регламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельную деятельность детей). Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определялось индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществлялась при максимальном использовании всех анализаторов. При планировании ОД учитывался тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий.
При изучении каждой темы определялся словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Темы соотносились с временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы проводилась работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения являлось создание условий для практического применения формируемых знаний. В течение учебного года на занятиях широко использовался наглядный материал, а также мультимедийное оборудование.
Большое внимание уделялось занятиям по логоритмике, которая способствовала развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличению словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти.
Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОО условий, в своей практической деятельности мною использовались различные современные образовательные технологии: игровые, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие, мнемотехника, метод наглядного моделирования, Су-Джок терапия, нейрогимнастика и другие.
Игровые технологии позволяют повышать успешность обучения воспитанников с речевыми нарушениями. Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях игровой деятельности. Используемые мною игровые пособия применяются на логопедических занятиях по разным направлениям работы (произносительной и лексико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слова, фонематического восприятия и обучения грамоте).
Активно использую информационно-коммуникационные технологии. Чтобы достичь максимального результата в коррекционно образовательном процессе на занятиях использую мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания на компьютере «Учимся говорить правильно», «Артикуляционная гимнастика», «Баба Яга учится читать».
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Оно подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу.
Для сохранения и укрепления физического здоровья использую здоровьесберегающие технологии:
- Артикуляционную гимнастику, систематические упражнения по тренировке движений пальцев.
- Регулярные занятия дыхательной гимнастикой (способствуют воспитанию правильного речевого дыхания).
- Зрительную гимнастику (снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации).
- Кинезиологические упражнения (направлены на активизацию межполушарного взаимодействия («гимнастика мозга»), помогают активизировать различные отделы коры головного мозга).
- Успешно апробировала метод использования Су-Джок терапии, шарики-«ёжики» и колечки используем при пальчиковой гимнастике, а также выполняем множество игровых упражнений с ними.
Применение данных технологий позволило в работе с детьми ТНР, повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировать у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укреплении здоровья.
Динамические изменения в освоении адаптированной образовательной программы на 2022-2023 учебный год
Для большей достоверности и наглядности были представлены данные итоговых диагностик, сопоставлены показатели данных диагностик уровня речевого развития после проведения коррекционной работы.
Таблица мониторинга речевого развития детей старшей группы компенсирующей направленности в 2022-2023 учебный год (итоговый мониторинг)
Разделы диагностики | Низкий уровень (количество детей в %) | Средний уровень (количество детей в %) | Высокий уровень (количество детей в %) |
Эмоциональная сфера, неречевые психические функции | 0 (0%) | 1 (5,5%) | 17 (94,5%) |
Развитие моторной сферы | 0 (0%) | 1 (5,5%) | 17 (94,5%) |
Развитие фонематического восприятия | 0 (0%) | 5 (28%) | 13 (72%) |
Развитие активного словаря | 0 (0%) | 3 (17%) | 15 (83%) |
Развитие грамматического строя речи | 0 (0% | 7 (39%) | 11 (61%) |
Развитие фонетической стороны речи | 0 (0%) | 13 (72%) | 5 (28%) |
Связная речь | 1 (5,5%) | 10 (55,5%) | 7 (39%) |
По результатам, представленным в таблице видно, что на начало обучения 2022-2023 учебного года обследуемые дети были распределены по уровням речевого развития следующим образом:
- высокий уровень – 0%,
- средний уровень – 47%,
- низкий уровень – 53%.
На конец обучения следующие показатели состояния развития речи детей:
- высокий уровень – 89%,
- средний уровень – 11%,
- низкий уровень – 0%.
Вывод: на начало обучения в группе уровень развития всех компонентов речи был низким. За один учебный год была проделана большая работа, результат которой виден на конец обучения, что ещё раз подтверждает вывод о положительной динамике развития всех речевых процессов у дошкольников старшей группы. Об эффективности проведенной логопедической работы свидетельствует изменение процентного соотношения уровней речевого развития, выявленное на начальном этапе работы и в конце учебного года.
Взаимодействие с родителями.
Цель: активизировать родителей, привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и детском саду более последовательным, а их взаимовлияние более эффективным.
В течение года проводились индивидуальные консультации для родителей группы: «Автоматизация поставленных звуков», «Выполнение рекомендаций логопеда», «Результаты диагностики».
Работа с педагогами, специалистами.
Для воспитателей проводились индивидуальные консультации, отчеты о результатах обследования устной речи и о результатах коррекционной работы, проводимой в течение всего учебного года. Консультации на темы:
«Взаимосвязь работы учителя – логопеда и воспитателей логопедической группы в коррекционной работе по устранению фонетико – фонематического недоразвития речи».
«Речевое общение детей с ОНР».
«Фонематический слух - основа правильной речи».
«Тренинг по развитию фонематического слуха для воспитателей и специалистов».
«Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
« Формирование грамматического строя речи».
« Необходимость развития речевого дыхания».
« Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста».
«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи».
«Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста».
Консультация для музыкального руководителя ДОУ: «Речь, музыка, движение».
Консультация логопеда для инструктора ФЗК: "Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с дошкольниками 5 – 6 лет, имеющими нарушения речи».
Мастер-класс « Кинезиологические упражнения, как вид здоровьесберегающих технологий».
Мастер- класс «Роль кинезиологических упражнений в преодолении речевых нарушений у дошкольников».
Семинар- практикум «Логопедическое ассорти».
Семинар- практикум « Культура речевого общения».
Мастер – класс « Как правильно учить стихи».
Обобщила опыт на район, показала мастер – класс « Логопедические игры с мамой нетрадиционными способами».
Проводился анализ совместной работы учителя-логопеда и воспитателей подготовительной коррекционной группы за учебный год:
- обсуждение рабочих моментов
- рекомендации по организации совместной деятельности
Велось тесное сотрудничество с педагогом-психологом. Совместное выявление детей для коррекции, проведения профилактических мероприятий с детьми, проведения коррекционного воздействия для нуждающихся детей, работа в ППк детского сада.
Самообразование
В течение учебного года велась работа по самообразованию на тему: «Сенсорная интеграция », систематически повышался уровень профессиональной компетентности.
Был поиск новых форм и методов работы по исправлению речевых нарушений у детей, которые были бы эффективны, и не перегружали бы ребёнка.
Систематически повышался опыт работы с участием в вебинарах на портале МЕРСИБО.
Каждый месяц принимала участие в публикации учебно-методического материала на портале ПЕДАГОГИ.ОНЛАЙН.
Выводы
Подводя итоги за 2022 – 2023 учебный год, могу отметить, что уровень речевого развития детей старшей группы заметно вырос. Дети показали хорошие результаты. Сравнительный анализ результатов показал, что использование в течение года метода мнемотехники по развитию связной речи и нейрокарточек по автоматизации и дифференциации звуков детей способствовали положительной динамике и заметно облегчили детям овладение связной речью. Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный.
Повысился интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности. Таким образом, годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.
На следующий учебный год поставили задачи: необходимо продолжить работу над развитием всех компонентов языковой системы у детей с нарушениями речи. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений. Повышение своего профессионального уровня. Пополнение кабинета играми и пособиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт воспитательно-образовательной работы в старшей группе компенсирующей направленности детей с ТНР за 2012-2013г
В отчёте отражены результаты усвоения детьми программных задач....
Аналитический отчет о результативности коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности за 2018-2020 уч.гг.
В данном отчете представлены результаты работы учителя-логопеда за два года (старшая и подготовительная к школе логопедическая группа)....
Рабочая программа воспитателя Подготовительной к школе группы компенсирующей направленности "Детский сад № 198" 2022-2023 учебный год
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи: Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный, в каждом из кото...
ПРОГРАММА коррекционно-логопедической работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа для детей компенсирующей группы с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) разработана с учетом образовательных потребностей детей с ОВЗ и запросов родителей...
ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2022-2023 учебный год (II год обучения)
Данная Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5 - 6 лет с тяжелыми нарушениями речи. Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО на ...
Годовой план работы учителя - логопеда в группе компенсирующей направленности (5- 6 лет) 2022-2023 уч. г.
Годовой план работы учителя - логопеда в группе компенсирующей направленности (5- 6 лет)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда коррекционно–развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2022-2023 учебный год.
Оглавление 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка……..……………………&helli...