Сборник дидактических игр по речевому развитию детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии
Дошкольное детство является важным периодом в развитии ребенка и его личности в целом. Это время активного усвоения одной из форм речи - устной, а так же становления и развития всех ее сторон – фонетической, лексической грамматической. Достаточный уровень сформированности звуковой культуры речи в дошкольном детстве, значим в плане готовности ребенка к школе, так как в учебной деятельности широко используется устная форма речи, более того освоение письменной формой речи без нее не возможно. Поэтому формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_razvitie_rechi.docx | 232.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 41
муниципальное образование Усть-Лабинский район
Подготовила воспитатель:
Тюнина А.А.
г. Усть-Лабинск
2020 год
Пояснительная записка.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, именно с этим показателем связана актуальность данной темы.
Дошкольное детство является важным периодом в развитии ребенка и его личности в целом. Это время активного усвоения одной из форм речи - устной, а так же становления и развития всех ее сторон – фонетической, лексической грамматической. Достаточный уровень сформированности звуковой культуры речи в дошкольном детстве, значим в плане готовности ребенка к школе, так как в учебной деятельности широко используется устная форма речи, более того освоение письменной формой речи без нее не возможно. Поэтому формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.
Игра – основной вид деятельности ребенка, поэтому идея включения дидактической игры в процесс обучения является неотъемлемой его частью. Игра создает тот положительный фон, на котором все психологические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений. В игре дети осваивают новые знания и умения, правила поведения в социуме, правила человеческого общения, а также повышается интерес к занятиям, развивает сосредоточенность, что обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой и образовательными областями. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение.
Дидактические игры способствуют развитию таких мыслительных операций, как анализ, мысленное разложение целого на части, установления сходства и различия между предметами, мысленное объединение предметов по каким-либо свойствам.
Для того что бы дидактическая игра была полезной и эффективной необходимо четко и правильно ее организовать. Существует три этапа:
- Подготовка к проведению
-отбор игры в соответствии с задачами обучения и воспитания: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь),
-установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы,
-определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры,
-определение количества играющих (группа, подгруппа, индивидуально),
-подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры,
-изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре и приемы руководства (взрослым),
-подготовить к игре детей (обогатить их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни.
- Проведение игры
-ознакомление детей с содержанием игры, и с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа),
-объяснение хода и правил игры, при этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил,
-показ игровых действий (воспитатель учит детей правильно выполнять действие),
-определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика, арбитра (участвуя в игре, педагог направляет действия играющих),
-подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить о ее эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
3.Анализ игры
-направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, а значит правильно организовать индивидуальную работу.
Дидактическая игра является ценным средством:
- воспитания умственной активности,
-активизации психических процессов,
-вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания,
-побуждает детей к общению друг с другом,
-способствует совершенствованию разговорной речи,
-способствует обогащению словаря,
-оказывает влияние на формирование грамматического строя речи,
-развивает фонематический слух .
Поэтому, проводить работу по развитию речи детей дошкольного возраста, с применением дидактических игр, считаю целесообразной.
Игры по речевому развитию детей
младшего дошкольного возраста.
Игра №1
«Бабочка, лети!»
Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
Методические рекомендации. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.
Игра №2
«Пускание корабликов»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.
Ход: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)
Методические рекомендации. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.
Игра №3
«Громко — тихо»
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.
Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические рекомендации. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.
Игра №4
«Покормим птенчиков»
Цель: Развивать речевой аппарат детей.
Ход: Воспитатель: Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх), птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети по шире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.
Методические рекомендации. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей.
Игра №5
«Часы»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Подготовительная работа. Педагог подбирает картинки с изображением часов, настоящие часы.
Ход: Воспитатель: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак…»!.
- Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).
- Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).
Игра №6
«Медвежата мед едят»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его (обязательный показ всех действий воспитателем.)
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).
Методические рекомендации. Игру можно повторять 3-4 раза. Для большей заинтересованности детей, можно использовать соответствующие шапочки или пригласить в гости игрушечного медвежонка.
Игра №7
«Лягушка и лягушата»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают).
Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Игра №8
«Кто в домике живет?»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Подготовительная работа. Педагог подбирает изображения животных, кубики
Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.
Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко)? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).
Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо)? Как котенок мяукал?
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.
Игра №9
«Прятки»
Цель: развивать навык звукоподражания.
Подготовительная работа. Педагог подготавливает плоскостной настольный домик с большим окном, медвежонок или другие сюжетные игрушки.
Ход: Перед сидящими детьми за столом педагог. На столе стоит домик, из окна которого выглядывает медвежонок.
Воспитатель: Ой, чья это мордочка показалась в окошке?
Дети отвечают, что это мишка. Педагог выводит его из-за домика и обращает внимание детей на то, как урчит мишка, здороваясь с ними. Затем он просит детей так же поурчать.
Вдруг мишка прячется за домик.
Воспитатель: Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Отзовись!
Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Покажись!
В окне снова показывается голова мишки. Он качает голо вой и урчит. Дети подражают ему.
Методические рекомендации: Игра-показ повторяется по желанию детей. Прятаться могут разные, знакомые детям персонажи. И каждый раз педагог побуждает детей подражать «голосам» этих персонажей.
Игра №10
«Возьмем Мишку на прогулку»
Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.
Подготовительная работа. Педагог подготавливает игрушки: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).
Ход: Воспитатель сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда мишки. Воспитатель, читая стихотворение, не спеша, одевает мишку. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети.
Я надену Мишке теплые ...штанишки.
Теплые штанишки я надену …Мишке.
Валенки-малышки я надену... Мишке.
Так, так и вот так - валенки-…малышки.
Я надену... Мишке валенки-малышки,
Я надену... Мишке красное... пальтишко,
Красное ... пальтишко я надену... Мишке.
А когда иду гулять, надо шапку надевать.
Мишку мы возьмем...гулять,
Будем в саночках ... катать!
Методические рекомендации. Воспитатель усаживает одетого мишку в игрушечные санки. Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут его с собой.
Игра №11
«Зверята»
Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.
Подготовительная работа. Педагог подготавливает шапочки зверей.
Ход: Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».
Все пушистые цыплятки,
Любопытные ребятки.
Мама спросит: «Где же вы?»
Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»
Курочка-хохлатушка по двору гуляла,
Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко!»
Ходит по двору петух,
Аж захватывает дух.
Как увидит он зерно,
Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Вышел котик погулять,
Решил цыпленка напугать.
Стал подкрадываться сразу
И мяукнул громко: «Мяу!»
Ловко прыгает лягушка,
У ней толстенькое брюшко,
Выпученные глаза,
Говорит она: «Ква-ква!»
Методические рекомендации. Игру можно повторить несколько раз, меняя при этом детей ролями.
Игра №12
«Песня-песенка»
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.
Подготовительная работа. Педагог подбирает игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах детей были звукоподражания, которые в нем даны.
Ход. Запела девочка песенку. Пела-пела и допела.
- Теперь ты, петушок, пой!
- Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.
- Ты спой, Мурка!
- Мяу, мяу, - спела кошка.
- Твоя очередь, уточка!
- Кря-кря-кря, - затянула утка.
- И ты, Мишка!
- Ряв-ряв-р-я-яв! - зарычал медведь.
- Ты, лягушка, спой!
- Ква-ква-квак-к-к! - проквакала квакушка.
- А ты, кукла, что споешь?
- Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка!
Методические рекомендации. Педагогу следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.
Игра №13
«Птицеферма».
Цель. Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе: произносить 3-4 слога.
Подготовительная работа. Подобрать звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.
Ход: Воспитатель показывает детям игрушки и воспроизводит 3 - 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам... (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».
«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «га-га-га». Далее воспитатель последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.
Методические рекомендации. Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех-четырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2-3 звукоподражания, другие – 3 - 4.
Игра №14
«Кукушка и дудочка»
Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.
Подготовительная работа. Педагог подготавливает необходимые картинки.
Ход: Воспитатель: В лесу живет птица – кукушка (показ картинки). Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Однажды дети пришли в лес обирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).
Методические рекомендации. Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки. Без системы 6-7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Игра №15
«Чья птичка дальше улетит?»
Цель: Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.
Ход: На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.
Методические рекомендации. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.
Игры по речевому развитию детей
среднего дошкольного возраста.
Игра №1
«Кто где живёт?»
Цель: Закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Подготовительная работа. Педагог подбирает необходимые изображения, мяч.
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1. Педагог – Дети: Кто живёт в дупле? - Белка. Кто живёт в скворечнике? - Скворцы. Кто живёт в гнезде? - птицы. Кто живёт в будке? - Собака. Кто живёт в улье? - Пчёлы Кто живёт в норе? - Лиса. Кто живёт в логове? - Волк. Кто живёт в берлоге? - Медведь.
Вариант 2. Педагог - Дети: Где живёт медведь? - В берлоге. Где живёт волк? - В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
Методические рекомендации. Вариант игры подбирается от простого к более сложному. Перед началом игры воспитатель четко объясняет правила, показывает пример.
Игра №2
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Подготовительная работа. Педагог знакомит детей с различными цветами, пользуясь соответствующими карточками, мяч.
Ход: Воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Воспитатель - Дети: Красный - мак, огонь, флаг. Оранжевый - апельсин, морковь, заря. Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа. Зелёный-огурец, трава, лес. Голубой - небо, лёд, незабудки. Синий - колокольчик, море, небо. Фиолетовый - слива, сирень, сумерки.
Методические рекомендации. Игру следует проводить с небольшой группой детей.
Игра №3
«Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Подготовительная работа. Педагог проводит ознакомительную беседу, мяч.
Ход: Воспитатель, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. Педагог - Дети: Горячий – холодный, Хороший – плохой, Умный – глупый, Весёлый – грустный, Острый – тупой, Гладкий – шероховатый.
Методические рекомендации. Игру следует проводить с небольшой группой детей.
Игра№4
«Догадайся и подскажи»
Цель: развивать и обогащать активный речевой словарь детей.
Подготовительная работа. Педагог подготавливает необходимые изображения.
Ход: на доске выставлены рисунки. Воспитатель называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.
- хищный, ширококрылый... - орел;
- зеленый, прожорливый... - крокодил;
- воронье, серое... - крыло;
- блестящее, гладкое... - зеркало.
Методические рекомендации. Для лучшего восприятия и понимания детьми хода игры вместо изображений, возможно использовать предметы – заместители, игрушки.
Игра №5
«Назови ласково»
Цель: вырабатывать прочный навык правильного образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов.
Подготовительная работа. Педагог подбирает игрушки, картинки , мяч или кубик.
Ход: Воспитатель, бросая мяч ребенку или передавая кубик, называет первое слово, а ребенок, возвращая мяч, называет второе уже измененное слово.
- кот - котик,
- река - речушка,
- мама - мамочка,
- солнце – солнышко.
Методические рекомендации. Важно обращать внимание на различия в окончаниях вновь образованных слов.
Игра №6
«Согласие – несогласие»
Цель: формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Ход: Воспитатель предлагает детям выразить свое отношение к ряду утверждений, например: воспитатель - сегодня не будет дождя.
Дети - нет, будет, потому что небо тёмное.
Воспитатель - все птицы улетают в теплые края.
Дети - нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Воспитатель - это - рыба.
Дети - нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши, а у рыбы нет.
Игра №7
«Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать антонимы к словам – действиям, активизировать глагольный запас.
Подготовительная работа. Наблюдения в ходе прогулок, разъяснение педагогом тех или иных действий прохожих, работников детского сада.
Ход: воспитатель называет слово и бросает мяч одному из детей. ребенок, поймавший мяч, придумывает слово, противоположной по значению, говорит это слово и бросает мяч обратно.
Одеть-раздеть, Поднять – опустить,
Бросить – поймать, Спрятать- найти, налить – вылить и т.п.
Методические рекомендации. Игру лучше проводить после наблюдений, упражнений за действиями людей, работа по обогащению и уточнению глагольного словаря.
Игра №8
«Скажи, где»
Цель: уточнение употребления слов, обозначающих пространственные отношения. Активизация словаря антонимов, синонимов. «Скажи наоборот» (предлоги).
Подготовительная работа. Педагог подбирает необходимые картинки и изображения.
Ход: Воспитатель показывает детям картинку и спрашивает. Например: Где летит самолет? Где проплывают облака? Где висят часы?
Дети отвечают: самолет летит под облаками. Облака проплывают над самолетом. Часы висят над столом.
Методические рекомендации. Для лучшего восприятия материала детьми необходимо схематично показывать нахождение предмета при употреблении предлогов над и под.
Игра№9
«Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Подготовительная работа. Педагог подбирает атрибуты необходимые для игры.
Ход: Воспитатель бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Например: стол – столы, стул – стулья, гора – горы, лист – листья, дом – дома, носок – носки, глаз – глаза, кусок – куски, день – дни, прыжок – прыжки, сон – сны, гусёнок – гусята, лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.
Методические рекомендации. Целесообразно провести игру в виде загадок с применением наглядных, красочных картинок.
Игра №10
«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Подготовительная работа. Чтение стихотворений детям, совместное рассматривание иллюстраций.
Ход: воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
Методические рекомендации. Для лучшего восприятия детьми данного материала целесообразно использовать наглядные пособия, игрушки и т.п.
Игра №11
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Подготовительная работа. Педагог подбирает необходимые атрибуты.
Ход: воспитатель, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. Например: что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко). Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка). Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф). Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока).
Методические рекомендации. Для закрепления элементарных математических представлений в области геометрических фигур, возможно использование наглядных материалов.
Игра №12
«Весёлый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Подготовительная работа. Педагог подбирает соответствующий теме наглядный материал, мяч.
Ход: воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «три», «четыре», «пять». Например: Один стол – пять столов, один слон – пять слонов, один журавль – пять журавлей, один лебедь – пять лебедей, одна гайка – пять гаек, одна шишка – пять шишек, один гусёнок – пять гусят, один цыплёнок – пять цыплят, один заяц – пять зайцев, одна шапка – пять шапок.
Методические рекомендации. Игру целесообразно проводить с не большой группой детей, по возможности использовать наглядные материала.
Игра №13
«Обобщающие понятия»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Ход: воспитатель называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
Например: педагог - дети: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска
Методические рекомендации. Игру лучше проводить с небольшой группой детей, в том случае, если игра проводится несколько раз подряд, целесообразно использовать разные далекие друг от друга обобщающие понятия.
Игра №14
«Хорошо – плохо»
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
Подготовительная работа. Педагог подбирает инвентарь, необходимые изображения.
Ход: воспитатель задаёт тему обсуждения. Дети, передавая предмет по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо.
Например: педагог- дождь. Дети - дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.
Педагог - город. Дети - хорошо, что я живу в городе: можно ездить, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Методические рекомендации. Для лучшей заинтересованности детей в игре, можно «пригласить» в гости игрушку и передавая ее по кругу рассказывать что «хорошо или плохо».
Игра №15
«Назови, одним словом»
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия.
Подготовительная работа. Педагог подбирает необходимые изображения.
Ход: воспитатель передает кубик и называет предметы, а ребенок должен догадаться, что у них общее, объяснить и вернуть кубик. Вариант 1: воспитатель называет два предмета. Вариант 2: воспитатель называет 3 предмета.
Вариант 1.
-кастрюля, сковорода (посуда);
-шляпа, шапка (головные уборы);
-огурец, морковь (овощи);
-стол, стул (мебель);
-корова, коза (домашние животные).
Вариант 2.
-сапоги, ботинки, туфли (обувь);
-пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);
-солнце, одуванчик, круг (круглые);
-портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);
-тарелка, сковорода, чашка (посуда).
Методические рекомендации. Игру целесообразно проводить с небольшой группой детей. Вариант игры стоит подбирать, опираясь на уровень сформированности коммуникативных навыков детей.
Игры по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Игра №1
«Поиграем в сказку»
Цель: развивать у детей фонетико-фонематическую стороны речи.
Подготовительная работа. Педагог читает детям сказку «Три медведя».
Ход: воспитатель, меняя высоту голоса, просит детей отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:
- Кто сидел на моем стуле?
- Кто ел из моей чашки?
- Кто спал в моей постели?
- Кто же был в нашем доме? И т.п.
Методические рекомендации. Не целесообразно использовать наглядный материал (картинки, игрушки), так как дети должны именно на слух определить героев сказки.
Игра №2
«Вершки-корешки»
Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
Подготовительная работа. Педагог подготавливает картинки, фишки.
Ход: Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками». Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки.
Вариант 1:воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки.
Вариант 2: воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».
Методические рекомендации. Для большей заинтересованности детей, можно использовать фишки в виде награды за правильный ответ.
Игра №3
«Летает, а не птица»
Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».
Подготовительная работа. Педагог подбирает интересные загадки, изготавливает фишки.
Ход игры: воспитатель загадывает загадки про птиц и насекомых. Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев.
Методические рекомендации. Игру можно проводить в виде соревнования, если ответ правильный, воспитатель дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает игру то, у кого в конце игры окажется больше всего фишек.
Игра №4
«Размытое письмо»
Цель: упражнять в составлении распространенных упражнений.
Подготовительная работа. Педагог подбирает необходимый инвентарь (игрушечный мишка).
Ход: Воспитатель: - Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».
Методические рекомендации. Читая письмо, воспитателю интонацией необходимо побуждать детей дополнять предложения.
Игра №5
«Живые слова»
Цель: упражнять в составлении предложений по структурной схеме.
Подготовительная работа. Педагог заранее составляет свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)
Ход: Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).
Методические рекомендации. Игру можно проводить как с подгруппой детей, так и с целой группой. Перед началом игры следует четко разъяснить правила.
Игра №6
«Где начало рассказа?»
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Подготовительная работа. Педагог подбирает необходимые серийные картинки.
Ход: воспитатель предлагает ребенку составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
Методические рекомендации. Перед началом игры картинки следует перемешать, что бы ребенок смог самостоятельно составить рассказ от начала до конца, выстроив логическую цепочку. Игра больше подходит для индивидуальной работы или для работы с небольшой подгруппой детей.
Игра №7
«Найди картинке место»
Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.
Подготовительная работа. Педагог подбирает наборы серийных картинок для выкладывания.
Ход: воспитатель выкладывает перед ребенком (детьми) серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просит ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.
Методические рекомендации. Перед началом игры картинки следует перемешать, что бы ребенок смог самостоятельно составить рассказ от начала до конца, выстроив логическую цепочку. Игра больше подходит для индивидуальной работы или для работы с небольшой подгруппой детей.
Игра №8
«Похоже - не похоже»
Цель: развивать слуховой анализатор детей, умение различать на слух сходные по звучанию слова.
Подготовительная работа. Педагог заранее подготавливает карточки с группами слов.
Ход: воспитатель называет детям четыре слова. Из каждых четырех названных слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три.
Например:
Мак – бак – так - банан
Сом – ком – индюк - дом
Лимон – вагон – кот - бутон
Мак – бак – веник - рак
Совок – гном – венок - каток
Пятка – ватка – лимон - кадка
Ветка – диван – клетка - сетка
Каток – дом – моток – поток.
Методические рекомендации. Не целесообразно использовать картинки называемых предметов, так как ребенок должен на слух выделить и назвать лишнее слово.
Игра №9
«Поймай звук»
Цель: развивать фонематический слух и внимание детей.
Ход: воспитатель говорит детям: сегодня мы с вами превратимся в охотников и будем ловить разные звуки. Приготовьте свои ладошки, ваша задача поймать звук «А». Я сейчас буду говорить разные звуки, а как только вы услышите звук «А» - хлопните в ладоши, будьте внимательны не ловите другие звуки.
Воспитатель медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:
А – У – М – А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З – Ж – Х – Ы
По аналогии так же играем с другими звуками.
Методические рекомендации. Воспитателю перед началом игры необходимо многократно повторить тот звук, который ребенок должен выделить среди других звуков.
Игра №10
«Эстафета»
Цель: активизировать глагольный словарь детей.
Подготовительная работа. Педагог подбирает соответствующий инвентарь (палочка, флажок и т.п.).
Ход: Играющие стоят в кругу. У воспитателя палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово - действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к воспитателю, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении
Например:
Собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет.
Кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.
Методические рекомендации. Игру целесообразно проводить с небольшой группой детей. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово необходимо помочь ребенку, дать подсказку, но не готовый ответ.
Игра №10
«Кузовок»
Цель: развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.
Подготовительная работа. Педагог подготавливает необходимый игровой инвентарь, загадки или изображения предметов с окончанием – ок.
Ход: играющие усаживаются за столом. Воспитатель ставит на стол корзинку (автомобиль с кузовом), затем спрашивает:
- Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на - ок (имитация движения, будто в кузовок опускают предмет). Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок. Грибок, коробок и т.д. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу, и передаёт своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на - ок, и передаёт кузовок дальше.
Методические рекомендации. Если ребенок испытывает затруднение при подборе слова, можно использовать картинки-подсказки или загадки.
Игра №11
«Добавь слова»
Цель: формировать умение детей составлять распространенные предложения.
Подготовительная работа. Педагог подготавливает тематические картинки, составляет карточки с предложениями.
Ход: воспитатель говорит детям короткое предложение. Задача детей (ребенка) дополнить его красочными словами. Задавая при этом наводящие вопросы.
Например: «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.
По аналогии также украшаем другие предложения.
Девочка кормит собаку.
Пилот управляет самолётом.
Мальчик пьёт сок.
Методические рекомендации. Игру можно использовать в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
Игра №12
«Как ты узнал?»
Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.
Подготовительная работа. Педагог подготавливает необходимые изображения предметов (можно по лексическим темам), фишки – призы.
Ход: воспитатель выкладывает перед детьми предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Воспитатель спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Ребенку необходимо описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных.
Методические рекомендации. Игру можно проводить в виде небольшого соревнования, предварительно разделив детей на команды. За каждый правильно названный признак команда получает фишку. Выиграет та команда, которая наберёт больше всего фишек.
Игра №13
«Найди лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развивать внимание и мышление.
Подготовительная работа. Педагог заранее подготавливает серии слов.
Ход: Воспитатель читает детям серию слов, а за тем предлагает им определить слово, которое является лишним. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено.
Например:
1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
2. Храбрый, злой, смелый, отважный.
3. Яблоко, слива, огурец, груша.
4. Молоко, творог, сметана, хлеб.
5. Час, минута, лето, секунда.
6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
7. Платье, свитер, шапка, рубашка.
8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь.
9. Береза, дуб, сосна, земляника.
10. Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Методические рекомендации. Игра может быть использована для осуществления образовательной деятельности, а также для индивидуальной работы педагогов и родителей с дошкольниками.
Игра №14
«Подними цифру»
Цель: формировать умение определять количество слов в предложении на слух.
Подготовительная работа. Педагог изготавливает карточки с цифрами или карточки со схематическим изображением цифр.
Ход: воспитатель медленно с интонацией произносит предложение, а дети с помощью хлопков подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую карточку. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.
Примерные предложения:
1. Алеша спит.
2. Петя кормит кур.
3. Врач лечит больного ребёнка.
4. Мама купила Наташе красивую куклу.
5. Сильный спортсмен легко поднял тяжёлую штангу.
Методические рекомендации. Игру удобней проводить с небольшим количеством детей. Пред началом игры необходимо четко объяснить правила игры. Показать пример на себе.
Игра №15
«Составь фразу»
Цель: закреплять умение детей образовывать предложения из слов.
Подготовительная работа. Педагог подбирает необходимый дидактический и игровой материал.
Ход: вариант 1. Воспитатель раскладывает перед детьми ряд картинок с изображенными на них предметами, животными и т. п. Задача детей придумать предложения, используя эти изображения.
Вариант 2. Воспитатель вместо предметных картинок выкладывает на стол предметы или игрушки.
Методические рекомендации. Перед началом игры воспитателю необходимо четко объяснить ход и правила игры, обратить внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры.
Игры по речевому развитию детей в подготовительной к школе группе.
Игра №1
«Моя семья»
Цель: развивать связную речь; умение составлять описательные рассказы по вопросам, плану; строить сложные предложения доказательной формы высказывания.
Подготовительная работа. Педагог подготавливает фотографии с изображением членов семьи; сюжетные картинки на тему «Семья».
Ход: вариант 1.
Закончить предложения, начатые воспитателем. Воспитатель, обращаясь к детям говорит - Ребята, мне нужна ваша помощь: никак не могу придумать, как закончить предложения.
-Папа огорчился, потому что...
-Дедушка рассердился, потому что...
-Бабушка удивилась, потому что...
-Мама очень обрадовалась, когда...
-Мой брат заболел, потому что...
-Выходной день проходит весело, потому что...
-Когда у мамы день рождения, то я...
Вариант 2. По фотографии рассказать о любом члене семьи.
Воспитатель обращается к детям - Ребята, сегодня мы попробуем описать человека по плану.
План
-Кто это?
-Кем этот человек приходится для вас?
-Пол, возраст описываемого человека.
-Как он выглядит (рост, внешность, возраст)1?
-Что любит этот человек?
-Кем он работает?
-Чему он может научить окружающих?
-Что вы можете сделать для этого человека, чтобы его обрадовать?
Методические рекомендации. Для проведения игры необходимо провести разъяснительную беседу с родителями о необходимости наличия семейной фотографии в групповом альбоме.
Игра №2
«Волшебные кубики»
Цель: закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.
Подготовительная работа. Педагог подготавливает кубики на каждой грани, которых изображены знакомые детям предметы.
Ход: воспитатель предлагает ребенку собрать какое – ни будь слово, например «слон». Обращает внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].
Методические рекомендации. При организации и проведении игры важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою словесную активность.
Игра №3
«Найди братца»
Цель: закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Подготовительная работа. Педагог подбирает необходимые предметные картинки
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд на доске. Дети должны расположить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Воспитатель говорит от том, что братцы (картинки второго ряда) гуляют на полянке и их нужно найти.
Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.
Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.
Методические рекомендации. Игру целесообразно проводить до тех пор, пока все дети самостоятельно или с помощью воспитателя не найдут нужную картинку.
Игра №4
«Сплетем венок из предложений»
Цель: упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Подготовительная работа. Педагог подбирает необходимые картинки, игрушки.
Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
Методические рекомендации. Для первого раза в игре можно использовать сюжетные картинки, игрушки, предметы-заместители. В последствии не стоит применять вспомогательные средства, так как дети должны на слух воспринимать, сказанные воспитателям предложения.
Игра №5
«Весенние приметы»
Цель: активизировать в речи слова, обозначающие признаки характерные для весны.
Подготовительная работа. Педагог заранее подготавливает весенние пейзажи, сюжетные картинки о весне.
Ход: подбирать к заданному слову слова по смыслу.
«Копилка названий».
Воспитатель. Ребята, Весна подарила нам свою волшебную копилку для разных слов. Сегодня соберем в нее названия предметов, которые подходят к словам-действиям и относятся к весенним приметам. Что происходит в природе весной?
-Приходит — весна, солнечная погода, мама, учительница, кошка, баржа, машина.
-Цветут — подснежники, тюльпаны, нарциссы, кусты сирени, сады, липы, гладиолусы, астры.
-Дует — ветерок, ураган, вьюга, вентилятор.
-Тает — снег, сосулька, снеговик, каток, мороженое, снежная горка, желе.
-Пригревает — солнышко, печка, лампа, батарея, грелка.
-Плывут — облака, корабли, спортсмены.
-Распускаются — почки, цветы, косы, банты, вязаные кофты.
-Зеленеет — трава, лужок, лес, сад, деревце, молодой листочек, светофор.
-Появляются — тени, улыбки, сосульки, ручейки, капели, снеговики.
Методические рекомендации. Для большей заинтересованности детей в игре, можно использовать сундучок, коробочку и др. для того чтобы дети передавая его по кругу складывали в него свои слова.
Игра №6
«Испорченный киноэкран»
Цель: закреплять навыки правильного звукопроизношения, выразительного интонирования речи.
Ход: воспитатель предлагает детям, запомнить в стихотворениях слова, в которых есть звуки [з] и [з’].
Зябнут птицы,
Зябнут ели,
Замерзают в норах звери,
Залезают в дупла, в гнезда.
В синем небе звезды мерзнут,
затухают на заре — Ух, морозно в... (январе).
Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
Все озера — зеркала из зеленого стекла.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима.)
После прочтения стихотворений воспитатель предлагает детям ответить на вопросы.
-Какие слова указывают на признаки зимы?
-Какими словами поэт показывает зимний холод?
(Зябнут, замерзают, мерзнут, морозно.)
Давайте поиграем в «Испорченный киноэкран». Сначала текст стихотворения «за кадром» буду читать я, а вы показывайте. Затем кто-то из вас постарается вспомнить «название кадра», который мы показывали. Так, по очереди, по цепочке мы все стихотворения не только расскажем, но и покажем.
Воспитатель. А это стихотворение - чистоговорку вы попробуете рассказать парами: по строчкам или по рифмованным фразам. При этом можно менять интонацию: один чтец произносит слова радостно, а другой - испуганно; один - очень добродушно, другой — с нотками обиды или грусти.
Для звуков [л] и [л'].
Белых хлопьев белый пух
С неба валит валом,
Устилает белый свет
Белым одеялом.
Белый снег,
белый мел,
Белый зайчик тоже бел.
Только белка не бела —
Белой белка не была.
Все бело, бело, бело.
Много снега намел
Методические рекомендации: чисто и правильно произносить чистоговорки, пересказывать стихотворный текст по цепочке.
Игра №7
«Что умеет осень?» вариант 1.
Цель: активизировать в речи слова, обозначающие признаки и приметы, характерные для осени; подбирать слова действия.
Подготовительная работа. Педагог подбирает осенние пейзажи и сюжетные картинки.
Ход: воспитатель предлагает детям дополнить сказанные им предложения. Задача детей внимательно прослушать предложение и дополнить его словом «осень» с правильным падежным окончанием.
Долго не было... (осени),
-Мы ждали... (осень).
-Мы одеваемся теплее... (осенью),
-Мы рады... (осени).
-Мы поем песни об (для)... (осени).
-Мы любим... (осень).
Методические рекомендации. Изменять предложенное слово по падежам, договаривать предложение.
Игра №8
«Что умеет осень?» вариант 2.
Цель: активизировать в речи слова, обозначающие признаки и приметы, характерные для осени; подбирать слова действия.
Подготовительная работа. Педагог подбирает осенние пейзажи и сюжетные картинки; осенние листья.
Ход: Воспитатель: ребята, вы знаете, что умеет осень? Назовите как можно больше слов-действий к предмету (явлению). Победит тот, кто соберет больше всего листьев за свои правильные ответы.
-Солнце (что делает?) — светит, да не греет, часто прячется за тучами.
-Дожди (что делают?) — моросят, льют, идут, капают.
-Земля (что делает?) — становится мокрой, покрывается грязью, лужами, пожелтевшей травой, осенней листвой.
-Деревья (что делают?) — сбрасывают свой наряд, листья желтеют и опадают, обнажаются.
-Люди (как одеваются? чем занимаются?) — обувают резиновую обувь, надевают куртки, пальто, шапки; заняты уборкой урожая, заготовками на зиму.
-Животные (чем заняты?) — готовятся к зиме (каждый по- своему).
-Птицы (что делают?) — собираются в стаи, улетают в теплые края.
-Лист (что делает?) — желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
-Ветер (что делает?) — гоняет тучи, срывает листья, кружит листья, дует, воет, завывает.
Методические рекомендации. Называть приметы осени, подбирать действия к названным предметам и явлениям.
Игра №9
Упражнение «Украсим елочку»
Цель: активизировать в речи слова-предлоги и слова-наречия, обозначающие положение предмета в пространстве; уточнять названия елочных игрушек, их признаки (величина, форма, цвет); развивать связную речь (строить предложения с перечислением).
Подготовительная работа. Педагог подготавливает картинки, фото с изображением новогодней елки, елочные украшения.
Ход: Воспитатель говорит детям: Дед Мороз просит прислать ему рассказ о нашей новогодней елке. Составим описание елки, придерживаясь такой последовательности:
а)начало описания — звезда; направление перечисления — сверху вниз;
б)начало описания — основание елки, направление перечисления — снизу вверх.
Пример описания приводит педагог, останавливаясь, чтобы дети «помогали» рассказывать. Затем роли меняются: рассказывают дети (по очереди), а воспитатель «подсказывает» наводящими вопросами.
Пример описательного рассказа:
-В комнате стояла великолепно наряженная елка. Смотришь на нее, и в глаза сразу бросается большая, яркая, лучистая ЗВЕЗДА. Она высится на самой верхушке елки.
НИЖЕ ЗВЕЗДЫ, на небольших веточках елки, висят колокольчики. Они голубые и синие, а СВЕРХУ каждый колокольчик как будто припорошен снежком. Так и кажется, что сейчас дунет ветерок и начнется мелодичный перезвон.
Сразу ПОД КОЛОКОЛЬЧИКАМИ разбежались по веткам яркие бусы. Красные, малиновые, желтые бусинки, как ягодки, застыли на ветках елки. А НИЖЕ, ПОД БУСАМИ, начинается парад шаров и елочных игрушек. Шары встречаются и большие, и маленькие. Маленькие шарики красного, синего, желтого и зеленого цвета висят ВЫШЕ. Большие шары расположились на ветках побольше: они тяжелые, стеклянные и пластмассовые, с яркими рисунками. Среди разноцветных шаров можно увидеть стеклянные сосульки, шишки, снежинки.
Ветки ВНИЗУ — самые разлапистые, украшены флажками всех цветов радуги: красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие и фиолетовые. Флажки треугольной и прямоугольной формы. Они все сделаны из блестящей бумаги.
Наша елка самая красивая, самая нарядная.
Методические рекомендации: Целесообразно составлять рассказ о новогодней елке с опорой на картинки, фотографии, правильно употребляя в речи предлоги (согласование с существительным) и наречия. По ходу описания необходимо помогать детям прослеживать по рисунку последовательность перечисления игрушек и украшений на елке.
«Архитектура сказок»
Цель: развивать диалогическую речь, умение давать четкие ответы на поставленные вопросы; вспомнить с детьми известные им сказки; развивать умение детей составлять творческие рассказы фантастического содержания.
Подготовительная работа. Педагог подбирает картинки с изображением жилищ сказочных героев и самих героев; парные карточки одинакового цвета.
Ход: Вариант 1. Воспитатель задает вопросы, ребенок дает краткий, четкий ответ.
-Где живет Баба Яга? (Баба Яга живет в избушке на курьих ножках.)
-Где живет Снежная Королева? (Снежная Королева живет в ледяном дворце.)
-Какой домик был у Дюймовочки? (У Дюймовочки домиком служил цветок.) И т. д.
Вариант 2.
Перед детьми на столе лежат карточки разных цветов, у воспитателя — второй комплект карточек. Воспитатель называет сказку и показывает карточку определенного цвета. Ребенок показывает карточку такого же цвета, называет главных героев сказки и их жилище.
- «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
(Главные герои — Малыш (живет в доме) и Карлсон (живет на крыше).)
-«Снежная Королева».
(Главные герои — Снежная Королева (живет в ледяном дворце), Кай и Герда (живут в доме).) И т. д.
Вариант 3.
Дети выбирают картинку с изображением сказочного героя и картинку с изображением жилища, но из другой сказки; на их основе сочиняется небольшой рассказ.
Например:
Избушка на курьих ножках и Колобок
Катился-катился Колобок и прикатился к избушке. Увидел он избушку и подумал: «Вот где я спрячусь от лисы!» А тут и лиса: «Колобок, Колобок, я тебя съем». А Колобок в ответ: «Избушка, стань к Лисе задом, а ко мне передом...» И т. д.
Методические рекомендации. Игра подходит для группового и подгруппового использования. При выборе третьего варианта игры можно использовать ширму.
Игра №11
«Необычный огород»
Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названая овощей, фруктов и ягод; упражнять в образовании сложных слов из двух простых.
Подготовительная работа. Педагог подготавливает картинки с изображением овощей, фруктов, ягод.
Ход: Вариант 1.Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение и назвать необычные слова, которые они услышали.
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках,
Засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла,
Чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел,
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник.
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
(Н. Кончаловская.)
После прочтения стихотворения воспитатель задает детям вопросы:
-Какие слова, на ваш взгляд, необычны?
-Бывают ли такие фрукты и овощи?
Вариант 2. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть предложенные картинки. После чего просит выбрать две понравившиеся картинки с изображением фруктов и овощей, придумать «новый» сорт, назвать его. Например:
-арбуз + дыня = арбыня;
-огурец + помидор = огудор;
-морковь + свекла = моркла;
-капуста + картошка = каптошка. И т. д.
Вариант 3. Воспитатель: Ребята, представьте, что вы попали в лабораторию, где выращивают необычные овощи и фрукты. Вам нужно, используя две картинки, на одной из которых изображен любой предмет, а на другой — овощ или фрукт придумать, как они могут называться.
Например:
-капуста + стол = катол;
-свекла + книга = свенига. И т. д.
Методические рекомендации. Вариант игры следует использовать от более простому к сложному. Игра подходит для групповой и подгрупповой работы с детьми.
Игра №12
«Что делают предметы?»
Цель: познакомить детей с графическим обозначением действия, закреплять в речи согласование существительного с глаголом, закрепить порядок следования слов в предложении типа: предмет-действие.
Подготовительная работа. Педагог подготавливает магнитную доску; картинки – силуэты с изображением действий: лежит, стоит, идет, сидит, спит; картинки с изображением предметов.
Ход: воспитатель объясняет детям, что они ежеминутно совершают действия, «Что ты делаешь?» - спрашивает ребенка воспитатель: «Сижу, стою и т.д.» на магнитную доску наклеивают картинки – силуэты, обозначающие данные действия. Воспитатель поясняет, что все предметы в данный момент тоже что – то делают.
Например:
книга – что она делает? – книга лежит.
стол – что он делает? – стол стоит. Другие предложения дети составляют по аналогии.
Методические рекомендации. На доску приклеивают картинку с изображением предмета и рядом силуэт с изображением действия.
Игра №13
«Кем (чем) был? Кем (чем) будет?»
Цель: формировать умение детей отражать в речи изменения, которые происходят с предметом (явления) в течении промежутка времени.
Подготовительная работа. Педагог подбирает по-парные картинки.
Ход: Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение «Кто кем становится?»
Жил-был маленький щенок,
Он подрос – однако,
И теперь он не щенок, а взрослая собака.
Жеребенок с каждым днем подрастал и стал конем.
Бык, могучий великан, в детстве был теленком.
Толстый увалень баран – тоненьким ягненком.
Этот важный кот пушок – маленьким котенком.
А отважный петушок – маленьким цыпленком.
А из маленьких гусят – вырастают утки.
Специально для ребят, тех , кто любит шутки.
После прочтения стихотворения, воспитатель предлагает вниманию детей картинки, к которым они должны найти пару, отражающее либо прошлое, либо будущее объекта.
Например:
Семечко-подсолнух,
Котенок-кошка,
Мальчик мужчина и т.д.
Методические рекомендации. Игру можно проводить как с подгруппой детей, так и с целой группой. Перед началом игры следует четко разъяснить правила.
Игра №14
«Магазин посуды».
Цель: расширение словаря, развивать умение подбирать обобщающее слово, развивать речевое внимание.
Подготовительная работа. Педагог подбирает тематические картинки.
Ход: воспитатель предлагает детям поиграть в магазин. Выбирает одного ребенка и говорит: я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа – супница. Посуда для салата – салатница. Посуда для хлеба – хлебница. Посуда для масла – масленка и т.д.
После того как, ребенок проговорил все имеющуюся посуду можно поменяться ролями. По аналогии можно также играть и в другие магазины.
Методические рекомендации. Необходимо побуждать ребенка произносить названия посуды самостоятельно. Для игры можно использовать настоящую посуду, инструменты и приспособления, в зависимости от того в какой магазин будем играть.
Игра №15
«Живые – неживые».
Цель: закрепить понятие о живых и не живых предметах, закрепить символическое обозначение предмета живого и неживого, учить задавать вопросы: кто это? Что это?
Подготовительная работа. Педагог подготавливает картинки с изображением живых и не живых предметов, символ предмета, символ живого предмета.
Ход: воспитатель объясняет детям, что окружающие их предметы могут быть живыми и не живыми. Узнать живой предмет или нет очень просто. (уточняются свойства живых предметов), воспитатель объясняет, что про живой предмет можно спросить – Кто это? а про не живой предмет – Что это?
За тем выкладывается картинка – символ живого и неживого предметов. Детям предлагается выбрать любую картинку и поместить ее в нужную колонку, объясняя свои действия (вот ключ – это не живой предмет, вот бабочка – это живой предмет) и задавая соответствующий вопрос.
Методические рекомендации. Перед началом игры необходимо четко разъяснить правила. Показать на собственном примере, если ребенок затрудняется сформулировать предложение необходимо помочь ему, задавая наводящие вопросы.
Список литературы.
1.Дурова Н.В. «Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие». – М.: мозаика-Синтез, - 112 с.
2.Маханева М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.» – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
3.Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом: пособие для воспитателя дет. Сада» / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1991.
4. Ушакова О.С. «Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии» - Самара, 2001.-10с.
5. Нищева Н.В. «Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста – учебно-методическое пособие-конспект». –Санкт-Петербург: Детство – пресс, 2002. – 47с.
6. Швайко Г.С. «Игры и упражнения для развития речи»/ Под ред. Гербовой В.В. – М.: Просвещение, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Положительное воздействие дидактических пособий на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Цель: использование дидактических пособий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые...
«Дидактическая игра в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения и развития новых способностей. Изве...
Дидактическая игра в речевом развитии детей дошкольного возраста
Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения и развития новых способностей....
Использование дидактического синквейна в речевом развитии детей дошкольного возраста
мастер-класс для педагогов ДОУ Кто ясно мыслит – тот ясно излагает.Античная поговорка...
Картотека дидактических игр по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции....
"Роль дидактических игр в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию....
Технология. Дидактический синквейн в речевом развитии детей дошкольного возраста
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн д...