Технология. Дидактический синквейн в речевом развитии детей дошкольного возраста
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Столярская Елена Владимировна

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №55 «Кузнечик»

Технология

Дидактический синквейн в речевом развитии детей старшего

дошкольного возраста

(Акименко В.А.)

Воспитатель

Столярская Е.В.

г.о. Подольск

2018г.

Пояснительная записка

             Без речи нет ни сознания, ни самосознания.

Л. С. Выготский

Одной из главных задач дошкольного образования является развитие речевых способнотей у детей дошкольного возраста.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Одним из эффективных и интересных методов, которых помогают активизировать познавательную деятельность, и способствует, развитию речи является использование инновационной технологии «Синквейн» Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.

Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.

Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже. В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего:

  • является игровым приемом;
  • способ самовыражения – синквейн получается у всех!
  • вид новой творческие речевой деятельности, основанной на развитии интеллектуальных возможностях (так, как необходимо запомнить алгоритм и следовать ему). Так же он учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль (интеллектуально - мыслительная деятельность);

  • обогащает словарный запас;
  • средство обучения краткому пересказу;

  • носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление);
  • облегчает процесс усвоения понятий и их содержания;

  • способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Цель игровой технологии «Синквейн»: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов, добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления»,- писал известный советский психолог Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь».

Задачи:

Обогащать, актуализировать словарный запас детей Развивать творческие способности Учить детей определять грамматическую основу предложения Развивать высшие психические функции

Правила составления синквейна.

1-я строка: одно слово - обычно, существительное, отражающее главную идею.

2-я строка: два слова - прилагательные, описывающие основную мысль.

3-я строка: три слова - глаголы, описывающие действия в рамках темы.

4-я строка: фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5-я строка: слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации).

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап  подготовительный

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-

понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

  1. НОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) .

  1. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это? », «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие? », «Подбери признаки», «Кто что делает? » и другие). Словесные игры просты в работе,

так как не требуют специальной подготовки, поэтому в них можно играть даже в свободное время.

  1. Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает? », «Слова с противоположным значением» и др. Мною использовались настольно-печатные материалы из рабочей тетради «30 уроков развития речи».

  1. Речевые тренинги (собрана картотека речевого материала для речевых тренингов).

  1. Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие) .

Работа на подготовительном этапе завершается знакомством детей с символами-обозначениями: «слов-предметов», «слов-определений», «слов-действий», «слов-ассоциаций», схемой предложения.

II этап – основной

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

III этап практический

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

Принципы

  • Принцип системности и последовательности предполагает воздействие на все компоненты речевой функциональной системы;

  • Принцип взаимосвязи задач позволяет решать несколько задач одновременно

  • Дидактический принцип – наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.

  • Принцип поэтапного преодоления трудностей

  • Принцип здоровьесбережения

Формы работы:

  1. образовательная деятельность с детьми

  1. организация совместная деятельности с детьми (дидактические и развивающие игры, художественное творчество),

  1. самостоятельная деятельность детей

  1. взаимодействие с родителями.

Ожидаемые результаты.

  • результате использования технологии дидакического синквейна в развитии речи детей :

Стал более легким процесс усвоения понятий и их содержания; Расширился и актуализировался словарный запас детей; Закрепились знания о частях речи, о предложении; Совершенствовался навык использования в речи синонимов;

Дети научились выражать свои мысли, подбирать нужные слова; Выработалась способность к анализу Активизировалась познавательная деятельность детей

Развиваются творческие способности детей при оформлении синквейнов

  • результате проведённого на заключительном этапе мониторинга наблюдается положительная динамика в речевом развитии детей посредством использования синквейна, снизился процент детей, имеющие затруднения.

Список использованной литературы:

Акименко        В.М. Новые        педагогические        технологии:        Учеб.-метод.        пособие.

Ростов н/Д., 2008.

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.

Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.

Журнал «Логопед». №5, 2005

Дружинина А.В. Использование технологии дидактического

синквейна в логопедической практике;

Ушакова О.С. « Придумай слово ». – Т.Ц. Сфера, 2010 Статьи в Интернете:

При организации деятельности с внедрением технологии

14

12

10

8

6

4

2

н.у.

0

с.у.

При организации деятельности с использованием технологии на

текущий момент

12

10

8

6

4

2

н.у.

0

с.у.

в.у.

Итоговые показатели использования технологии дидактический синквейн

На начало использования технология

На текущий момент использования технологии

н.у.

35%

н.у.

2%

с.у.

65%

с.у.

52%

в. у.

0%

в. у.

46%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

На начало

Текущее

использования

использование

технологии

технологии


 н. у.

 с.у.

 в.у.

                                                                                     

                                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ

Консультация для родителей

«Использование игрового приема «Синквейен»

  • равитиии речи дошкольников»

Что такое синквейн?

Кто ясно мыслит — тот ясно излагает. Античная поговорка Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.

Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Дети

Любимые, ласковые.

Играют, радуют, умиляют

Дети — цветы жизни

Эти строчки похожи на японские лирические стихи Но это не японская поэзия. Это — синквейн. Что же значит это необычное слово?

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти. Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна

1 Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

2 Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

3 Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

4 Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

5 Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное

для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Пример синквейна «Наша группа».

Наша группа

Весёлая, дружная

Учимся, играем, танцуем

Наш любимый дом

Мы — дружные!

Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

  • почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать. Условные обозначения:

Слова-предметы (существительные) Слова-признаки (прилагательные) Слова-действия (глаголы) Слова-предметы (существительные)

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»

  1.  Семья
  2.  Какая она? (Прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
  3.  Что она делает? (Гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)
  4.  Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)

  1. . Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).

         При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!

Совет: Сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе по теме Домашние животные. Составление синквейна 

Синквейны. Примеры 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактического синквейна в речевом развитии детей дошкольного возраста

мастер-класс для педагогов ДОУ  Кто ясно мыслит  – тот ясно излагает.Античная поговорка...

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению  синквейнов  в работе с детьми, пропаганда и распространение инновационной педагогической технологии....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СИНКВЕЙН» В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

. В статье обоснована целесообразность и эффективность использования технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Указаны правила её составления. Раскрыто зна...

Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей дошкольного возраста

УДК 373.21 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СИНКВЕЙН» В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗ.Н. ИрезеповаДС № 7 «Аленушка» (ЗАТО Знаменск)Аннотация. В статье обоснована ц...

Технология Дидактический синквейн в речевом развитии детей дошкольного возраста

Обогащать, актуализировать словарный запас детей Развивать творческие способности Учить детей определять грамматическую основу предложения ...

Семинар-практикум «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста

Слайд 1.«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»Слайд 2.Цель: Повышение профессиональной компетентности педа...