Дополнительная общеразвивающая программа «Логоритмика»
рабочая программа (младшая группа) на тему
Дополнительная общеобразовательная программа
«Логоритмика»
(для детей 2 – 4лет)
срок реализации – 2 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_kruzhok_logoritmika_2-4_goda.doc | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4»
(МБДОУ «Детский сад № 4»)
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа
«Логоритмика»
(для детей 2 – 4лет)
срок реализации – 2 года
Автор программы:
педагог-психолог
Кудряшова Е.Ю.
город Нижний Новгород
2016 год
2. Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная программа направлена на активизацию словарного запаса, развитию крупной и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность. С каждым годом, по наблюдению педагогов, в детском саду растет количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Направленность программы: тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Особенности программы: Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующе развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
По желанию педагога возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Цель программы: Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Задачи:
- активизировать словарный запас, развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
- развивать чувство ритма и умение чёткости координированных движений во взаимосвязи с речью, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
- развивать слуховое внимание и память;
- развивать коммуникативные способности детей; творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни;
- воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка.
Принципы построения программы:
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
3. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
4. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.
11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы: 2 – 3 лет; 3 – 4 года.
Занятия проводятся во вторую половину дня. Продолжительность занятия от 15 до 20 минут, так как занятия являются интегрированными. Тема берётся на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Кружок проводится 1 раз в неделю. Количество часов, на которые рассчитана программа (в том числе количество часов для проведения занятий и мониторинга) составляет 9-12 часов в год.
Структура логоритмического занятия:
1.Вводная часть длится 3-5 минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
2.Основная часть занимает 10-12 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
3.Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 2 года. Ребенок может включиться в освоение программы на любом этапе ее реализации.
Формы занятий: игровое занятие.
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Количество учебных часов в неделю:
- для детей 2 – 3 лет 15 минут
- для детей 3 – 4 лет: 20 минут
Количество учебных часов в месяц:
- для детей 2 – 3 лет: 1 час
- для детей 3 – 4 лет: 1 час 20 минут
Количество учебных часов в год:
- для детей 2 – 3 лет: 9 часов
- для детей 3 – 4 лет: 12 часов
Ожидаемые результаты работы:
- сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
- способность правильно выполнять артикуляции звуков;
- сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
- способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды для напряжения и расслабления тела, гимнастики для глаз;
- способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
- улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;
- способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
- улучшения показателей диагностики развития речи;
- воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
3. Учебно – тематический план
С детьми 2 - 3 лет (I младшая группа)
Задачи:
1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления детей.
2. Развивать мелкую и общую моторику; способность произвольно передвигаться в пространстве, переключаемость и координации движений во взаимосвязи с речью.
3. Развивать внимание (зрительное, слуховое, двигательное), восприятие (зрительное, слуховое) и память (двигательная, зрительная, слуховая).
4. Развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
Месяц | № п/п | Название занятия |
Сентябрь | 1 | Встреча с белочкой в осеннем лесу |
2 | Сидит белка на тележке | |
3 | Кто грибок найдет? | |
4 | Гости | |
Октябрь | 5 | В огороде заинька |
6 | Зайкина капуста | |
7 8 | Лучшая игра Утенок и его друзья | |
Ноябрь | 9 | Про кота |
10 | Кот Василий | |
11 | Кот и кошка | |
12 | Утки — беленькие грудки | |
Декабрь | 13 | Зайчик в гостях у ребят |
14 | Зайкин дом | |
15 | Белкина помощница | |
16 | Чудо-елка | |
Январь | 17 | Подарки Дедушки Мороза |
18 | Птичья елка | |
19 | Мороз и птички | |
20 | Танюшка | |
Февраль | 21 | Вкусная каша |
22 | Аленушка и лошадка | |
23 | Лошадка | |
24 | Капризная внучка | |
Март- | 25 | Хозяюшка |
26 | Котенок и щенок | |
27 | Про собачку | |
28 | Таня пропала | |
Апрель | 29 | Верные друзья |
30 | Про петушка | |
31 | Уточка и курочка | |
32 | Цыплячий переполох | |
Май | 33 | Радуга-горка |
34 | Майский день | |
35 | Про зеленую лягушку | |
36 | После дождя |
С детьми 3 - 4 лет (II младшая группа)
Задачи:
1. Активизировать и обогащать словарный запас, развивать фонематическое восприятие и фонематические представления детей.
2. Продолжать развивать мелкую и общую моторику; способность произвольно передвигаться в пространстве, переключаемость и координации движений во взаимосвязи с речью.
3. Продолжать развивать внимание (зрительное, слуховое, двигательное), восприятие (зрительное, слуховое) и память (двигательная, зрительная, слуховая).
4. Развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
Месяц | № занятия | Название занятия |
Сентябрь | 1 2 3 4 | Солнышко и дождик Тучка Тучки по небу гуляют Грибной дождик |
Октябрь | 5 6 7 8 | Под грибком Осенние листья Осень в лесу Веселый огород |
Ноябрь | 9 10 11 12 | Репка Осенние подарки Да свидания, птицы! Холодно! |
Декабрь | 13 14 15 16 | Зима в лесу Дед Мороз спешит на елку Украшаем елочку Наступает Новый год |
Январь | 17 18 19 20 | Новогодний праздник в лесу Рукавичка Снеговик Кошка и котята |
Февраль | 21 22 23 24 | Котята и щенок У бабушки в гостях Как снеговики солнце искали Армейская карусель |
Март | 25 26 27 28 | Как цыплята солнце будили Новая столовая В гости к нам пришли матрешки Весеннее солнышко |
Апрель | 29 30 31 32 | Весенняя капель Прилетайте, птицы! Весенний ручеек Кораблик |
Май | 33 34 35 36 | Утренние лучи Петушок и его семья Колечко Бобровый пруд |
4. Перспективное планирование
С детьми 2 - 3 лет (I младшая группа)
Месяц | Задачи | № занятия | Тема |
Сентябрь | 1. Активизировать словарь по теме: «Осень». 2. Развивать умение согласовывать ритмичные движения с речью под музыку. 3.Развивать общую и мелкую моторику. 4. Воспитывать положительные эмоции и чувства. | 1 2 3 4 | Встреча с белочкой в лесу Сидит белка на тележке Кто грибок найдет? Гости |
Октябрь | 1.Учить правильному произношению слов по теме: «Животные», «Овощи» 2.Развивать слуховое внимание и координацию движений. 3.Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, ее маленьким обитателям. | 5 6 7 8 | В огороде заинька Зайкина капуста Лучшая игра Утенок и его друзья |
Ноябрь | 1. Учить правильному артикуляционному укладу при произношении слов по теме. 2. Развивать у детей умение четко и правильно по сигналу выполнять ходьбу в разных направлениях, координировать слово с движением. 3. Воспитывать положительные личностные качества. | 9 10 11 12 | Про кота Кот Василий Кот и кошка Утки - беленькие |
Декабрь | 1. Учить детей говорить выразительно, слушать друг друга. 2. Развивать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью пальчиковой гимнастики. 3. Развивать навык выразительных и ритмичных движений под музыку. | 13 14 15 16 | Зайчик в гостях у ребят Зайкин дом Белкина помощница Чудо-елка |
Январь | 1.Активизировать и совершенствовать звукопроизношение звуков и слов по теме. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием стихов. 3.Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, ее маленьким обитателям. | 17 18 19 20 | Подарки Дедушки Мороза Птичья елка Мороз и птички Танюшка |
Февраль | 1. Учить детей двигаться пластично, выразительно передавая образ музыкального произведения. 2.Развивать плавный, длительный, целенаправленный выдох. 3. Развивать у детей чувство ритма, мелкую моторику, зрительное внимание. 4. Воспитывать положительные личностные качества. | 21 22 23 24 | Вкусная каша Аленушка и лошадка Лошадка Капризная внучка |
Март | 1. Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений. 2. Продолжать развивать умение согласовывать движения со словами. 3. Воспитывать бережное отношение к природе. | 25 26 27 28 | Хозяюшка Котенок и щенок Про собачку Таня пропала |
Апрель | 1. Продолжать развивать умение переключаемость и координации движений во взаимосвязи с речью. 2.Развивать плавный, длительный, целенаправленный выдох. 3. Воспитывать положительные личностные качества. | 29 30 31 32 | Верные друзья Про петушка Уточка и курочка Цыплячий переполох |
Май | 1. Развивать у детей координированные движения, умение выполнять движения в соответствии с текстом и темпом мелодии. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием стихов. 3. Воспитывать положительные эмоции и чувства. | 33 34 35 36 | Радуга-горка Майский день Про зеленую лягушку После дождя |
С детьми 3 - 4 лет (II младшая группа)
Месяц | Задачи | № занятия | Название занятия |
Сентябрь | 1. Учить выполнять движения в соответствии с текстом, координируя движения рук, ног во время ходьбы. 2. Развивать умение внимательно слушать музыку, различать темпы мелодий и двигаться соответственно с темпом мелодии. 3. Развивать мелкую моторику рук, дыхание. | 1 2 3 4 | Солнышко и дождик Тучка Тучки по небу гуляют Грибной дождик |
Октябрь | 1.Продолжать развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом, координируя движения рук, ног во время ходьбы. 2.Активизировать словарный запас детей по теме: «Осень». 3. Продолжать развивать умение двигаться в темп мелодии; развивать мелкую моторику рук, дыхание. | 5 6 7 8 | Под грибком Осенние листья Осень в лесу Веселый огород |
Ноябрь | 1.Развивать мелкую моторику и точность движений пальцев, мимические мышцы лица. 2.Развивать фонематический слух; темп и ритм дыхания. 3. Развивать пространственную ориентировку. | 9 10 11 12 | Репка Осенние подарки Да свидания, птицы! Холодно! |
Декабрь | 1.Развивать у детей координированные движения, умение выполнять движения в соответствии с текстом и темпом мелодии. 2.Расширять лексический словарь по теме: «Зима», «Новый год». 3.Развивать фонематическое восприятие и слух, пальчиковую моторику. | 13 14 15 16 | Зима в лесу Дед Мороз спешит на елку Украшаем елочку Наступает Новый год |
Январь | 1. Продолжать развивать чёткие координированные движения рук и ног в соответствии с текстом, мелкую моторику. 2. Развивать зрительное и слуховое внимание, чувство ритма, фонематический слух, фантазию у детей. 3. Развивать интонационную выразительность речи. | 17 18 19 20 | Новогодний праздник в лесу Рукавичка Снеговик Кошка и котята |
Февраль | 1. Продолжать развивать чёткие координированные движения рук и ног в соответствии с текстом, мелкую моторику. 2. Продолжать развивать чувство ритма, такта, общую и мелкую моторику, физиологическое дыхание. 3. Развивать фантазию, воображение, интонационную выразительность речи. | 21 22 23 24 | Котята и щенок У бабушки в гостях Как снеговики солнце искали Армейская карусель |
Март | 1. Продолжать развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом и темпом мелодий; развивать мелкую моторику рук, дыхание. 2.Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста. 3. Укреплять здоровье детей с помощью самомассажа. | 25 26 27 28 | Как цыплята солнце будили Новая столовая В гости к нам пришли матрешки Весеннее солнышко |
Апрель | 1.Развивать мелкую моторику и точность движений пальцев, мимические мышцы лица. 2. Расширять лексический словарь по теме «Весна». 3. Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом и темпом мелодий; развивать мелкую моторику рук, дыхание. 4. Совершенствовать общую и мелкую моторику; развивать фонематический слух. | 29 30 31 32 | Весенняя капель Прилетайте, птицы! Весенний ручеек Кораблик |
Май | 1. Развивать умение опираясь на ритмо-схему отстукивать ритмический рисунок. 2. Совершенствовать координированные движения рук и ног; выполнять движения в соответствии с текстом и темпом мелодий; развивать мелкую моторику рук, дыхание. 3. Закреплять умение выразительно читать стихотворение. | 33 34 35 36 | Утренние лучи Петушок и его семья Колечко Бобровый пруд |
5. Дидактический материал, техническое оснащение занятий
- Учебная доска, интерактивная доска;
- магнитофон и аудиоматериалы;
- наглядно-демонстрационный материал по темам занятий;
- музыкальные инструменты;
- индивидуальные зеркала.
6. Методическое обеспечение
- М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»;
- О.А. Новиковская « Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»;
- Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковые шаги»;
- Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковая гимнастика»;
- Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»
- Аудиодиск Железновой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Логоритмика"
Данная работа будет интересна педагогам дополнительного образования,учителям-логопедам,музыкальным руководителям,воспитателям и родителям детей дошкольного возраста.Тут можно подобрать упражнения и иг...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Логоритмика»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Логоритмика»Направленность дополнительной общеобразовательной программы – Социально - гуманитарнаяВид образовательной ...
Дополнительная общеобразовательная программа «Логоритмика»
Данная дополнительная общеобразовательная программа направлена на активизацию словарного запаса, развитию крупной и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логоритмика»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! предлагаю Вашему вниманиюпрограмму по пополнителному образованию дошкольников по направлению "Логоритмика". Считаю целесообразным примениять данный материал ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логоритмика»
Данный материал поможет педагогу дополнительного образования внедрить в работу такое направление как логоритмика....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Логоритмика для малышей"
В связи с введение в систему дошкольного образования федеральных государственных требований к педагогам открываются большие возможности использования современных педагогических технологий, методик, ра...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛОГОРИТМИКА»
АДООП «Логоритмика» представляет собой реабилитационный инструмент, состоящий из комплекса упражнений и игр, предназначенных для решения коррекционных, образовательных и оздоровительных за...