"Возможности метода моделирования в коррекционно – логопедической работе с детьми дошкольного возраста".
статья по логопедии

В статье рассказано о широких возможностях применения  метода моделирования в коррекционно- логопедической работе с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности метода моделирования в коррекционно – логопедической  работе с детьми дошкольного возраста.

        В настоящее время в дошкольных учреждениях выявляется всё большее количество воспитанников с  различными нарушениями речи. Значительную долю среди них занимают ТНР. Дети с такими трудностями развития нуждаются в доступных,  понятных  и интересных методах работы по преодолению данных нарушений. Одним из них может стать метод моделирования.

        По мнению Л. А. Венгера, «Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности». Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. 

        В ходе использования приёма наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.

        В качестве условных заменителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

- геометрические фигуры;

- условные изображения;

- пиктограммы (символические изображения предметов);

- опорные схемы;

- предметные картинки;

- мнемодорожки и мнемотаблицы.

        Моделирование может использоваться при обучении детей звуковому анализу. В этом случае чаще всего применяются квадраты трёх цветов, которые  соответствуют характеристикам звуков: синий – согласный твёрдый звук, зелёный – согласный мягкий, красный – гласный звук. Для активизации интереса детей  вводят звуковичков. Это изображения гномиков или человечков в одежде указанных выше цветов. Данные модели  можно дополнить колокольчиком (для обозначения звонкости), наушниками или шапкой (для обозначения глухости) и молоточком (для обозначения гласных ударных звуков).

       Для логопедических занятий   с дошкольниками, а так же для занятий по  обучению грамоте  может применяться  такая модель как «Звуковая линейка». Её систематическое использование позволяет развивать фонематический слух, упражнять в звуковом анализе слов, умении определять местоположение звука в слове, закрепить у детей знание о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Такие линейки очень легко изготовить самостоятельно или привлечь к этому детей.  Так полоску плотной бумаги  нужно разделить вертикальными линиями на три  на 3 сектора, которые обозначают три части слова:  начало,  середину   и конец . Возможно художественное оформление линеек (в виде паровозика с вагончиками, автобуса с окошками, гусеницы и тд). с прикреплением символа звука в виде пуговиц, крышки от бутылок, бусины на ниточку или леску.

        В таком направлении коррекционной работы как  по формирование умения употреблять предлоги моделирование значительно облегчает процесс изучения и закрепления предлогов. Модели (схемы) предлогов  способствуют  их лучшему пониманию и запоминанию.

         Придёт на помощь этот метод и при автоматизации и дифференциации изучаемых звуков. Так дети с большим интересом любят помечать картинки с заданным звуком фишкой с изображением символа указанного звука. Например, символом звука [Ш] может быть изображение змейки или маленькая игрушка в виде змеи, её ребёнок будет помещать на картинки в названиях которых слышится данный  звук.

         Такие модели как мнемодорожки и мнемотаблицы способствуют автоматизации звуков на уровне предложения и в чистоговорках. Так же они будут эффективны при заучивании стихов.

          И конечно же используются  схемы и модели для пересказа и составления рассказов. В начале схема может быть подробной, но когда ребенок будет очень легко справляться с заданиями, необходимо постепенно схемы сокращать, чтобы ребенок мог проектировать свой рассказ.

        Таким образомприменять  моделирование можно практически во всех направлениях коррекционно- логопедической работы, а также и на других занятиях в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Знакомство с основными этапами коррекционной работы посредством метода сказкотерапии....

Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия.

Консультация для педагогов: "Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия."...

Арт - терапия как метод психологической коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством». Это уникальный метод естественного раскрытия личности, который с успехом применяется психотерапевтами, п...

«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Овладение полноценной речью помогает адаптироваться ребёнку к жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму, а также является активным, могучим стимулом всестороннего развития личности человека на про...

Стендовый материал на тему самообразования «Метод цветотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с РАС»

В работе представлена презентация с актуальностью выбранной темы, целями и задачами по теме самообразования, а также внедренные упражнения по цветотерапии для реализации с детьми РАС....

«Использование метода "Биоэнергопластика" в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»

Использование метода «Биоэнергопластика» в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР . Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Ча...

Консультация для педагогов "Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Консультация для педагогов "Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"...