"Возможности метода моделирования в коррекционно – логопедической работе с детьми дошкольного возраста".
статья по логопедии
В статье рассказано о широких возможностях применения метода моделирования в коррекционно- логопедической работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_metoda_modelirovaniya_v_korrektsionno-_logopedicheskoy_rabote.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности метода моделирования в коррекционно – логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
В настоящее время в дошкольных учреждениях выявляется всё большее количество воспитанников с различными нарушениями речи. Значительную долю среди них занимают ТНР. Дети с такими трудностями развития нуждаются в доступных, понятных и интересных методах работы по преодолению данных нарушений. Одним из них может стать метод моделирования.
По мнению Л. А. Венгера, «Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности». Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
В ходе использования приёма наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.
В качестве условных заменителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- условные изображения;
- пиктограммы (символические изображения предметов);
- опорные схемы;
- предметные картинки;
- мнемодорожки и мнемотаблицы.
Моделирование может использоваться при обучении детей звуковому анализу. В этом случае чаще всего применяются квадраты трёх цветов, которые соответствуют характеристикам звуков: синий – согласный твёрдый звук, зелёный – согласный мягкий, красный – гласный звук. Для активизации интереса детей вводят звуковичков. Это изображения гномиков или человечков в одежде указанных выше цветов. Данные модели можно дополнить колокольчиком (для обозначения звонкости), наушниками или шапкой (для обозначения глухости) и молоточком (для обозначения гласных ударных звуков).
Для логопедических занятий с дошкольниками, а так же для занятий по обучению грамоте может применяться такая модель как «Звуковая линейка». Её систематическое использование позволяет развивать фонематический слух, упражнять в звуковом анализе слов, умении определять местоположение звука в слове, закрепить у детей знание о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Такие линейки очень легко изготовить самостоятельно или привлечь к этому детей. Так полоску плотной бумаги нужно разделить вертикальными линиями на три на 3 сектора, которые обозначают три части слова: начало, середину и конец . Возможно художественное оформление линеек (в виде паровозика с вагончиками, автобуса с окошками, гусеницы и тд). с прикреплением символа звука в виде пуговиц, крышки от бутылок, бусины на ниточку или леску.
В таком направлении коррекционной работы как по формирование умения употреблять предлоги моделирование значительно облегчает процесс изучения и закрепления предлогов. Модели (схемы) предлогов способствуют их лучшему пониманию и запоминанию.
Придёт на помощь этот метод и при автоматизации и дифференциации изучаемых звуков. Так дети с большим интересом любят помечать картинки с заданным звуком фишкой с изображением символа указанного звука. Например, символом звука [Ш] может быть изображение змейки или маленькая игрушка в виде змеи, её ребёнок будет помещать на картинки в названиях которых слышится данный звук.
Такие модели как мнемодорожки и мнемотаблицы способствуют автоматизации звуков на уровне предложения и в чистоговорках. Так же они будут эффективны при заучивании стихов.
И конечно же используются схемы и модели для пересказа и составления рассказов. В начале схема может быть подробной, но когда ребенок будет очень легко справляться с заданиями, необходимо постепенно схемы сокращать, чтобы ребенок мог проектировать свой рассказ.
Таким образом, применять моделирование можно практически во всех направлениях коррекционно- логопедической работы, а также и на других занятиях в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Знакомство с основными этапами коррекционной работы посредством метода сказкотерапии....
Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия.
Консультация для педагогов: "Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия."...
Арт - терапия как метод психологической коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Арт-терапия в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством». Это уникальный метод естественного раскрытия личности, который с успехом применяется психотерапевтами, п...
«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Овладение полноценной речью помогает адаптироваться ребёнку к жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму, а также является активным, могучим стимулом всестороннего развития личности человека на про...
Стендовый материал на тему самообразования «Метод цветотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с РАС»
В работе представлена презентация с актуальностью выбранной темы, целями и задачами по теме самообразования, а также внедренные упражнения по цветотерапии для реализации с детьми РАС....
«Использование метода "Биоэнергопластика" в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»
Использование метода «Биоэнергопластика» в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР . Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Ча...
Консультация для педагогов "Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"
Консультация для педагогов "Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"...
- Мне нравится (1)