картотека методических рекомендаций по лексическим темам
картотека по логопедии (старшая группа)

Подборка дидактических игр и упражнений для усвоения материала по лексическим темам в старшей и подготовительной группах  компенсирующей направленности для детей с тнр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx73.22 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

игровых заданий   по лексическим темам                                                                                      для детей 5 – 7 лет                                                                        с общим недоразвитием речи





Картотека состоит из карточек - заданий, предназначенных для выполнения игровых  заданий по лексическим темам дошкольниками старшего и подготовительного возраста речевой группы с диагнозом ОНР II – III уровней.
Задания  разработаны с целью закрепления детьми полученных знаний. В задание по лексической теме включены лексико-грамматические упражнения, упражнения для развития связной речи (составление рассказов), упражнения для развития мелкой моторики (раскрашивания, рисунки), упражнения для развития фонематических представлений, заучивание стихотворений для развития памяти, отгадывание загадок для развития мышления и воображения.

Задания разработаны для двух подгрупп:  I подгруппа (подготовительная) – это дети 6 – 7 лет, II подгруппа (старшая) – это дети 5 – 6 лет. Для детей разных подгрупп с учётом возраста предлагаются задания различного уровня сложности. 


ДЕТСКИЙ САД. ИГРУШКИ. 
(I подгруппа)
Назови игрушки, которые есть у тебя дома. Отметь внешние признаки каждой игрушки.
(У меня дома есть зайчик, он мягкий, пушистый, беленький). 

Из чего сделана игрушка. Какая она?
- Машинка сделана из железа – она железная.
- Самолёт сделан из пластмасса – он 
- Матрёшка сделана из дерева – она 
- Мишка сделан из плюша – он 
- Мяч сделан из резины – он 

«Вчера, сегодня, завтра»
(отвечать полным предложением)
- С какой игрушкой ты играл вчера?
- С какой игрушкой ты играешь сегодня?
- С какой игрушкой ты будешь играть завтра?

Кто работает в детском саду? (перечислить профессии)
(В детском саду работают )

5. Нарисуй три больших круга: синий, красный и зеленый.
В синем круге нарисуй игрушки, в которые играют 
мальчики, в красном – девочки, а в зеленом – общие 
игрушки.









ОСЕНЬ. ПЕРИОДЫ ОСЕНИ.
ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ.
(I подгруппа)

1. Ответь на вопросы полным предложением.
- Какое сейчас время года?
- Какие осенние месяцы ты знаешь? (выучить)

Скажи, какая это осень?
- Если осень наступила рано, то осень (какая?)
- Если осень наступила поздно, то осень (какая?)

«Ответь на вопросы» (употребление в речи глаголов в разных временных формах).

ВЕТЕР ДОЖДЬ ТРАВА ЛИСТЬЯ
Что делает? Дует 
Что сделает? Подует 
Что делал? Дул 
Что будет Будет дуть 
делать? 

«Угадай слово» (использование в речи глаголов в единственном и множественном числе).
- Ветер дует, а ветры (дуют).
- Птица улетает, а птицы 
- Лист желтеет, а листья 
- Дождь моросит, а дожди 
- Холод наступает, а холода 

5. Нарисовать дерево ранней осенью и поздней осенью.
Рассказать, чем они отличаются.





ОВОЩИ. СРАВНЕНИЕ ОВОЩЕЙ.
ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ОГОРОДЕ ОСЕНЬЮ.
(I подгруппа)

«Назови ласково»
огурец – огурчик лук - 
помидор - чеснок - 
горох - картофель - 
морковь - капуста - 

«Как называется пища из овощей?»
- Пюре из картофеля – картофельное пюре.
- Салат из огурцов - 
- Сок из моркови - 
- Суп из гороха - 
- Пирог из капусты - 

«Сравнение овощей». Закончить предложение, а затем повторить его полностью.
- Помидор круглый, а огурец (овальный)
- Морковь продолговатая, а тыква 
- Лук горький, а морковь 
- Огурец зелёный, а свёкла 
- Редис мелкий, а редька 
- Тыква круглая, а кабачок 

Ответить на вопросы:
«Брат сестру свою зовёт на прополку в огород».
Кто зовёт? . Кого зовёт? . Зачем зовёт? .

5. Нарисуй в прямоугольнике овощи, которые срывают или срезают, а в овале – овощи, которые выкапывают или вытаскивают из земли (корнеплоды).




ФРУКТЫ. ТРУД ВЗРОСЛЫХ В САДУ.
(I подгруппа)
«Составь предложение». Взрослый называет пары слов и просит ребёнка сказать, что из этих фруктов он съест сам, а что отдаст другу.

Яблоко – груша 
(Яблоко я съем сам, а грушу отдам другу).
Персик – апельсин 
Банан – лимон 
Мандарин – киви 
Абрикос – слива 

«Назови сок»

из лимона сок 
из апельсина сок 
из яблока сок 
из сливы сок 

Составить рассказ – описание «Мой любимый фрукт» по вопросам: Как называется? Где растёт? Какой он по форме, цвету, вкусу? Что из него можно приготовить?
(старшие запишут твой рассказ).



«САД – ОГОРОД».
(I подгруппа)

1. «Четвёртый лишний». Что лишнее и почему?

Яблоко, груша, помидор, апельсин.
Слива, персик, абрикос, компот.
Морковь, слива, капуста, горох.


2. Составь предложения из слов:

Яблоко, лежать, яблоня, под.
Картошка, огород, расти, в.
Клубника, тарелка, лежать, на.


3. Нарисуй свой сад – огород.
Посади в нем: репу, грушу, морковь, картофель, сливу, 
помидоры, абрикосы, баклажаны.
ДЕРЕВЬЯ: ЛИСТВЕННЫЕ И ХВОЙНЫЕ
( I подгруппа)

Ответь на вопрос: «Какие деревья растут в лесу?»
В лесу растут осины, (продолжить перечисление)
Хвойные деревья – это 
Лиственные деревья – это 

2. «Один – много»
дерево – деревья – много деревьев
лист - - много 
куст – кусты – много кустов
ствол - - много 
ветка - - много 

3. «Назови листочек и ветку дерева»
у клёна лист – кленовый, а ветка - кленовая
у дуба лист - , а ветка - 
у берёзы лист - , а ветка - 
у рябины лист - , а ветка - 

4. «Сосчитай до 5»
один дубовый листочек, два дубовых листочка, 
три четыре пять
одна берёзовая ветка, две берёзовые ветки, 
три четыре пять

5. «Исправь ошибки Незнайки и скажи правильно»
На клёне желтеют берёзовые листья.
Когда идёт дождь, то на улице сухо.

6. Нарисуй или обведи листья шести разных деревьев.
Раскрась и назови их (кленовый лист).



ЯГОДЫ: САДОВЫЕ И ЛЕСНЫЕ, 
СЪЕДОБНЫЕ И ЯДОВИТЫЕ
(I подгруппа)

1. «Садовые и лесные ягоды»
Садовые ягоды – это клубника, (продолжить)
Лесные ягоды – это земляника, (продолжить)

«Великан и Гномик»
У Великана клубника, а у Гномика клубничка.
У Великана черника, а у Гномика 
У Великана крыжовник, а у Гномика 
У Великана брусника, а у Гномика 
У Великана земляника, а у Гномика 

«Варим варенье и делаем сок из ягод»
ВАРЕНЬЕ СОК 
Из облепихи облепиховое облепиховый
Из малины 
Из земляники 
Из клубники 
Из ежевики 
Из черники 
Из брусники 
Из клюквы 

«Что лишнее и почему?»
Клубника, малина, тыква, ежевика
Апельсин, яблоко, банан, клюква
Берёза, смородина, дуб, клён

5. Нарисуй лесную и садовую малину, лесную и садовую
землянику. Расскажи, чем они отличаются и почему.



ИГРУШКИ
(I подгруппа)

1. «Что из чего» .
Матрешка сделана из дерева, значит она деревянная.
Машинка сделана из железа, значит 
Кубик сделан из пластмассы, значит 
Мяч сделан из резины, значит 
Самолетик сделан из бумаги, значит
Мишка сшит из плюша, значит 
Собачка сделана из стекла, значит 


2. Отгадай загадки, нарисуй отгадки:
Зверь забавный сшит из плюша.
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. (Плюшевый медведь.)

В пути не смолкает, вдаль увлекает,
Сам не шагает, шагать помогает. (Барабан.)

Он стройный и красивый,
У него густая грива.
Жаль нельзя на нем промчаться,
Только можно покататься. (Конь-качалка.)

Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла.)



Нарисуй о свою любимоую игрушку и расскажи о ней по вопросам:
Что это? Какая она? Что у нее есть? Как с ней можно играть?



ГРИБЫ: СЪЕДОБНЫЕ И ЯДОВИТЫЕ
(I подгруппа)

«Подбери слово». Что можно делать с грибами?
Грибы можно искать, (продолжить перечисление)

«Съедобные – несъедобные»
Взрослый перечисляет названия грибов, а ребёнок 
говорит: «съедобные» или «несъедобные» (ответы
ребёнка записать в два столбика).
Опята, сыроежки, поганки, белые грибы, мухоморы, грузди, свинушки, волнушки, лисички, желчные грибы, подберёзовики, , подосиновики.
Нарисуй несколько грибов или приклей картинки:
Съедобные Несъедобные


«Сосчитай до 5»
Одна рыжая лисичка, две рыжие лисички, три , четыре , пять 
Один красный мухомор, два красных мухомора, три , четыре , пять 
Один белый гриб, два белых гриба, три , четыре , пять 

«Что лишнее и почему?»
Белый гриб, волнушка, клюква, опята.
Черника, ежевика, мухомор, малина.

Назвать гриб на звук [М] - маслята, мухомор; [Ль] - ..., [В] - ..., [С] - ..., [Г] - , [Бь] - , [П] - ....







ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
(I подгруппа)

Назови свою одежду: куртка, 
Назови свою обувь: сапоги, 
Назови свои головные уборы: шапка, 

«Один – много»
шапка – шапки – много шапок
платок - много 
юбка - много 
платье - много 
ботинок - много 
сапог - много 

«Исправь ошибки Незнайки»
Моя сапоги, мой шапка, моё перчатки, мои шарф.

«Назови, какие эти предметы»
сапоги из резины – резиновые сапоги
шапка из шерсти - 
перчатки из кожи - 
шляпа из соломы - 
шуба из меха лисы - 

«Посчитаем парами»
одна пара сапог, две пары сапог пять пар 
одна пара туфлей, две пары пять пар
одна пара перчаток, две пары пять пар 

6. «Мы поехали на бал»
Нарисуй себя в нарядной одежде и расскажи, что ты 
наденешь на праздник.



ПОСУДА. ВИДЫ ПОСУДЫ: 
ЧАЙНАЯ, КОФЕЙНАЯ, КУХОННАЯ, СТОЛОВАЯ
(I подгруппа)

Назови предмет посуды на звук: 
[ч] – чайник, [б] - [н] - [вь] - [л] - 
[к] - [с] - [т] - [мь] - 

«Где живут продукты?»
сахар живёт в сахарнице соль живёт в ( солонке)
сухари живут в масло живёт в 
перец живёт в чай живёт в (чайнике)
селёдка живёт в кофе живёт в 
салат живёт в 
конфеты живут в 

«Объясни, что делает этот предмет?»
мясорубка – рубит мясо
самовар - 
овощерезка - 
хлеборезка - 
соковыжималка - 
яйцерезка - 
чеснокодавка - 

«Назови эту посуду»
Чайная посуда – это самовар, 
Кофейная посуда – это кофейник, 
Столовая посуда – это супница, 
Кухонная посуда – это кастрюля, 

5. Нарисуй посуду по количеству слогов в трех 
колонках 1, 2, 3.





ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
(I подгруппа)

«Какие ты знаешь продукты питания?» Нарисуй в трех колонках, что можно сделать - из молока
- из мяса
- из муки

«Что лишнее и почему?»
Молоко, сыр, огурец, сметана
Сарделька, сосиска, ветчина, зефир
Торт, мармелад, рыба жареная, шоколад

«Как называется?»
Бульон Каша Суп 
из курицы - куриный из гречи - гречневая из грибов - 
из рыбы - из риса - из риса - 
из мяса - из пшена - из гороха - 

«Сосчитай до 5»
одна жареная котлета один яблочный пирог
две жареные котлеты два яблочных пирога
три четыре пять три четыре пять 

«Выучить стихотворение»
«Жили – были сыр, котлеты,
Мармелад, зефир, конфеты,
Соки, овощи и фрукты,
Называем их - продукты,
Называем их - еда,
Очень любим их всегда!»






ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ
(I подгруппа)

Назвать перелётную птицу на звук: 
[А], [Ц], [Г], [Л], [Ль], [С], [Ж], [К].

«Назови детёныша птицы»
грач – он грачонок – они грачата
аист - - 
стриж - - 
журавль - - 
кукушка - - 
лебедь - - 
скворец - - 


«Угадай и назови»
У какой птицы самая длинная шея? ... (у лебедя)
У какой птицы самые длинные ноги? 
У какой птицы самый длинный клюв? 
Какие птицы лучше всех поют? 

«Чьи крылья?»
у журавля – журавлиные
у гуся - 
у грача - 
у соловья - 

«Отгадай и выучи загадку». Нарисуй отгадку и составь схему этого слова.

«Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнезда»





ЗИМА, ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ. 
ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ.
(I подгруппа)

«Продолжи предложения»
- Зимой люди ходят в шапках, 
- Зима приносит морозы, 
- Вода замёрзла на реках, 
- Я люблю кататься зимой на 

«Что за чем и перед чем?»
Декабрь за ноябрём и перед январём;
Январь за и перед 
Февраль за и перед 

«Скажи наоборот»
Зимой ночь длинная, а день 
Снег белый, а асфальт 
Зимой ветер холодный, а летом 

«Сосчитай до пяти»
одна зимняя ночь, две зимние ночи, три пять 
один холодный день, два холодных дня, три пять 

Выучить стихотворение:
«Отчалил осени корабль,
И реки льдом сковал декабрь.
Начинает календарь
Месяц с именем январь.
Белой вьюги вьётся шаль,
Весь в снегу пришёл февраль»

6. Подбери родственные слова к слову снег (снежинка, снежный ком, снеговик, снегурочка) и нарисуй эти предметы в тетрадь.



ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ
(I подгруппа)

Назвать животное наших лесов на звук в начале слова:
[В] - [Мь] - [Ль] - [З] - [Л] - [Бь] - 

«Назови всю семью»
папа мама детёныш детёныши
волк волчица волчонок волчата
медведь 
ёж 
лис 
лось 
заяц 

«Чей хвост, нос; чья голова; чьи уши, лапы?»
хвост , нос голова уши , лапы
у медведя медвежий медвежья медвежьи
у волка 
у лисы 
у зайца 
у белки 

«Загадочное животное» 
Из каких животных получились слова?
Медволк - ; зайжик - ; лисведь - ; 
Зайлось - ; белзай - ; лоскун - 

5. Нарисуй несуществующее животное, у которого части тела от разных животных.





ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ
(I подгруппа)

«Назови всю семью»
мама папа детёныш детёныши 
овца баран ягнёнок ягнята 
лошадь 
корова 
свинья 
коза 
собака 
кошка 

«Что делает он, а что делают они?»
Котёнок лакает, а котята лакают.
Телёнок мычит, а телята 
Щенок бежит, а щенята 
Козлёнок скачет, а козлята 
Поросёнок ест, а поросята 
Жеребёнок прыгает, а жеребята 
Ягнёнок жуёт, а ягнята 

«Чей, чья, чьи?»

хвост, нос голова уши
у коровы коровий коровья коровьи
у собаки 
у кошки 
у козы 
у барана 

4. Нарисуй свое любимое домашнее животное (или того, кого ты хотел бы иметь) и составь рассказ о нем (величина, цвет, части тела, повадки, характер, какую пользу приносит)





ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ И ИХ ДЕТЁНЫШИ
(I подгруппа)

1.  «Назови правильно»: назови папу, маму и детёныша каждой 
птицы.
Петух, курица, цыплёнок.
Селезень, утка, утёнок.
Гусь, гусыня, гусёнок.
Индюк, индейка, индюшка.
2. «Кто как голос подаёт»
Индюк - болбочет
Курица (кудахчет)
Утка (крякает)
Гусь (гогочет)
Петух (кукарекает)
Цыплёнок- (пищит)

3. Назови ласково:
петух – петушок
курица 
цыпленок 
утенок 
клюв 
крыло 
хвост 
перо 
яйцо

4.Нарисуй под диктовку по клеточкам:
4кл. вправо, 4 кл. вниз, 5 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо,
3 кл. вниз, 2 кл. влево, 2. кл. вниз, 2 кл. влево.2 кл. вниз, 2.кл.
влево, 2кл.вверх, 2кл. влево, 2кл. вверх, 2 кл. влево, 3кл. 
вверх, 2 кл. влево, 1 кл. вверх,2 кл. вправо, 2кл. вверх.

Кто у тебя получается? Дорисуй и раскрась.



ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ, ПОМОЩЬ ЧЕЛОВЕКА
(I подгруппа)

«Назови ласково»
чёрное перо – чёрненькое пёрышко
серая спина - (серенькая спинка)
пёстрые крылья - 
белая шея - 
красная грудь - 
острые когти - 
длинный хвост - 

«Расскажи, какая птица» (добавить окончания слов)
краси , быстр , сме , пою , крича , 
лёг , малень , забот , голод , сыта.

«Для чего?» (отвечать полным предложением, используя союз чтобы)
Для чего птичке клюв?
Для чего птичке крылья?
Для чего птичке ноги?
Для чего птичке глазки?

«Объясни слова Незнайке»
длиннохвостая птица - у птицы длинный хвост; 
сероглазая - , красногрудая - , черноглазая - , 
пёстроголовая - , громкоголосая - , быстрокрылая - , 
теплолюбивая - , остроклювая - , насекомоядная - , 
быстроногая - 

5. Нарисуй синицу и сороку. Сравни их. Составь четыре 
предложения – сравнения, например:
Синица маленькая, а сорока большая.





НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.
(I подгруппа)


Назови зимние праздники. Кто главные герои Нового года?

Закончи предложения одним и тем же словом «снеговик» в нужной форме.
Мы решили слепить снеговика.
Мы приделали нос-морковку 
Мы показали соседям нашего 
Мы играли со 
Мы рассказали о 

«Сосчитай пары до 5»
Одна пара лыж, две пары , три пары , четыре пары , пять пар ;
Одна пара коньков, две пары , три пары , четыре пары , пять пар 

4. «Что ты будешь делать на новогоднем празднике?»
Буду веселиться – (что сделаю?) повеселюсь
Буду кружиться - 
Буду радоваться - 
Буду смеяться - 
Буду наряжаться - 

Нарисуй новогоднюю елку и ответь на вопрос: «Чем украсим нашу ёлку?»
Мы украсим нашу ёлку шарами,снежинками (продолжить перечисление).




ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ТЕЛА
(I подгруппа)

«Для чего?» (отвечать полным предложением)
Для чего нужны глаза? (Глаза нужны для того, чтобы видеть).
Для чего нужны: уши, нос, рот, язык, ноги, зубы, руки.

«Найди ошибку Незнайки и скажи правильно»
Ноздри нужны глазам.
Ресницы нужны ушам.
Локти нужны ногам.
Колени нужны шее.
Ногти нужны голове.
Затылок нужен пяткам.
Лопатки нужны животу.

«Подумай и ответь»
Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза)
Сколько ушей у трёх мальчиков?
Сколько пальцев на двух руках?
Сколько пальцев на правой ноге?
Сколько носов у четырёх мальчиков?

Игра «Великан и Гномик»
Жили-были Великан и Гномик. У Великана было всё громадное, а у Гномика малюсенькое.
Нос: У Великана носище, а у Гномика носик.
Глаза: У Великана , а у Гномика 
Губы: У Великана , а у Гномика 
Руки: У Великана , а у Гномика 
Ноги: У Великана , а у Гномика 

5. Нарисуй человека и покажи, где у него: плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти, лоб, щеки, брови, ресницы, ноздри, подбородок, колено, ступня.

СЕМЬЯ
(I подгруппа)

Ответь на вопрос: «С кем ты живёшь?»
Я живу с 

Игра «А у вас?»
Наша семья большая, а у нас больше.
Наша семья крепкая, а у нас 
Наша семья маленькая, а у нас 
Наша семья дружная, а у нас 
Наша семья добрая, а у нас 
Наша семья смелая, а у нас 

«Кто старше, а кто младше?»
Дочка – мама: Дочка младше мамы, а мама старше дочки.
Папа – дедушка 
Сын – папа 
Дедушка – мама 
Бабушка – папа 
Бабушка – внучка 
Дедушка – внук 
Сын – мама 
4. Расскажи о своей семье по плану:
Меня зовут ФИО.
Мне ____лет. Мой день рождения____________.
Я живу (адрес).
Моя мама ФИО работает (кем, где).
Мой папа ФИО работает (кем, где).
Еще со мной живут (бабушка,дедушка, сестра, 
брат,животное)
Я люблю свою семью!
(старшие запишут твой рассказ в тетрадь)




ПРОФЕССИИ 
(I подгруппа)

Назвать профессию на звук: [У], [В], [П], [С], [К].

«Кто что делает?»
Учитель – учит врач – 
Строитель – повар – 
Воспитатель – парикмахер – 
Водитель – пожарный – 
Продавец – хирург – 
Певица – почтальон – 

«Он, она и они»
Он, она учит, а они учат.
Он, она лечит, а они 
Он, она стрижёт, а они 
Он, она воспитывает, а они 
Он, она продаёт, а они 

«Кто работает на этом виде транспорта?»
На тракторе работает (тракторист).
На экскаваторе работает 
На кране работает 
Поезд водит 
Машину водит 
На самолёте летает 

«Объясни, что делает человек этой профессии»
Хлебороб – выращивает хлеб; Садовод – 
Рыболов – Пчеловод – 
Лесоруб – Трубочист – 

6. Составь небольшой рассказ «Кем я хочу стать».
Старшие запишут в тетрадь.


ИНСТРУМЕНТЫ
(I подгруппа)

Назови профессию человека, который:
Вставляет стёкла – (стекольщик)
Управляет подъёмным краном - 
Управляет экскаватором - 
Кладёт кирпичи - 
Кроет крышу - 
Делает электропроводку - 
Красит стены, окна - 
Чинит краны - 

Собери предложения из слов.
Крановщик, подниматься, в, свой, кабина.
Экскаватор, рыть, земля, огромный, ковш.

От каких профессии произошли эти фамилии?
Столяров – столяр
Гончаров - 
Плотников - 
Кузнецов - 

«Сосчитай до 5»
Один подъёмный кран, два три четыре пять 
Одна кирпичная стена, две три четыре пять 

5. Нарисуй по одному инструменту в колонки:

Музыкальные Сельскохозяйственные Рабочие








МЕБЕЛЬ: НАЗНАЧЕНИЕ, ЧАСТИ, МАТЕРИАЛЫ
(I подгруппа)


Назвать предмет мебели на звук: [К], [Дь], [С], [Ш], [Т].

Какая это мебель?
мебель из пластмассы - пластмассовая
мебель из дерева - .
мебель из железа - 
мебель для кухни - 
мебель для офиса - 

Для чего нужна эта часть мебели?
крышка нужна для (стола)
спинка нужна для 
ножки нужны для 
дверцы нужны для 
ящики нужны для 
матрац нужен для 
подлокотники нужны для 

В какой комнате стоит эта мебель?
Кровать, платяной шкаф, тумбочка, трюмо – в 
Диван, кресла, журнальный столик – в 
Детская кровать, комод, письменный стол – в 
Обеденный стол, стулья, навесные шкафы – в 

5. Про какую мебель можно сказать «он», «она», «оно»? 
Нарисуй мебель в трех колонках: он, она, оно.





ТРАНСПОРТ. ВИДЫ.
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
(I подгруппа)


Что относится к этому виды транспорта.
Пассажирский – это ...
Грузовой – это 
Подземный – это 
Специальный – это 
Водный – это 
Воздушный – это 

Как назвать остановку:
Трамвая – 
Автобуса – 
Троллейбуса – 

Назови одним слово машину, которая: 
Возит молоко – молоковоз
Мешает бетон - 
Возит воду - 
Черпает землю - 
Укладывает трубы - 
Дробит камни - 

Исправь ошибки Незнайки:
Дом подъехал к машине.
Бензин кончился потому, что машина остановилась.

5. Составь предложения со словами: ехал, поехал, 
объехал, подъехал, заехал, проехал, переехал, въехал.
(старшие запишут в тетрадь).





23 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ 
ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
(I подгруппа)

Продолжить предложения:
В армии служит много солдат, 
Наши защитники умеют воевать, 

«Что делают?»
лётчик – летает на самолёте 
вертолётчик – 
танкист – 
парашютист – 
подводник – 
снайпер – 
сапёр – 
пограничник – 

«Исправь ошибки Незнайки и скажи правильно»
Лётчик поднял самолёт в воздух и разогнал его по взлётной полосе.
Бомба разорвалась потому, что образовалась воронка.

«Кто лишний и почему»
Снайпер, сапёр, танкист, артист

«Сосчитай до 5»
Один тяжёлый танк, два пять 
Одна подводная лодка, две пять 

6. Составь рассказ о папе (ФИО, где и кем работает).
Старшие запишут в тетрадь.






8 МАРТА – МАМИН ПРАЗДНИК
( I подгруппа)



Какие профессии наших мам ты знаешь? (перечислить)

Выбери правильный ответ:
Мама старше дочки (иногда, всегда, никогда);
Бабушка – это (папина жена, мамина сестра, мамина подруга, мамина мама).

Расскажи о своей маме по плану:

- Как зовут твою маму? (Ф.И.О.)
- Сколько лет твоей маме?
- Сколько детей у твоей мамы?
- Какая твоя мама?
- Что она делает дома?
- Как ты ей помогаешь?

Исправь ошибки Незнайки:
Сначала родилась дочка, а потом мама.
Бабушка младше мамы.
Я – бабушкина дочка.

5. Составь рассказ о маме (ФИО, где и кем работает).
Старшие запишут в тетрадь.









ВЕСНА.
( I подгруппа)

«Весенние месяцы». Закончить предложение. 
Стих выучить!
Весна торопится на старт, 
В ручьях весенних месяц 
Из старых листьев вылез шмель,
Цветёт подснежником 
На луг Бурёнку выгоняй – 
Пришёл с травой зелёный 

2. Отгадай слово
Льётся, журчит – 
Дует, шумит – 
Пригревает, ослепляет – 
Голубое, высокое, чистое – 

3. Исправь ошибку Незнайки и скажи правильно.
Засветило солнышко, потому что стало тепло.
Пришла весна, потому что прилетели грачи.
Тает снег, потому что текут ручьи.

4. Скажи наоборот.
Тепло – День – 
Грязно – Утро – 
Светло – Весна – 

5. Нарисуй пейзаж ранней весны и поздней весны. 
Расскажи, чем они отличаются?




РЫБЫ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ. 
ПРЕСНОВОДНЫЕ И АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ.
( I подгруппа)


Скажи одним словом, какие это рыбы:
Ёрш, сом, пескарь живут в реке – это (речные рыбы);
Камбала, горбуша, сельдь живут в море – это 
Карп, карась, плотва живут в озере – это 
Золотая рыбка, гуппи, скалярия живут в аквариуме – это ..

Что можно делать с рыбой?
Рыбу можно ловить, (продолжить)

«Чей хвост, чья голова?»
Сом – сомовий хвост, сомовья голова; 
Акула – хвост, голова; 
Щука – хвост, голова; 

«Великан и Гномик на рыбалке»
Великан поймал карася, а Гномик – карасика.
Великан поймал пескаря, а Гномик – 
Великан поймал леща, а Гномик – 
Великан поймал сома, а Гномик – 
Великан поймал карпа, а Гномик – 
Великан поймал ерша, а Гномик – 

5. Нарисуй рыбок в четырех банках, по количеству слогов:
1,2,3,4 .







КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ. 
РАЗМНОЖЕНИЕ И УХОД ЗА НИМИ.
( I подгруппа)


Назови комнатные растения на звук:
[Фь] - ; [Гь] - ; [Т] - ; [Х] - ; [Бь] - ; [А] - 

Что лишнее и почему?

Фиалка, фикус, одуванчик, хлорофитум
Бегония, толстянка, берёза, алоэ

Рассказ – сравнение «Фикус и фиалка»

Фикус растёт в большом горшке, а фиалка - 
Фикус высокий, а фиалка - 
У фикуса ствол толстый, а у фиалки - 
У фикуса листья большие, а у фиалки - 
У фикуса листья гладкие, а у фиалки - 

«Сосчитай до 5»

Одна душистая герань, две душистые герани, три четыре пять 
Один высокий фикус, два высоких фикуса, три четыре пять 












ХЛЕБ. МУЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ.
( I подгруппа)

Назови хлебобулочные изделия на звук: 
[Б], [Р], [Х], [К], [П], [Пь], [С], [В].

«Какой бывает хлеб?»
Пшенич, ржа, све, чёрст, жёст, вкус, хрустя, паху, аромат, аппетит, поджарис, сдоб

Игра «Великан и Гномик»
У Великана хлеб, а у Гномика хлебушек.
У Великана пирожок, а у Гномика 
У Великана пряник, а у Гномика 
У Великана бублик, а у Гномика 
У Великана батон, а у Гномика 
У Великана калач, а у Гномика 
У Великана торт, а у Гномика 
У Великана сухарь, а у Гномика 
У Великана ватрушка, а у Гномика 

Что лишнее и почему?
Пряник, калач, конфета, батон
Молоко, торт, пироженое, кекс

5. Выучи три пословицы о хлебе, одну из них напечатай в тетрадь с помощью взрослых.








12 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
(I подгруппа)


Продолжи предложение: 
В космосе много комет, 

«Какой? Какая? Какое?» 
земля – он земной, она земная, оно земное
солнце - он она оно 
луна - он она оно 
звезда – он она оно 
космос – он она оно 

Собери предложение из слов:
Луна, это, Земля, спутник.
Луна, Земля, меньше.
Луна, вращаться, Земля, вокруг.

Скажи «наоборот»
Далеко – близко
Высоко – 
Темно – 
Тесно – 
Улететь – 
Взлетать – 

Отгадай загадку, нарисуй отгадку:
«Светит, сверкает, всех согревает»









ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ,
(I подгруппа)
1. Подбери нужный предлог.
Таня оставила ножницы в стакане. Таня достала ножницы
из стакана.
Таня положила линейку под букварь. -
Таня оставила альбом на столе. -
Таня спрятала ластик за стакан. -
Таня поставила портфель под стол. - 

2 .Упражнение «Нелепицы». Исправь предложения:
Таня резала бумагой ножницы.
Кисточка рисовала Лену.
Ручка написала письмо Димой.
Парта сидит за Егором.
Пенал положил Колю в портфель.
Букварь читает Толю.
Учебник учится по детям.

3. Выучить три поговорки (пословицы) о школе, напечатать 
одну в тетрадь с помощью родителей.






НАША СТОЛИЦА, ДОМ,
(I подгруппа)



Ответь на вопросы:
Как называется столица нашей родины?
Как называется главный театр Москвы?
Как называется главная площадь Москвы?

В Москве много фонарей. Как назвать фонарь, который стоит:
На улице – уличный
В театре - 
На бульваре - 
На вокзале - 
В парке - 

Что лишнее и почему?
Петербург, Москва, Невский проспект, Новгород.
Машина, улица, проспект, переулок

Составь рассказ по плану:
Назови адрес, по которому ты живёшь.
Почему нужно знать свой адрес?
Кому можно говорить свой адрес, а кому – нет?
Старшие запишут твой рассказ в тетрадь.








9 МАЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ !
(I подгруппа)

Какой праздник посвящён героям Великой Отечественной войны? 

Закончить предложение:
- Прошло много лет после этой войны, но люди помнят о героях, 
- Этому посвящено много фильмов, (чего ещё?)
- Не все герои остались живы, очень многие 
- Им поставлены 
-В их честь горит 
- К Вечному огню люди возлагают 
- В этот день проходит военный 

«Скажи наоборот»
молодой – старый сильный - 
храбрый - умный - 

Игра «Один – много»
Ветеран – ветераны – много ветеранов
Воин - много 
Орден - много 
Герой - много 
Награда - много 

Выучить стихотворение:
«Майский праздник – День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога на торжественный парад,
И задумчиво с порога вслед им бабушки глядят»

6. Нарисуй открытку ветерану.


ТРУД ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ. ИНСТРУМЕНТЫ.
(I подгруппа)

Продолжи предложение:
Весной в огородах люди копают, (что ещё делают?)

«Один – много»
Лопата – лопаты – много лопат
Теплица - много 
Грядка - много 
Огород - много 
Сад - много 
Парник - много 

«Измени слово»
сажать - пересаживать - расса - отса
капать – перекапывать - за - от - о

«Исправь ошибки Незнайки»
Цветы полили потому, что они выросли.
Выкопали мы картофель, а потом его полили и окучили.

«Что вначале, что – потом и что – в конце?»
Лук посеяли раньше редиса, но позже чеснока.
Помидоры посадили раньше огурцов, но позже перцев.

«Что лишнее и почему?»
Копать, сажать, мариновать, поливать
Сад, огород, грабли, клумба.
Грабли, кукла, лопата, тяпка








ЛЕТО.
(I подгруппа)

Назови времена года, летние месяцы

«Какое лето?»
Лето жаркое, тёп весёзной холо дож сы зелё длин корот урожай

«Что делают летом?»
Летом отдыхают, заго пла ныря игра купа на велосипеде ката

«Какие это цветы?»
Ромашки, васильки растут в поле, это цветы.
Розы, гвоздики растут в саду, это цветы.
Колокольчики, ландыши растут в лесу, это цветы.


Выучить стихотворение
«Раз, два, три, четыре, пять,
Будем летом мы играть:
Будем плавать и качаться,
Будем бегать, загорать
И цветочки собирать!»

6. Загадай загадку про любой цветок.
( Взрослые запишут)
Нарисуй отгадку в тетради.







НАСЕКОМЫЕ 
(I подгруппа)

Назови насекомое на звук:
[Ж], [С], [М], [К], [П], [Г ]

Кто лишний и почему?
Жук, бабочка, ласточка, стрекоза
Скворец, соловей, гусеница, грач

Продолжи предложение:
Птицы едят насекомых: жуков, 

Исправь ошибку Незнайки
Мохнатая гусеница съела кукушку.
Червяк склевал грача.

Что общего и чем отличаются?
Бабочка и ласточка 

Отгадай загадки, нарисуй отгадки. 
Составь схему слов – отгадок.

«В городочке у пня – 
Суета, беготня,
То народец рабочий
Снуёт и хлопочет» (М)

«Вьётся, как верёвка,
По листочку ловко,
Куколкой замрёт вся,
Бабочкой проснётся» (Г)







Животные жарких стран
(I подгруппа)


Назови животных жарких и холодных стран на этот звук:
[А] – [Бь] – [Зь] – [Ж] – [Ть] – [С] – [Ль] – 
[Кь] – [К] – [О] – [Вь] – [Н] – [Ч] – 


«Сравни этих животных»

Слон высокий, а жираф ещё (выше)
Бегемот тяжёлый, а слон ещё 
Лошадь выносливая, а верблюд ещё 
Заяц прыгает далеко, а кенгуру ещё 

«Объясни слово»

Двугорбый верблюд; одногорбый верблюд; носорог; быстроногий леопард; сумчатое кенгуру

4. Нарисуй под диктовку по клеточкам в тетради: 

8 кл. вправо, 2 кл. вниз. 6 кл. вправо, 14 кл. вниз, 4 кл. влево,
6 кл. вверх, 2 кл. влево, 6 кл. вниз, 4 кл влево, 8 кл. вверх,
2 кл. влево, 4 кл. вниз, 2 кл. влево, 2 кл. вниз, 2 кл. влево,
4 кл. вверх, 2 кл. вправо, 10 кл. вверх. 

Кто у тебя получился? Дорисуй и раскрась.





ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ, ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
(I подгруппа)

Назови электроприбор на этот звук:
[Фь] - ..., [Мь] - ..., [С] - ..., [У] - ..., [Ть] - ..., [М] - ..., [Х] - ..., [К] - ..., [Ль] - ..., [Вь] - ..., [Э] - ..., [П] - ..., [Р] - ...

«Закончи предложение»
Мама стирает бельё в (стиральной машине).
Папа чистит ковёр 
Дочь гладит одежду 
Бабушка достала мясо из 
Мама разогревает обед в 
Мультфильмы показывают по 

«А у тебя нет...»
У меня телевизор, а у тебя нет телевизора.
У меня магнитофон, а у тебя нет ...
У меня пылесос, а у тебя нет ...
У меня люстра, а у тебя нет ...
У меня радио, а у тебя нет ...
У меня торшер, а у тебя нет ...
У меня компьютер, а у тебя нет ...

«Сосчитай до 5»
Один двухкамерный холодильник, два двухкамерных холодильника, три ... четыре ... пять ...
Одна стиральная машина, две стиральные машины, три ... четыре ... пять ...
Одна микроволновая печь, две микроволновые печи, три ... четыре ... пять ...




ДЕТСКИЙ САД. ИГРУШКИ.
(II подгруппа)

Назови игрушки, которые есть у тебя дома.
(У меня дома есть машинка, )

2. Из чего сделана эта игрушка?
- Железная машинка сделана из железа.
- Деревянная матрёшка сделана из 
- Резиновый мяч сделан из 
- Пластмассовая лопатка сделана из 

3. Игра «один – много»
один кубик – много кубиков
одна кукла – много 
одна машинка – много 
один мяч – много

4. «Назови ласково»
мяч – мячик матрёшка - 
кукла - машина - 

5. Отгадай загадку, нарисуй отгадку.
«Не обижен, а надут.
Его по полу ведут». ()

Выучить стихотворение:

«Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший».




ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ.
(II подгруппа)

Закончить предложение словом во множественном числе:
Пришла золотая осень.
Ветер раскачивает 
На деревьях пожелтели 
На небе много 
Очень часто моросят 
После дождя много 

«Что делает? Что делают?»
Осень что делает? (приходит, наступает)
Ветер осенью что делает? 
Листья осенью что делают?
Тучи на небе что делают?

«Какая? Какое? Какие?»
Осень какая? (золотая, ранняя, прохладная, тёплая, поздняя, разноцветная, холодная)
Листья осенью какие?
Небо осенью какое?
Ветер осенью какой?

«Сосчитай до 5 »
Одна лужа, две лужи, три четыре пять .
Одна туча, две три четыре пять 

Выучить стихотворение «Осень»

«Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето!»




ОВОЩИ
(II подгруппа)

Ответить на вопрос:
Что такое овощи?
Где растут овощи?

«Какой? Какая?» (перечислить признаки)
Лук какой? (круглый, твёрдый, гладкий, жёлтый снаружи, белый внутри, сочный, горький, полезный, злой)
Огурец какой? 
Морковь какая?
Помидор какой?
Картофель какой?

Какие овощи любят много «одёжек»? 
Много «одёжек» любят 

«Что можно делать?» (перечислить действия)
С картофелем? (сажать, пропалывать, окучивать, выкапывать, чистить, резать, жарить, варить)
С помидором? 
С капустой? 

«Зимние заготовки»
Нарисовать в тетради банку, в банке маринованные овощи: помидоры или огурцы. 

Выучить стихотворение:
«В руки овощи берём,
В два ряда на стол кладём:
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок».





ФРУКТЫ 
(II подгруппа)


Ответь на вопросы:

- Яблоко, апельсин, груша, банан – что это?
- Где растут фрукты?
- Когда убирают фрукты?
- Что из фруктов можно приготовить? 

Игра «У меня, а у вас». 
У меня лимон, а у вас (лимоны)
У меня груша, а у вас 
У меня банан, а у вас 
У меня яблоко, а у вас 
У меня персик, а у вас 

«Великан и Гномик» 
У Великана в саду апельсин, а у Гномика – апельсинчик
У Великана в саду мандарин, а у Гномика 
У Великана в саду банан, а у Гномика 
У Великана в саду яблоко, а у Гномика 

«Сосчитай до 5»
Одна слива, две сливы, три четыре пять 
Один банан, два банана, три четыре пять 

Выучить стихотворение:
«Овощи и фрукты –
Вкусные продукты.
В огороде и в саду
Для еды я их найду»




ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ
(II подгруппа)


«Ответь на вопросы»
Берёза, клён, осина, липа – что это? 
Какие ещё деревья ты знаешь? (перечислить)
Какого цвета были листья на деревьях летом?
Какого цвета стали листья на деревьях осенью?

«Сравни»
Дуб большой, а рябина (какая?)
У дуба ствол толстый, а у берёзы 
Сосна высокая, а куст 
У берёзы листья, а у ёлки 

«У дома и в лесу»
У дома растёт клён, а в лесу растут (клёны)
У дома растёт берёза, а в лесу растут 
У дома растёт дуб, а в лесу растут 
У дома растёт ёлка, а в лесу растут 

«Сосчитай до 5» 
(при счёте загибать по одному пальчику)
одна сосна, две три четыре пять 
один дуб, два три четыре пять 

Отгадай загадку, нарисуй отгадку:

«Зимой и летом одним цветом»







ЯГОДЫ
(II подгруппа)

«Одна ягода – много ягод»

Одна клубника, много клубники
Одна черника, много 
Одна ежевика, много 
Одна брусника, много 
Одна клюква, много 
Одна малина, много 

«Сосчитай до 5»
Одна клубника, две , три , четыре , пять 

«Какая ягода крупнее?»
Клубника или земляника?
Белая смородина или крыжовник?

«Сладкая, горькая или кислая?»
Малина на вкус какая? 
Клубника на вкус какая?
Клюква на вкус какая?
Крыжовник на вкус какой?
Брусника на вкус какая? 

«Где растут ягоды?»
Малина растёт в саду и в лесу.
Клубника растёт в 
Ежевика растёт в 
Клюква растёт на 
Смородина растёт в 





ЛЕС. ГРИБЫ
(II подгруппа)


«Продолжить предложение»
Мы пошли в лес за опятами, маслятами 

«Один – много»
Один белый гриб – много белых грибов
Одна лисичка – много 
Одна волнушка – много 
Одна сыроежка – много 
Один мухомор – много 
Один груздь – много 

«Что можно сделать с грибами?»
Грибы можно сорвать, срезать, 

«Назови ласково»
Боровик – боровичок
Моховик - 
Сыроежка - 
Пень - 
Лес - 
Лукошко - 

Отгадай и выучи загадку, нарисуй ответ.

«Не обут он никогда,
Но без шляпки – никуда!»







ОДЕЖДА И ОБУВЬ
(II подгруппа)


«Что лишнее и почему?»
Куртка, шапка, сапоги, шарф;
Туфли, тапки, кроссовки, шуба.

«Одежда или обувь?» 
Распределить предметы по назначению: туфли, кеды, халат, босоножки, платье, валенки, шуба, шарф, сапоги, куртка, шорты, футболка, кроссовки, брюки, свитер.
ОДЕЖДА: ОБУВЬ:



«Скажи наоборот»
взрослая одежда - (детская одежда)
большие сапоги - 
чистые туфли - 
длинный шарф - 
сухие перчатки - 

«У меня – у вас»
У меня рубашка, а у вас рубашки.
У меня куртка, а у вас 
У меня майка, а у вас 
У меня платье, а у вас 
У меня шарф, а у вас 
У меня плащ, а у вас 







ПОСУДА
(II подгруппа)


«У какого предмета посуды есть это?»
Носик есть у 
Дырочки есть у 
Крышка есть у 
Одна ручка есть у 
Две ручки есть у 
Лезвие есть у 
Четыре зуба есть у 

«Что лишнее и почему?»
Кастрюля, ложка, суп, тарелка.
Нож, вилка, сковорода, мясо.

«Сосчитай до 5»
Один стакан, два , три , четыре , пять 
Одна миска, две , три , четыре , пять 
Одно ведро, два , три , четыре , пять 

«Сравни чашку и стакан» (по наглядности)
Чашка с ручкой, а стакан 
Чашка низкая, а стакан 
Чашка широкая, а стакан 
Чашка фарфоровая, а стакан 
Чашка для чая, а стакан для 

Отгадай загадку, нарисуй отгадку:
«Из горячего колодца через нос водица льётся».







ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
(II подгруппа)

«Что из чего делают?»
сыр делают из (молока)
сливочное масло делают из 
сметану делают из 
хлеб делают из 
котлеты делают из 
борщ готовят из 

«Великан и Гномик»
Великан варит суп, а Гномик варит (супчик)
Великан печёт пирог, а Гномик печёт 
Великан жарит котлету, а Гномик жарит 
Великан ест конфету, а Гномик ест 

«Сосчитай до 5»
одна котлета, две котлеты, три , четыре , пять 
один пирог, два пирога, три , четыре , пять 

«Что делали с этим продуктом?»
жареный картофель – картофель жарили
мороженая клюква – 
солёная рыба – 
копчёная рыба – 
квашеная капуста – 
отварные овощи – 
отбивное мясо – 







ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ
(II подгруппа)

«Назови ласково»
птенец – птенчик
перо – 
голова – 
шея – 
крыло – 
клюв – 

«Один – много»
он грач – они грачи - много грачей
он стриж – они - много 
он аист – они - много 
он скворец – они - много 
он журавль – они - много 
он соловей – они - много 
она ласточка – они - много 
она кукушка – они - много 

«Кто лишний и почему?»
Ласточка, кукушка, попугай, соловей
Журавль, аист, цапля, курица

«Кто как кричит?»
Утка: «Кря – кря» - крякает 
Грач: «Кра – кра» - 
Ласточка: «Чиф – чиф» - 
Кукушка: «Ку – ку» - 
Журавль: «Курлы – курлы» - 

«Отгадай и выучи загадку»
«Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнезда»



ЗИМА.
(II подгруппа)

«Ответь на вопросы»
- Какое сейчас время года?
- Какая бывает зима? (злая, )
- Каким бывает снег? (мягкий, )
- Что могут делать снежинки? (летать, )

«Где это бывает?» Учим детей отвечать на вопрос полным предложением.
- Где лежит снежинка? (Снежинка лежит на земле.)
- Где висит сосулька?
- Где замёрз лёд?
- Где катаются дети?
- Где слепили снеговика?

«Скажи со словом нет»
зима – нет зимы
снег – нет 
мороз – нет 
метель – нет 
лёд – нет 

«Сосчитай до пяти»
Одна снежинка, две снежинки, три четыре пять.. 
Один снеговик, два снеговика, три четыре пять 

Выучить стихотворение:

«На ветках снега бахрома,
Трещит мороз, пришла зима!»





ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ
(II подгруппа)


«Назови жилище животного»
Лиса живёт в (норе).
Медведь спит зимой в .
Ёжик залез на зиму в .
Белка сидит в .
Зайчик дрожит под .
Волк сидит в (логове).

«Кто кем будет?»
Ежонок будет ежом.
Лисёнок будет .
Волчонок будет .
Медвежонок будет .
Зайчонок будет .
Лосёнок будет .

Сравни этих животных:
Заяц маленький, а медведь 
У зайца хвостик короткий, а у волка 
У зайца уши длинные, а у лисы 
Заяц мягкий, а ёж 
У лисы лапы, а у лося 

Составь рассказ «Дикое животное нашего леса»
- Кто это?
- Назови части тела животного. 
- Чем питается? 
- Кто детёныши?
- Как называется его «дом»?





ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ
(II подгруппа)


«Кто кем был?»
Собака была щенком.
Лошадь была 
Корова была 
Свинья была 
Кошка была 

«Назови детёныша ласково»
котёнок – котёночек
щенок – 
поросёнок – 
козлёнок – 
телёнок – 

«Какое животное так разговаривает?»
лает - , ржёт - , мычит - , блеет - , хрюкает - 

«Кто (что) лишний и почему?»
Конь, баран, копыто, бык.
Овца, коза, корова, лось.

«Отгадай и выучи загадку»

«У порога плачет, 
Коготочки прячет.
Тихо в комнату войдёт, 
Замурлычет, запоёт».






ДИКИЕ ПТИЦЫ
(II подгруппа)


«Здесь – там»
Здесь – синица, там – синицы, много синиц
Здесь – голубь, там много 
Здесь – сорока, там много 
Здесь – сова, там много 
Здесь – ворона, там много 
Здесь – воробей, там много 
Здесь – снегирь, там много 

Сосчитай до пяти»
Один снегирь, два пять 
Одна ворона, две пять 

«Кто лишний и почему?»
Ворона, воробей, ласточка, снегирь.
Скворец, соловей, журавль, сорока.

«Человек – животные – птицы»
У человека – дети, а у птицы – птенцы.
У человека – нос, а у птицы – к
У животных – шерсть, а у птиц – п
У кошки – лапы, а у птицы – н 

«Отгадай и выучи загадку»

Проглотил червячка,
Попил воды из родничка.
По лужайке скок да прыг:
«Чик – чи – рик, чик – чи – рик!!!»




НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК
(II подгруппа)

«Ответь на вопросы»
Дед Мороз едет к нам, на чём он едет?
С кем едет Дед Мороз?
С чем он едет? Что везёт?
Зачем он едет к нам?

«Исправь ошибки Незнайки»
Маска надела Машу.
Ёлка пляшет возле Снегурочки.
Ёлка зажглась на лампочках.
Дед Мороз принёс подарки с мешками.

«Великан и Гномик»
У Великана снег, а у Гномика снежок.
У Великана ёлка, а у Гномика 
У Великана на ёлке шары, а у Гномика на ёлочке 
У Великана на ёлке звезда, а у Гномика на ёлочке 
У Великана сани, а у Гномика 

«Что лишнее, кто лишний и почему?»
Лыжи, санки, велосипед, коньки
Снеговик, Дед Мороз, Дюймовочка, Снегурочка

Нарисуй ёлку и шары на ней

Выучи стихотворение:
«К нам на ёлку, ой – ой – ой, 
Дед Мороз пришёл большой!
Дед Мороз, Дед Мороз – 
Он подарки нам принёс!»





ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ТЕЛА
(II подгруппа)


Игра «Один – много»
Лоб – лбы локоть - 
Рот - ухо - 
Нос - щека - 
Бровь - палец - 
Рука - нога - 

«Исправь ошибку Незнайки и скажи правильно»
Руками прыгают, а ногами трогают.
Глазами нюхают, а носом смотрят.
Ушами едят, а ртом слушают.
Ногами хлопают, а руками топают.
Ногтями берут, а руками царапают.

Игра «Он и я»
Он ест – я ем; Он спит – я 
Он идёт – я Он нюхает – я 
Он пьёт – я Он играет – я 

Ответь на вопросы:
Сколько у тебя ног (рук, пальцев на 1-й руке, на двух руках; на 1-й ноге, на двух ногах; сколько глаз, ушей, носов, волос)?









МОЯ СЕМЬЯ 
(II подгруппа)

Ответь на вопрос: «С кем ты живёшь?»
Я живу с 

«Назови ласково»
мама – мамочка дочь – 
папа – сын – 
баба – внук – 
дед – внучка – 
брат – сестра – 

Игра «Мой, моя, мои»

Чья мама? Мама моя.
Чья бабушка? 
Чей дедушка? 
Чьи родители? 
Чей братик? 
Чья сестрёнка? 

«Исправь Незнайку и скажи правильно»

Мама старше бабушки.
Папа младше сына.
Дедушка младше папы.
Дочь старше мамы.
Внучка старше бабушки.
Дедушка младше внука.







ПРОФЕССИИ: ПОЧТАЛЬОН, ПОВАР
(II подгруппа)

«Кто что делает?»
Почтальон - 
Повар - 
Воспитатель - 
Врач - 
Водитель - 

«Кому это нужно для работы?»
Газеты, письма, журналы - 
Кастрюли, поварёшки, сковородки - 
Градусник, шприц, шпатель - 
Автобус, автомобиль - 

«Исправь ошибки Незнайки и скажи правильно»
Водитель лечит, а врач водит автобус.
Повар разносит газеты, а почтальон варит суп.

«Один – много»
Повар – много 
Почтальон – много 
Врач – много 
Водитель – много 
Воспитатель – много 

«Сосчитай до 5»
Один повар, два , три , четыре , пять 
Один почтальон, два , три , четыре , пять 








ИНСТРУМЕНТЫ
(II подгруппа)


Как называется дом:
Из блоков - (блочный)
Из кирпича - 
Из дерева - 
Если много этажей - 
Если один этаж - 

Игра «Великан и Гномик»
У Великана молоток, а у Гномика (молоточек)
У Великана гвоздь, а у Гномика 
У Великана топор, а у Гномика 
У Великана лопата, а у Гномика 

Какое слово лишнее и почему?
Маляр, кисть, молоток, отвёртка
Стекольщик, каменщик, рубанок, сантехник
Мастерок, молоток, рубанок, шпри

Выучить стихотворение:

«Молотком и топором
Строим, строим новый дом.
В доме много этажей,
Много взрослых и детей»









МЕБЕЛЬ
(II подгруппа)

«Один – много»
Стол – столы – много столов
Диван – много 
Шкаф – много 
Кресло – много 
Стул – много 
Кровать – много 

«Без чего не бывает?»
Стола не бывает без крышки
Стула не бывает без 
Шкафа не бывает без 
Кресла не бывает без 
Дивана не бывает без 
Комода не бывает без 

«Великан и Гномик»
У Великана стол, а у Гномика 
У Великана кровать, а у Гномика 
У Великана шкаф, а у Гномика 
У Великана диван, а у Гномика 
У Великана стул, а у Гномика 

Выучить стихотворение:
«Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мебель мы считать:
Кресло, стул, диван, кушетка,
Полка, шкаф, кровать, банкетка»






ТРАНСПОРТ. 
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
(II подгруппа)



Назови, что может:
Летать – 
Ездить – 
Плавать – 

Скажи наоборот:
Отъехал от дома – подъехал к дому
Въехал на горку – 
Выехал из гаража – ...
Улетел на самолёте – 
Уплыл на катере – 

Что лишнее и почему?
Самолёт, вертолёт, орёл, ракета.
Трамвай, троллейбус, остановка, автобус.

Выучи стихотворение: 
«Если свет зажёгся красный – 
Значит, двигаться опасно!
Жёлтый свет – ты подожди,
А зелёный – проходи!»









НАША АРМИЯ
(II подгруппа)

Как называется человек, который: 
Летает на вертолёте – вертолётчик
Ездит в танке - 
Служит в пехоте - 
Прыгает с парашютом - 
Служит на подводной лодке - 
Летает на самолёте - 

«Один – много»
солдат – солдаты – много солдат
боец - много 
лётчик - много 
танкист - много 
подводник - много 

«Кому это нужно для службы?»
Автомат нужен 
Собака нужна 
Парашют нужен 
Танк нужен 
Самолёт нужен 

«Что лишнее и почему?»
Пистолет, удочка, винтовка, ружьё

Отгадай загадку, нарисуй отгадку.
«Не трактор, а с гусеницами.
Не крепость, а с башней,
Не ружьё, а с дулом»






МАМИН ПРАЗДНИК
( II подгруппа)


Как называется «Мамин праздник»?
Этот праздник зимний или весенний?

Расскажи, какая твоя мама.
Моя мама родная, (продолжить перечисление).

Отгадай загадку:
«Чьи волосы снега белее,
А руки в морщинках, сухи?
Кого я люблю и жалею,
О ком сочинил я стихи?»

Расскажи, как ты помогаешь маме, бабушке.

Кто старше: 
- Бабушка или мама?
- Дочка или мама?
- Бабушка или внучка?

Расскажи о своей маме по плану:
- Как зовут твою маму?
- Сколько лет твоей маме?
- Где работает твоя мама?
- Кем работает твоя мама?
- Что любит делать мама дома?







ВЕСНА. ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ.
( II подгруппа)

«Времена года». Закончить предложения. 
Наступила тёплая . 
А была холодная . 
После весны придёт жаркое . 
А потом наступит прохладная .
После осени придёт холодная .

«Ответь правильно». Отвечать полным предложением.
Весной солнце греет или морозит?
Весной снег тает или застывает?
Весной ручьи текут или стоят?
Весной травка зеленеет или вянет?
Весной жучки просыпаются или прячутся?
Весной дети катаются на самокате или снегокате?
Весной люди носят шубы или куртки?

«Цвета весны». Отвечать полным предложением. Нарисовать картинки.
Весной солнышко какое? Весной солнышко 
Весной небо какое? Весной небо 
Весной травка какая? Весной травка 

Сосчитай цветы до пяти.
Один подснежник, два , три , четыре , пять 
Одна мимоза, две , три , четыре , пять 

Выучить стихотворение
«Всю ночь капелям не до сна.
Растаял снег – пришла весна!».






РЫБЫ 
( II подгруппа)

Назови 5 рыб, которых ты знаешь
Я знаю пять рыб: 

Где живут рыбы?
Рыбы живут в морях, 

Назови части тела рыбы
У рыбы есть голова, 

Назови блюдо из рыбы
Суп из рыбы – это рыбный суп (уха)
Котлеты из рыбы – это 
Запеканка из рыбы – это 
Консервы из рыбы – это 

Какая это рыба?
Рыбу законсервировали – это консервированная рыба 
Рыбу поджарили – это 
Рыбу сварили – это 
Рыбу подкоптили – это 
Рыбу засолили – это 

Сосчитай рыб до пяти.
Одна щука, две три четыре пять 
Один окунь, два три четыре пять 
Одна акула, две три четыре пять 
Один карась, два три четыре пять 






РАСТЕНИЯ
( II подгруппа)

Назови комнатные растения, которые ты знаешь. Почему они так называются: «комнатные растения»?

Назови части растения.
У растения есть корень, 

Игра «Один – много»
Фикус – фикусы – много фикусов
Фиалка – много 
Корень – много 
Ствол – много 
Лист – много 
Бутон – много 

«Сосчитай до пяти»
Одна фиалка, две три четыре пять 
Один фикус, два три четыре пять 


Игра «Великан и Гномик»
У Великана цветок, а у Гномика (цветочек)
У Великана корень, а у Гномика 
У Великана лист, а у Гномика 
У Великана бутон, а у Гномика 
У Великана фиалка, а у Гномика 

Отгадай загадку, нарисуй отгадку 
«Ёжик странный у Егорки –
На окне сидит в ведёрке.
День и ночь он дремлет,
Спрятав ножки в землю»





ХЛЕБ 
( II подгруппа)

Назови хлебобулочные изделия.
Хлебобулочные изделия – это батон, 

Игра «Один - много»

Батон – батоны – много батонов
Пряник – много 
Бублик – много 
Пирожок – много 
Калач – много 
Сухарь – много 
Ватрушка – много 

Что лишнее и почему?

Батон, буханка, масло, булка
Сушка, сухарик, печенье, кефир

Выучить стихотворение:

«Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испёк спозаранку».








КОСМОС
(II подгруппа)


Ответь на вопросы:

Кто летает в космос?
Что надевает космонавт?
На чём летают в космос?
Что есть в космосе?

Игра «Один – много»

Ракета – ракеты – много ракет
Планета – много 
Комета – много 
Звезда – много 
Спутник – много 

«Сосчитай до 5»
Одна ракета, две три четыре пять 
Один спутник, два три четыре пять 

Закончи предложения и сделай рисунки.

«Утром выглянем в оконце –
нам навстречу светит »

«Ночью светит нам она,
Белолицая »








МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
(II подгруппа)


Назови одним общим словом.

Гитара, пианино, балалайка, скрипка, труба, баян, барабан, рояль – это (что?) 

Игра «У меня есть, а у тебя нет»

У меня есть гитара, а у тебя нет гитары
У меня есть барабан, а у тебя нет 
У меня есть баян, а у тебя нет 
У меня есть скрипка, а у тебя нет 
У меня есть балалайка, а у тебя нет 

Игра «Великан и Гномик»

У Великана балалайка, а у Гномика (балалаечка)
У Великана скрипка, а у Гномика 
У Великана дудка, а у Гномика 
У Великана барабан, а у Гномика 

«Сосчитай до 5»
Одна скрипка, две три четыре пять 
Один рояль, два три четыре пять 
Запомнить: одно пианино, два пианино, три пианино, пять пианино (не склоняется)







НАШ ГОРОД. АДРЕС.
(II подгруппа)

«Где ты живёшь?»
Как называется город, в котором ты живёшь?
Что есть в нашем городе, назови.
Назови свой адрес (улицу, номер дома и квартиры).

Игра «Здесь и там»
Здесь дом, а там дома
Здесь улица, а там 
Здесь магазин, а там 
Здесь аптека, а там 
Здесь площадь, а там 

«Скажи наоборот»
У Гномика дом низкий, а у Великана дом высокий.
У Гномика улица узкая, а у Великана улица 
У Гномика дом маленький, а у Великана дом 
У Гномика балкон короткий, а у Великана балкон 
У Гномика комната светлая, а у Великана комната 

«Великан и Гномик»
У Великан дом, а у Гномика домик.
У Великана магазин, а у Гномика 
У Великана рынок, а у Гномика 
У Великана больница, а у Гномика 

«Сосчитай до 5»
Один магазин, два три четыре пять 
Одна улица, две три четыре пять 

Нарисуй свой дом





ДЕНЬ ПОБЕДЫ !
(II подгруппа)

Закончить предложения:
9 Мая - 
Все поздравляют ветеранов с 
В этот день ветеранам дарят 
Люди идут возлагать цветы к 
У Вечного огня уже лежит много 
На Красной площади проходит 

«Здесь и там»
Здесь солдат, а там солдаты
Здесь воин, а там 
Здесь ветеран, а там 
Здесь герой, а там 

Закончи слова:
Наши герои сме, отваж, силь, бесстраш, решитель, ум, храб

Что делали наши ветераны?
Во время Великой Отечественной войны наши ветераны воева , Родину защища , сража, с врагом би, в боях погиба 

«Сосчитай до 5»
Один орден, два три четыре пять 
Одна медаль, две три четыре пять 
Одна награда, две три четыре пять





ТРУД ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ
(II подгруппа)

Что растёт в саду? Что растёт в огороде? Что растёт на клумбе? 
В саду растут 
В огороде растут 
На клумбе растут 

Что нужно делать весной в огороде, в саду?
Весной в огороде нужно грядки ко, землю удоб, семена се, рассаду са
В саду нужно деревья и кусты обре, поли , деревья бе

«Здесь и там»
Здесь клумба, а там 
Здесь теплица, а там 
Здесь огород, а там 
Здесь сад, а 
Здесь грядка, а там 

«Великан и Гномик»
У Великана сад, а у Гномика 
У Великана огород, а у Гномика 
У Великана парник, а у Гномика 
У Великана грядка, а у Гномика 
У Великана теплица, а у Гномика 

«Сосчитай до 5»
Одна грядка, две три четыре пять 
Один огород, два три четыре пять 




ЛЕТО.
(II подгруппа)

Закончить предложения.
Наступило долгожданное 
На небе ярко светит На улице стало 
Деревья стали На них много 
Летают По земле ползают 
Весело щебечут Дети купаются в , катаются на Люди носят платья, 

«Скажи наоборот»
Зимой холодно, а летом 
Зимой катаются на санках, а летом – на 
Зимой делают крепость из снега, а летом – из 
Зимой идёт снег, а летом идёт 
Зимой дует холодный ветер, а летом - 
Зимой шубы надевают, а летом шубы 

«Составь предложения»
Вырос, поляне, на, василёк.
Купаются, реке, дети, в.
На, села, бабочка, цветок.

«Какое слово длиннее?»
июнь – август
мак – ромашка
роза – колокольчик
дуб - берёза

Выучить стихотворение
«Всё вокруг зазеленело,
Заалело и запело!»





НАСЕКОМЫЕ
(II подгруппа)

Назови одним словом.
Жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, муха, гусеница – это 

Назови части тела насекомого.
У насекомого есть голова, брю , уси , кры , шесть 

«Великан и Гномик»
У Великана комар, а у Гномика 
У Великана пчела, а у Гномика 
У Великана жук, а у Гномика 

Как называется дом этого насекомого?
У пчелы дом называется 
У осы дом называется 
У муравья дом называется 

Отгадай загадки, нарисуй отгадки:

«Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел – 
Он вспорхнул и улетел»

«Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – 
Он поделится медком».






ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН
(II подгруппа)

«Закончи слова»
В жарких странах живут сло , кро , бе , зе , обе , 
лео , ти , жи , вер , носо , чере , кен .

«Скажи правильно»

Кто быстрее черепаха или кобра?
Кто тяжелее крокодил или кенгуру?
Кто сильнее тигр или зебра?
Кто больше слон или лев?
Кто выше жираф или тигр?

«Что у кого?»

Слон и лев. У кого хобот, а у кого грива?
Жираф и крокодил. У кого клыки, а у кого пятна?
Бегемот и верблюд. У кого огромная пасть, а у кого два горба?
Черепаха и леопард. У кого шкура, а у кого панцирь?
Кенгуру и носорог. У кого на животе сумка, а у кого на носу рог?

«Отгадай загадку, нарисуй отгадку»

В реках Африки живёт
Злой, зелёный пароход.
И кто в речку угодил –
Всех проглотит 






БЫТОВАЯ ТЕХНИКА
(II подгруппа)


Ответь на вопросы
Что служит питанием для электроприборов?
Откуда поступает электричество в дома? 
Где в доме электричество? 
Почему нельзя трогать розетки? 

«Великан и Гномик»
У Великана пылесос, а у Гномика (пылесосик)
У Великана торшер, а у Гномика 
У Великана лампа, а у Гномика 
У Великана холодильник, а у Гномика 
У Великана утюг, а у Гномика 
У Великана магнитофон, а у Гномика 

«Что делает?»
Электрочайник кипятит воду.
Утюг 
Миксер 
Пылесос 
Электрообогреватель 
Микроволновая печь 
Стиральная машина 
Холодильник 

Отгадай загадку, нарисуй отгадку
«Есть у нас в квартире робот – 
У него огромный хобот.
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает!» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по лексическим темам

Методические рекомендации по лексическим темам помогут родителям закрепить с детьми пройденный материалл на занятиях с учителем-логопедом, расширить словарный запас  детей, развивать грамматическ...

методические рекомендации по лексической теме"домашние птицы и их птенцы"

методические рекомендации для родителей по лексической теме"Домашние птицы и их птенцы"...

Картотека методических рекомендаций по лексическим темам для родительского уголка

Данный материал предназначен для родителей, которые при желании могут закреплять дома с детьми знания, полученные на занятиях с логопедом в детском саду. Материал расчитан на работу с детьми старшего ...

Методические рекомендации по лексической теме "Профессии"

Методические рекомендации для родителей по лексической теме "Профессии"...

Методические рекомендации по лексической теме "Космос" для родителей во время самоизоляции.

Методические рекомендаций для родителей по организации образовательной деятельности с детьми в период самоизоляции. Игры и задания соответствуют образовательной программе детского сада и...

Методические рекомендации по лексической теме "Насекомые"для детей старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи, мелкой моторики, и ознакомлению с художественной литературой у детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Н...

Методические рекомендации по лексической теме "Лето"

Методические рекомендации по лексической теме "Лето". Педставлены задания на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста, связной речи, слуховой памяти, мелкой м...