Логопедическая работа по формированию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
статья по логопедии
Данная статья опубликована в сборнике XVIII Международной научно-практической конференции «Антропоцентрические науки в образовании».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezh_konf._17-19_apr_2023-tit._vyh._-_kopiya.docx | 198.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Н.Е. ЖУКОВСКОГО и Ю.А. ГАГАРИНА
(г. ВОРОНЕЖ)
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ШАНЬДУНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (КИТАЙ)
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЕ НАУКИ
В ОБРАЗОВАНИИ
Сборник научных статей XVIII Международной
научно-практической конференции
(17-19 апреля 2023 года)
Часть 1
ВОРОНЕЖ
Издательско-полиграфический центр
«Научная книга»
2023
УДК 377(06)
ББК 74.5я5
А 43
Рецензенты:
д-р пед. наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» С.Б. Серякова;
д-р фил. наук, доцент, декан факультета романо-германской филологии
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» О.О. Борискина;
д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры теории языка и методики
преподавания иностранных языков,
ФГБОУ ВО «Курский государственный университет Н.А. Тарасюк
Редакционная коллегия:
д-р пед. наук, профессор ВГТУ Э.П. Комарова (ответственный редактор);
член-корреспондент РАО, д-р пед. наук, профессор,
советник директора по подготовке научных кадров
ФГБНУ «Институт стратегий и развития образования РАО» В.В. Серяков;
д-р пед. наук, профессор НИ ТГУ С.К. Гураль;
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков
ВУНЦ ВВС «ВВА» С.А. Бакленева;
Д.Е. Страхов (тех. редактор)
А 43 Антропоцентрические науки в образовании: Сборник научных статей XVIII Международной научно-практической конференции 17-19 апреля 2023 года (Воронеж, Россия): в 2-х частях. / Редкол.: Э.П. Комарова (отв. ред.) [и др.]. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2023. - Часть 1. – 427 с.
В издании опубликованы материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Антропоцентрические науки в образовании». В сборник статей включены исследования учителей школ, колледжей, лицеев, гимназий (Воронеж, Россошь, Павловск, Бутурлиновка, Борисоглебск).
Работы посвящены актуальным психолого-педагогическим и филологическим проблемам в цифровом формате.
Книга адресована учителям школ, колледжей, лицеев, гимназий, студентам педагогических университетов и всем интересующимся проблемами образования и развития личности.
Материалы статей публикуются в авторской редакции.
УДК 377(06)
ББК 74.5я5
© Коллектив авторов, 2023
© Издательско-полиграфический
центр «Научная книга», 2023
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
О.П. Рубцова, воспитатель, Е.С. Масюкова, учитель-логопед, МБДОУ Д/С КВ №167 г. Воронежа
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. Речевое недоразвитие у дошкольников может проявляться в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития [2]. Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора более эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в процессе школьного обучения. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской топологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и нарушения фонетико-фонематического развития. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с повременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Отличается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики, застревание на одной позе [1]. Детей с общим недоразвитием речи следует отличать от детей, имеющих сходные состояния – временную задержку речевого развития.
Р.Е. Левиной и сотрудниками разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Выдвинутый Р.Е. Левиной подход позволил отойти от описания лишь отдельных проявлений речевой недостаточности и представить картину аномального развития ребёнка по ряду параметров, отражающих состояние языковых средств и коммуникативных процессов. На основе поэтапного структурно-динамического изучения аномального речевого развития раскрыты так же специфические закономерности, определяющие переход низкого уровня развития к более высокому. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Индивидуальный темп продвижения ребёнка определяется тяжестью первичного дефекта и его формой. Наиболее типичные и стойкие проявления ОНР наблюдаются при алалии, дизартрии и реже – при ринолалии и заикании [1]. Качественное обогащение словаря осуществляется путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний. На материале имен существительных, прилагатель- ных, глаголов, наречий. А также включают уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словаре, и актуализацию их в самостоятельной речи, овладение новыми словами [2]. Выделение этих направлений во многом является условным, так как в едином процессе формирования лексики они часто переплетаются, взаимодействуют:
1. Расширение объёма словаря.
2. Формирование структуры значения слова.
3. Развитие лексической системности и семантических полей.
4. Развитие словообразования.
5. Уточнение грамматического значения слова.
Однако выделение этих направлений важно для осознания тех языковых процессов, которые необходимо развивать у детей.
В каждом из направлений формирования лексики определены основные задачи, поэтапное содержание, методы и приёмы логопедической работы. На начальном этапе проводится работа:
1. Связь обобщающегося понятия с существительным, входящим в данное обобщающее понятие, за счет чего расширяется объём малопродуктивных слов.
2. Как закрепляется связь имеющихся у детей слов-прилагательных с их значениями.
3. Обогащение словаря по тематическим группам.
4. Глагольный словарь обогащается в следующий последовательности: продуктивные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, животных, далее по темам: «Кто/или что/какие звуки издает? Кто что делает?»; (параллельно с уточнением названий профессий людей).
В процессе работы над прилагательными и глаголами особенно большое внимание уделяется их закреплению в контексте: в словосочетаниях, предположениях, тексте. Работа над новым словом включает следующие этапы:
1. Связь звукового образа слова со зрительным, слуховым и другим образом денотата (предмета, признака, действия). На этом этапе широко используется разнообразная наглядность (предметные и сюжетные картинки, игрушки, предметы, муляжи, выполнение реальных действий, различные игры).
2. Уточнение звукового образа слова, звуковой анализ слова.
3. Выделение семантических признаков слова.
4. Введение данного слова в определенное семантическое поле и уточнение парадигматических связей данного слова в системе парадигматических связей внутри семантического поля.
5. Закрепление значения данного слова.
Указанная последовательность может видоизменяться.
Литература
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - М., 2001.
3. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 1978.
Научное издание
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЕ НАУКИ
В ОБРАЗОВАНИИ
Сборник научных статей XVIII Международной
научно-практической конференции
17-19 апреля 2023 года
Воронеж, Россия
Часть 1
Издание публикуется в авторской редакции
и авторском наборе
Подписано в печать 20.04.2023. Формат 60 х 84/16.
Гарнитура «Таймс». Тираж 100. Заказ .
Отпечатано в типографии ООО ИПЦ «Научная книга»
394026, г. Воронеж, Московский проспект, 11б
тел. +7 (473) 220-57-15
http://www.n-kniga.ru. E-mail: tup@n-kniga.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...
Сообщение из опыта работы по формированию грамматческого строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, употребление существительных множественного числа в именительном и винительном падежах, прилагательных и наречий в сравни...
Логопедическая работа по формированию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Лексика, как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития ребенка. При нарушении формирования лексическ...
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...
рецензия по теме «Особенности логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок»
ОТЗЫВрецензента о выпускной квалификационной работе(магистерской диссертации)...
Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ
Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...
Логопедическая работа по формированию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В данной статье расскрыты этапы формирования лексического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР...