индивидуальный маршрут логопедического сопровождения в ДОУ
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Самохина Наталья  Григорьевна

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

ФИО, год рождения ребёнка

                                  

Обучение по АОП/АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи. Психологическое сопровождение по развитию пространство-временных представлений. Медицинское сопровождение.  Протокол № 216-16 от 22.03.2016

Логопедическое заключение

ОНР III уровень. Дизартрия

Актуальная проблема

Ребенок достаточно свободно владеют фразовой речью: адекватно отвечают на вопросы, может построить высказывание в пределах близкой темы, при этом доминируют элементы ситуативности

Полиморфное нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, нарушения фонематического слуха,  Нарушения предложно-падежных конструкций.  Четвёртый лишний выделяет с помощью, обобщения не по возрасту

Цель программы

Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.

Задачи.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Развитие артикуляционной моторики, коррекция звукопроизношения.

Развитие импрессивной речи.

Коррекция слоговой структуры слова.  

Пополнение активного словаря.

Коррекция логического мышления и грамматического строя речи.

Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.

Содержание

       В соответствии с коррекционно-развивающей образовательной программой логопедической работы по преодолению ОНР Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи»(I год обучения, старшая группа) Москва, 1991 год; и ,Логопедическую грамматику для детей от 2-4 (4-6) лет,, О.А.Новиковской, Санкт - Петебург ,,Корона. Век ,,2012г.

Содержание работы

Совершенстование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза:

        

Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.

Узнавание звука на фоне ряда звуков.

Узнавание звуков на фоне слова.

Определение первого гласного звука в слове.

Знакомство с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук».

Совершенствование умения различать на слух гласные звуки [А], [О], [У], [И], выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук, различать гласные и согласные звуки.

Определение наличия звука в слове (хлопни в ладоши, если есть звук в слове) – на материале изученных звуков.

Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка, мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.

Обучение узнаванию «зашумлённых» изображений букв и букв, изображённых с недостающими элементами, нахождение знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображённых букв.

Коррекция произносительной стороны речи:

  • Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков и массаж языка.

Дутье в музыкальные игрушки, упражнения ,,Сдуй бабочку с цветка,,:,, Забей мяч в ворота,,; ,,Подуй на перья,,

Подготовка артикуляторного аппарата к постановке звуков.

Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).

  • Артикуляционные упражнения для губ:

-

  • Постановка и автоматизация звуков: шипящих
  • Дифференциация звуков: [с]- [ш], [з]- [ж], [ш]- [ж]

Развитие словаря:

  • Расширение и уточнение словаря по лексическим темам первого периода: «Осень. Признаки осени. Деревья осенью», «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты», «Лес. Грибы и лесные ягоды», «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Посуда».
  • Уточнение и расширение запаса представлений и обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
  • Расширение объёма правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов и их частей, названий природных явлений.
  • Обучение группировке предметов по признакам их соотнесённости и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий.
  • Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; личных и возвратных глаголов.
  • Обогащение активного словаря относительными прилагательными со значением соотнесённости с продуктами питания, растениями, материалами.
  • Обеспечение понимания и использование в речи слов-антонимов.
  • Расширение понимания значения предлогов и активизация их в речи.
  • Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями, указательными наречиями, количественными и порядковыми числительными.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  • Развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм единственного и множественного числа имён существительных, глаголов настоящего времени, глаголов прошедшего времени.
  • Совершенствование навыка образования и употребление существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами.
  • Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Совершенствование навыков образования и использования в экспрессивной речи глаголов с различными приставками.
  • Развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм единственного и множественного числа имён существительных, глаголов настоящего времени, глаголов прошедшего времени.
  • Совершенствование навыка образования и употребление существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами.
  • Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных.

  • Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже.

 

Работа над слоговой структурой слова

  • Совершенствовать умения различать длинные и короткие слова, запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
  • Обеспечение усвоения звуко-слоговой структуры двусложных слов с одним закрытым слогом (шишка, бидон), двумя закрытыми слогами (кафтан, кувшин), трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов (рябина, жёлуди), и использования их в речи.
  • Закрепление понятия «слог», умения оперировать им и выполнять слоговой анализ двухсложных слов и трёхсложных слов.

Развитие связной речи и речевого общения

  • Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
  • Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картинке и согласованию слов в предложении. Совершенствование навыка распространения простого нераспространённого предложения однородными членами.
  • Совершенствовать умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
  • Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу, алгоритм, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок.
  • Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога.
  • Совершенствовать умения «оречевлять» игровую ситуацию.

Сроки динамического контроля

Динамические показатели

Январь, май

Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

Особенности речевого развития ___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________

Корректировка программы  _______________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты индивидуальных маршрутов логопедического сопровождения детей с ОВЗ (ТНР)

Индивидуальные маршруты логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ ,ТНР(ЗПР)...

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка (логопедическое заключение ОНР I уровень)...

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения ребенка. Логопедическое заключение: ОНР 3 уровень...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ОНР

НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ, ИМЕЮЩИМ ОНР...

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 учебный год

Цель индивидуального сопровождения: создание условий для успешнойсоциализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений, ча...

индивидуальный маршрут логопедического сопровождения

индивидуальный маршрут логопедического сопровождения для ребенка с ОНР 1 уровня...