Мастер-класс «Кинезиосказка как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
материал по логопедии
Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями через сказки, способствующими умственному, физическому и речевому развитию дошкольников.
2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических сказок в работе с дошкольниками.
3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Кинезиосказка как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями через сказки, способствующими умственному, физическому и речевому развитию дошкольников.
2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических сказок в работе с дошкольниками.
3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Рада Вас видеть сегодня на нашем мастер-классе. Тема моего выступления «Кинезиосказка как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста».
Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
В последнее время чаще встречаются дети, речь которых формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова после 3-4 лет. Как правило, эти дети понимают речь окружающих, но сами затрудняются говорить. Словарный запас их беден, фразы аморфные, наблюдаются множественные дефекты произношения. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов. У таких детей недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Все эти трудности возможно преодолеть только при условии правильного выбора методов педагогической коррекции.
Бывает так, что ребенок отказывается писать, читать, заниматься рисованием, лепкой - и это не его вина. Просто у детей не сформировано межполушарное взаимодействие, т.е. не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Для развития межполушарного взаимодействия хорошо использовать кинезиологические упражнения. Они нужны не только детям, но и нам взрослым, так как наш мозг нам тоже нужно тренировать.
Итак, что же такое «кинезиология»? В переводе на русский язык «кинезиология» обозначает гимнастика мозга или наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.
Метод кинезиологии, который я применяю в своей работе, является одним из направлений здоровьесберегающей технологии.
Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, связную речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Повысить и поддержать интерес к кинезиологическим упражнениям помогает сказка. Прежде чем делать упражнения со сказкой, необходимо разучить все упражнения отдельно.
Работа с детьми по кинезиосказкам проходит в два этапа.
На первом этапе ведется подбор упражнений, согласно уровню развития детей, затем их разучивание в сопровождении стихотворных текстов.
На втором этапе — введение разученных упражнений в сюжет сказок.
Кинезиологические упражнения мы начинаем применять с начала учебного года, а сказки в более поздние сроки.
Сегодня я предлагаю вам выполнить несколько простых, но действенных кинезиологических упражнений для рук вместе со мной. Эти упражнения желательно проводить ежедневно. Ребенок выполняет вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. Для повышения интереса можно озвучивать движения. Все указания даются четко и спокойно.
«Колечки» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
«Кулак – ладонь» (Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные).
Вот ладошка, вот кулак.
Всё быстрее делай так.
«Оладушки» (Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, левая – ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять).
Мы играли в ладушки – жарили оладушки.
Так пожарим, повернем – и опять играть начнем.
«Кулак – ребро – ладонь» (Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь), произнося их вслух или про себя).
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
“Лезгинка”
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.
“Зеркальное рисование”
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
И другие упражнения.
Упражнения можно включать практически во все режимные моменты. Они органично вплетаются в физминутки, в пальчиковую гимнастику, в упражнения на развитие общей моторики.
Предлагаю выполнить точечный массаж совместно с пальчиковой гимнастикой и кинезиологическими элементами:
Крылья носа разотри – раз, два, три (поочерёдно указательными пальцами, руки перекрещены)
И под носом себе утри – раз, два, три (ребром ладони)
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять (одновременно двумя скрещенными руками, поочерѐдно каждым пальцем руки)
Серьги на уши повесь, если есть (перекрёстно руками)
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три (массаж головы подушечками пальцев рук)
Мы сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку (ямки под ключицами, перекрещенными руками)
А сюда браслетики, красивые манжетики (массаж запястий)
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики ( кинезиологическое упражнение «Колечки»).
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Проведя анализ имеющейся методической литературы и передового опыта коллег, оказалось, что кинезиологических сказок разработано не так много, поэтому приходится составлять или использовать подходящие народные сказки.
Итак, кинезиологическая сказка про котёнка.
Жил-был котик (рука в кулак).
Лежал он на диване, лапки вытянул (руки ладошками вниз на коленях), коготочки втянул (руки в кулаки).
Услышал шум, побежал посмотреть (кулак-ладонь).
Видит бабушка клубочки мотает: большой, побольше, поменьше и самый маленький (колечки).
Расшалился котик, разбросал клубочки, все ниточки перепутал (большой палец одной руки к мизинцу другой, указательный к большому, средний к указательному, безымянный к среднему, мизинец к безымянному).
Рассердилась бабушка, отругала котика, убежал он в свой домик (кулак-ладонь).
А бабушка позвала внучку и попросила её распутать ниточки. Помогла внучка. И получились у неё клубочки: большой, побольше, маленький и самый маленький (колечки).
А котёнку девочка мячик дала, чтобы не скучал. Стал котёнок с мячом играть (лягушка).
А внучка Лезгинку танцевать (лезгинка).
Да и бабушка развеселилась, тоже в пляс пустилась (лезгинка).
Тут и сказочке конец, кто всё сделал молодец.
Вот такая сказка у нас получилась. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование-как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
Формирование у ребенка обобщенного представления о логической последовательности текста, на которые они ориентируются в самостоятельной речевой деятельности...
Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные...
Проект Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации.
Тема: «Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации».Введение. Развитие связной речи является центральной задаче...
Коммуникативная компетентность, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации
Развите связной речи у детей посредством театрализации...
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Презентация к ВКР...
«Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Творческий проект...
Мастер-класс «Моделирование сказочных историй с применением карт В.Я. Проппа как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов и родителей...