Развитие творческого потенциала дошкольника в коррекционной работе учителя – логопеда
материал по логопедии

Кузнецова Ольга Викторовна

Речь, во всем ее видовом многообразии, являются необходимым компонентом общением, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности  дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, обстановки и условий, способствующих возникновению желания  активно участвовать в речевом общении.                 

        Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

    1.Развитие речевой активности детей.

    2.Привлечение  внимания дошкольников к живому слову; воспитание уважительного отношения к богатству родной речи.

 3.Формирование  у дошкольников художественного воображения и творческой фантазии.

    4.Поддержание у детей и родителей потребности в совместной творческой деятельности.                                      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузнецова Ольга Викторовна

учитель-логопед

Развитие творческого потенциала дошкольника

в коррекционной работе учителя – логопеда

Речь, во всем ее видовом многообразии, являются необходимым компонентом общением, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности  дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, обстановки и условий, способствующих возникновению желания  активно участвовать в речевом общении.                                                                                                            

К пяти годам ребенок овладевает фонетикой и основами грамматического строя речи, у него формируется достаточный запас активного и пассивного словаря. У детей этого возраста совершенствуется диалогическая  и монологическая речь.

Ребенок шестого года жизни способен поддержать непринужденную беседу, задавать вопросы и правильно отвечать на них. Именно в этом возрасте развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картине, по плану, образцу, из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события.

На седьмом году жизни у детей не только закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, но и формируется сознательная культура речевого общения. Дальнейшее развитие  получает умение составлять рассказы о предмете (по плану, предложенному взрослым), по картине, умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки. Это период детского словотворчества.

         Кто – то из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубине души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели веселым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным. Путь к этим колокольчикам отмечен чисто детскими вехами, а ниточка - веревочка, которая заставляет их звенеть находится  в руках педагога.  

Работа  учителя – логопеда  по развитию творческого  потенциала ребенка строится через его речевое развитие.

Поэтому целью моей деятельности является:

        Овладение детьми дошкольного возраста творческой  продуктивной речевой деятельностью.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

    1.Развитие речевой активности детей.

    2.Привлечение  внимания дошкольников к живому слову; воспитание уважительного отношения к богатству родной речи.

      3.Формирование  у дошкольников художественного воображения и творческой фантазии.

    4.Поддержание у детей и родителей потребности в совместной творческой деятельности.

      С.Т.Шацкий писал, что начатки творческой силы существуют у всех… надо лишь создать условия для ее проявления.

       Создание условий для формирования  творческой  продуктивной речевой деятельности дошкольников осуществлялось по следующим направлениям:

  1. Организация развивающей  среды  логопедического кабинета.
  2. Совместная  деятельность  логопеда с детьми (групповая, подгрупповая и индивидуальная работа).
  3. Взаимодействие с родителями.

           

      1. Развивающая среда имеет большое значение для творческого развития ребенка, создания у него душевного благополучия и психологического комфорта.

       Используя в работе  принцип креативности (организации творческой деятельности), логопед провоцирует и поощряет творческую активность детей, создает конкретную речевую ситуацию, в которой участвует ребенок.

     Активизировать речь помогает организация ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ (как интегрированной технологии, соединяющей игровые и исследовательские виды деятельности).

Творческая мастерская – одна из самых демократических форм организации коррекционного процесса, т.к. каждому ребенку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности:

        - «Волшебное зеркало» (ширма-фланелеграф),

         - «Коврик  Воскобовича»,

- Логопедические игрушки,

- «Полянка Смешариков».

Создана зона для двигательной активности:

- Сухой бассейн,

- Массажная дорожка,

- Спортивный инвентарь (помогает удовлетворению естественных потребностей детей в движении, доставляют детям большое удовольствие, а творческие упражнения  будят и развивают фантазию).

- «Сундучок Очумелых ручек»

- игры с пальчиками;

- специальная пальчиковая гимнастика;

-игры с предметами: раскладывание палочек, зерен, орехов, пуговиц по размеру и цвету; нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку; шнуровка; застегивание и расстегивание пуговиц; игры с мозаикой, конструктором, строительным материалом и т. д.

- лепка из глины, пластилина; раскрашивание, обведение контуров, штриховка; рисование карандашом, кисточкой, тампоном; разнообразная работа с ножницами и т. д.

Все упр. для арт. гимнастики сопровождаются стихами, прибаутками, потешками.

          2. Совместная  деятельность  логопеда с детьми.

а) Групповую работу я провожу в форме АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.

Помимо развития подвижности мимико-артикуляционных мышц и выработки чётких артикуляционных позиций губ и языка, такая структура позволяет решить ряд других задач, а именно:

  • улучшить координацию движений пальцев рук;
  • выработать правильное речевое дыхание;
  • развить интонационную выразительность голоса;
  • научить выражать свои чувства и эмоции;
  • совершенствовать пластику движений.

Способствуют развитию творческого потенциала и  задания с участием сказочных персонажей. Сказочность придает такой прием, как антропоморфизм (очеловечивание). Человеческими качествами наделены: раскрасавица Лиса, веселый Зайчонок, ленивый Лягушонок и т.др.           Дети - замечательные актеры, лицедеи с сотнями масок, которые любят всех изображать и всем подражать.

б) Подгрупповая и индивидуальная работа.

Для работы над постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков использую в логопедической работе новые методы развития творческого воображения:

 - стихи,

 - стихи с движениями,

 - логопедические игрушки.

 

СТИХИ.

Стихотворная речь легко запоминается благодаря своей ритмичности и рифмованности. Стихотворная форма благоприятно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, поэзии, русской речи, языку. Ритм вообще очень важен для детского восприятия. Ведь не случайно все, что когда – либо создавалось в культуре народа для детей, было ритмизированной речью: говорилки, дразнилки,леталки, мочилки, бродилки, приговорки, заклички, издевки, пестушки, потешки, прибаутки, страшилки, молчанки, голосянки, поддевки, сечки, небылички, загадки, скороговорки, перевертыши, считалки. Говоря научным языком, ритм помогает синхронизировать и стабилизировать нейрофизиологические процессы в организме.

СТИХИ С ДВИЖЕНИЯМИ.

Речедвигательные  упражнениями оптимизируют процесс овладения детьми навыками правильного произношения за счет комплексного воздействия на органы артикуляции и разные виды анализаторов. А стихотворная форма речедвигательных упражнений оживляет работу.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ    ИГРЫ  И  ИГРУШКИ.

Основной вид деятельности ребенка это – ИГРА. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия « работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, так как воспитывают, развивают внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом, все, что составляет богатство человеческой личности.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ помогают развитию ребенка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено; вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение. С одной стороны, логопед предлагает ребенку пищу для подражания, с другой стороны – представляет поле фантазии и личного творчества.

ИГРА – это искра, зажигающая огонек пытливости; играя, ребенок всему учится. Поэтому ключевым персонажем в речевом уголке может стать «хозяйка» уголка – ИГРУШКА, в логопедической работе она может стать многофункциональной: выполнять артикуляционную гимнастику, являться неожиданным героем, помочь в постановке и  автоматизации звуков. Она может двигаться с помощью взрослого или ребенка, может стать другом, партнером в игре, собеседником. Совместные действия с взрослыми и сверстниками снижают неуверенность, зажатость у ребенка, что часто связанно с речевыми дефектами или личностными комплексами. И куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Кукла поддерживает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, воображения, образности.

Ребенку с нарушением речи трудно в начале обучения не только произносить звуки, но и просто начать открывать рот, двигать языком, руками, пальцами. Игрушки помогут ему в этом. Видя, как у Совят движется язычок и пальцы с помощью рук логопеда, ребенок раскрепощается, начинает улыбаться и совершает действие вместе с игрушкой. Я прошу: «Помоги Совенку, научи его говорить!». Ребенок старается. В этом ему помогают и Пчелки. Они – «неумехи» и дети с удовольствием приходят игрушкам на помощь, учат их!

Дети с большим удовольствием включаются в эту творческую деятельность, наперебой предлагая свои варианты игры. И если позволить детям свободно экспериментировать с игрушкой, они почувствуют себя творцами.

Таким образом,  развивающие логопедические игры способствуют творческому самовыражению ребенка.

3.Взаимодействия с родителями.

« Если вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми, тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам    творчества, но… не опоздайте и, помогая…думайте сами.»      (Б.П.Никитин)

Помочь развитию речевого творческого потенциала  помогает и работа родителей с детьми по заданию логопеда. Это задания, типа – совместное изготовление медалей (на изучаемый звук), рисование картинок на определенные звуки и составление рассказов и сказок. Такие задания дают возможность родителям самим экспериментировать и развивать творческую фантазию детей.

       Каждый ребенок уникален и каждый ребенок рождается с творческими способностями, которые можно и нужно развивать.

У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результаты. Создавая необходимые условия, мы помогаем детям понять окружающий мир,  его место в этом мире и помочь раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, а так жеразвить его речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Творческий отчет "Использование сказки в коррекционной работе учителя-логопеда"

В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать  с приёмами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи....

План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...

Конструирование, как средство развития речи детей в коррекционной работе учителя-логопеда

Конструирование, как средство развития речи детей  в коррекционной работе учителя-логопеда...