Развитие творческого потенциала дошкольника в коррекционной работе учителя – логопеда
материал по логопедии
Речь, во всем ее видовом многообразии, являются необходимым компонентом общением, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, обстановки и условий, способствующих возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1.Развитие речевой активности детей.
2.Привлечение внимания дошкольников к живому слову; воспитание уважительного отношения к богатству родной речи.
3.Формирование у дошкольников художественного воображения и творческой фантазии.
4.Поддержание у детей и родителей потребности в совместной творческой деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кузнецова Ольга Викторовна
учитель-логопед
Развитие творческого потенциала дошкольника
в коррекционной работе учителя – логопеда
Речь, во всем ее видовом многообразии, являются необходимым компонентом общением, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, обстановки и условий, способствующих возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
К пяти годам ребенок овладевает фонетикой и основами грамматического строя речи, у него формируется достаточный запас активного и пассивного словаря. У детей этого возраста совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
Ребенок шестого года жизни способен поддержать непринужденную беседу, задавать вопросы и правильно отвечать на них. Именно в этом возрасте развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картине, по плану, образцу, из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события.
На седьмом году жизни у детей не только закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, но и формируется сознательная культура речевого общения. Дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы о предмете (по плану, предложенному взрослым), по картине, умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки. Это период детского словотворчества.
Кто – то из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубине души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели веселым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным. Путь к этим колокольчикам отмечен чисто детскими вехами, а ниточка - веревочка, которая заставляет их звенеть находится в руках педагога.
Работа учителя – логопеда по развитию творческого потенциала ребенка строится через его речевое развитие.
Поэтому целью моей деятельности является:
Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1.Развитие речевой активности детей.
2.Привлечение внимания дошкольников к живому слову; воспитание уважительного отношения к богатству родной речи.
3.Формирование у дошкольников художественного воображения и творческой фантазии.
4.Поддержание у детей и родителей потребности в совместной творческой деятельности.
С.Т.Шацкий писал, что начатки творческой силы существуют у всех… надо лишь создать условия для ее проявления.
Создание условий для формирования творческой продуктивной речевой деятельности дошкольников осуществлялось по следующим направлениям:
- Организация развивающей среды логопедического кабинета.
- Совместная деятельность логопеда с детьми (групповая, подгрупповая и индивидуальная работа).
- Взаимодействие с родителями.
1. Развивающая среда имеет большое значение для творческого развития ребенка, создания у него душевного благополучия и психологического комфорта.
Используя в работе принцип креативности (организации творческой деятельности), логопед провоцирует и поощряет творческую активность детей, создает конкретную речевую ситуацию, в которой участвует ребенок.
Активизировать речь помогает организация ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ (как интегрированной технологии, соединяющей игровые и исследовательские виды деятельности).
Творческая мастерская – одна из самых демократических форм организации коррекционного процесса, т.к. каждому ребенку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности:
- «Волшебное зеркало» (ширма-фланелеграф),
- «Коврик Воскобовича»,
- Логопедические игрушки,
- «Полянка Смешариков».
Создана зона для двигательной активности:
- Сухой бассейн,
- Массажная дорожка,
- Спортивный инвентарь (помогает удовлетворению естественных потребностей детей в движении, доставляют детям большое удовольствие, а творческие упражнения будят и развивают фантазию).
- «Сундучок Очумелых ручек»
- игры с пальчиками;
- специальная пальчиковая гимнастика;
-игры с предметами: раскладывание палочек, зерен, орехов, пуговиц по размеру и цвету; нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку; шнуровка; застегивание и расстегивание пуговиц; игры с мозаикой, конструктором, строительным материалом и т. д.
- лепка из глины, пластилина; раскрашивание, обведение контуров, штриховка; рисование карандашом, кисточкой, тампоном; разнообразная работа с ножницами и т. д.
Все упр. для арт. гимнастики сопровождаются стихами, прибаутками, потешками.
2. Совместная деятельность логопеда с детьми.
а) Групповую работу я провожу в форме АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.
Помимо развития подвижности мимико-артикуляционных мышц и выработки чётких артикуляционных позиций губ и языка, такая структура позволяет решить ряд других задач, а именно:
- улучшить координацию движений пальцев рук;
- выработать правильное речевое дыхание;
- развить интонационную выразительность голоса;
- научить выражать свои чувства и эмоции;
- совершенствовать пластику движений.
Способствуют развитию творческого потенциала и задания с участием сказочных персонажей. Сказочность придает такой прием, как антропоморфизм (очеловечивание). Человеческими качествами наделены: раскрасавица Лиса, веселый Зайчонок, ленивый Лягушонок и т.др. Дети - замечательные актеры, лицедеи с сотнями масок, которые любят всех изображать и всем подражать.
б) Подгрупповая и индивидуальная работа.
Для работы над постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков использую в логопедической работе новые методы развития творческого воображения:
- стихи,
- стихи с движениями,
- логопедические игрушки.
СТИХИ.
Стихотворная речь легко запоминается благодаря своей ритмичности и рифмованности. Стихотворная форма благоприятно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, поэзии, русской речи, языку. Ритм вообще очень важен для детского восприятия. Ведь не случайно все, что когда – либо создавалось в культуре народа для детей, было ритмизированной речью: говорилки, дразнилки,леталки, мочилки, бродилки, приговорки, заклички, издевки, пестушки, потешки, прибаутки, страшилки, молчанки, голосянки, поддевки, сечки, небылички, загадки, скороговорки, перевертыши, считалки. Говоря научным языком, ритм помогает синхронизировать и стабилизировать нейрофизиологические процессы в организме.
СТИХИ С ДВИЖЕНИЯМИ.
Речедвигательные упражнениями оптимизируют процесс овладения детьми навыками правильного произношения за счет комплексного воздействия на органы артикуляции и разные виды анализаторов. А стихотворная форма речедвигательных упражнений оживляет работу.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРУШКИ.
Основной вид деятельности ребенка это – ИГРА. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия « работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, так как воспитывают, развивают внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом, все, что составляет богатство человеческой личности.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ помогают развитию ребенка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено; вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение. С одной стороны, логопед предлагает ребенку пищу для подражания, с другой стороны – представляет поле фантазии и личного творчества.
ИГРА – это искра, зажигающая огонек пытливости; играя, ребенок всему учится. Поэтому ключевым персонажем в речевом уголке может стать «хозяйка» уголка – ИГРУШКА, в логопедической работе она может стать многофункциональной: выполнять артикуляционную гимнастику, являться неожиданным героем, помочь в постановке и автоматизации звуков. Она может двигаться с помощью взрослого или ребенка, может стать другом, партнером в игре, собеседником. Совместные действия с взрослыми и сверстниками снижают неуверенность, зажатость у ребенка, что часто связанно с речевыми дефектами или личностными комплексами. И куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Кукла поддерживает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, воображения, образности.
Ребенку с нарушением речи трудно в начале обучения не только произносить звуки, но и просто начать открывать рот, двигать языком, руками, пальцами. Игрушки помогут ему в этом. Видя, как у Совят движется язычок и пальцы с помощью рук логопеда, ребенок раскрепощается, начинает улыбаться и совершает действие вместе с игрушкой. Я прошу: «Помоги Совенку, научи его говорить!». Ребенок старается. В этом ему помогают и Пчелки. Они – «неумехи» и дети с удовольствием приходят игрушкам на помощь, учат их!
Дети с большим удовольствием включаются в эту творческую деятельность, наперебой предлагая свои варианты игры. И если позволить детям свободно экспериментировать с игрушкой, они почувствуют себя творцами.
Таким образом, развивающие логопедические игры способствуют творческому самовыражению ребенка.
3.Взаимодействия с родителями.
« Если вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми, тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опоздайте и, помогая…думайте сами.» (Б.П.Никитин)
Помочь развитию речевого творческого потенциала помогает и работа родителей с детьми по заданию логопеда. Это задания, типа – совместное изготовление медалей (на изучаемый звук), рисование картинок на определенные звуки и составление рассказов и сказок. Такие задания дают возможность родителям самим экспериментировать и развивать творческую фантазию детей.
Каждый ребенок уникален и каждый ребенок рождается с творческими способностями, которые можно и нужно развивать.
У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результаты. Создавая необходимые условия, мы помогаем детям понять окружающий мир, его место в этом мире и помочь раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, а так жеразвить его речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"
Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
Творческий отчет "Использование сказки в коррекционной работе учителя-логопеда"
В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приёмами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи....
План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год
Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...
Презентация инновационных техник в коррекционной работе учителя-логопеда по развитию связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Использование логопедических технологии в коррекции речевых дефектов...
Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...
Конструирование, как средство развития речи детей в коррекционной работе учителя-логопеда
Конструирование, как средство развития речи детей в коррекционной работе учителя-логопеда...