ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ ТЕХНИКИ РЕЧИ.
календарно-тематическое планирование по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель: - Тренировать энергетическую систему голосообразования. Отрабатывать навыки физиологического и речевого дыхания, тренировать выдыхание от плавного и спокойного к выдоху с силой и выдоху рывками, закреплять навык переключения дыхания.
-Совершенствовать движения рук и мелкую моторику, как необходимый элемент стимуляции развития речи и мышления ребёнка.
Развивать координацию слова и движения.
-Улучшать чёткость произношения с помощью специальных упражнений при автоматической, рефлекторной, хорошо скоординированной артикуляции.
- Развивать диалогическую речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПОДГРУППОВЫЕЗАНЯТИЯ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ ТЕХНИКИ РЕЧИ | 231 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО НОРМАЛИЗАЦИИ ТЕХНИКИ РЕЧИ
Цель: - Тренировать энергетическую систему голосообразования. Отрабатывать навыки физиологического и речевого дыхания, тренировать выдыхание от плавного и спокойного к выдоху с силой и выдоху рывками, закреплять навык переключения дыхания.
-Совершенствовать движения рук и мелкую моторику, как необходимый элемент стимуляции развития речи и мышления ребёнка.
Развивать координацию слова и движения.
-Улучшать чёткость произношения с помощью специальных упражнений при автоматической, рефлекторной, хорошо скоординированной артикуляции.
- Развивать диалогическую речь.
Занятие № 1
1. Упражнения для рук
1. Руки вытянуты перед грудью, пальцы разведены. Сжать с силой в кулаки, задержать на 2 - 3 секунды, разжать, расслабить кисти, встряхнуть ими 4-6 раз.
2. Руки вытянуты перед грудью, пальцы правой руки сжать в кулак. Разжать пальцы правой руки и одновременно сжать в кулак пальцы левой руки. Делать 20 раз, ускорять темп.
3. Ладони вместе, пальцы переплетены. Попеременно сгибать и разгибать пальцы.
2. Дыхательные упражнения
1. Упражнение на развитие физиологического дыхания «ШАРИК»: надуть при глубоком вдохе живот (контроль рукой), выдохнуть протяжно воздух.
(Это упражнение следует повторять до тех пор, пока ребёнок не научится делать глубокий вдох без контроля. Следить, чтобы упражнение выполнялось без напряжения, чтобы не закружилась голов.
2. Упражнение на развитие речевого дыхания:
Произнесение ряда слов на одном выдохе: папа, пока, кипа, пакет, кот, ток, … т. п.
- Артикуляционные упражнения
1. Общие артикуляционные упражнения
2. Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3. Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4. Упражнение «МИШЕНЬ»:
«Пострелять» в воображаемую мишень согласными В, П, Г, К, Д, Т (целясь пальцем, как пистолетом).
4. Голосовое упражнение «СТОН»
Представьте, что вы больны. Голова медленно совершает круговые движения, глаза закрыты, мышцы шеи, лица, плеч расслаблены. Имитация стона: М – М – М, Н – Н – Н, Л – Л – Л, Р – Р - Р.
Приблизив ладони к лицу или положив на затылок, почувствуем вибрацию.
Занятие № 2
1. Упражнения для рук
1. Руки вытянуты перед грудью, пальцы разведены. Сжать с силой в кулаки, задержать на 2 - 3 секунды, разжать, расслабить кисти, встряхнуть ими 4-6 раз.
2. Руки вытянуты перед грудью, пальцы правой руки сжать в кулак. Разжать пальцы правой руки и одновременно сжать в кулак пальцы левой руки. Делать 20 раз, ускорять темп.
3. Ладони вместе, пальцы переплетены. Попеременно сгибать и разгибать пальцы.
2. Дыхательные упражнения
1. Упражнение на развитие физиологического дыхания «ШАРИК»: надуть при глубоком вдохе живот (контроль рукой), выдохнуть протяжно воздух.
(Это упражнение следует повторять до тех пор, пока ребёнок не научится делать глубокий вдох без контроля. Следить, чтобы упражнение выполнялось без напряжения, чтобы не закружилась голова).
2.Упражнение на развитие речевого дыхания: «ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ВРЕМЁН ГОДА»
– Зима.
– Зима, весна.
– Зима, весна, лето.
– Зима, весна, лето, осень.
3. Артикуляционные упражнения
1. Общие артикуляционные упражнения:
2. Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3. Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4. Упражнение «КНОПКИ»: «Вкручиваем» кнопки, произнося:
ТЧКА ТЧКУ ТЧКЭ ТЧКИ ТЧКО ТЧНА ТЧНУ ТЧЭ ТНИ ТЧН
4. Голосовое упражнение «СТОН»
Представьте, что вы больны. Голова медленно совершает круговые движения, глаза закрыты, мышцы шеи, лица, плеч расслаблены. Имитация стона: М – М – М, Н – Н – Н,
Л – Л – Л, Р – Р- Р. Приблизив ладони к лицу или положив на затылок, почувствуем вибрацию.
Занятие № 3
1. Упражнения для рук
1. Руки вытянуты перед грудью, пальцы разведены. Сжать с силой в кулаки, задержать на 2 - 3 секунды, разжать, расслабить кисти, встряхнуть ими 4-6 раз.
2. Руки вытянуты перед грудью, пальцы правой руки сжать в кулак. Разжать пальцы правой руки и одновременно сжать в кулак пальцы левой руки. Делать 20 раз, ускорять темп.
3. Ладони вместе, пальцы переплетены. Попеременно сгибать и разгибать пальцы.
2. Дыхательные упражнения
1. Упражнение на развитие физиологического дыхания «ШАРИК»: надуть при глубоком вдохе живот (контроль рукой), выдохнуть протяжно воздух.
(Это упражнение следует повторять до тех пор, пока ребёнок не научится делать глубокий вдох без контроля. Следить, чтобы упражнение выполнялось без напряжения, не кружилась голова.)
2. Упражнение на развитие речевого дыхания: «ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ДНЕЙ НЕДЕЛИ» (Каждую строчку говорить на одном выдохе).
– Понедельник.
– Понедельник, вторник.
– Понедельник, вторник, среда … т. д.
3.Артикуляционные упражнения
1. Общие артикуляционные упражнения:
2. Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3. Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4. Упражнение «БАРАБАНЫ»
Пара барабанов, пара барабанов,
Пара барабанов била бурю,
Пара барабанов, пара барабанов,
Пара барабанов била бой.
И. Седъванский
4. Голосовое упражнение «ПОПРОШАЙКА»
Конючим: ннну...
Отказываемся: ннну...
Умоляем: ннна...
Отвергаем: ннно...
(Сонорные согласные можно сделать «долгими», тянуть,
как гласные)
Занятие № 4
1. Упражнения для рук.
1. Руки вытянуты перед грудью, пальцы правой руки сжать в кулак. Разжать пальцы правой руки и одновременно сжать в кулак пальцы левой руки. Делать 20 раз, ускорять темп.
2. Ладони вместе, пальцы переплетены. Попеременно сгибать и разгибать пальцы.
3. Руки лежат на столе, пальцы разведены, 30 - 60 секунд поочерёдно постукивать по столу по столу то одной, то другой рукой, потом обеими руками.
2. Дыхательные упражнения.
1.Упражнение на развитие физиологического дыхания «ВДОХ И ВЫДОХ ЧЕРЕЗ НОС» (Вдох глубоко, выдох длительно, плавно)
Варианты: – выдох с имитацией стона;
– вдох через одну ноздрю, а выдох через другую;
– вдох и выдох толчками;
– вдох толчками;
– выдох толчками.
2. Упражнение на развитие речевого дыхания «ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ НАЗВАНИЙ МЕСЯЦЕВ» (Каждую строчку говорить на одном выдохе).
– Январь.
– Январь, февраль.
– Январь, февраль, март … т. д.
- Артикуляционные упражнения
1. Общие артикуляционные упражнения:
2. Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3.Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4. Упражнение «ТРУБОЧИСТ»
Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!
4. Голосовое упражнение «ПОПРОШАЙКА»
Конючим: ннну...
Отказываемся: ннну...
Умоляем: ннна...
Отвергаем: ннно...
(Сонорные согласные можно сделать «долгими», тянуть,
как гласные)
Занятие № 5
1. Упражнения для рук
1.Руки вытянуты перед грудью, пальцы правой руки сжать в кулак. Разжать пальцы правой руки и одновременно сжать в кулак пальцы левой руки. Делать 20 раз, ускорять темп.
2. Ладони вместе, пальцы переплетены. Попеременно сгибать и разгибать пальцы.
3. Руки лежат на столе, пальцы разведены, 30 - 60 секунд поочерёдно постукивать по столу по столу то одной, то другой рукой, потом обеими руками.
- Артикуляционные упражнения
1. Общие артикуляционные упражнения:
2. Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3. Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4.Упражнение «ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА»
Имитация печатания: Трактор всюду поспевает,
Пашет, сеет, убирает.
3. Дыхательные упражнения
1. Упражнение на развитие физиологического дыхания «ВДОХ И ВЫДОХ ЧЕРЕЗ НОС» (Вдох глубоко, выдох длительно, плавно).
Варианты: – выдох с имитацией стона;
– вдох через одну ноздрю, а выдох через другую;
– вдох и выдох толчками;
– вдох толчками;
2. Упражнение на развитие речевого дыхания «ЭТАЖИ»:
Детям предлагается представить, что они шагают вверх по этажам, приговаривая: «1 этаж, и 2 этаж, и 3 этаж» … т. д. Кто поднимется выше?
4. Голосовое упражнение «ГЛИНА»
Мнём старательно всеми пальцами одной руки воображаемую глину: «ММННАЛЛИ - ММННУЛЛИ - ММННЭЛЛИ - ММННОЛЛИ - ММННИЛЛИ - ММННАЛЛИ ...»
Занятие № 6
1. Упражнения для рук
1. Руки вытянуты перед грудью, пальцы правой руки сжать в кулак. Разжать пальцы правой руки и одновременно сжать в кулак пальцы левой руки. Делать 20 раз, ускорять темп.
2. Ладони вместе, пальцы переплетены. Попеременно сгибать и разгибать пальцы.
3. Руки лежат на столе, пальцы разведены, 30 - 60 секунд поочерёдно постукивать по столу по столу то одной, то другой рукой, потом обеими руками.
2. Дыхательные упражнения.
1.Упражнение на развитие физиологического дыхания «ВДОХ ЧЕРЕЗ РОТ, ВЫДОХ ЧЕРЕЗ НОС»
Варианты: – выдох с имитацией стона;
– быстрый вдох, пауза, медленный выдох;
– «ныряльщики» (дети, разводя руки в стороны, делают вздох ртом, обхватив себя руками и присев /опустились под воду/, делают выдох носом);
– вдох и выдох толчками;
– вдох толчками;
– выдох толчками.
- Упражнения на развитие речевого «ПОЗОВЁМ ЖИВОТНЫХ»
Логопед показывает картинки, на которых изображены животные или игрушки животных и предлагает подозвать этих животных. Например: кошку: кис-кис-кис, …, корову: Майка, Майка, Майка, …, щенка: Шарик, Шарик, Шарик, … и т. д. Подзывают животных ласково, доброжелательно, призывно многократно повторяя слова.
- Артикуляционные упражнения
1. Общие артикуляционные упражнения:
2. Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3. Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4.Упражнение «ВОРОНЫ»
Утром, присев на высоком пригорке,
Учат вороны скороговорки:
кар-р-р-тошка, кар-р-р-тонка,
кар-р-р-ета, кар-р-р-туз,
кар-р-р-низ, кар-р-р-андаш,
кар-р-р-амель, кар-р-р-апуз
- Голосовое упражнение «ГЛИНА»
Мнём старательно всеми пальцами одной руки воображаемую глину: «ММННАЛЛИ - ММННУЛЛИ - ММННЭЛЛИ - ММННОЛЛИ - ММННИЛЛИ - ММННАЛЛИ ...»
Занятие № 7
1. Упражнения для рук.
1. Ладони вместе, пальцы переплетены. Попеременно сгибать и разгибать пальцы.
2. Руки лежат на столе, пальцы разведены, 30 - 60 секунд поочерёдно постукивать по столу по столу то одной, то другой рукой, потом обеими руками.
3. Руки согнуты, касаться большими пальцами поочерёдно каждого пальца (выполнять обеими руками).
- Дыхательные упражнения.
- Упражнение на развитие физиологического дыхания «ВДОХ ЧЕРЕЗ РОТ, ВЫДОХ ЧЕРЕЗ НОС» (Для контроля можно подносить к носу или ко рту зеркало, ватку или полоску бумаги).
Варианты: – выдох с имитацией стона;
– быстрый вдох, пауза, медленный выдох;
– «ныряльщики» (дети, разводя руки в стороны, делают вздох ртом, обхватив себя руками и присев /опустились под воду/, делают выдох носом);
– вдох и выдох толчками;
– вдох толчками;
– выдох толчками.
- Упражнение на развитие речевого дыхания «КТО ЗА КЕМ ИЛИ ЗА ЧЕМ СЛЕДУЕТ?»
Логопед подбирает предметы и игрушки (начиная с 3х – 4х), ставит их на стол, предлагает посмотреть на них и сказать, что за чем стоит. Дети называют предметы, перечисляя их на одном выдохе. Затем порядок предметов меняется, добавляются или убираются некоторые. Дети произносят названия предметов группами или по одному на одном выдохе.
Варианты игры: Произнесение названий предметов по памяти, что за чем стояло на одном выдохе.
- Артикуляционные упражнения
- Общие артикуляционные упражнения:
2. Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3. Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4. Повторение скороговорки: Ткёт ткач ткани на платки Тане.
4. Голосовое упражнение «КОЛОКОЛ»
Движением всей руки ударяем в воображаемый колокол и воспроизводим долгий звук: МАМММ - МУМММ - МОМММ - ММММ - МИМММ
Занятие № 8
1. Упражнения для рук.
1. Ладони вместе, пальцы переплетены. Попеременно сгибать и разгибать пальцы.
2. Руки лежат на столе, пальцы разведены, 30 - 60 секунд поочерёдно постукивать по столу по столу то одной, то другой рукой, потом обеими руками.
3. Руки согнуты, касаться большими пальцами поочерёдно каждого пальца (выполнять обеими руками).
2. Дыхательные упражнения.
1.Упражнение на развитие физиологического дыхания «ВДОХ И ВЫДОХ ЧЕРЕЗ РОТ».
Варианты: – закрываем пальцами нос, вдох и выдох ртом;
– вдох и выдох толчками;
– вдох толчками;
– выдох толчками.
2. Упражнение на развитие речевого дыхания «СЧЕТ»
Исходное положение: встать; плечи развернуть; голову держать прямо; одну руку положить на диафрагму, другую на ребра (для контроля). Глубокий вдох на счет 1 – 2 (про себя); задержка дыхания на счет «раз» (про себя); плавный выдох на счет 1 – 10 (вслух). Затем добирать воздух и продолжать счет до 15, опять добирать и считать до 20, 25, 30. Считать надо спокойно, ровно, не снижая голоса, так, чтобы в легких всегда оставался запас воздуха.
2. Артикуляционные упражнения
1. Общие артикуляционные упражнения:
2. Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3. Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4. Повторение скороговорки: Бобр добр до бобрят.
4. Голосовое упражнение «КОЛОКОЛ»
Движением всей руки ударяем в воображаемый колокол и воспроизводим долгий звук: МАМММ - МУМММ - МОМММ - ММММ - МИМММ
Занятие № 9
1. Упражнения для рук.
1. Ладони вместе, пальцы переплетены. Попеременно сгибать и разгибать пальцы.
2. Руки лежат на столе, пальцы разведены, 30 - 60 секунд поочерёдно постукивать по столу по столу то одной, то другой рукой, потом обеими руками.
3. Руки согнуты, касаться большими пальцами поочерёдно каждого пальца (выполнять обеими руками).
- Дыхательные упражнения.
- Упражнение на развитие физиологического дыхания «ВДОХ И ВЫДОХ ЧЕРЕЗ РОТ»
Варианты: – закрываем пальцами нос, вдох и выдох ртом;
– вдох и выдох толчками;
– вдох толчками;
– выдох толчками.
2. Упражнение на развитие речевого дыхания «ПРОИЗНЕСЕНИЕ ФРАЗЫ С ПОСТЕПЕННЫМ УСЛОЖНЕНИЕМ (ДОБАВЛЕНИЕМ СЛОВ)»
Логопед проводит беседу по сюжетной картинке, произносит короткую фразу. 1-й ребенок повторяет фразу, дополняя её одним словом. 2-й – ещё одним, … т. д. Фраза должна произноситься на одном выдохе.
3. Повторение скороговорки: У осы не усы, не усищи, а усики.
- Артикуляционные упражнения
1. Общие артикуляционные упражнения:
2. Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3. Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4. Повторение скороговорки: У осы не усы, не усищи, а усики.
4. Голосовое упражнение «СЕТИ»
Имитируем вытягивание сети из воды:
«На мели мы лениво налима ловили,
На мели мы ловили линя».
(Обязательно использовать во всех упражнениях, где требуется физическое действие, движение кистью руки).
Занятие № 10
1. Упражнения для рук.
1. Руки лежат на столе, пальцы разведены, 30 - 60 секунд поочерёдно постукивать по столу по столу то одной, то другой рукой, потом обеими руками.
2. Руки согнуты, касаться большими пальцами поочерёдно каждого пальца (выполнять обеими руками).
3. Сгибать и разгибать кисти в лучезапястных суставах. Ладони сжаты, пальцы переплетены.
2. Дыхательные упражнения.
1. Упражнение на развитие физиологического дыхания «КОМБИНИРОВАННЫЙ ВДОХ»
- носо-ротовой вдох, задержка, выдох через нос.
- носо-ротовой вдох, задержка, выдох через рот (слегка приоткрытый)
2. Упражнение на развитие речевого дыхания:
Логопед произносит короткую фразу. «Саша любит», подставляет игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя её названием игрушки: «Саша любит дудочку». Логопед представляет ещё одну игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя её ещё одним словом: «Саша любит дудочку и мяч», … и т. д.
3. Повторение скороговорки: Осип охрип, Архип осип.
3. Артикуляционные упражнения
1. Общие артикуляционные упражнения:
2. Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3.Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4. Повторение скороговорки: Осип охрип, Архип осип.
4. Голосовое упражнения «СЕТИ»
Имитируем вытягивание сети из воды:
«На мели мы лениво налима ловили,
На мели мы ловили линя».
(Обязательно использовать во всех упражнениях, где требуется физическое действие, движение кистью руки).
Занятие № 11
1. Упражнения для рук
1. Руки лежат на столе, пальцы разведены, 30 - 60 секунд поочерёдно постукивать по столу по столу то одной, то другой рукой, потом обеими руками.
2. Руки согнуты, касаться большими пальцами поочерёдно каждого пальца (выполнять обеими руками).
3. Сгибать и разгибать кисти в лучезапястных суставах. Ладони сжаты, пальцы переплетены.
2. Дыхательные упражнения
1.Упражнение на развитие физиологического дыхания «КОМБИНИРОВАННЫЙ ВДОХ»
- носо –ротовой вдох, задержка, выдох через нос.
- носо-ротовой вдох, задержка, выдох через рот (слегка приоткрытый).
2. Упражнение на развитие речевого дыхания «ЦВЕТЫ»
Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов. Дети называют их. Затем по очереди нюхают какой-либо цветок и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например:
Ах!
Ах, пахнет!
Ах, как пахнет!
Ах, как пахнет цветок!
Ах, как пахнет этот цветок!
Ах, как хорошо пахнет этот цветок!
Ах, как хорошо пахнет этот душистый цветок!
Ах, как хорошо пахнет этот душистый красный цветок!
3. Артикуляционные упражнения
1. Общие артикуляционные упражнения:
2. Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3.Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4. Повторение скороговорки:
4. Голосовое упражнение «МАЛЫШ»
А-а-а, у-у-у, и-и-и, о-о-о...
.
Занятие № 12
1. Упражнения для рук
1. Руки лежат на столе, пальцы разведены, 30 - 60 секунд поочерёдно постукивать по столу по столу то одной, то другой рукой, потом обеими руками.
2. Руки согнуты, касаться большими пальцами поочерёдно каждого пальца (выполнять обеими руками).
6. Сгибать и разгибать кисти в лучезапястных суставах. Ладони сжаты, пальцы переплетены.
2. Дыхательные упражнения
1. Упражнение на развитие физиологического дыхания «ВДОХ ЧЕРЕЗ НОС, ВЫДОХ ЧЕРЕЗ РОТ» (Если выдох не получился, зажать нос пальцами)
Варианты: – выдох с имитацией стона;
– выдох с усилением в конце;
– вдох и выдох толчками;
– вдох толчками;
2.Упражнение на развитие речевого дыхания «ДНИ НЕДЕЛИ» (Ответы на вопросы произносятся на одном выдохе).
– Какой сегодня день недели? Сегодня …
– Какой завтра день недели? Завтра …
– Какой день недели был вчера? Вчера …
– Сколько всего дней недели? В неделе семь дней: понедельник, …
3.Артикуляционные упражнения
1. Общие артикуляционные упражнения:
2. Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3. Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4. Повторение скороговорки: Хороши в дорожку пирожки с горошком.
4. Голосовое упражнение «МАЛЫШ»
А- А -А, У –У - У, И –И - И, О – О - О...
Занятие № 13
1. Упражнения для рук
1. Руки согнуты, касаться большими пальцами поочерёдно каждого пальца (выполнять обеими руками).
2. Сгибать и разгибать кисти в лучезапястных суставах. Ладони сжаты, пальцы переплетены.
3. Руки вытянуты перед грудью. Развёрнуты ладони наружу. Вернуться в исходное положение.
2. Дыхательные упражнения
1. Упражнение на развитие физиологического дыхания «ВДОХ ЧЕРЕЗ НОС, ВЫДОХ ЧЕРЕЗ РОТ» (Если выдох не получился, зажать нос пальцами).
Варианты: – выдох с имитацией стона;
– выдох с усилением в конце;
– вдох и выдох толчками;
– вдох толчками;
2. Дыхательное упражнение на развитие речевого дыхания «ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ» (Ответы на вопросы произносятся на одном выдохе).
– Какой первый месяц зимы? Первый месяц зимы – декабрь.
– Какой второй месяц зимы? Второй …
– Какой третий месяц зимы? Третий …
– Сколько всего зимних месяцев? Всего три зимних месяца: декабрь, …
- Артикуляционные упражнения
1. Общие артикуляционные упражнения:
2. Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3. Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4. Повторение скороговорки: Купи кипу пик.
4. Голосовое упражнение «ГУДОК ПАРОВОЗА»
УУ-ААА! УУУ-УУУ! ЭЭЭ - ИИИ! УУУ - ООО!
Занятие № 14
1. Упражнения для рук
1. Руки согнуты, касаться большими пальцами поочерёдно каждого пальца (выполнять обеими руками).
2. Сгибать и разгибать кисти в лучезапястных суставах. Ладони сжаты, пальцы переплетены.
3. Руки вытянуты перед грудью. Развёрнуты ладони наружу. Вернуться в исходное положение.
2. Дыхательные упражнения
1. Упражнение на развитие физиологического дыхания с целью концентрации внимания на тактильных ощущениях «НАМАТЫВАЕМ НИТКУ НА КЛУБОК»
В процессе дутья ребёнок изображает руками наматывание нитки на клубок.
2. Упражнение на развитие речевого дыхания «ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ С ОДНОВРЕМЕННОЙ ОТРАБОТКОЙ ЛОГИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ»
– Какая сегодня погода?
- Сегодня пасмурная (солнечная, дождливая и т.п.) погода.
Сегодня пасмурная погода.
Сегодня пасмурная погода.
3.Артикуляционные упражнения
1.Общие артикуляционные упражнения:
2. Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3. Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4. Повторение скороговорки: Улов у Поликарпа - 3 карася, 3 карпа.
- Голосовое упражнение «ГУДОК ПАРОВОЗА»
УУ - ААА! УУУ - УУУ! ЭЭЭ - ИИИ! УУУ - ООО!
Занятие № 15
1. Упражнения для рук.
1. Руки согнуты, касаться большими пальцами поочерёдно каждого пальца (выполнять обеими руками).
2. Сгибать и разгибать кисти в лучезапястных суставах. Ладони сжаты, пальцы переплетены.
3. Руки вытянуты перед грудью. Развёрнуты ладони наружу. Вернуться в исходное положение.
2. Дыхательные упражнения
1. Упражнение на развитие физиологического дыхания с целью концентрации внимания на тактильных ощущениях «ДЛИТЕЛЬНЫЕ И ПРЕРЫВИСТЫЕ ЛИНИИ»
В процессе дутья ребёнок проводит пальцем ведущей руки по изображенным на графической схеме длинным и коротким линиям. Направление движения пальца слева направо.
____ ____ ____ ____________ ____ ____ ____________ ____ ____ ___ _______
2. Упражнение на развитие речевого дыхания «СМЕХ» (Повторение строки короткого стихотворения)
Поставить руки на пояс, они почувствуют мышечные толчки в момент смеха.
Ха-ха-ха! Опора - в смехе
Вот смешно-то! Вот потеха!
3 .Артикуляционные упражнения
1.Общие артикуляционные упражнения:
2.Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3.Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
3. Повторение скороговорки: Дракон дрался с другим драконом.
4. Голосовое упражнение на материале стихотворения «СМЕХ»
Занятие № 16
1. Упражнения для рук
1. Сгибать и разгибать кисти в лучезапястных суставах. Ладони сжаты, пальцы переплетены.
2. Руки вытянуты перед грудью. Развёрнуты ладони наружу. Вернуться в исходное положение.
3. Руки согнуты в локтях, в стороны, кисти рук расслаблены, свободно опущены. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти (15-20 раз).
2. Дыхательные упражнения.
1. Упражнение на развитие физиологического дыхания с целью концентрации внимания на тактильных ощущениях «ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ «ДОРОЖЕК»»
В процессе дутья под счёт ребёнок проводит пальцем ведущей руки по изображенной на графической схеме дорожке от 1 до 10.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Упражнение на развитие речевого дыхания «СМЕХ» (Повторение строки короткого стихотворения)
Поставить руки на пояс, они почувствуют мышечные толчки в момент смеха.
Ха-ха-ха! Опора - в смехе
Вот смешно-то! Вот потеха!
- Артикуляционные упражнения
1.Общие артикуляционные упражнения:
2.Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3.Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4. Повторение скороговорки: Вот топор, вот топорище,
Вот тут кнут, вот кнутовище.
4. Голосовое упражнение на материале стихотворения «СМЕХ»
Занятие № 17
1. Упражнения для рук
1. Сгибать и разгибать кисти в лучезапястных суставах. Ладони сжаты, пальцы переплетены.
2. Руки вытянуты перед грудью. Развёрнуты ладони наружу. Вернуться в исходное положение.
3. Руки согнуты в локтях, в стороны, кисти рук расслаблены, свободно опущены. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти (15-20 раз).
2. Дыхательные упражнения.
1. Упражнение на развитие физиологического дыхания с целью концентрации внимания на тактильных ощущениях «ВОЛНЫ, ГОРКИ»
В процессе дутья ребёнок проводит пальцем ведущей руки по изображенным на графической схеме дорожкам. Направление движения пальца слева направо.
2.Упражнение на развитие речевого дыхания «ЧТЕНИЕ СТИХОВ С ДВИЖЕНИЯМИ»
Тили, тили, тили – бом,
Сбил сосну зайчишка лбом.
Жалко мне зайчишку:
Носит зайка шишку.
Поскорее сбегай в лес.
Сделай заиньке компресс!
3.Артикуляционные упражнения
1.Общие артикуляционные упражнения:
2. Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3. Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4. Повторение скороговорки: Ссорились сороки из-за сора.
4. Голосовое упражнение «ЭХО»
Далеко посылаем звук, ожидая получить в ответ эхо: ауа! уу! эуэ! Звукоподражания в каждом упражнении повторяем много раз.
(Тренируя опору гласных звуков, помнить о необходимости сохранять мягкую атаку).
Занятие № 18
1. Упражнения для рук
1. Сгибать и разгибать кисти в лучезапястных суставах. Ладони сжаты, пальцы переплетены.
2. Руки вытянуты перед грудью. Развёрнуты ладони наружу. Вернуться в исходное положение.
3. Руки согнуты в локтях, в стороны, кисти рук расслаблены, свободно опущены. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти (15-20 раз).
2. Дыхательные упражнения
1. 1. Упражнение на развитие физиологического дыхания с целью концентрации внимания на тактильных ощущениях «СПИРАЛЬ»
В процессе дутья ребёнок проводит пальцем ведущей руки по изображенной на графической схеме спирали. Направление движения пальца по часовой стрелке и в обратном направлении.
2.Упражнение на развитие речевого дыхания «ЧТЕНИЕ СТИХОВ С ДВИЖЕНИЯМИ»
Тили, тили, тили - бом,
Сбил сосну зайчишка лбом.
Жалко мне зайчишку:
Носит зайка шишку.
Поскорее сбегай в лес.
Сделай заиньке компресс!
- Артикуляционные упражнения
1. Общие артикуляционные упражнения:
2. Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3. Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4. Повторение скороговорки:Брат с братом брели по Арбату.
4. Голосовое упражнение «ЭХО»
Далеко посылаем звук, ожидая получить в ответ эхо: ауа! уу! эуэ! Звукоподражания в каждом упражнении повторяем много раз.
(Тренируя опору гласных звуков, помнить о необходимости сохранять мягкую атаку).
Занятие № 19
1. Упражнения для рук
1. Руки вытянуты перед грудью. Развёрнуты ладони наружу. Вернуться в исходное положение.
2. Руки согнуты в локтях, в стороны, кисти рук расслаблены, свободно опущены. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти (15-20 раз).
3. Руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вверх. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти (15-20 раз).
2. Дыхательные упражнения
1.Упражнение на развитие физиологического дыхания:
Сделать шаг на месте и одновременно с каждым шагом вдох. Правой - левой, правой - левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не выдох-выдох, как в обычной гимнастике.
2.Упражнение на развитие речевого дыхания: РОЛЕВОЙ ДИАЛОГ
До – ре – ми – фа – соль – ля – си,
- Что купила, принеси.
- Я купила колбасу,
Завтра утром принесу.
- Артикуляционные упражнения
1.Общие артикуляционные упражнения:
2.Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3.Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4.Повторение скороговорки:
Варвара нарвала в овраге травы,
А наврала, что не рвала.
4. Голосовое упражнение «РАЗБУДИ СОСЕДА»
Локтем будим задремавшего соседа: Ах ты! Ух ты! Эх ты! Ох ты!
Занятие № 20
1. Упражнения для рук
1. Руки вытянуты перед грудью. Развёрнуты ладони наружу. Вернуться в исходное положение.
2. Руки согнуты в локтях, в стороны, кисти рук расслаблены, свободно опущены. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти (15-20 раз).
3. Руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вверх. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти (15-20 раз).
2. Дыхательные упражнения
1.Упражнение на развитие физиологического дыхания:
Сделать шаги-вдохи в прогулочном темпе, можно стоять на месте, можно ходить по комнате, можно переминаться с ноги на ногу: вперёд-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади.
2.Упражнение на развитие речевого дыхания: РОЛЕВОЙ ДИАЛОГ
До – ре – ми – фа – соль – ля – си,
- Что купила, принеси.
- Я купила колбасу,
Завтра утром принесу.
3.Артикуляционные упражнения
- Общие артикуляционные упражнения:
2. Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3. Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4. Повторение скороговорки:
Варя, Валя и Марина
Варили варенье из малины.
4. Голосовые упражнения: Упражнение «РАЗБУДИ СОСЕДА»
Локтем будим задремавшего соседа: Ах ты! Ух ты! Эх ты! Ох ты!
Занятие № 21
1. Упражнения для рук
1. Руки вытянуты перед грудью. Развёрнуты ладони наружу. Вернуться в исходное положение.
2. Руки согнуты в локтях, в стороны, кисти рук расслаблены, свободно опущены. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти (15-20 раз).
3. Руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вверх. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти (15-20 раз).
2. Дыхательное упражнение
1.Упражнение на развитие физиологического дыхания:
Поворачивать голову влево - вправо в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом - вдох носом, короткий, как угол, шумный
- Упражнение на развитие речевого дыхания «ВОРОНА» (ролевой диалог)
- Ты куда, летишь, ворона?
- К середине небосклона!
- А зачем, нельзя узнать?
- Воронят веду гулять.
3.Артикуляционные упражнения
1.Общие артикуляционные упражнения:
2.Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3.Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4. Повторение скороговорки:
Лёша картавит,
Фрол шепелявит.
4. Голосовое упражнение «ДРЕСИРОВЩИК»
Дать команду льву: Алле гоп! Алле гоп! Гоп ля-ля!
(Если голос не будет звучать на опоре, не будет обладать достаточной энергией и посылом, необходимо повторять упражнения).
Занятие № 22
1. Упражнение для рук «КУЛАК – ЛАДОНЬ»
Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. (Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия были попеременными.)
2. Дыхательные упражнения
1.Упражнения на развитие физиологического дыхания «УШКИ»
Покачивать головой, как будто кому-то говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Следите, чтобы поворота не было. Работает другая группа мышц. Правое ухо идёт к правому плечу, левое - к левому. Плечи неподвижны.
2. Упражнение на развитие речевого дыхания «ВОРОНА» (ролевой диалог)
- Ты куда, летишь, ворона?
- К середине небосклона!
- А зачем, нельзя узнать?
- Воронят веду гулять.
3.Артикуляционные упражнения
1. Общие артикуляционные упражнения:
2. Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3. Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4. Повторение скороговорки:
Расстроенный настройщик
Настраивал расстроенный рояль.
4. Голосовое упражнение «ДРЕСИРОВЩИК»
Дать команду льву: Алле гоп! Алле гоп! Гоп ля-ля!
(Если голос не будет звучать на опоре, не будет обладать достаточной энергией и посылом, необходимо повторять упражнения).
Занятие № 23
1. Упражнение для рук «ОЛАДУШКИ»
Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Потом - одновременная смена положения рук. (Движения по мере усвоения можно ускорять.)
2. Дыхательные упражнения.
1. Упражнение на развитие физиологического дыхания «МАЛЫЙ МАЯТНИК»
Кивайте головой вперёд-назад, вдох-выдох. Думайте: «Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?»
2. Упражнение на развитие речевого дыхания: «Я МЕДВЕДЯ ПОЙМАЛ» (ролевой диалог)
- Я медведя поймал!
- Так веди сюда.
- Не идёт.
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!
3.Артикуляционные упражнения
1.Общие артикуляционные упражнения:
2.Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3. Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4. Повторение скороговорки:
Брадобрей бродягу брил,
Брадобрей его бранил:
- Брось бутерброд!
4. Голосовое упражнение: на материале ролевого диалога «Я МЕДВЕДЯ ПОЙМАЛ»
Занятие № 24
- Упражнения для рук «КУЛАК – РЕБРО – ЛАДОНЬ»
Три положения рук на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак ладонью вниз, ладонь ребром, ладонь вниз.
- Дыхательные упражнения.
1.Упражнение на развитие физиологического дыхания «КОШКА»
(Вспомните кошку, которая крадётся, чтобы схватить воробья, и повторяйте её движения: чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую, то на левую ногу, на ту, в какую сторону вы повернулись, и яростно нюхайте воздух справа, слева в темпе шагов. Сделайте 2 раза по 8 вдохов. Можно и больше).
2.Упражнение на развитие речевого дыхания: «ЗАЯЦ» (ролевой диалог)
- Заяц, заяц, чем ты занят?
- Кочерыжку разгрызаю.
- А чему, ты, заяц, рад?
- Рад, что зубы не болят!
- Артикуляционные упражнения
1. Общие артикуляционные упражнения:
2.Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3.Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4. Повторение скороговорки:
Дрессировщик дрессировал выдру.
Дрессировал, дрессировал
Да не выдрессировал.
4. Голосовое упражнение на материале ролевого диалога «ЗАЯЦ»
Занятие № 25
1. Упражнения для рук «ЛЕЗГИНКА»
Левая ладонь повёрнута к себе, пальцы в кулак, а большой – в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз в горизонтальном положении прикасается к основанию мизинца левой. Потом – смена положений рук.
2. Дыхательные упражнения.
1. Упражнение на развитие физиологического дыхания «НАСОС»
Возьмите в руки свёрнутую газету или палочку и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - во 2-й половине поклона. Кончился поклон - кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь и не разгибаясь до конца. Шину надо накачать и ехать быстро.
2. Упражнения на развитие речевого дыхания «ЗАЯЦ» (ролевой диалог)
- Заяц, заяц, чем ты занят?
- Кочерыжку разгрызаю.
- А чему, ты, заяц, рад?
- Рад, что зубы не болят!
3.Артикуляционные упражнения
1.Общие артикуляционные упражнения
2. Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3.Проговаривание взрывных звуков
Б – П Г – К Д- Т
4.Скороговорочный рассказ «Вера и клей»:
Вера решила проверить:
Крепко ли держит клей.
Проверила.
Вторую неделю клей
Крепко держит Веру.
4. Голосовые упражнения: на материале ролевого диалога «ЗАЯЦ»
Занятие № 26
1. Упражнение для рук «ЗАМОК»
Скрестить руки ладонями друг к другу; сцепить пальцы в замок. Вывернуть руки к себе. Последовательно двигать пальцами, указанными логопедом.
2. Дыхательные упражнения
1. Упражнение на развитие физиологического дыхания «Обними плечи»
Поднимите руки на уровень плеч, согните в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая подмышку, то есть, чтобы руки были параллельно друг другу, в темпе прогулочных шагов, и строго одновременно с каждым броском повторяйте вдохи.
2. Упражнение на развитие речевого дыхания «ФУТБОЛ» (ролевой диалог)
Сказала тётя:
- Фи, футбол!
Сказала мама:
- Фу, футбол.
Сестра сказала:
- Ну, футбол…
А я ответил:
- Во, футбол!
- Артикуляционные упражнения
1.Общие артикуляционные упражнения:
2. Проговаривание сочетаний гласных звуков:
А О У И Э О У И А Э Э О У А И и т.д.
3. Проговаривание взрывных звуков:
Б – П Г – К Д- Т
4.Скороговорочный рассказ
Козёл-мукомол кому муку молол,
А кому не молол.
От кого, кому молол, получал ватрушки,
От кого, кому не молол, получал по макушке.
4. Голосовое упражнение на материале ролевого диалога «ФУТБОЛ»
Занятие № 27
1. Упражнения для рук «ЛЕСЕНКА»
Ноготь большого пальца левой руки ложиться на подушечку большого пальца правой руки – готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложиться кончик указательного правого пальца, на него – указательный левый – ещё две ступеньки готовы. Кончики всех пальцев поочерёдно ложатся друг на друга, мизинцы - последние. Вот лесенка и построена.
2. Дыхательные упражнения.
1. Упражнение на развитие физиологического дыхания «БОЛЬШОЙ МАЯТНИК»
Это комплекс 2-х движений: «Насоса» и «Обними плечи». В темпе шагов наклон вперёд, руки тянутся к земле - вдох, наклон назад, руки обнимают плечи - тоже вдох. Вперёд-назад, вдох-вдох, тик-так, как живой маятник. Делайте 2 раза по 8, начиная движения с «Насоса».
2.Упражнение на развитие речевого дыхания «ФУТБОЛ» (ролевой диалог)
Сказала тётя:
- Фи, футбол!
Сказала мама:
- Фу, футбол.
Сестра сказала:
- Ну, футбол…
А я ответил:
- Во, футбол!
3 Артикуляционные упражнения
1.Общие артикуляционные упражнения:
2.Специальные артикуляционные упражнения:
3. Скороговорочный рассказ:
Ехал Грека через реку,
Видит Грека: в реке - рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку – цап!
4. Голосовое упражнение на материале ролевого диалога «ФУТБОЛ»
Занятие № 28
1. Упражнения для рук «КУКОЛЬНЫЙ ВЕЕР»
Ладони выпрямлены, напряжены, большой палец отведён немного в сторону. Пальцы, начиная с указательного, друг за другом тянутся к основанию ладони. Последним сгибается мизинец. Или, первым тянется к основанию ладони мизинец, за ним, постепенно, остальные. Последним сгибается указательный палец. Когда оба способа освоены, применяем их поочерёдно.
2. Дыхательные упражнения
1. Упражнение на развитие физиологического дыхания «ПОЛУПРИСЯД»
Ноги на ширине плеч. Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди. Нога, стоящая сзади, чуть касается пола. Вес тела на ноге, стоящей сзади. Нога, стоящая впереди, чуть касается пола, как у балерины.
Во всех положениях повторяйте лёгкий, чуть заметный присед, как бы подтанцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох, короткий, лёгкий.
2.Упражнение на развитие речевого дыхания «КОТ ХВАСТУН» (ролевой диалог)
- Кто нитку прядёт?
- Кто, кто – кот!
- А кто ткань ткёт?
- Кто, кто – кот!
- А кто куртку шьёт?
- Кто, кто – кот!
- А кто из кладовки сметану крадёт?
Молчит кот. Только облизывает рот.
3.Артикуляционные упражнения
1.Общие артикуляционные упражнения:
2. Специальные артикуляционные упражнения:
3.Скороговорочный рассказ:
Пришёл Прокоп - кипел укроп,
Ушёл Прокоп - кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипит укроп.
4. Голосовое упражнение на материале ролевого диалога «КОТ ХВАСТУН»
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Общая артикуляционная гимнастика
1. «Заборчик».
2. «Улыбка-трубочка».
3. «Лопатка».
4. «Качели».
5. «Чашечка».
6. «Лошадка».
7. «Грибок»
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Игровые упражнения для развития координации слова и движения
- Помахать руками, как птичка крылышками.
- Помахать руками, как бабочка крылышками.
- Помахать руками над головой, как при прощании.
- Помахать расслабленными кистями рук у пола, имитируя полоскание белья.
- Уронить расслабленные руки из положения рук в стороны.
- Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды.
- Наклонить голову вперёд, назад, направо, налево.
- Медленно вращать руки над головой.
- Медленно покачивать расслабленными руками по бокам туловища.
- Медленно, плавно раскачивать руки справа налево, имитируя кошение травы.
ЛИТЕРАТУРА
- Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. «Логопедия в диалогах» Санкт – Петербург «Каро» 2004
- Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения. Ж. «Логопед в детском саду» №2(5), 2005
- Маслова Е.Н. «Ускоренная постановка звуков». Волгоград «Корифей» 2009
- Правдина О. Логопедия
- Рождественская В.И., Павлова А.И. «Игры и упражнения для исправления заикания». Москва «Просвещение» 1978
- Рузина М.С., Афонькин С.Ю. «Страна пальчиковых игр» Санкт – Петербург «Кристалл» 1998
- Сухих И.Г. «Весёлые скороговорки для «непослушных звуков» Ярославль «Академия развития» 2005
- Чиркина Т. Формирование правильной речи у детей с дизартрией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование подгрупповых игр-заняний с детьми средней группы по блокам Дьеныша и кубикам Никитина "Сложи узор;
Перспективное планирование на учебный год диактическиз развивающих авторских игр с иллюстрацциями....
Перспективное планирование подгрупповых занятий с детьми с ФФН (старший возраст)
Перспективное планирование подгрупповых занятий с детьми с ФФН (старший возраст)...
Перспективно - тематическое планирование подгрупповых занятий для детей 5 - 6 лет.
Перспективно - тематическое планирование логопедических занятий....
Поэтапное планирование подгрупповой работы по формированию фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа.
Планирование подгрупповой работы по формированию фонематического слуха и ...
Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи составлено по "Программе коррекционно-развивающей работы в логопедиче...
Примерное тематическое планирование подгрупповой работы в подготовительной группе компенсирующей направленности с использованием нетрадиционных методов (гидромассаж)
Примерное тематическое планирование подгрупповой работы в подготовительной группе компенсирующей направленности с использованием нетрадиционных методов (гидромассаж)...
Перспективное планирование подгрупповых занятий (подгруппа ОНР)
Представлено перспективное планирование коррекционной образовательной деятельности для дошкольников страшего возраста, имеющих заключение ОНР....