Лэпбук «Рычалки-кричалки», описание наполнения
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми нарушениями, мне как учителю – логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
В связи с этим, мы изучили и стали использовать в своей работе интересное, незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk._opisanie_napolneniya.odt | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление:
- Пояснительная записка
- Лэпбук «Рычалки-кричалки»
- Список используемой литературы
- Приложения
- Пояснительная записка.
В пособии отражены следующие разделы :
Дыхательная гимнастика («Сдуй бабочку», «Дождик», «Ветерок»,
«Снежинка» и т.д.);
Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения, символы
гласных звуков, характеристика согласных звуков);
Пальчиковая гимнастика, «Су-джок»;
Развитие сенсорики («Волшебный мешочек»).
Автоматизация звуков («слоговые дорожки», «Повторялки», чистоговорки,
скороговорки и т.д.);
Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа слова
(«Логопедическое лото», «Звуковая цепочка», «Звуковые дорожки»,
«Прочитай слово по первым звукам», «Волшебный паровозик», «Чего не
стало», «Веселая рыбалка» и т.д.);
Развитие связной речи по лексическим темам («Составь рассказ по серии
картинок», «Повтори стихотворение» и т.д,);
Грамматический строй («Предлоги»);
Мелкая моторика («Тактильные дорожки», «Игры с палочками»,
«Шнуровка», «Собери бусы», «Нарисуй букву», «Волшебная проволочка» и
Зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты»);
- Лэпбук «Рычалки-кричалки»
Актуальность:
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми нарушениями, мне как учителю – логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
В связи с этим, мы изучили и стали использовать в своей работе интересное, незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях, на столе, и за один раз просмотреть всё её содержимое.
Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда, воспитателей, родителейи ребенка.
При работе с детьми с ОНР лэпбук выполняют ещё и функцию развития речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения занятий, облегчает преодоление трудностей. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей с общим недоразвитием речи или задержкой психического развития.
Лэпбук преимущественно используется в индивидуальной работе с детьми. Но задания позволяют использовать его и в подгрупповой деятельности.
У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.
Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.
Такая интерактивная папка позволяет:
- Пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
- Ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
- Формировать грамматические категории;
- Развивать связную речь;
- Формировать психологическую базу речи;
- Совершенствовать мелкую моторику.
Актуальность пособия «Рычалки-кричалки» обусловлена возможностью автоматизации звука [Р] самостоятельно или с минимальной помощью взрослого. Материал систематизирован, при помощи данного пособия можно выстроить систему совместных видов взрослого и одного ребёнка.
В современном обществе важно, чтобы дети с ОВЗ умели социализироваться, чтобы у них хорошо были развиты коммуникативные навыки.
Автоматизация в самостоятельной речи поставленного звука процесс очень длительный. Именно использование разнообразных форм и видов преподнесения речевого материала позволит качественно и в короткие сроки учителю-логопеду автоматизировать звуки, нарушенные у детей.
Аннотация:
Дидактическое пособие лэпбук «Рычалки-кричалки» представляет собой заламинированную папку формата А3. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме. Картинки взяты из интернет-ресурса yandex.ru.
Цель:
-Создание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы детей в процессе деятельности по автоматизации звука [Р] с использованием дидактического пособия лэпбук.
Задачи:
Образовательные:
-Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука [Р], используя тематические карточки;
-Научить правильно проговаривать звук [Р] изолированно, в слогах, словах;
-Обучать чтению слогов с использованием буквы Р, находить в словах нужный слог в разных позициях, как в начале слова, так и в середине слова;
-Определять место (позицию) звука [Р] в словах;
-Автоматизировать звук [Р] в предложениях, в цепных текстах с использованием наглядных схем;
-Автоматизировать звук [Р] в чистоговорках, насыщенных звуком [Р];
-Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;
- Развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания пособия «Найди все слова со звуком [Р]», называния накладываемых друг на друга контуров картинок со звуком [Р];
-Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук посредством составления из разрезных картинок целостных изображений (пособие «Собери букву Р»);
-Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
-Воспитывать усидчивость;
-Формировать самоконтроль за речью;
-Побуждать к активности в получении новых знаний;
-Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.
В лэпбуке собраны материалы по автоматизации звука [Р] для развивающих видов совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- Полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
- Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участиемвзрослого как играющего партнера);
- Обладает дидактическими свойствами;
- Является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Дидактическое пособие лэпбук «В гостях у звука [Р]» предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Результаты работы с лэпбуком:
Дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеют задавать вопросы, делать умозаключения, умеют составлять рассказы по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке;
дети становятся более любознательными; склонными наблюдать, экспериментировать; инициативны, самостоятельны в различных видах деятельности, способны выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности; у них развиты крупная и мелкая моторика.
Перспективы развития: накопление и пополнение лэпбука дидактическим материалом на второй год обучения для более успешной подготовки детей к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторский лэпбук по УМК "Уйный - уйный усэбез" (описание).
Авторский лепбук по УМК "Уйный - уйный усэбез"...
Описание содержания лэпбука « Чудесная берёза»
В рамках творческого – познавательного проекта «Чудесная береза» был создан продукт в форме лэпбука. Это небольшая самодельная папка – раскладушка. Основа сделана из ...
Описание дидактического пособия лэпбук "Цветы"
Материал содержит описание и указания к применению авторского пособия лэпбук "Цветы"...
Описание Лэпбука "балаларны юлда хәфевсез тоту кагыйдәләренә өйрәтү."-
Соңгы елларда республикабызда автотранспорт саны,юлларда машина хәрәкәте көннән-көн арта бара. Шуның нәтиҗәсендә балаларның юл-транспорт һәлакәтенә юлыгу куркынычы да көчәя. Ә бу исә, үз чиратында, ба...
Паспорт-описание "ЛЭПБУК Зимующие птицы"
Паспорт-описание игрового дидактического пособия«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» Дидактическое пособие «Зимующие птицы» изготовленодля детей младшего, среднего и старшего дошкольного возр...
Описание лэпбука "Подводный мир"
Материал лэпбука подойдет детям от 5 до 8 лет. Выполнив несколько заданий, ребенок научиться разбираться в слоях воды и строить цепочки питания для разных морских существ. С помощью карточек рыб, вклю...