«Логоритмика и ее важность в музыкальном занятии»
статья по логопедии
Статья о важности логоритмики в музыкальных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika.docx | 16.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Для начала следует сказать о том, что же такое логоритмика. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Данное направление работы с детьми получило свое распространение в XIX—XX веках, хотя двигательные упражнения с проговариванием использовались еще в Древнем Египте и Древней Греции и используются по сей день.
В своей практике я использую логоритмику с различными категориями детей. При использовании логоритмики со здоровыми детьми у них развивается: общая моторика, ручная моторика, артикуляторная моторика, а также дыхание. Помимо этого развивается словарный запас. Также логоритмика обладает психологическим воздействием. Она способна раскрепостить ребенка, позволить ему релаксироваться от повседневных стрессов и переживаний, даёт возможность повысить самооценку детей. Логоритмика способна научить дошкольника четко и ясно излагать свои мысли, совершать плавные, аккуратные движения, дает возможность почувствовать музыку и своих сверстников.
Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные и воспитательные задачи и оздоровительные.
К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, речевого дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств во всех видах моторной сферы.
В образовательные задачи входят знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела.
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и особенного ритма движения, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи.
К оздоровительным задачам относятся укрепление и развитие костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, развитие координации движений и моторных функций, воспитание правильной осанки, походки, развитие ловкости, силы, выносливости.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии
Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно-развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений:
1. Развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов –
слуховое внимание, память, зрительно-пространственная
ориентация, моторика, эмоциональная и коммуникативная сферы.
2. Коррекция речевых нарушений – темпа, ритма дыхания,
фонематического слуха и т. д.
При работе с дошкольниками с различными заболеваниями я также использую логоритмику. Но при этом учитываю ряд нюансов:
1. Уровень интеллекта дошкольников;
2. Уровень физического развития;
3. Уровень развития слуха;
4. Состояние звукопроизношения.
Занятия по логоритмике строятся следующим образом:
• На занятиях все дети занимаются одновременно, благодаря чему повышается плотность занятия и физическая нагрузка на организм ребёнка.
• Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 10 до 20 минут в зависимости от возраста детей (Один раз в неделю во второй половине дня)
• Занятия по логоритмике составляются с опорой на лексические темы.
• Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
• Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
• В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, потешки, прибаутки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
• Координированная работа всех составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатывается не только техника дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность.
• Одно из самых необходимых условий для получения хороших результатов – взаимодействие педагогов и воспитателей групп. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы используется на занятиях. Эти же упражнения и игры предлагаются воспитателям в качестве рекомендаций для закрепления в группе.
• Создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждения у них интереса к выполнению упражнений. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребёнку – это залог успешной работы.
Логоритмика полезна всем детям, с ограниченными возможностями развития, а также имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логопедическая ритмика является одним из видов активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения и способствует коррекции имеющихся нарушений в развитии детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики опирается на общие методологические основы логопедии, психиатрии, специальной психологии и педагогики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...
План по самообразованию на тему:"Логоритмика - как вид деятельности на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста."
Цель: воспитание целостной речевой и музыкально-двигательной активности на музыкальны занятиях....
Конспект музыкального занятия с элементами логоритмики "Путешествие в музыкальную страну"
Конспект НОД с средней группе....
ПРАКТИЧЕСКИЙ ТРЕННИНГ «Логоритмика как элемент музыкотерапии на музыкальных занятиях в ДОУ»
Предложенный материал можно использовать для участия в семинарах, педагогических тренингах для педагогов дошкольного образования...
План работы по самообразованию «Логоритмика - как вид деятельности на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста» на 2019 – 2020 учебный год
Логоритмика – это мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занят...
Практический тренинг "Логоритмика как элемент музыкотерапии на музыкальных занятиях в ДОУ"
Предложенный материал можно использовать для участия в семинарах ,практических тренингах для педагогов дошкольных учреждений....
Консультации для педагогов "Речь и логоритмика. Использование логоритмики на музыкальных занятиях"
Консультации для педагогов "Речь и логоритмика. Использование логоритмики на музыкальных занятиях"...