МЕТОДИКА «ЗАГАДКИ» В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Предлагаю вниманию коллег методику "Загадки" (программа "ПРОдетей"), которая развивает у дошкольников с общим недоразвитием речи познавательную активность, творческое воображение, формирует умение находить информацию и планировать свою деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki.docx | 268.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА «ЗАГАДКИ» В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
Шибаева Людмила Валентиновна, учитель-логопед МБДОУ №7 «Пингвиненок»
г. Снежногорск Мурманской области
Уважаемые коллеги, сегодня я познакомлю вас с методикой «Загадки», которая входит в программу «ПРОдетей». Данная методика строится на собственной активности ребёнка, способствует развитию логического мышления, познавательной активности, творческого воображения.
Авторы программы «ПРОдетей» (Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова) предлагают не обычную, привычную для нас, загадку, а наглядную загадку, предполагающую только два варианта ответа.
Что представляет собой «загадка»? Это лист бумаги или специальный стенд, на котором изображена-зашифрована (часто схематично) некая загадка, на которую ребёнок должен дать свой ответ. Ребёнок подходит, сам «прочитывает» смысл загадки, даёт ответ: прикрепляет карточку со своим именем (значком) в определённую графу ответов. Важно, чтобы ответ на данную загадку был проверяемым, его можно было найти в среде группы (проверка должна быть понятной и доступной).
Перед вами один из вариантов загадки: «Как называется дом муравья: улей или муравейник?»
Способы обозначения авторства ответа может быть разным: готовая надпись с именем ребёнка, определённого цвета прищепка, прищепка с именем ребёнка, смайлик, любое рукотворное обозначение себя (знак, схема, рисунок, подпись), как автора ответа.
Авторы программы предлагают применять «загадки» для закрепления детских представлений различного содержания во всех образовательных областях и для диагностики усвоения материала. Например: при развитии речи и обучении началам грамоты: формирование фонематического слуха (рифма, начальный звук в слове); определение количества слогов в слове и т.д.; при формировании элементарных математических представлений и логического мышления: соотнесение количества с числом и цифрой, сравнение множеств, знакомство с плоскими геометрическими фигурами, нахождение закономерностей (продолжение ряда).
Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, применяю данную методику с целью диагностики усвоения материала.
Загадка «Какая пара слов является родственной «хлеб – хлебница» или «хлеб – батон»? позволила проверить умение детей определять родственные-неродственные слова. Проверкой послужила «книга» слов, где была представлена цепочка родственных слов-картинок: хлеб – хлебница.
Когда играть в «Загадки»? Авторы программы предлагают утром, когда дети приходят в группу, педагог здоровается с ними и предлагает загадку. Загадки и ответы детей обсуждаются группой во время утреннего сбора (утреннего круга).
Я в своей работе применяю загадки не только утром, но и во второй половине дня, когда дети занимаются самостоятельной деятельностью. На доске, стенде или фланелеграфе размещается лист с загадкой. Игра начинается только тогда, когда дети сами обратят внимание на загадку. Затем они расшифровывают вопрос, находят способ проверки, сверяют свой ответ и размещают его в выбранной графе.
Сначала задания выполняются с постоянной помощью педагога, затем – с частичной помощью, и, наконец, без помощи взрослого. Так дети приучаются к самостоятельности, ещё учатся «читать» различные символы — от схематических изображений до геометрических фигур, букв и слов, тренируют внимание, учатся замечать, исправлять свои и чужие ошибки.
Алгоритм действий ребёнка
- Найти «Загадку».
- Расшифровать смысл «Загадки».
- Дать ответ на «Загадку».
Напоминаю: ответ должен быть проверяемым. Ответ ребёнок находит в среде группы!
- Обозначить своё авторство.
Важно: ребёнок может поменять свой выбор!
Работая над составлением «Загадки», старайтесь опираться на интересы и увлечения детей, на событийность их жизни, календарно-тематическое планирование. Обязательно включайте загадки, чтобы ответ не «лежал на поверхности».
Применяя методику «Загадки» педагог сформирует у ребёнка умение находить информацию, поддерживать дискуссию, планировать свою деятельность. А главное это интересно и увлекательно!
Наши загадки
Дед Мороз приезжает к нам на оленях или лошадях? | Когда празднуется День Победы: 8 или 9 мая? | На чем Юрий Гагарин полетел в космос: на ракете или спутнике? |
Можно ли лето поместить в банку? | Это флаг России: да/нет? | Какая звуковая дорожка правильная? |
Литература:
1.Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова Программа дошкольного образования «ПРОдетей». Рыбаков фонд. Университет детства.- Москва, 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических упражнений, направленных для развития правильного дыхания, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Представленная картотека дидактических упражнений рекомендована в работе по формированию правильного физиологическтго и речевого дыхания. Правильное дыхание - обязательное условие хорошей речи. Н...
Конспект образовательной деятельности познавательной направленности по экспериментированию для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Удивительная соль»
Конспект занятия в подготовительной группе, основанный на экспериментально-исследовательской деятельности детей....
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...
Рабочая программа инструктора по физической культуре по физическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и в подготовительной группе комбинированной направленности (ТНР)
Рабочая программа инструктора по физической культуре по физическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и в подготовительной группе комбинированной направленности (ТНР)...
Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...
«Особенности речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Методы и приемы развития речи в группах общеразвивающей направленности и в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Цель семинара-практикума - повысить компетентность педагогов ДОУ всех возастных групп по развитию речи докольников....
Конспект родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Коррекционная и образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Конспект родительского собранияв старшей группе компенсирующе...