Конспект "Береза -символ России"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект "Береза -символ России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pro_berezu.docx765.58 КБ

Предварительный просмотр:

                    Конспект логопедического занятия

              в группе компенсирующей направленности

                                      для детей 6-7 лет.

                                                                    Составила: учитель-логопед

                                                                                            Инкирева Л.Ф

         МДОАУ№170 г.Оренбург

                       Тема занятия: Береза-символ России

Аннотация: в конспекте представлено описание приемов и методов знакомства детей с ОВЗ с березой. Приемы работы разнообразны: составление загадок, физкульт-минутка, а так же различные дидактические упражнения.

Коррекционно-развивающие задачи:

-Развивать у детей познавательный интерес, словесно-логическое, образное мышление, внимание, слуховую, зрительную память;

Коррекционно-обучающие задачи:

-Продолжать учить детей составлять логические ответы при разгадывании загадок;

-Учить детей составлять загадки на основе сравнений;

-Совершенствовать умения драматизации сказок, развивая интонационную выразительность речи;

-Актуализировать и расширять словарь детей;

-Совершенствовать приемы словообразования.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать в детях патриотические чувства: Любовь к родной природе, желание в преобразовании и улучшении её состояния.

Оборудование:

-Картинки березы в разные времена года.

-Иллюстрации картины “Березовая роща” художника А.И Куинджи.

Берёзовая роща (картина Куинджи) — Википедия

 Ход занятия:

1.Логопед показывает иллюстрацию леса: Какие деревья вы здесь узнали ребята?

Дети называют деревья: Дуб, ель, осина, клён, сосна, береза.

Логопед: Какое дерево называют символом России? Почему березу называют символом России

Дети: Потому что в России с давних времен растет много берез.

2.Логопед: Береза славится своими замечательными качествами, о которых сложена такая загадка:

Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве четыре пользы:

Первая польза – больным на здоровье,

Вторая польза - от тьмы свет,

Третья - больному исцеление,

А четвертая - людям колодец.

Разгадывается загадка так:

Первое полезное свойство березы - это банные веники, вторая польза березы – лучины для света, третья польза березы – это ее полезные, ароматные почки и молодые листья, а четвертая польза березы – это березовый сок.

Почки и молодые листья следует собирать в мае-июне, они содержат витамин С, почки и листья березы настаивают и применяют при разных болезнях.

Береза не только вылечит, но и напоит, во время весеннего сокодвижения легко набрать березовый сок, чем выше будет сделана дырочка в стволе березы, тем слаще будет ее сок, угостила тебя береза, сок перестал вытекать – плотно заткни отверстие деревянной пробкой, чтобы дерево не загнило, нельзя брать сок у березок, растущих в городских парках.

3.Логопед: А какие загадки про березы знаете вы?

Дети: Она весну встречает, сережки одевает.

***

 Ее узнаешь ты по простой примете, нет дерева белей на свете.

***

  Стоят столбики белы, на них шапочки зелены.

Логопед: По березе можно определять, какое время года будет.

4.Приметы:

Если из берез течет много сока – к дождливому лету.

Если летом на березе появляются желтые листья – осень будет ранней.

5.Логопед: Березы прекрасны в любое время года.

Д/У «Такая разная береза»

Логопед просит найти детей и показать летнюю березу, осеннюю березу, зимнюю березу и весеннюю березу.

Береза летом и осенью - 51 фото

Логопед: рассмотрим березу: какого цвета ствол у березы?

Дети отвечают: белый.

Логопед: значит береза какая?

Дети: белоствольная.

Логопед: на березе черные точки, называются «чечевички».

6.Физкультминутка

Дети:

Весенние березки просыпаются            поднять руки вверх

И мило солнцу улыбаются         помахать руками над головой

Летние косички заплетают     перекрестные движения перед грудью

Ветерок с сережками играет   руки перед грудью, потрясти кистями

Осенние листочки осыпает  руки над головой, опустить вниз

Кружась, листочки, улетают   покружиться на месте

А зимние от стужи замерзают  обнять себя руками

Пушистый снег их укрывает    движения руками сверху вниз

7.Д/У «Семейка березовых слов»

Дети:

Береза, березонька, березка, березовый, березняк, подберезовик.

8.Д/У «Продолжи фразу»

Логопед: корни…

Дети: длинные, потому что березе надо крепко держаться за землю и набирать из нее много соков.

Логопед: ветки…

Дети: тонкие.

Логопед: листья…

Дети: зубчиками.

9.Логопед: Составим загадку про березу

Дети: Зеленая, а не луг.

Белая, а не снег.

Кудрявая, а не голова. (Береза)

Береза ??пушистая - СуперСадовник

10.Логопед: А теперь составим рассказ о березе по методу синквейна.

Дети:

                                            Береза

    Молодая (кудрявая)                    Старая (белоствольная)

              Стоит, качается, машет ветками, дает сок

Мне очень нравится белоствольная береза.

Русские люди очень любят березу, они сочинили про нее очень много стихов, песен и загадок.

11.Дети рассказывают стихи.

«Березка» А. Прокофьев

«Березка» В.С Рождественский

«Белая береза» С. А Есенин

«Учись у них – у дуба, у березы» А.А Фет

12.Логопед: про березку сложены даже сказки.

Дети инсценируют отрывки – диалоги из тувинской сказки «Березовая девушка» 

Жили-были четыре брата. Младший на охоту ходил, два средних за скотом и добром приглядывали, а старший брат из тайги дрова приносил.
Однажды зашёл старший брат далеко в тайгу, смотрит — большая берёза стоит. Срубил её парень, хотел расколоть на дрова да залюбовался белизной дерева. Вытесал он из берёзы куклу.
Связал вязанку дров, нагрузил на свои могучие плечи и отправился домой, прихватив с собой берёзовую куклу.
Увидел куклу второй брат и нарядил её в свой праздничный халат.
Третий брат поставил рядом с куклой еду и смочил ей губы парным молоком.
Сидит около юрты кукла-красавица, совсем как живая девушка.
Пришёл вечером с охоты младший брат Биче-оол и залюбовался берёзовой девушкой. Смотрел, смотрел на неё — не вытерпел и поцеловал её в губы. И вдруг видит: ожила кукла, открыла глаза, засмеялась серебряным смехом и нежно обняла Биче-оола.
Увидели это братья и стали спорить.
Старший говорит:
— Это я её вытесал из берёзы. Она моя.
Второй брат говорит:
— Нет, моя. Я её одел.
Третий брат говорит:
— А я её накормил.
Один только Биче-оол молчит, сидит рядом с девушкой и глаз с неё не сводит.
Долго спорили братья. Наконец старший брат предложил:
— Пусть девушка сама решит, кто для неё больше сделал. Кого она выберет, тот и будет её мужем.
Подумала берёзовая девушка и говорит:
— Старший брат вытесал меня из берёзы. Он отец мне. Второй брат одел меня. Он мать мне. Третий брат накормил меня. Он брат мне. А Биче-оол оживил — приласкал меня, как жених невесту. Он должен быть мне мужем.
Подивились братья мудрому ответу девушки и согласились.
Счастливо зажил Биче-оол со своей женой. Говорят, они до сих пор живут и не старятся.

Итог занятия:

Логопед: А сколько рек, сел, деревень названо в честь нашей веселой березки!

Река «Березина», село «Березово», деревня «Березовка», город «Березняки» и.тд

Любит наш народ свою зеленую красавицу и за красоту ее и за пользу, которую она приносит, поэтому береза и является символом нашей Родины – России!

Литература: тувинские народные сказки, народные загадки о березе, Т.А Сидорчук, С.В Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (технология ТРИЗ)».

           

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.

Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....

Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"

Ознакомление с государственными символами....

Проект по познавательному развитию «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка,  эмоций,...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной           осно...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) с детьми старшей группы «Символы России» (неофициальные символы России)

Сформировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России....