«Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи детей с ОВЗ»
консультация по логопедии (старшая группа)

Самовилова Алла Владимировна

Мнемотехника находит все большее число последователей и применяется не только для коррекционной работы, но и для решения различных обучающих задач, улучшения памяти и т.д. у детей без особенностей развити

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование приёмов мнемотехники для развития связной  речи детей с ОВЗ»

С каждым днем количество детей с тяжелыми  нарушениями речевого развития возрастает. Вопрос развития связной речи у данной категории детей вызывает обоснованную обеспокоенность и внимание к данной проблеме у специалистов. Реалии современной жизни таковы, что в большинстве своем дети стали меньше читать, соответственно упускается такой эффективный инструмент развития тех навыков речевого общения, которые формировались на основе восприятия и овладения литературным языком, чтением художественной литературы. Согласно требованиям Стандарта к результатам освоения программы основная цель речевого развития – формирование правильной литературной устной речи и навыков общения. Обучение детей последовательному грамматически правильному связному изложению своих мыслей, эмоций, описанию событий и ситуаций из окружающей их жизни.

С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин считают, что для облегчения формирования и становления связной речи можно выделить несколько направлений коррекционной работы при нарушении связной речи у детей. Одно из них использование принципа наглядности, который включает в себя рассматривание предметов, фотографий, картинок, рисунков с изображениями различных явлений и предметов. Это помогает ребенку через рассматривание, называние характерных свойств, признаков предметов, явлений, изображенных на наглядных пособиях, описание возможных или проводимых с ними манипуляций развивать речь.
Другое направление это создание плана высказывания. Его значимость в качестве инструмента развития у детей связной речи неоднократно подчеркивал известный психолог Л. С. Выготский. В своих работах отмечал, что последовательное размещение всех конкретных элементов высказывания в предварительной схеме является важным для формирования связной речи у ребенка.
Кроме общепринятых методов коррекционной работы по развитию связной речи у детей с ОНР, показано использование различных методов, облегчающих запоминание слов, фраз, речевых структур и конструкций. Хороший результат дает система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти через создание дополнительных ассоциаций и организацию обучения в виде игры, которая называется мнемотехникой.

Все большее число специалистов применяют приемы мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР. Нужно заметить, что мнемотехника находит все большее число последователей и применяется не только для коррекционной работы, но и для решения различных обучающих задач, улучшения памяти и т.д. у детей без особенностей развития. Мнемотехника - программа, которая помогает контролировать процесс запоминания. Ее приемы через образование у ребенка устойчивых ассоциативных связей способствуют развитию и увеличению объема памяти.

В педагогике мнемотехника встречается под разными названиями: 
сенсорно-графические схемы (Воробъева В.К.),
предметно-схематические модели (Ткаченко Т.А.),
блок-квадраты (Глухов В. П.),
коллаж (Большева Т. В.), 
схема составления рассказа (Ефименкова Л. Н.). 
Но суть мнемотехники от разнообразия названий не меняется.

Задачи мнемотехники и ее инструментов мнемотаблиц следующие:

• Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);
• Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;
• Развитие логики;
• Развитие образного мышления;
• Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации;
• Решение дидактических, образовательных задач;
• Развитие смекалки;
• Тренировка внимания;
• Навык правильного графического изображения.

Различают следующие виды мнемотаблиц:
• развивающие (тренинг основных психических процессов);
• обучающие;

Мнемотехника предполагает движение от более легкого к более сложному. И обычно начинается с мнемоквадратов – самых простых видов наглядности. Далее после усвоения вводятся мнемодорожки и далее при условии успешного освоения предыдущих, старшим дошкольникам предлагаются более сложные мнемотаблицы.

Применение мнемотехнических приемов  -  мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц облегчает зрительное восприятие информации и ее переработку мозгом, а так же сохранение, запоминание и воспроизведение в нужный момент времени.
Мнемотехника применяется для развития различных видов речевой деятельности:
• заучивания стихов, пословиц, потешек;
• пересказов текстов;
• обучения составлению рассказов;
• отгадывания/ загадывания загадок.

Мнемотехнические приемы применяются по–разному: в привычном классическом, в игровом. Приемы мнемотехники хорошо способствуют проведению обучения в игровой форме. Например, таблицу можно разрезать и восстанавливать последовательность изображений или картинок, слов, цветов или форм по памяти. Можно смешивать картинки из разных мнемотаблиц или мнемоквадратов, находя нужные элементы по заданной теме или подбирая по названиям, цветам, применению, сортируя исходя из их свойств изображенных предметов или качеств. Можно находить лишнее слово или изображение в ряду, неправильные буквы, слова, цифры в последовательности и т.д. Можно играть в игру «Не зевай, нужную картинку поднимай», суть которой заключается в реакции ребенка на прочитанный фрагмент текста взрослым выбором нужной картинки или карточки с буквой, цифрой, цветом и т.п. Разнообразие игровых обучающих упражнений с применением мнемотехник ограничено лишь воображением преподавателя и возможностями ребенка на данный период времени. 
Мнемотехника показала себя как инструмент достижения положительных продолжительных во времени результатов в развитии связной речи у детей с ОНР. Среди них:
- расширение знаний ребенка об окружающем мире;
- желание рассказывать, пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- интерес к заучиванию стихов и потешек;
- увеличение словарного запаса;
- преодоление робости, застенчивости, приобретение навыка свободно держаться перед аудиторией.
Мнемотехника показала себя эффективным инструментом развития связной речи у детей с ОНР. Мнемотехнические приемы повышают связность речи, способствуют повышению интереса к обучению, улучшают способность к запоминанию, развивают память. Мнемотехника помогает формированию у детей с ОНР важного для успешной социализации навыка владения устной коммуникацией.

Используемая литература:

  1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Спб.,2005.
  2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием /М., 2005.
  3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием Дошкольное воспитание 2004г. — № 6.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6. Москва, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.   Одной и...

Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей с ОНР

               В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  актуальной.  Главной ...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Материал предназначен для ознакомления педагогов ДОУ с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники. ...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Использование в работе с детьми на логопедических занятиях мнемотаблиц позволяет формировать у детей представление о положении органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответс...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров малышам достаточно трудно. Поэтому все приемы мнемоники...